Конспект НОД. Старшая группа. «Смена дня и ночи».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гордова Юлия Львовна

Конспект НОД.  Старшая группа.  «Смена дня и ночи», направлен на решение следующих задач 

Образовательные:
- формировать представление детей о строении Солнечной системы,
- совершенствовать представления детей о частях суток.

Развивающие:
- развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать,
- развивать интерес к экспериментированию.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  

Детский сад № 24 «Вишенка» г. Павлово

           Конспект непосредственно образовательной деятельности.                                            

                                            Старшая группа

                                      «Смена дня и ночи».

Составила воспитатель:

Гордова Юлия Львовна

                                                    2015 год


Задачи:

Образовательные:
- формировать представление детей о строении Солнечной системы,
- совершенствовать представления детей о частях суток.

Развивающие:
- развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать,
- развивать интерес к экспериментированию.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Предварительная работа: просмотр презентации  «Смена  дня и ночи» и «Солнце – звезда». Разучивание слов для физкультминутки. Игра  малой подвижности «День – ночь сутки прочь», изготовление атрибутов к игре: шапка «Земля». Рассматривание энциклопедии «Космос», беседа «Наш общий дом», НОД «Планеты солнечной системы»


Материал: 2 глобуса, 2 фонарик, юла, игра «Планеты», 2 вида карточек с заданиями.


Методы работы:

- практический:  работа с карточками «День – ночь» и «Раскрась планеты». Опыт  «День – ночь»  с  фонариком ( экспериментирование в подгруппе);

- наглядный:  карта солнечной системы, звездное небо;

- игровой:  д/и «Собери планеты,

- словестный:  загадывание загадок, постановка вопросов на активизацию знаний, указания на действия, обобщение сказанного, объяснения заданий, чтение письма.

                                                                           

Деятельность воспитателя

Ход НОД:

 Воспитатель обращается к детям:

Ребята к нам почтальон принес письмо! Интересно от кого оно? Давайте, посмотрим? Его нам написал Карлсон, который живет на крыше.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Я хочу стать астрономом. Но никак не могу разобраться сам, что это за наука Астрономия. Помогите, мне, пожалуйста»!

Воспитатель:

- Ребята поможем Карлсону  узнать, что это за наука Астрономия.

Воспитатель:

 - А вы знаете, что такое наука Астрономия, и что изучает эта наука?

- Не знаете? Чтобы помочь Карлсону, что нам нужно сделать?

 - Вы хотите  сами узнать и помочь Карлсону?

- Тогда присаживайтесь!

- Как и где мы можем об этом узнать?

Воспитатель:

 Астрономия - это наука, которая изучает явления и законы, которые происходят в космосе.

- Что же можно изучать в космосе?

- Ученые-астрономы отвечают на многие вопросы, интересующие людей.

- О чем бы вам хотелось спросить?

Воспитатель:

- Я думаю, Карлесону будет интересно, какая самая яркая звезда на небосклоне.

- А вы как считаете?

- Что вы знаете о солнце?

- Как влияет солнце на жизнь всего живого и неживого на нашей планете?

- Представьте себе, что не стало солнца, что тогда?

- Ребята, как вы думаете, есть ли в космосе другие планеты?

- А какие планеты вы еще знаете?

-  На какой планете живем мы с вами?

- Что вы о ней знаете?

Воспитатель рассыпает модели планет

- Попробуйте  разложить  модели планет на космической карте.

Игра «Найди орбиту»

Физкультминутка, (повторяется 2-3 раза)

А теперь мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

1-2-3-4!

Вот летит ракета ввысь!

Воспитатель:

- Астрономы первыми ответили на вопрос, что такое день и что такое ночь.

- А вы знаете, как происходит смена дня и ночи?

(Воспитатель предлагает понаблюдать за экспериментом на специально подготовленном оборудовании)

Воспитатель обращает внимание  на глобус:

- Что это?

- Давайте на глобус, временно, приклеим картинку «Дом». Здесь живем мы.  Я на это место направляю фонарик. В домике светло или темно?

Воспитатель поворачивает глобус на 180 градусов.

- Ой, почему на домик не светит фонарик?

Воспитатель предлагает разделиться детям на две группы и провести аналогичный эксперимент самим  у двух глобусов.

Воспитатель заводит игрушку «Волчок»

- Ребята, как вы думаете чем, похожи  между собой  волчок и глобус?

Воспитатель подводит к выводу

- Может ли солнце осветить планету

 Земля одновременно со всех сторон?

- Если сторона Земли, на которой живем мы, поворачивается к солнцу, что наступает?

- Если отворачивается, наступает

Воспитатель обобщает ответы детей:

- И так происходит постоянно, каждый день, поэтому происходит смена дня и ночи.

Воспитатель читает загадку:

Друг за другом чередой

Тихо ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра наоборот-

Спать немедленно зовет.

- Что за братец? А кто сестра?

Воспитатель предлагает задание двум группам.

-  Задание для первой группы. Нужно заштриховать ту часть земли, где ночь, и раскрасить желтым цветом, где день.

- Задание для второй группы.  Предлагаю разукрасить цветными карандашами все планеты.

Воспитатель анализирует работу детей:

-  Ребята вы молодцы и справились с заданиями!

Воспитатель собирает детей:

 - Идите ко мне, мои юные астрономы!

Анализ занятия:

- Ребята, а вы о многом узнали?

- О чем вы сегодня узнали?

- О чем вы можете рассказать Карлесону?

 - Как же Карлсон  узнает обо всем?

 - Дорогие друзья,  давайте наши лучшие работы  вложим в письмо  Карлсону.

Воспитатель предлагает написать письмо  вечером и вложить в него  работы детей.

Деятельность детей

- да

- нет

- нам нужно самим узнать об этом.

- да

(дети садятся полукругом)

- из энциклопедий, у взрослых, по телевидению и т.д.

- звезды,  планеты, метеориты

- о кометах, о невесомости, о воде

 дети рассуждают, приходят к выводу -  эта звезда-Солнце

- вокруг солнца вращаются планеты

- растут цветы, живут животные и  люди, идут дожди, меняется климат

- стало темно, холодно

- да

-  Марс, Юпитер, Сатурн

- Земля

- круглая, вертится, меньше солнца

- живут люди, животные, есть моря, горы

Дети  размещают карточки  на космической карте.

Дети повторяют движения и слова

- нет

Дети наблюдают за действиями воспитателя

- глобус

- светло

- глобус  повернули

дети выбирают оборудование, действуют с ним, совершая движение «Земли» вокруг «Солнца».

- оба крутятся

 дети делают вывод:

-Земля, как юла. Она вращается, но  не останавливается. Мы – жители-земляне находимся на ней и крутимся, как на карусели.

- нет!

- наступает день

- ночь, вечер

- утро

- день

- да

- о планете Земля

- о солнце, о сутках, о вращении  земли

- напишем письмо

- да

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.АПарамоновой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Мозаика, 2014

     2.   Посвянская Н.П. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме:       «Планета Земля».  Издательство «Скипторий».  Москва 2005 г.

     3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.  Неизведанное  рядом:  Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М: ТЦ «Сфера»,2001 г.



Предварительный просмотр:

 

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  

Детский сад № 24 «Вишенка» г. Павлово

           Конспект непосредственно образовательной деятельности.                                            

                                            Старшая группа

                                      «Смена дня и ночи».

Составила воспитатель:

Гордова Юлия Львовна

                                                    2015 год


Задачи:

Образовательные:
- формировать представление детей о строении Солнечной системы,
- совершенствовать представления детей о частях суток.

Развивающие:
- развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать,
- развивать интерес к экспериментированию.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Предварительная работа: просмотр презентации  «Смена  дня и ночи» и «Солнце – звезда». Разучивание слов для физкультминутки. Игра  малой подвижности «День – ночь сутки прочь», изготовление атрибутов к игре: шапка «Земля». Рассматривание энциклопедии «Космос», беседа «Наш общий дом», НОД «Планеты солнечной системы»


Материал: 2 глобуса, 2 фонарик, юла, игра «Планеты», 2 вида карточек с заданиями.


Методы работы:

- практический:  работа с карточками «День – ночь» и «Раскрась планеты». Опыт  «День – ночь»  с  фонариком ( экспериментирование в подгруппе);

- наглядный:  карта солнечной системы, звездное небо;

- игровой:  д/и «Собери планеты,

- словестный:  загадывание загадок, постановка вопросов на активизацию знаний, указания на действия, обобщение сказанного, объяснения заданий, чтение письма.

                                                                           

Деятельность воспитателя

Ход НОД:

 Воспитатель обращается к детям:

Ребята к нам почтальон принес письмо! Интересно от кого оно? Давайте, посмотрим? Его нам написал Карлсон, который живет на крыше.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Я хочу стать астрономом. Но никак не могу разобраться сам, что это за наука Астрономия. Помогите, мне, пожалуйста»!

Воспитатель:

- Ребята поможем Карлсону  узнать, что это за наука Астрономия.

Воспитатель:

 - А вы знаете, что такое наука Астрономия, и что изучает эта наука?

- Не знаете? Чтобы помочь Карлсону, что нам нужно сделать?

 - Вы хотите  сами узнать и помочь Карлсону?

- Тогда присаживайтесь!

- Как и где мы можем об этом узнать?

Воспитатель:

 Астрономия - это наука, которая изучает явления и законы, которые происходят в космосе.

- Что же можно изучать в космосе?

- Ученые-астрономы отвечают на многие вопросы, интересующие людей.

- О чем бы вам хотелось спросить?

Воспитатель:

- Я думаю, Карлесону будет интересно, какая самая яркая звезда на небосклоне.

- А вы как считаете?

- Что вы знаете о солнце?

- Как влияет солнце на жизнь всего живого и неживого на нашей планете?

- Представьте себе, что не стало солнца, что тогда?

- Ребята, как вы думаете, есть ли в космосе другие планеты?

- А какие планеты вы еще знаете?

-  На какой планете живем мы с вами?

- Что вы о ней знаете?

Воспитатель рассыпает модели планет

- Попробуйте  разложить  модели планет на космической карте.

Игра «Найди орбиту»

Физкультминутка, (повторяется 2-3 раза)

А теперь мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

1-2-3-4!

Вот летит ракета ввысь!

Воспитатель:

- Астрономы первыми ответили на вопрос, что такое день и что такое ночь.

- А вы знаете, как происходит смена дня и ночи?

(Воспитатель предлагает понаблюдать за экспериментом на специально подготовленном оборудовании)

Воспитатель обращает внимание  на глобус:

- Что это?

- Давайте на глобус, временно, приклеим картинку «Дом». Здесь живем мы.  Я на это место направляю фонарик. В домике светло или темно?

Воспитатель поворачивает глобус на 180 градусов.

- Ой, почему на домик не светит фонарик?

Воспитатель предлагает разделиться детям на две группы и провести аналогичный эксперимент самим  у двух глобусов.

Воспитатель заводит игрушку «Волчок»

- Ребята, как вы думаете чем, похожи  между собой  волчок и глобус?

Воспитатель подводит к выводу

- Может ли солнце осветить планету

 Земля одновременно со всех сторон?

- Если сторона Земли, на которой живем мы, поворачивается к солнцу, что наступает?

- Если отворачивается, наступает

Воспитатель обобщает ответы детей:

- И так происходит постоянно, каждый день, поэтому происходит смена дня и ночи.

Воспитатель читает загадку:

Друг за другом чередой

Тихо ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра наоборот-

Спать немедленно зовет.

- Что за братец? А кто сестра?

Воспитатель предлагает задание двум группам.

-  Задание для первой группы. Нужно заштриховать ту часть земли, где ночь, и раскрасить желтым цветом, где день.

- Задание для второй группы.  Предлагаю разукрасить цветными карандашами все планеты.

Воспитатель анализирует работу детей:

-  Ребята вы молодцы и справились с заданиями!

Воспитатель собирает детей:

 - Идите ко мне, мои юные астрономы!

Анализ занятия:

- Ребята, а вы о многом узнали?

- О чем вы сегодня узнали?

- О чем вы можете рассказать Карлесону?

 - Как же Карлсон  узнает обо всем?

 - Дорогие друзья,  давайте наши лучшие работы  вложим в письмо  Карлсону.

Воспитатель предлагает написать письмо  вечером и вложить в него  работы детей.

Деятельность детей

- да

- нет

- нам нужно самим узнать об этом.

- да

(дети садятся полукругом)

- из энциклопедий, у взрослых, по телевидению и т.д.

- звезды,  планеты, метеориты

- о кометах, о невесомости, о воде

 дети рассуждают, приходят к выводу -  эта звезда-Солнце

- вокруг солнца вращаются планеты

- растут цветы, живут животные и  люди, идут дожди, меняется климат

- стало темно, холодно

- да

-  Марс, Юпитер, Сатурн

- Земля

- круглая, вертится, меньше солнца

- живут люди, животные, есть моря, горы

Дети  размещают карточки  на космической карте.

Дети повторяют движения и слова

- нет

Дети наблюдают за действиями воспитателя

- глобус

- светло

- глобус  повернули

дети выбирают оборудование, действуют с ним, совершая движение «Земли» вокруг «Солнца».

- оба крутятся

 дети делают вывод:

-Земля, как юла. Она вращается, но  не останавливается. Мы – жители-земляне находимся на ней и крутимся, как на карусели.

- нет!

- наступает день

- ночь, вечер

- утро

- день

- да

- о планете Земля

- о солнце, о сутках, о вращении  земли

- напишем письмо

- да

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.АПарамоновой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Мозаика, 2014

     2.   Посвянская Н.П. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме:       «Планета Земля».  Издательство «Скипторий».  Москва 2005 г.

     3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.  Неизведанное  рядом:  Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М: ТЦ «Сфера»,2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект психологического занятия по коррекции тревожности в старшем дошкольном возрасте "День и ночь"

Конспект данного занятия представляет интерес для широкого круга не только специалистов (воспитателей, логопедов, психологов), но и для обычных родителей. Поскольку упражнения, используемые в нем, про...

Конспект занятия в средней группе. «Смена дня и ночи».

Цели: Учить детей отгадывать загадки, узнавать по описанию действий людей, часть суток. Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи, утра от положения Земли по отношению к Солнцу. Закрепить...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Смена времен года»

Конспект НОД по познавательному развитию.Ребенок и окружающий мирТема. «Смена времен года»Интеграция ОО: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.Виды деятельности: познавательно-ис...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «День – ночь»

Познакомить с зависимостью смены дня и ночи.Помочь сформулировать учебную цель, как последующее действие, направленное на решение проблемной задачи, для активизации деятельности детей....

Методическая разработка конспект НОД старшей компенсирующей группы детей с нарушением зрения "Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём!"

Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в поведении взрос...

Технологии организации взаимодействия дошкольников в парах и группах сменного состава

Хочется поделиться методами и приемами, которые помогают сделать воспитательно-образовательный процесс радостным и увлекательным.Создание условий для развития приятельских отношений между детьми, форм...

Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная зимняя ночь" (нетрадиционное-манка)

Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная зимняя ночь" (нетрадиционное-манка)...