Четыре времени года
проект по окружающему миру ( группа) на тему
Время года как средство к экологическому воспитанию детей, и основа экологического образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vremena_goda_ucheba.docx | 36.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Четыре времени года».
Четыре прекрасных сезона в году,
И каждому рады все дети:
Зимой – это лыжи и санки!
Весной – это лужи, зелёные парки!
А летом – каникулы жаркие!
Лишь осенью грустно немного бывает –
Природа вокруг засыпать начинает...
Тема: Время года как средство к экологическому воспитанию детей, и основа экологического образования.
Авторы проекта: воспитатели – Сорокина О.В.; Родионова О.А.
Участники: дети, родители ,музыкальный руководитель.
Вид проекта – инновационный.
База проекта: МБДОУ д\с 101 г. Таганрог Ростовская область
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь- август) 2015 – 2016год .
2. Характеристика инновационного проекта:
Противоречия: Слабая информированность родителей и детей в экологических представлений, не бережное отношение к природе.
Проблема:
- Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания
- К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений
- Не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой
- Родители уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями
природы
- Родители не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы
- Родители не привлекают детей к совместному труду в природе
-Некоторые родители имеют низкий уровень экологической культуры.
Актуальность:
-Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый
-Развитие эстетического восприятия окружающего
- Развитие нравственности
- Развитие продуктивной деятельности
Цель: Формирование начальных представлений о временах года.
Задачи:
-Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года
- Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы
- Формировать представления о труде взрослых в природе
- Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Предполагаемый результат:
Дети
- Сформированы элементарные представления о временах года
-Сформировано представление о труде взрослых в разное время года
- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы
- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы
Родители
- Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания
- Повысился уровень экологической воспитанности родителей
- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы
- Привлекают детей к совместному труду в природе
Педагоги
- Ведут активную работу по экологическому воспитанию во второй младшей группы
- Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей
- Используют современные педагогические технологии
- Распространяют и обобщают опыт
Механизмы: реализации цели и задачи проекта «Времена года» будут решаться системой занятий, тематических экскурсий по г. Таганрогу .НОД, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, речевые игры, наблюдения в природе, труд в природе, экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, музыкально – ритмические движения.
Инновационность: Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к экологической культуре. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению экологического воспитания.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
I этап- аналитический.
Сроки реализации (сентябрь-декабрь ).
Цель - Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания ….
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме(Сан ПИНы, ФГОС: Начальное общее образования. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено); Проблема отношения к экологическому воспитанию у дошкольников разработана кандидатом педагогических наук Кондратьевой Н.Н.и исследований детского психолога Венгера Л.А.Ребенок открывает мир природы. Поддержать детский интерес и вести их от знакомства с природой к ее пониманию. | Знание перечисленных документов. Готовность к применению. Создание банка данных по проблеме. |
2. | Изменение развивающей среды по проблеме: приобретение игр и пособий, альбомов, фотографий, открыток, макетов -экологических мест города Таганрога, изгатовленых совместно с родителями . Подбор художественной литературы, картотека пальчиковых дидактических и подвижных игр, материалы для экспериментирования. | Приобретение игр, материалов и пособий ( настольно- печатные, дидактические игры, конструкторы и театрализованные игрушки, спортивное оборудование, альбомы , открытки, фотографии, макеты экологических мест города Таганрога ). |
3. | Участие в муниципальном конкурсе, региональном, федеральном конкурсе по проекту «Четыре времени года» | Участие, победа в конкурсах. Изготовление презентации и буклетов по итогам конкурсов. |
4. | Разработка и внедрение в практику работы системы проблемно-практических ситуаций, интегрированных занятий и динамических часов, тематических экскурсий по экологическим местам города Таганрога в рамках ФГОС. Разработка консультаций для родителей воспитанников. | Система проблемно-практических ситуаций, занятий и экскурсий, конспекты занятий, буклеты с консультациями для родителей |
3.II этап– ( практический).
Сроки реализации (декабрь–март )
Цель – Создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта. Формировать представление о временах года.
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат | |
1. | Разработать и внедрить систему организации образовательной деятельности. | Тематическое планирование занятий | |
2. | Организовать совместную и самостоятельную деятельность детей по ознакомлению с объектами живой и неживой природы. | Тематическое планирование игр, консультации для родителей, родительские собрания по теме проекта. | |
3. | Осень Рисование / Лепка «Дождик», «Яблоки», «Мухомор», «Листопад». Развитие речи. Зима Рисование :«Снег идет», «Следы на снегу», «Рябина», «Украсим шарик». Лепка: «Снежки», «Снеговик», «Ягоды для птичек», «Украсим елочку». Весна Рисование / Лепка «Сосульки», «Ручеек», «Травка зеленеет», «Одуванчики". Лето Рисование/ Лепка «Цветы», «Божья коровка», «Мухомор», «Украсим бабочке крылышки». | Осень -Выставка «Дары осени» -Праздник осени Зима - Выставка детского творчества «Белоснежная зима» - Развлечение «Зимушка – зима» Весна - Оформление выставки «Огород на окне» -Развлечение «Веснянка» Лето - Выставка детского творчества «Разноцветное лето» - Развлечение «Праздник лета» | |
4. | Чтение художественной литературы: «Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью» Плещеев, «Листопад» В Мирович, «Огуречик-огуречик», «Репка», М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол «Зайчик», Н. Саксонская «Где мой пальчик? », О. Высотская «Покатились санки вниз», Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима», А. Плещеев «Сельская песенка», М. Полянская «Одуванчик», Укр. Песенка «Веснянка», закличка «Солнышко-ведрышко», закличка«Дождик», сказка «Заюшкина избушка», Потешки «Вокруг розовых кустов», «Как по лугу», «Травка – муравка», сказки «Колобок», «Теремок», «Земляничка»Н. Павлова, стихотворение «Солнечные зайчики» А. Бродский. Музыкально – художественная деятельность Слушание: «Осенью» муз. С. Майкопара, Чайковский «Зима» «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель, Апрель» муз. П. И. Чайковского, «Весенний вальс» муз. Ф. Шопена, Пение:«Дождик» рус. нар. мел., обр. В Фере, «Пришла зима» муз. М. Раухверга, сл. Т. Мираджи, «Солнышко» муз. Н. Лукониной. «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой. Музыкально - ритмические движения : «Дождик» муз.исл Е. Макшанцевой, пляска с листочками,«Новогодний хоровод», «Дед Мороз», «Как на поле на лужок выпал беленький снежок… », «Пляска с платочками», «Пляска с цветами». | ||
5. | Дидактические игры: «Что растет в саду? », «Что растет в огороде? », «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью? », «Чего не стало? », «Сколько- листочков? », «Найди домик листочку», «Сложи картинку», «Большой- маленький», «Найди такой же листик», «Разложи овощи по корзиночкам», лото «Осень» ,«Найди картинку», «Что зимой бывает? », «Кто спрятался в снегу», «Одень куклу на прогулку», «Сложи картинку», «Сколько снежинок? », «Большие- маленькие снежинки», «Какой снежок? », «Собери снеговика», Лото «Зима», «Что бывает белым? », «Что сначала, что потом? », «Найди и покажи», «У кого картинка? », «Сколько лодочек в луже?», «Ковер из цветов», «Что бывает летом?», , | Приобретение игр и пособий. Оформление совместных с детьми и родителями выставок «Вместе с мамой, вместе с папой», «Овощи и фрукты –самые витаминные продукты»,«Ёлочка красавица», « Кукла -масленица» и др. | |
6. | Сюжетно-ролевые игры: Компот для мишки»,«Кукла Маша готовит салат»,"Чудесная корзинка», «Зайкин огород»,«Кукла идет гулять»,«Кукла заболела», «Путешествие в зимний лес», «Новый год у зверят», «Путешествие в весенний лес», «Путешествие в летний лес», «Кукла Маша готовит салат», «Едем на дачу», «Едем отдыхать на речку». | ||
7. | Словесно- речевые игры : «Огород» ,«Спрячем овощи», «Найдем овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла» «В гости к нам зима пришла», «На чем катаются дети», «Что слепил Дед Мороз? », «Снегурочка со снежками», «Какие снежки? », «Нарядим елочку»,«Вот пришла весна», «Какие сосульки? », «Кап-кап», «Что весной бывает», «Узнай и назови», «Что изменилось? », «Летние забавы», «Лето к нам пришло», «Кто машет крылышками? », «Принесла я вам цветок». , | ||
Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о временах года, загадки. | |||
Театрализация по сказкам «Репка», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок». | |||
Пальчиковая гимнастика Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка», «Бабушка – погодушка в сентябре, октябре, ноябре» «Зима», «Новый год», «Елочка», «Ручки греем», «Бабушка -погодушка в декабре, январе, феврале», «Весна», «Первые цветы», «Возвращение птиц», «Бабушка – погодушка в марте, апреле, мае»,«Насекомые», «Бабушка – погодушка в июне, июле, августе». Артикуляционная гимнастика «Листопад», «Чья птичка улетит дальше?»,«Снежинки»,«Пузырь», «Ветерок»»,«Бабочка, лети!», «Одуванчик», «Плыви, кораблик. Познавательно – исследовательская деятельность Игры с природным материалом (шишки, листья и др.) Игры с песком: «Мокрый-сухой», «Посыпалки», «Следы», «Печем печенье», «Я пеку, пеку, пеку», «Посыпалки», «Зоопарк из песка». Игры с водой: «Что как плавает», «Переливание воды»,«Поймай льдинку», «Заморозим»,«Разогреем», «Цветные льдинки», «Тонет- плавает», «Теплый- холодный», «Как тают сосульки», «Тортик для мамочки», «Солнышко из ладошек», «Прозрачная – мутная», «Разноцветная водичка», «Достань камешек». | |||
Наблюдения на прогулке За осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождем, погодой. Таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками, первыми листьями, первой травой, одуванчиками .За деревьями, цветами, травой, насекомыми, животными, птицами, ветром, солнцем, тенью, песком, работой дворника, одеждой людей. | |||
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад», «Веселый воробей», «Перешагни через лужу»,«Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два! », «Дед Мороз», «Снег кружится», «На елку», «Вейся венок», «Колпачок», «В гости к нам весна пришла». Ритмическая игра «Шаловливые сосульки», «Мы веселые ребята», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору». | |||
Трудовая деятельность Сбор листьев для гербария,сбор семян,уборка территории, Расчистка дорожки от снега, подгребание снега к стволам деревьев, перенос снега в определенное место для сооружения снежных построек, посыпание дорожки песком, подкормка птиц. Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу, полив растений. | |||
Папка-передвижка «Времена года» | |||
Выставка детских рисунков «Времена года» |
III этап-заключительный.
Сроки реализации – (май-август)
Цель – Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности детей в экологическом воспитании. Анализ и подведение итогов работы.
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат | |
1. | Выявление уровня развития детей по проекту «Четыре времени года» | Динамика развития детей. | |
2. | Анализ созданной системы занятий и тематического планирования динамических часов с воспитанниками. | эффективность внедренной системы занятий и модели взаимодействия специалистов МБДОУ д/с № 101 по проблеме доказано повышением уровня социально-личностного развития детей на % | |
3. | Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта. | Презентации для работы с воспитанниками на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Взрослые и дети», «Мы пришли в парк», «Мы в гостях». «Мы на улицах города», «Мы на берегу Азовского моря», «Началом всех начал и всех дорог для . Презентации обогащающие представления родителей и педагогов в данном направлении. | |
4. | Подведение итогов в реализации проекта Родительское собрание «Знатоки природы».Экологическая викторина «Когда это бывает» Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ | ||
Используемая литература
Литература
1. А. Ануфриева, О. Митюкова «Игры и занятия для малышей»
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»
3. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей»
4. Картушина М. Ю. «Праздники здоровья для детей 3-4 лет»
5. Кислинская Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»
6. Лобынько Л. В., Швецова Т. Ю. «Игры – занятия для детей раннего возраста»
7. Смирнова Л. Н. «Развитие речи у детей 2 – 3 лет»
8. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами»
9. Тимофеева Е. А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».
10. План программа «Детство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Четыре художника – четыре времени года»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1. Знакомить детей с временами года, с их последовательностью.2. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе....
материал к занятию " Четыре художника- четыре времени года"
картинки, фотографии к занятию...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по программе «Детство» на тему «Четыре времени года»
Интегрированное занятие (итоговое).Образовательные области: художественное творчество, познание, музыка, здоровье, безопасность, физическая культура.Цель:- создать условия для закрепления знаний...
конспект занятия "Четыре времени года"
Тема занятия: «Четыре времени года». 1.воспитательная задачи:-воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;-учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологичес...
"Четыре времени года. Зима".
Это комплексное занятие для подготовительной группы, с использованием элементов триз технологий, где дети развивают сообразительность, умение логически мыслить; творческое (образное) мышление, умение ...
конспект образовательной деятельности "Четыре времени года"
использование элементов мнемотаблиц в экологическом развитии детей...
"Четыре времени года"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста....