Экспериментальная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
Тема: Опыты с бумагой
Цель работы: формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи исследования:
- развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
- развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы, касающиеся данной темы.
- учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта
- развивать речь и память детей
- воспитывать в детях аккуратность
- продолжать учить детей наблюдать.
Приветствие:
Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, я надеюсь, что сегодня вы будете вести себя хорошо, будете внимательными и выполните все, что я вас попрошу.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро! » скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро! » — маме и папе
«Доброе утро! » — останется с нами.
Воспитатель сообщает детям, что сегодня утром, войдя в группу, она услышала чей то плач. Оказалось, что это плачет книга.
-Что с ней случилось?
-Почему она плачет?
Правильно, дети, у нее порван переплет. Мы ее отремонтируем!
- А из чего сделана книга?
Подумайте и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.)
Загадки о бумаге:
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
Ответ: Книга
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ... .
Ответ: Тетрадь
Вы меня перелистали -
Как в музее побывали.
Космос на одной странице,
На другой странице - дом,
На последней - хвост жар-птицы.
А все вместе я - ...
Ответ: Альбом
А сейчас я вам расскажу, как же делают бумагу.
Показ картинок и объяснение. Сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Потом эти рулоны отправляют в типографию и режут на листы. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.
Ребята, мы с вами узнали процесс производства бумаги. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге.
- А давайте с вами немного поэкспериментируем с бумагой и узнаем, какой же бывает бумага. Как вы думаете, у нас получится ? Для этого нам надо превратиться в маленьких ученых и зайти в нашу маленькую лабораторию.
Одеваем шапочки и нарукавники, вспоминаем, как надо себя вести (показ картинок) и проходим за столы.
Возьмите лист бумаги в руки. Погладьте его ладонью.
-Какой он?
Гладкий , тонкий…
Опыт № 1. « Сминание бумаги»
Читается стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
Цель: подвести детей к пониманию того, что можно сделать с бумагой. Я предлагаю вам смять бумагу. Легко это сделать?
Вывод: бумага – не прочная. мягкая, её можно смять.
Опыт № 2.«Разрезание бумаги»
Детям были предложен лист бумаги и деревянный кубик . Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала кубик. Он твердый. Бумага разрезалась быстро и легко.
Опыт № 3.«Разрывание бумаги»
Я предлагаю вам два вида материала: бумагу, ткань.
Нужно разорвать бумагу (показать). Исследование прошло удачно: бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.
Вывод: ткань прочнее, чем бумага.
- Я предлагаю вам немного отдохнуть.
«Художники»
На бумаге белой-белой
Мы рисуем смело-смело – «рисуют» пальчиком в воздухе,
И деревья – руки вверху, делают наклоны влево-вправо,
И дома – поднимают руки над головой, «крыша»,
Поле – разводят руками от груди в стороны,
Дождик – стучат пальчиками по ладошке,
Мотылька – бегут на носочках, делая взмахи руками.
Воспитатель: мы с вами вспомнили еще одно свойство бумаги-на бумаге можно рисовать и писать.
Игра «Бывает-не бывает».
- Ребята, я буду показывать вам предмет, если он из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если нет – приседаете. (книга, стул, конверт, яблоко, альбом, зеркало, газета, салфетка, ваза, машина , журнал, открытка и др) .
Опыт № 4.«Вода и бумага»
Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки.
Положили салфетки в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
Опыт № 5. «Летающая бумага»
Веер в руки вы возьмите
Аккуратно разверните,
Хорошенько рассмотрите,
А теперь, мои друзья, все вниманье на меня.
Воспитатель: Эти веера мы с вами сделали из разноцветной бумаги.
Вывод: бумага бывает разных цветов, её можно красить и бумагу можно складывать и делать поделки.
Я принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.
Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
Ребята, какого цвета бумага у вас на столе? (бумага разных цветов)
Вывод: Бумага может быть разноцветной.
-А теперь подойдите все ко мне и мы все вместе подведем итог, какая же она - бумага.
Воспитатель при помощи картинок вместе с детьми составляет алгоритм качеств и свойств бумаги:
- бумага мнется
- бумага рвется
- бумагу можно резать
- на бумаге можно рисовать
- бумагу мокнет, боится воды
- бумагу можно сворачивать, складывать
- бумага легкая. может летать
Теперь мы знаем из чего сделана книга и как с ней нужно обращаться.
Воспитатель спрашивает, понравилось ли занятие детям и было ли им интересно? Те, кому понравилось, клеят бумажный стикер в окошко с солнышком, а кому не понравилось- с тучкой.
Эту книгу мы отремонтируем, и не только эту. А я принесла вам в подарок книги и надеюсь, что они у вас никогда не заболеют и вы будете с ними обращаться аккуратно и бережно.
Мы с вами теперь знаем, как нужно обращаться с книгами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..
Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...