НОД " Путешествие капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Саттарова Анастасия Михайловна

НОД по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapelka_eksperementy.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                  « Путешествие  капельки»

 Конспект совместной деятельности с элементами экспериментирования

                                        в старшей группе.

                                                                Воспитатель МБДОУ №21. Саттарова А.М.

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.

 Задачи: - закрепить знания о значимости воды в жизни людей; свойствах воды (вода – это жидкость, бесцветная) ;

 - развивать любознательность, наблюдательность, мышление и речь;

 -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

 -развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

 - расширять и активизировать словарь (жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, снежные сугробы, растворились, умение рассуждать, делать выводы;

 - стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

 - воспитывать бережное отношение к воде.

 Материалы и оборудование: прозрачные пластиковые стаканы, камушки, стакан с молоком, два стакана с чистой водой, песок, сахар; салфетки, клеенки, губки, синяя краска, картинки – подарки (по количеству детей, картинки «Где можно встретить воду», символы обозначения свойств воды, игрушка Капелька, рисунки детей «Капельки», изображение «капельки».

 Предварительная работа: чтение рассказов познавательного характера, просмотр мультфильма «Ручеек», беседы на темы: «Где можно встретить воду», исследовательская деятельность в уголке природы и в уголке «Хочу все знать», игры с водой, рисование на тему «Где живут капельки», отгадывание загадок.

 Ход НОД

 Воспитатель: Ребята, сегодня к нам кто – то пришел в гости, но кто вы узнаете отгадав загадку.

 В ручьях и океанах обитает,

 Бывает – в воздухе летает,

 Как только надоест летать,

 На землю падает опять.

 Воспитатель: Кто это?

 Дети: Капелька.

 Воспитатель: Она пришла в гости к нам к своим сестричкам – капелькам, которые живут у нас в группе. Давайте покажем ей, где живут её сестрички – капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.

 Путешествие – поиск капелек воды по группе.

 Дети с Капелькой ходят по группе и показывают ей, где можно встретить воду. На каждом объекте, где они находят воду, приклеивают изображение капельки. После дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов) .

 1 объект: Лейка с водой.

 Дети: Растениям нужна вода. Они живые и без воды погибнут.

 2 объект: Уголок экспериментирования.

 Дети: Вода нужна, чтобы играть, проводить опыты.

 3 объект: Около мойки.

 Дети: Вода нужна помощнику воспитателя, чтобы мыть посуду полы, вытирать пыль, убирать в группе.

 4 объект: На столе чайник с водой.

 Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить.

 Воспитатель: Молодцы, ребята! Без воды невозможно прожить ни людям, ни рыбам, ни животным, ни растениям.

 Воспитатель: Вот, Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек – капелек живет, они приносят нам большую пользу. Но твои сестрички живут не только здесь, но и на улице. И сейчас ребята расскажут, где ты можешь ещё встретить сестричек – капелек.

 (Дети рассказывают и показывают)

 (В луже, реке, озере, море, болоте, снежном сугробе, сосульке, дожде)

 Воспитатель: Конечно, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на Земле.

 Воспитатель: Но а теперь мы немного поиграем.

 Физкультминутка «Мы капельки»

 Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная леечка, сейчас я полью на вас из нее, и вы превратитесь в капельки.

 Ну ка лейка, лей, лей.

 Для ребяток не жалей.

 В капельки пусть превратятся,

 От души повеселятся.

 (Воспитатель на головы детей одевает атрибуты капелек, воспитатель – тучка)

 Мы летим, летим, летим,

 И увидеть все хотим,

 Погуляем по Земле,

 Дождиком польемся.

 (Дети идут по кругу)

 Погуляйте, капельки,

 Летите на землю.

 (Дети бегают в рассыпную)

 Побежали ручейки по земле.

 (Дети бегают змейкой)

 Жарко стало капелькам.

 Возвращайтесь домой.

 (Дети подбегают к воспитателю)

 Воспитатель: Я думаю Капельке понравилось ребята играть с вами.

 Воспитатель: Послушайте историю, которую мне рассказала Капелька.

 Жил-был маленький мальчик Петя. Он был весёлым и дружелюбным, но частенько забывал что-нибудь сделать. То игрушки забудет за собой убрать, то забудет причесаться. Однажды утром Петя умывался и забыл закрыть плотно кран, и вся вода вытекла из него. Вся- вся, до единой капельки. Пришёл Петя домой, хотел руки помыть, а воды в кране нет. И чай приготовить не из чего, и кашу. Что же делать? И решил Петя: нарисую я капельку и повешу её над краном, чтобы никогда не забывать его закрывать. Как решил, так и сделал, и в тот же миг вода снова вернулась к Пете.

 Воспитатель: Ребята, а вы не забываете плотно закрывать кран?

 Дети: Не забываем.

 Воспитатель: А вы бережёте воду?

 Воспитатель: Экономить воду можно,

 Это ведь совсем не сложно!

 Воспитатель: Ребята капелька приготовила для нас значок-правило: «Помыл руки- плотно закрой кран». Мы разместим эту памятку возле крана в умывальной комнате и будем все соблюдать это правило.

 Воспитатель: Но а сейчас я вас ребята и Капельку приглашаю в нашу детскую лабораторию. А кто-нибудь знает, что такое лаборатория?

 Дети: Место, где ученые ставят эксперименты и проводят опыты.

 Воспитатель: Давайте представим, что мы уже взрослые, ученые. И сегодня мы будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся материалы, которые есть на каждом лабораторном столе.

 (На каждом столе стоят предметы)

 Воспитатель: Занимайте рабочие места по два человека за стол.

 Воспитатель: Ребята, мы с вами будем сегодня изучать свойства воды.

 Опыт «Вода- растворитель»

 (Перед детьми стоят две миски: в одной — речной песок, в другой — сахарный песок)

 Воспитатель: Возьмите ложки и положите одну ложку сахарного песка в воду, размешайте. Что случилось с сахарным песком?

 Дети: Он растворился.

 Воспитатель: Теперь возьмите одну ложку речного песка и положите в другой стакан с водой, перемешайте. Что теперь случилось?

 Воспитатель: Вода стала мутная, а песок не растворился, он осел на дно.

 Вывод: В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет.

 Опыт «Прозрачность»

 (Перед каждым ребенком стоит два стакана. В одном стакане — молоко, в другом — вода)

 Воспитатель: Дети, как вы думаете что налито в каждом стакане?

 Воспитатель: Положите в каждый стакан камушек. В каком стакане камень виден, а в каком – нет? Как вы думаете, почему?

 Дети: Потому что вода прозрачная.

 Вывод: Вода прозрачная, и через нее можно увидеть разные предметы. Молоко в отличие от воды белое, непрозрачное, мутное, поэтому камень в стакане с молоком не виден.

 Опыт «Вода – это жидкость»

 (Перед детьми два стаканчика, один с водой, другой – пустой)

 Воспитатель: Ребята, аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой. Что делает вода?

 Дети: Льется.

 Воспитатель: Почему?

 Дети: Потому, что она жидкая.

 Воспитатель: Правильно, если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

 Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

 Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз вспомним и уточним какие ещё есть свойства воды. Маша, подойди к столу, возьми карточку и расскажи, какое свойство обозначает этот символ.

 Маша: Вода – это жидкость, её можно наливать и переливать (в стакан, ведро). Вода бесцветная. Вода не имеет вкуса и запаха.

 Воспитатель: Молодцы! Я вами довольна! И Капелька узнала от вас, какими свойствами она обладает.

 Воспитатель: Капелька приготовила вам подарки. На листках бумаги она нарисовала изображение капельки. Вы что - нибудь видите на них?  Дети: нет

 Воспитатель: Это «волшебные» картинки. Но увидеть вы их сможете, если закрасите их полностью синей краской.

 (Дети закрашивают волшебные картинки)

 Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Что же вам подарила Капелька?

 Дети: Своих подружек капелек.

 Воспитатель: Ребята, попрощайтесь с Капелькой.

 (Дети прощаются с капелькой)

 Воспитатель: Ребята, Запомните навсегда!

 Символ жизни на земле – вода!

 Экономь её и береги,

 Мы ведь на планете не одни.

 Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие?

 Воспитатель: Что нового мы с вами сегодня узнали?

 Дети: Вода – это жидкость, прозрачная, не имеет вкуса, запаха.

 Воспитатель: А что надо делать для того, чтобы беречь воду?

 Дети: Не засорять ручейки, реки, озера, не оставлять кран открытым. В оспитатель: А кого мы с вами рисовали для Капельки?

 Дети: Подружек капелек

 Воспитатель: Молодцы ребятки, сегодня вы хорошо занимались, много узнали о воде. На этом наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие «Путешествие капельки».

уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...

Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.

На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"

Познавательное  игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....

Конспет занятия " Путешествие капельки"

Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...

Интегрированное занятие "Путешествие капельки"

Детей знакомят с круговоротом воды в природе. В гости приходит капелька, с которой дети путешествуют, исполняя песни, пляски, игры и хороводы....

Конспект развлечения- авторской сказки "Путешествие капельки"

Маленьким детям даётся понятие о круговороте воды в природе...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...