Конспект НОД. Старшая группа. «Смена дня и ночи».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД. Старшая группа. «Смена дня и ночи», направлен на решение следующих задач
Образовательные:
- формировать представление детей о строении Солнечной системы,
- совершенствовать представления детей о частях суток.
Развивающие:
- развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать,
- развивать интерес к экспериментированию.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД. Старшая группа. «Смена дня и ночи». | 27.67 КБ |
nod_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchem.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 24 «Вишенка» г. Павлово
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Старшая группа
«Смена дня и ночи».
Составила воспитатель:
Гордова Юлия Львовна
2015 год
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей о строении Солнечной системы,
- совершенствовать представления детей о частях суток.
Развивающие:
- развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать,
- развивать интерес к экспериментированию.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Предварительная работа: просмотр презентации «Смена дня и ночи» и «Солнце – звезда». Разучивание слов для физкультминутки. Игра малой подвижности «День – ночь сутки прочь», изготовление атрибутов к игре: шапка «Земля». Рассматривание энциклопедии «Космос», беседа «Наш общий дом», НОД «Планеты солнечной системы»
Материал: 2 глобуса, 2 фонарик, юла, игра «Планеты», 2 вида карточек с заданиями.
Методы работы:
- практический: работа с карточками «День – ночь» и «Раскрась планеты». Опыт «День – ночь» с фонариком ( экспериментирование в подгруппе);
- наглядный: карта солнечной системы, звездное небо;
- игровой: д/и «Собери планеты,
- словестный: загадывание загадок, постановка вопросов на активизацию знаний, указания на действия, обобщение сказанного, объяснения заданий, чтение письма.
Деятельность воспитателя Ход НОД: Воспитатель обращается к детям: Ребята к нам почтальон принес письмо! Интересно от кого оно? Давайте, посмотрим? Его нам написал Карлсон, который живет на крыше. Воспитатель зачитывает письмо: «Я хочу стать астрономом. Но никак не могу разобраться сам, что это за наука Астрономия. Помогите, мне, пожалуйста»! Воспитатель: - Ребята поможем Карлсону узнать, что это за наука Астрономия. Воспитатель: - А вы знаете, что такое наука Астрономия, и что изучает эта наука? - Не знаете? Чтобы помочь Карлсону, что нам нужно сделать? - Вы хотите сами узнать и помочь Карлсону? - Тогда присаживайтесь! - Как и где мы можем об этом узнать? Воспитатель: Астрономия - это наука, которая изучает явления и законы, которые происходят в космосе. - Что же можно изучать в космосе? - Ученые-астрономы отвечают на многие вопросы, интересующие людей. - О чем бы вам хотелось спросить? Воспитатель: - Я думаю, Карлесону будет интересно, какая самая яркая звезда на небосклоне. - А вы как считаете? - Что вы знаете о солнце? - Как влияет солнце на жизнь всего живого и неживого на нашей планете? - Представьте себе, что не стало солнца, что тогда? - Ребята, как вы думаете, есть ли в космосе другие планеты? - А какие планеты вы еще знаете? - На какой планете живем мы с вами? - Что вы о ней знаете? Воспитатель рассыпает модели планет - Попробуйте разложить модели планет на космической карте. Игра «Найди орбиту» Физкультминутка, (повторяется 2-3 раза) А теперь мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. 1-2-3-4! Вот летит ракета ввысь! Воспитатель: - Астрономы первыми ответили на вопрос, что такое день и что такое ночь. - А вы знаете, как происходит смена дня и ночи? (Воспитатель предлагает понаблюдать за экспериментом на специально подготовленном оборудовании) Воспитатель обращает внимание на глобус: - Что это? - Давайте на глобус, временно, приклеим картинку «Дом». Здесь живем мы. Я на это место направляю фонарик. В домике светло или темно? Воспитатель поворачивает глобус на 180 градусов. - Ой, почему на домик не светит фонарик? Воспитатель предлагает разделиться детям на две группы и провести аналогичный эксперимент самим у двух глобусов. Воспитатель заводит игрушку «Волчок» - Ребята, как вы думаете чем, похожи между собой волчок и глобус? Воспитатель подводит к выводу - Может ли солнце осветить планету Земля одновременно со всех сторон? - Если сторона Земли, на которой живем мы, поворачивается к солнцу, что наступает? - Если отворачивается, наступает Воспитатель обобщает ответы детей: - И так происходит постоянно, каждый день, поэтому происходит смена дня и ночи. Воспитатель читает загадку: Друг за другом чередой Тихо ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ, А сестра наоборот- Спать немедленно зовет. - Что за братец? А кто сестра? Воспитатель предлагает задание двум группам. - Задание для первой группы. Нужно заштриховать ту часть земли, где ночь, и раскрасить желтым цветом, где день. - Задание для второй группы. Предлагаю разукрасить цветными карандашами все планеты. Воспитатель анализирует работу детей: - Ребята вы молодцы и справились с заданиями! Воспитатель собирает детей: - Идите ко мне, мои юные астрономы! Анализ занятия: - Ребята, а вы о многом узнали? - О чем вы сегодня узнали? - О чем вы можете рассказать Карлесону? - Как же Карлсон узнает обо всем? - Дорогие друзья, давайте наши лучшие работы вложим в письмо Карлсону. Воспитатель предлагает написать письмо вечером и вложить в него работы детей. | Деятельность детей - да - нет - нам нужно самим узнать об этом. - да (дети садятся полукругом) - из энциклопедий, у взрослых, по телевидению и т.д. - звезды, планеты, метеориты - о кометах, о невесомости, о воде дети рассуждают, приходят к выводу - эта звезда-Солнце - вокруг солнца вращаются планеты - растут цветы, живут животные и люди, идут дожди, меняется климат - стало темно, холодно - да - Марс, Юпитер, Сатурн - Земля - круглая, вертится, меньше солнца - живут люди, животные, есть моря, горы Дети размещают карточки на космической карте. Дети повторяют движения и слова - нет Дети наблюдают за действиями воспитателя - глобус - светло - глобус повернули дети выбирают оборудование, действуют с ним, совершая движение «Земли» вокруг «Солнца». - оба крутятся дети делают вывод: -Земля, как юла. Она вращается, но не останавливается. Мы – жители-земляне находимся на ней и крутимся, как на карусели. - нет! - наступает день - ночь, вечер - утро - день - да - о планете Земля - о солнце, о сутках, о вращении земли - напишем письмо - да |
Литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Мозаика, 2014
2. Посвянская Н.П. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме: «Планета Земля». Издательство «Скипторий». Москва 2005 г.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М: ТЦ «Сфера»,2001 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 24 «Вишенка» г. Павлово
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Старшая группа
«Смена дня и ночи».
Составила воспитатель:
Гордова Юлия Львовна
2015 год
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей о строении Солнечной системы,
- совершенствовать представления детей о частях суток.
Развивающие:
- развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать,
- развивать интерес к экспериментированию.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Предварительная работа: просмотр презентации «Смена дня и ночи» и «Солнце – звезда». Разучивание слов для физкультминутки. Игра малой подвижности «День – ночь сутки прочь», изготовление атрибутов к игре: шапка «Земля». Рассматривание энциклопедии «Космос», беседа «Наш общий дом», НОД «Планеты солнечной системы»
Материал: 2 глобуса, 2 фонарик, юла, игра «Планеты», 2 вида карточек с заданиями.
Методы работы:
- практический: работа с карточками «День – ночь» и «Раскрась планеты». Опыт «День – ночь» с фонариком ( экспериментирование в подгруппе);
- наглядный: карта солнечной системы, звездное небо;
- игровой: д/и «Собери планеты,
- словестный: загадывание загадок, постановка вопросов на активизацию знаний, указания на действия, обобщение сказанного, объяснения заданий, чтение письма.
Деятельность воспитателя Ход НОД: Воспитатель обращается к детям: Ребята к нам почтальон принес письмо! Интересно от кого оно? Давайте, посмотрим? Его нам написал Карлсон, который живет на крыше. Воспитатель зачитывает письмо: «Я хочу стать астрономом. Но никак не могу разобраться сам, что это за наука Астрономия. Помогите, мне, пожалуйста»! Воспитатель: - Ребята поможем Карлсону узнать, что это за наука Астрономия. Воспитатель: - А вы знаете, что такое наука Астрономия, и что изучает эта наука? - Не знаете? Чтобы помочь Карлсону, что нам нужно сделать? - Вы хотите сами узнать и помочь Карлсону? - Тогда присаживайтесь! - Как и где мы можем об этом узнать? Воспитатель: Астрономия - это наука, которая изучает явления и законы, которые происходят в космосе. - Что же можно изучать в космосе? - Ученые-астрономы отвечают на многие вопросы, интересующие людей. - О чем бы вам хотелось спросить? Воспитатель: - Я думаю, Карлесону будет интересно, какая самая яркая звезда на небосклоне. - А вы как считаете? - Что вы знаете о солнце? - Как влияет солнце на жизнь всего живого и неживого на нашей планете? - Представьте себе, что не стало солнца, что тогда? - Ребята, как вы думаете, есть ли в космосе другие планеты? - А какие планеты вы еще знаете? - На какой планете живем мы с вами? - Что вы о ней знаете? Воспитатель рассыпает модели планет - Попробуйте разложить модели планет на космической карте. Игра «Найди орбиту» Физкультминутка, (повторяется 2-3 раза) А теперь мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. 1-2-3-4! Вот летит ракета ввысь! Воспитатель: - Астрономы первыми ответили на вопрос, что такое день и что такое ночь. - А вы знаете, как происходит смена дня и ночи? (Воспитатель предлагает понаблюдать за экспериментом на специально подготовленном оборудовании) Воспитатель обращает внимание на глобус: - Что это? - Давайте на глобус, временно, приклеим картинку «Дом». Здесь живем мы. Я на это место направляю фонарик. В домике светло или темно? Воспитатель поворачивает глобус на 180 градусов. - Ой, почему на домик не светит фонарик? Воспитатель предлагает разделиться детям на две группы и провести аналогичный эксперимент самим у двух глобусов. Воспитатель заводит игрушку «Волчок» - Ребята, как вы думаете чем, похожи между собой волчок и глобус? Воспитатель подводит к выводу - Может ли солнце осветить планету Земля одновременно со всех сторон? - Если сторона Земли, на которой живем мы, поворачивается к солнцу, что наступает? - Если отворачивается, наступает Воспитатель обобщает ответы детей: - И так происходит постоянно, каждый день, поэтому происходит смена дня и ночи. Воспитатель читает загадку: Друг за другом чередой Тихо ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ, А сестра наоборот- Спать немедленно зовет. - Что за братец? А кто сестра? Воспитатель предлагает задание двум группам. - Задание для первой группы. Нужно заштриховать ту часть земли, где ночь, и раскрасить желтым цветом, где день. - Задание для второй группы. Предлагаю разукрасить цветными карандашами все планеты. Воспитатель анализирует работу детей: - Ребята вы молодцы и справились с заданиями! Воспитатель собирает детей: - Идите ко мне, мои юные астрономы! Анализ занятия: - Ребята, а вы о многом узнали? - О чем вы сегодня узнали? - О чем вы можете рассказать Карлесону? - Как же Карлсон узнает обо всем? - Дорогие друзья, давайте наши лучшие работы вложим в письмо Карлсону. Воспитатель предлагает написать письмо вечером и вложить в него работы детей. | Деятельность детей - да - нет - нам нужно самим узнать об этом. - да (дети садятся полукругом) - из энциклопедий, у взрослых, по телевидению и т.д. - звезды, планеты, метеориты - о кометах, о невесомости, о воде дети рассуждают, приходят к выводу - эта звезда-Солнце - вокруг солнца вращаются планеты - растут цветы, живут животные и люди, идут дожди, меняется климат - стало темно, холодно - да - Марс, Юпитер, Сатурн - Земля - круглая, вертится, меньше солнца - живут люди, животные, есть моря, горы Дети размещают карточки на космической карте. Дети повторяют движения и слова - нет Дети наблюдают за действиями воспитателя - глобус - светло - глобус повернули дети выбирают оборудование, действуют с ним, совершая движение «Земли» вокруг «Солнца». - оба крутятся дети делают вывод: -Земля, как юла. Она вращается, но не останавливается. Мы – жители-земляне находимся на ней и крутимся, как на карусели. - нет! - наступает день - ночь, вечер - утро - день - да - о планете Земля - о солнце, о сутках, о вращении земли - напишем письмо - да |
Литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Мозаика, 2014
2. Посвянская Н.П. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме: «Планета Земля». Издательство «Скипторий». Москва 2005 г.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М: ТЦ «Сфера»,2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект психологического занятия по коррекции тревожности в старшем дошкольном возрасте "День и ночь"
Конспект данного занятия представляет интерес для широкого круга не только специалистов (воспитателей, логопедов, психологов), но и для обычных родителей. Поскольку упражнения, используемые в нем, про...
Конспект занятия в средней группе. «Смена дня и ночи».
Цели: Учить детей отгадывать загадки, узнавать по описанию действий людей, часть суток. Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи, утра от положения Земли по отношению к Солнцу. Закрепить...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Смена времен года»
Конспект НОД по познавательному развитию.Ребенок и окружающий мирТема. «Смена времен года»Интеграция ОО: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.Виды деятельности: познавательно-ис...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «День – ночь»
Познакомить с зависимостью смены дня и ночи.Помочь сформулировать учебную цель, как последующее действие, направленное на решение проблемной задачи, для активизации деятельности детей....
Методическая разработка конспект НОД старшей компенсирующей группы детей с нарушением зрения "Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём!"
Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в поведении взрос...
Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава
Хочется поделиться методами и приемами, которые помогают сделать воспитательно-образовательный процесс радостным и увлекательным.Создание условий для развития приятельских отношений между детьми, форм...
Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная зимняя ночь" (нетрадиционное-манка)
Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная зимняя ночь" (нетрадиционное-манка)...