ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка ( группа) по теме

Маясова Марина Анатольевна

Содержание работы воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников по программе С.Н.Николаевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие №1

Содержание работы воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников по программе С.Н.Николаевой.

Цель: Раскрыть специфику материала программы «Юный эколог», её содержание. Уточнить и закрепить знания педагогов о содержании живых объектов в уголках природы.

Ход:   Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.

В программе «Юный эколог» Николаевой С. Н. представлено семь разделов. Первый раздел называется "Неживая природа - среда жизни растений, животных, человека". Он включает следующие подразделы: "Мироздание (Вселенная)", "Вода", "Воздух", "Почва и камни", "Сезоны". В каждом из них представлены две задачи: познакомить дошкольников с самими явлениями, их особенностями, свойствами, характерными признаками (первая задача); показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека (вторая - экологическая - задача).

Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Усвоение материала программы в полном объеме доступно детям подготовительной группы. Это обусловлено тем, что воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по формированию экологической культуры начинается с двух-трехлетнего возраста и систематически ведется в течение четырех-пяти лет.

В любом случае реализация программы (с какой бы возрастной группы она ни начиналась) осуществляется по следующим принципам:

1)        постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту
наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2
способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному
увеличению количества объектов и механизмов их морфофункциональной
взаимосвязи с внешними условиями;

2)        первоочередное использование непосредственного природного
окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое
изучение растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем - объектов
природы, которые можно наглядно продемонстрировать;

3)        постепенное познавательное продвижение детей: от единичных
сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы - к многообразию
этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к
обобщению представлений на основе объединения растений и животных в
группы по их экологическому сходству;

4)        в работе с детьми разных видов практической деятельности: широкое  использование систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы; проведение опытов; создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ; различные виды изодеятельности на основе впечатлений о природе; изготовление предметов и игрушек из природного материала;

5) подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.

Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Экологически правильное содержание комнатных растений - это
соответствующие    их    индивидуальным    потребностям
        размещение    в пространстве помещения с учетом степени освещенности места; полив в необходимых количествах; подбор земли нужного состава и подкормка удобрениями в определенные моменты их жизни.

Экологически правильное содержание животных - это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания. Т.е отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного), оснащение помещения (вольеры, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала, создание необходимого температурного режима, подборка нужных кормов.

Самый распространенный объект в детском саду - это аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению за водными обитателями, уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и заселенный аквариум - это модель природного водоема, мини-экосистема, в которой   все   компоненты   (вода,   освещение,   растения,   животные   и   пр.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие.

Аквариум с водой нельзя двигать создается перекос каркаса и стенок, образуются трещины в  швах — может появиться течь.

Чистота воды, здоровье рыб в большой степени зависят от грунта. Аквариум - модель пресноводного водоема, поэтому и грунт должен быть соответствующим. Морские камни, ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт - крупный речной песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы грунт с самого начала был тщательно промыт.

Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом. В этом случае вода меньше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой. Для рыб достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между водой и стеклом. Покровное стекло должно состоять из двух частей - основной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной полоской из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску легко и безопасно дети могут самостоятельно снимать и ставить во время кормления рыб.

Освещение - существенный компонент для налаживания равновесия в аквариуме. Его избыток ведет к бурному развитию зелени (растений, водорослей), что в итоге становится помехой для рыб. При недостатке освещения растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются: в воде становится меньше кислорода, затрудняется дыхание рыб. И то и другое нарушает равновесие аквариумной экосистемы.

На каждом аквариуме обязательно должны быть установлены рефлекторы (один или два) - они дают возможность регулировать степень освещенности. В декоративных целях используются речные камни и коряги. Морские раковины, гроты - это искусственная бутафория, которая лишь отвлекает внимание детей.    Камни и коряги должны быть чисто вымыты.

Коряги, взятые из земли, следует выварить в соленой воде, чтобы удалить из

них множество вредных бактерий.

Аквариум не следует перенаселять - это главное условие
для нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо 1-2 крупные рыбы (например,
 золотые), либо 15-18 рыбок помельче, типа гуппи, меченосцев.

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечивают равновесие в аквариуме, необходимо еще учесть видовой состав его обитателей. Наиболее часто обитателями аквариумов в дошкольных учреждениях являются: золотая рыбка, гуппи, меченосцы, линеатус (щучка), крапчатый сомик, карась, ротан (бычок).

Птицы, так же как и рыбы, часто живут в детском саду. Птиц следует содержать в больших клетках (или вольерах) с несколькими удобными жердочками - им нужно воздушное пространство для полета или порхания. На дне клетки должен быть чистый сухой песок: птица не имеет зубов, пища перетирается в желудке при помощи песчинок и мелких камушков, которые она глотает. В практике дошкольного воспитания песок в клетках чаще всего отсутствует, его заменяет бумага, клеенка, линолеум. Между тем песок удобен в уходе за птицами - можно просеивать и многократно использовать одну и ту же порцию песка. Дети, наученные этой трудовой операции, с удовольствием ее выполняют.

Большое значение в содержании птиц имеет разнообразие кормов. Помимо зерносмеси им следует давать мягкие корма (творог, крошки яйца, булки), овощи, фрукты (тертая морковь, кусочки яблока, ягоды), зелень (проращенные овес, семена дикорастущих трав); минеральные корма (древесный уголь, мел, измельченная скорлупа яиц). Постоянно необходима чистая вода.

Если в содержании рыб главное - это наладить и поддерживать экологическое равновесие в аквариуме, то для выживания птиц чрезвычайно важно бережное отношение к ним, основанное на знании биологии. Рыб можно несколько дней не кормить - птицы же едят часто и понемногу в течение всего светового дня, поэтому еду им следует давать с запасом. Излишки корма в аквариуме могут нарушить его экосистему - причиной гибели птиц может быть недостаток корма.

Видовой состав пернатых обитателей детского сада целесообразно ограничить декоративными птицами, которые хорошо себя чувствуют в домашних условиях (волнистые попугайчики, канарейки, амадины). Не следует стремиться заводить лесных птиц, для которых искусственно воссоздать среду обитания со всеми значимыми ее компонентами практически невозможно. Хорошая организация зимней подкормки птиц на участке позволит детям многое узнать о зимующих видах

Для содержания в дошкольном учреждении подходят морские свинки, кролики, хомяки и белые крысы. Дети любят все пушистое, поэтому между ними и зверьками может сложиться хорошее общение. Этому способствует и высокий уровень развития млекопитающих - они легко привыкают к людям, откликаются на кличку, быстро начинают брать корм с руки, поддаются несложной дрессировке. Молодые особи при свободном содержании и частом общении могут вступать в игру, что особенно ценно, учитывая постоянное стремление детей к игре.

Хомякам можно устроить помещение в большом старом аквариуме, оформление которого будет напоминать степь или пустыню: песчаный грунт, "естественная" нора (на бок положенный и оформленный камнями и цементом цветочный горшок). Впечатление степи получается, если в грунт посеять овес, дать ему прорасти, а затем прекратить полив. Хомяки - норные животные, поэтому нора для них обязательна - они там устраивают гнездо, делают запасы корма, самка растит потомство.

Для хомяка можно оформить помещение и иначе: создать обогащенную игровую обстановку, в которой он будет активным, чем вызовет интерес у детей. Игровая обстановка - это красивый домик, разнообразные полочки, лесенки, столик для корма, колесо и туалет - специальная коробочка под навесом.

Кроликов, морских свинок обычно содержат в клетках. Это тихие, смирные в этой ограниченной обстановке животные. Если их регулярно выпускать в помещение, где играют дети, и бережно с ними обращаться, то они проявят свой интеллект, будут обследовать новые предметы, реагировать на кличку, выпрашивать разными способами корм и многое другое. Молодые животные могут начать играть (бегать, делать боковые прыжки, затаиваться).

Для всех животных необходимо разнообразие кормов, сырые и вареные овощи, черный хлеб, геркулес, сено, проращенный овес, кусочки фруктов, трава в теплое время, сухари, ветки для стачивания зубов.

Сухопутные черепахи очень часто бывают обитателями уголков природы в детских садах, водные содержатся здесь реже. Обе разновидности имеют ярко выраженные формы приспособления к жизни в определенной среде. Их присутствие в дошкольном учреждении очень помогает в экологическом воспитании детей.

Сухопутная черепаха — обитатель степей и пустынь — в природе большую часть года (холодную и жаркую пору) проводит в спячке, зарывшись в почву. Активна она весной и в начале лета, когда при благоприятных погодных условиях в этих местах много зелени, что позволяет ей, растительноядному животному, прокормиться и отложить яйца.

Террариумами для черепах могут служить старые большие аквариумы. В одном из них устраивается "уголок пустыни или степи», в другом - "уголок болота": водоем глубиной 20-25 см с пологим выходом на берег. В водоеме может расти циперус, другие подходящие растения, которые хорошо украсят террариум. "Пустыню" или "степь" устраивают таким образом: дно аквариума покрывается толстым слоем песка (глубиною около 5-7 см), смешанного с небольшим количеством почвы. В этот грунт можно посеять овес или другой злак, прорастить его до высоты зелени в 5-6 см и перестать поливать. На первых порах зелень - это хороший корм для черепахи, затем зелень засыхает и создает облик степи.

Важнейшим условием для обеих черепах является обогрев террариума

-   это   экологически   значимое   обустройство   их   помещения.   Только   при длительно включенном рефлекторе создается оптимальная температура для этих  животных.   Нетрудно   заметить,   как  черепахи  подолгу  лежат  под лампой, и, лишь разогревшись, начинают есть корм. Особенно это условие важно для зимнего периода, когда биологически их «тянет» в спячку. Без подогрева   в   этот   период   черепахи   медленно   умирают:   они   не   едят положенный им корм (температура для этого недостаточна) и не находятся в состоянии полного покоя (спячка бывает при температуре от + 4° до -6°).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. С.Н. Николаева "Юный эколог", М.: 1999 г.
  2. С.Н. Николаева "Любовь к природе воспитываем с детства", М.: 2002 г.
  3. С.Н. Николаева "Эколог в детском саду", М.: 2003 г.
  4. Журнал "Дошкольное воспитание", 2000 г. № 5, стр. 36-43



Предварительный просмотр:

Занятие №2

Совместная деятельность взрослого и ребёнка в процессе экологического воспитания.

Цель: Расширить знания педагогов о содержании организационно-хозяйственной и трудовой деятельности в зеленой зоне детского сада. Уточнить степень включенности и участия, как взрослого, так и детей.

Ход: Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники способны стать участниками этой деятельности тремя способами:

  • слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ
  • наблюдая   за деятельностью взрослых
  • практически участвуя в ней

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями. И, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух - трех детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки!  Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает  растения.)   Нет,   все   в   порядке   -   вы   зеленые,   красивые.  Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а растениям нужна вода - они живые, без воды жить не могут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей, сколько хочешь, и расти дальше - мы будем тобой любоваться!»

Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях - это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников изменяются, но деятельность остается совместной.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для растений и животных происходит косвенно - как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста: «вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу, покажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

   Остановимся подробнее на методике проведения дежурств в уголке природы с

детьми старшей группы.

1-й этап — осмотр обитателей уголка природы и выявление:

 а) их самочувствия и состояния;

б) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).

Воспитатель говорит и делает примерно следующее: «Сначала надо осмотреть птицу в клетке — здорова ли она, не нахохлилась ли, не заболела ли. (Вместе осматривают и делают вывод, что с птицей все в порядке.) Теперь надо осмотреть клетку, прежде всего дно, кормушки, поилки и выяснить, каких условий для жизни ей сейчас недостает. (Осматривают, воспитатель называет, что не в порядке, чего не хватает, определяя, таким образом, набор трудовых операций.) Зерна в кормушке мало, птичка почти все склевала - надо добавить. Вода мутная, в ней плавают перья и шелуха - надо срочно налить чистую, птицы не любят грязную воду. Песок на дне замусорился за выходные дни - надо его просеять. Наша птичка склевала всю зелень - надо поставить новую коробочку с овсом и посеять новую порцию. Мы все это сделаем, и у птицы будут хорошие условия»

2-й этап - практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий. Воспитатель говорит примерно следующее: «Саша и Маша, распределите между собой, кто и что будет делать для птицы, и начинайте уборку. Если вы не знаете, как договориться и распределить дела, я помогу вам. Если вы забыли, как это надо делать, я подскажу, покажу, вы только спрашивайте, не стесняйтесь».

3-й этап - заключительное кратковременное наблюдение за животными - их поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда).

Предварительный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке, растений - это очень важный момент методики.

Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого ЧП, не заболели ли они.

Во-вторых, именно осмотр условий, в каких находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время дежурства.

Предварительный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются - чего не хватает - что надо добавить и изменить».

Второй момент методики традиционен - это реальные трудовые операции по улучшению условий для животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совки небольшого размера, чтобы ребенку было удобно и нетяжело небьющиеся миски, банки, ведерки небольшие безопасные ножи и т. д Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птицу, рыб, не сломать стебли или листья растений.

Во всех трудовых операциях главным является живой объект, а сами операции имеют подчиненное значение. «Дети, теперь мы достанем из клетки поилку, кормушку. Смотрите, как я делаю это - осторожно, спокойно и медленно, чтобы не напугать птичку, чтобы ей не было страшно от наших резких движений». И далее: «Теперь выдвинем поддон, поставим его на столик, и будем просеивать песок: соберем его совком в кучку, рядом поставим сито, переложим совком в него всю кучку и легко просеем. Смотрите, чистый песок оказался на поддоне, а весь мусор в сите. Разровняем песок и снова осторожно вдвинем поддон в клетку». И т. д.

Третий момент методики (заключительный осмотр) позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т. д.,- всем стало лучше от того, что потрудились дежурные. Это необходимое эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей-дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание и далее принимать в этом участие.

Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом является дежурство трех детей подряд три дня. За это время 5-6-летние дошкольники способны понять смысл и значение обязательного ухода за живыми объектами природы, приобрести начальные практические навыки. Процесс организации дежурства с детьми старшей группы в течение года можно условно разделить на три периода: начальный (осенние месяцы), средний (декабрь - март) и завершающий (апрель - май). В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятельность воспитателя с дежурными, происходит постепенный рост самостоятельности детей.

На начальном этапе дети впервые принимают участие в дежурстве, и воспитатель обучает их всему процессу. В совместной деятельности на этом этапе приоритет принадлежит воспитателю - он полностью включен в трудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и корректирует. На этом этапе уборка происходит пока еще медленно, поэтому воспитатель облегчает процесс - приносит в уголок природы ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.

Следующий период - это когда дети дежурят уже по второму и третьему разу. Дежурные начинают все делать самостоятельно, воспитатель стоит рядом и помогает им - словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми весьма значительны, поэтому степень включенности воспитателя в практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми

умениями и сходным темпом работы. Быстрых ребят можно приучать мыть

оборудование под умывальником,  а не  в  ведре.  На этом  этапе важны:

положительная   оценка   всех   достижений   и   усилий   детей,   похвала  за

формирующиеся практические умения, поддержка тех, у кого еще не все

получается.

На завершающем этапе, когда дети принимают участие в дежурстве уже по третьему, четвертому и даже пятому разу, воспитатель в совместной деятельности отдает приоритет дошкольникам. Он находится не рядом, но близко, осуществляет визуальный контроль и по-прежнему готов напомнить, подсказать и практически помочь дежурным выполнять их обязанности. Воспитатель хвалит детей за правильность выполнения трудовых операций, хорошее их качество (например, делали все осторожно, аккуратно и т. д.), за самостоятельность, уверенность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, в которых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. В конце напоминает: надо понаблюдать за поведением животных в улучшенных условиях, порадоваться за них. Когда все сделано, воспитатель может подвести итог: «Как замечательно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все получилось. Молодцы!»

Дежурство детей и на этом последнем этапе, при достаточно высоком уровне их самостоятельности, остается совместной деятельностью: воспитатель наблюдает за дежурными, подсказывает, включается, когда надо,- это и есть его участие в этой деятельности.

В число обязательных операций на втором этапе организации дежурства необходимо ввести посев овса (или семян других злаковых культур) в 2-3 маленькие коробочки. Каждая троица ребят один раз за три дня делает такой посев - это зеленая подкормка для птицы и других обитателей живого уголка, комнаты природы.

Таким же образом (по такой же схеме) осуществляется организация совместной     трудовой     деятельности     детей     и     взрослых     в     других «экологических пространствах». В комнате природы старшие дошкольники могут коллективно трудиться после того, как они обретут первые умения и навыки, и будут хорошо знать объекты труда (как и за кем, следует ухаживать). Например, взрослый с подгруппой детей (5-10 человек) может провести «генеральную уборку». Воспитатель распределяет между детьми дела, просит сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо делать, а потом уже приступать к уборке (сам помогает им). Коллективный труд старших дошкольников в комнате природы — это реальная помощь взрослым (эти умения могут пригодиться в экстренных случаях, например при отсутствии взрослых, отвечающих за комнату природы).

Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) - каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают их, пропалывают и т. д.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

  • если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;
  • если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания — методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. С.Н. Николаева "Юный эколог", М.: 1999 г.
  2. С.Н. Николаева "Любовь к природе воспитываем с детства", М.: 2002 г.
  3. С.Н. Николаева "Эколог в детском саду", М.: 2003 г.
  4. Журнал "Дошкольное воспитание", 2000 г. № 5, стр. 36-43



Предварительный просмотр:

Занятие №3

Создание условий для экологического воспитания детей

Цель:   Уточнить и закрепить знания педагогов о содержании и проводимой работе в групповых уголках природы.

Ход:  Групповые уголки природы

Главная особенность уголка природы - непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и аквариум.

В аквариуме могут быть любые доступные для содержания рыбы. Целесообразно, чтобы в разных группах были рыбы разных видов. В этом случае в один аквариум можно поселить рыб живущих в разных слоях воды, в другой - пару хищников, в третий - стайных рыб, в четвертый - 3-4 разновидности золотых рыбок и т. д. У младших детей (2-4 лет) могут жить любые достаточно крупные, яркие, в небольшом количестве рыбы.

Если позволяет помещение, животный мир уголка природы средней - подготовительной групп может быть разнообразнее: 1-2 декоративные птицы, кто-нибудь из млекопитающих. В средней группе целесообразно содержать морскую свинку: достаточно крупный, пушистый и мирный зверек как нельзя лучше подходит для общения и формирования навыков ухода. В старших группах можно содержать хомяков, черепах, белую крысу — детям 5-7 лет интересны разнообразные особенности строения и поведения, которые имеются у этих животных.

В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады), так  как  работа  с  календарем,  уход  за  обитателями  уголка природы, наблюдения за посадками - это все компоненты методики экологического воспитания.  Особо  следует отметить  значение  места для труда.  Это может быть небольшой откидной или выдвижной столик, на котором можно расположить баночки с кормами, разделочную доску, поилки. При выборе места для уголка природы воспитатель должен учитывать, какие виды деятельности он в нем организует. Изучение обитателей уголка природы  осуществляется,   главным  образом  через  длительные   циклы наблюдений в повседневной жизни и разные виды занятий.

Особое значение для экологического воспитания дошкольников имеют календари-ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовывают в календаре. В этом случае обобщающая роль календаря заключается в том, что несколько его страниц позволяют сопоставлять объект, который изменяется в результате его роста и развития. Рисунки лучше, чем само наблюдение помогают выявить, что изменилось (выросло, появились новые листья, бутоны и т.д.) и что осталось неизменным.

Особое значение имеет такой календарь-ширма, в котором фиксируются не только изменения объекта наблюдения (растения), но и условия, при которых эти изменения происходили, т. е. собственно экологические связи: зависимость состояния, роста и развития растения от факторов внешней среды. В этом случае связи в природе становятся наглядными: календарь помогает воспитателю продемонстрировать их детям. Для дошкольников это важно потому, что причинно-следственные связи они познают на уровне наглядно-образного мышления.

Наблюдения за природой являются экологическими, т.к. они сочетают в себе комплекс взаимосвязанных явлений: прослеживают зависимость сезонного состояния объектов живой природы (растений, животных,   человека)   от  факторов   неживой  природы  (погоды).   Эта зависимость наглядно представлена в календарях природы.

Наблюдения, за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений и животных участка в данную неделю данного месяца. В зависимости от возраста фиксация наблюдений осуществляется либо готовой картинкой, либо значками-пиктограммами.

Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным контролем воспитателя, который вначале показывает, обучает, а затем помогает и контролирует самостоятельные действия детей. Работа с календарем развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников.

Заполненный календарь природы (не менее трех месяцев) отражает сезонные изменения природы, ее экологическую закономерность -зависимость состояния растений и животных от факторов неживой природы. Страницы календаря, представленные одновременно, - это наглядно-образная модель изменяющейся природы, которая позволяет формировать у старших дошкольников динамические, обобщенные представления о сезоне, помогает им понять закономерный характер изменений природы в каждый сезон.



Предварительный просмотр:

Занятие №4

Приобщение ребенка к природе через игру

Цель: Раскрыть методику использования игровых методов при проведении занятий  и в повседневной жизни. Уточнить знания педагогов об играх природоведческого содержания.

Ход: Дошкольное детство - это период игры. Об этом говорят и пишут многие педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка. Именно поэтому психолог Л. С. Выгодский назвал ее ведущим видом деятельности дошкольника.

Игра оказывает на дошкольника развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, формируются двигательные навыки и умения, развиваются сила и выносливость. В сюжетно-ролевых играх ребенок приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых, при участии творчества и фантазии, ребенок воплощает в интересную игру. Особенно захватывающими являются игры сверстников: дети распределяют роли и воспроизводят не только профессиональные действия взрослых, но и их взаимоотношения.

Дидактические игры обычно содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, память, внимание детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактические игры чаще всего бывают совместными и требуют двух-трех и более участников. Все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.

Содержание игры подталкивает ребенка к поиску заместителей реальных предметов.

Например, он задумывается над тем, как «заготовить» продукты питания. Взрослый должен подсказать, что мясо, овощи, фрукты, рыбу можно слепить из пластилина, глины или нарисовать и вырезать из картона; клетки можно сделать не только из кубиков, но из коробок, кукольной мебели. Такие своевременные подсказки подталкивают ребенка к самостоятельному поиску новых игровых приемов, углубляют и расширяют содержание его игровой деятельности.

Способов развития и углубления содержания игры очень много. Важно, чтобы взрослые понимали, что игра - это серьезное дело: в ней ребенок    реализует    себя     как    деловой    человек,    показывает    свою

осведомленность,     проявляет     активность     и     творчество.     Деликатное

вмешательство    взрослых    обобщает    содержание    игры,    улучшает    их

отношения с ребенком. Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием

может быть развернута дошкольником на основе различных событий его

жизни: посещения цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в

деревню, знакомства с колхозной фермой, сельскохозяйственной выставкой,

ипподромом и т.д. В любом случае игра может быть тактично поддержана

взрослыми,   которые   найдут   способы   углубления   знаний   и   интересов

ребенка, формирования у него правильного отношения к животным.

Можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, например, «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Это поможет ему запомнить названия растений и животных. Кроме того, со старшим дошкольником можно рассматривать карточки лото, вместе вспоминать, где он видел такие растения, где встречал таких животных; поговорить об их особенностях и образе жизни.

Детям всех возрастов будут интересны разрезные картинки, на которых изображены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Взрослый должен ввести ребенка в игру; рассмотреть вместе с ним картинки-образцы, предложить назвать предметы, описать их особенности (окраска, форма, размер), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона. Малышам 3-4 лет можно предложить обвести пальцем предметы по контуру - это улучшит восприятие их формы.

Игра с разрезными картинками воспитывает в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели, развивает его восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Все это - важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка. С дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно-дидактические игры. Они хорошо вписываются в разнообразные бытовые ситуации.

Можно предложить ребенку отгадывать фрукты или овощи на ощупь. Он закрывает глаза, а взрослый кладет ему в руки яблоко, морковку или луковицу. Ощупав предмет, ребенок должен отгадать и назвать его. Ту же морковь на этот раз можно определить по иным признакам: форме (продолговатой, заостренной с одного и закругленной с другого конца), твердой и гладкой поверхности. Лук выдаст себя круглой формой, нитями-корешками, гладкой поверхностью и шелестом шелухи. Ребенку интересно будет угадать, что же кладут ему в руки — огурец или банан, персик или яблоко, апельсин или лимон, яблоко или грушу, абрикос или сливу. Игра способствует развитию сенсорных способностей ребенка и может долго его занимать; ее можно разнообразить: класть в руки малышу то хорошо знакомые, то малознакомые предметы; то один, то два плода для их сравнения и т.д. Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь и мыслительные способности ребенка. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию».

Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории. Вот некоторые из подобных игр.

"Когда это бывает?" (взрослый называет природное явление, а ребенок -время года). Например:

  • снег идет... (зимой);
  • радуга на небе... (летом);
  • желтые и красные листья на деревьях... (осенью);
  • скворец несет веточки в скворечник... (весной);
  • скворец несет в клюве червяка... (летом), и т.д.

"Что в природе бывает круглым?" (солнце, луна, апельсин, яблоко и т.д.)

"Что в природе бывает желтым?" (одуванчик, лимон, груша, осенние

листья, кувшинки, бабочка-лимонница и т.д.).

"Что это такое?" (взрослый называет растение или животное, а ребенок - общую группу, к которой оно относится).

Например: воробей... (птица); олень... (зверь); елка...(дерево); яблоко... (фрукт) и т.д.

«Что третье?» (взрослый называет два похожих предмета, а ребенок должен подобрать к ним третий). Например:

•ромашка, колокольчик... (клевер);

•ворона, голубь... (сорока);

•береза, липа... (сосна);

•солнце, облако... (радуга);

•цветок, лист... (корень) и т.д.

Хорошо развивает мышление ребенка игра, в которой один и тот же материал используется перекрестно - предметы нужно объединять сразу по нескольким признакам. Например, игра «Назови одним словом»:

•тигр, крокодил, собака... (хищники),

•тигр, собака, кошка... (звери, хищники);

•собака, кошка, корова... (домашние животные, звери);

•корова, овца, олень... (звери, парнокопытные, травоядные);

•олень, волк, заяц... (звери, лесные животные).

Во время игры должны действовать правила, побуждающие ребенка к быстрым и правильным ответам. Например, взрослый считает до трех - за это время, нужно успеть ответить; за неправильный ответ - штраф в виде фанта или штрафное очко.

Организуя различные игры, помните; что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна, основана

на знакомых вещах. При этом у него будут развиваться быстрота реакции,

ориентировка    в    пространстве,    появится    возможность    использовать

имеющиеся знания.

Детям нравятся игры и занятия с природным материалом. Гуляя в

лесу,  они  с удовольствием собирают шишки,  желуди, веточки,  семена

клена, репейник. Все это - материал для поделок. Из шишек и желудей

можно    сделать   разнообразных   человечков   и   животных.   При   этом

соединительным материалом может быть пластилин.  Отдельные детали

можно изготовить из бумаги и картона. Важно не только изготовление

поделок, но и их использование в различных играх. Можно разыграть

знакомые   ребенку   сказки   («Колобок»,   «Лиса,   заяц   и   петух»   и   др.),

персонажами   которых   станут   сделанные   вами   фигурки.   Предложите

малышу придумать свои собственные сказки и разыграть их. Такие занятия

развивают   в   дошкольнике   творческие   способности   конструктивного   и

литературного характера.



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ № 5

Творческий поиск педагогов в сфере экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель. Раскрыть различные аспекты работы педагогов-специалистов в сфере экологического воспитания детей. Показать различные пути взаимодействия.

Ход. Взрослые, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них необходимые условия - это решающий фактор в экологическом воспитании. Три аспекта личности определяют общий результат их деятельности - продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:

  • понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;
  • профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания детей; понимание целей и задач этого направления, систематическая реализация конкретных технологий в практике работы с детьми, творческий поиск и совершенствование своей деятельности;
  • общая ориентация и применение новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в образовательном учреждении, забота о физическом и психическом здоровье, использование        личностно-ориентированных        методов        воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом всех участников педагогического процесса, от заведующей дошкольного учреждения до помощника воспитателя, их знанием и практическим владением методами экологического воспитания, инициативной и творческим поиском в рамках своих функциональных обязанностей.

Организационно-управленческая деятельность заведующей детского сада, занимающегося экологическим воспитанием детей, - это система определенных мероприятий, комплексная реализация которых приводит к нужному результату:

  • организация зеленой зоны, экологически правильное содержание растений и животных в помещении и на территории дошкольного учреждения; создание эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;
  • накапливание и систематизация учебно-наглядного, методического материала и оборудования;

-        проведение непрерывно действующего семинара-практикума для
педагогического персонала учреждения;

-        пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная
работа с семьей;

-        установление связей с различными учреждениями (школой, СЮН,
обществом охраны природы) для взаимодействия по всевозможным аспектам
экологического образования.

Углубленная работа дошкольного учреждения, ее результативность - это итог скоординированного взаимодействия всего персонала, понимание и выполнение сотрудниками своих специфических в экологическом воспитании функций. Медсестра и врач совместно с физруком осуществляют эколого-оздоровительную работу с детьми. Медсестра следит за поддержанием гигиенических нормативов среды проживания дошкольников. Вместе с воспитателем и физкультурным работником они формируют у ребят первоначальные навыки здорового образа жизни. Задачей психолога является создание благоприятной атмосферы, проведение в жизнь личностно-ориентированного стиля взаимодействия взрослых с детьми и их родителями, вместе с методистом психолог руководит регулярно проводимой диагностикой уровня экологической воспитанности детей, анализ которой позволяет скорректировать работу всего учреждения.

Музыкальный руководитель вместе с руководителем изодеятельности и воспитателями разрабатывает мероприятия, обеспечивающие реализацию эколого-эстетического направления. Важная функция методиста систематическое проведение семинара-практикума, участие в котором позволит воспитателям овладеть методикой экологического воспитания и совершенствоваться в реализации технологии.

Главные «идеологи» всей работы - заведующая детским садом и методист - своевременно ставят и осуществляют организационно-содержательные задачи, координируют связь с внешними учреждениями, создают атмосферу всеобщей заинтересованности в работе, реально заботятся о создании условий для экологического воспитания и эколого-оздоровительной работы с детьми.

В штате детского сада, занимающегося экологическим воспитанием, целесообразно иметь эколога - специалиста с экологическим, биологическим, географическим или другим соответствующим образованием, функции которого заключаются в следующем:

  • бионадзор за зеленой зоной учреждения, руководство ее правильной, экологически грамотной организацией и содержанием;
  • систематическое проведение консультаций (семинара) с персоналом учреждения по основам экологии - теоретическое и практическое повышение квалификации и уровня экологической культуры воспитателей; пропаганда экологических знаний среди родителей;
  • разработка, подготовка и участие в проведении наиболее сложных форм экологической работы с детьми (знакомство с экосистемами, комплексные занятия, экскурсии на природу);
  • анализ всей эколого-педагогической работы дошкольного учреждения, ее коррекция и современное определение задач.

Корректируя работу учреждения с экологических позиций, эколог не подменяет воспитателя, который является главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры.

Воспитатель реально заботится о детях и воспитывает их: создает благоприятную обстановку в группе, атмосферу дружеского взаимодействия

взрослых и детей, осуществляет личное общение с дошкольниками и их родителями. Владея методами экологического воспитания и конкретной технологией, воспитатель создает обогащенную зеленую зону в группе, следит за эколого-оздоровительными условиями проживания детей, осуществляет постоянное сотрудничество с ними во всех видах деятельности и дает пример экологически правильного поведения, взаимодействуя со всеми живыми объектами, которые находятся рядом с детьми.

В чем заключается творческий поиск каждого из участников педагогического процесса в учреждении, которое занимается экологическим воспитанием детей?

Творчество начинается с хорошего, неравнодушного отношения взрослого к своим функциональным обязанностям, инициативного поиска способов решения задач и достижения целей экологического воспитания детей, становление у них начал экологической культуры. Творчество развивается в активных практических действиях, переходит в систему целенаправленных мероприятий; оно сопряжено с анализом и осмыслением достигаемых результатов, с поиском форм самосовершенствования и саморазвития. В итоге появляется потребность в демонстрации успеха, в общественной оценке и признании, возникает желание поделиться опытом с другими.

Итог творческого поиска любой личности - ощущение собственного роста, саморазвития и самодвижения, ощущение продуктивности собственной деятельности, ее социальной значимости и общественного признания.

Заведующая дошкольным учреждением свою активность может проявлять:

  • в постоянном улучшении условий для экологического воспитания детей: озеленении территории и здания, оборудовании и оснащении специализированных объектов природы - кабинета или музея экологии, зимнего сада, теплицы, площадки природы, экологической тропы. При этом имеет значение не количественное наращивание экологически значимых объектов, а их совершенствование: воспитателю должно быть удобно использовать их в педагогическом процессе, а детям легко вступать в контакт с объектами природы;
  • в завязывании и установлении контактов с различными учреждениями для содержательного и взаимовыгодного сотрудничества;

в поиске организационно-управленческих форм и механизмов поддержания в педагогическом коллективе высокого тонуса, атмосферы озабоченности экологическими проблемами, общей заинтересованности в вопросах экологического воспитания, проведения в жизнь детского сада личностно-ориентированной модели воспитания детей. Творческая активность методиста — это:

-        овладение методами и технологиями экологического воспитания детей и
непрерывное совершенствование своих навыков;

  • поиск и осуществление разнообразных индивидуально-коллективных форм работы с воспитателями с целью развития их педагогического мастерства, повышения уровня экологической грамотности и культуры;
  • накапливание и систематизация имеющегося, а также создание нового наглядного  и  методического  материала для  работы  воспитателей  с  детьми

разных возрастных групп. Методист организует всевозможные конкурсы, выставки, «месячники», во время которых идет апробация новых игр, изготовление пособий, поделок, ширм, альбомов. Большое значение имеет разработка конспектов занятий, прогулок, сценариев, походов, праздников, их систематическое совершенствование и апробация.

Музыкальный руководитель может широко проявлять свое творчество:

-        в разработке сценариев экологических праздников и их постоянном
совершенствовании. Праздники могут быть посвящены различным природным
явлениям и событиям: урожаю, цветам, золотой осени, зимней скульптуре, лесу,
лугу, воде, прилету птиц. Могут быть созданы сценарии мероприятий к
общезначимым датам - Дню здоровья, Дню земли, Дню защиты окружающей
среды и др.;

-        в поиске приемов и разработке форм внедрения личностно-
ориентированной модели воспитания детей в ходе самих праздников. Веселые
мероприятия , досуги не могут быть полностью запланированными, в них
возможна импровизация, должно быть место проявлению активности и
инициативы детей, предоставлена возможность выбора способов радоваться и
праздновать;

-        в музыкальном содействии эколого-воспитательному процессу - в
подборе музыки для сопровождения различных мероприятий: занятий, досуга,
коллективной изодеятельности, труда, спортивных мероприятий;

-        в поиске форм и осуществлении мероприятий, повышающих
музыкальную культуру воспитателей.

Эколог детского сада — новое должностное лицо — имеет большие возможности для творческого поиска. Это:

  • создание удобных для педагогического процесса интересных объектов природы (зимнего сада, площадки природы, экологической тропы), в которых осуществляется экологически правильное содержание животных и растений;
  • обследование природы окружающей местности, определение видового состава экосистем, нахождение памятников природы, интересных, редких, исторически значимых природных объектов; составление характеристик, паспортов, описаний с целью дальнейшего использования этого материала в педагогическом процессе;
  • разработка маршрутов (совместно с воспитателем физкультуры) по которым можно совершать пешие, лыжные прогулки, ходить на экскурсии и в походы в разное время года. Эколог должен разрабатывать и проводить вместе с воспитателями особо трудные и значимые для экологического воспитания занятия по ознакомлению дошкольников с сообществами растений и животных, цепочками питания, заповедниками, Красной книгой;
  • определение и отслеживание экологических параметров окружающей среды - состояние воды, почвы, воздуха, степени зашумленности; нахождение способов улучшения показателей жизненной среды детей, имеющей непосредственное значение для их здоровья и самочувствия;

-        установление связей с различными учреждениями, комитетами,
обществами, предприятиями природоведческого характера (станциями юных
натуралистов, лесхозами, обществами охраны природы) с целью
взаимовыгодного сотрудничества и поддержки дошкольного учреждения;

планирование и осуществление мероприятий по повышению квалификации педколлектива в области экологии; разработка и осуществление содержательных консультаций для воспитателей по всему спектру экологических знаний, а также их пропаганда среди родителей.

Большое значение в вопросах оздоровления - сфере экологии человека (ребенка) - имеют активные позиции воспитателя физкультуры, медработников, психолога.

Воспитатель физкультуры:

-        ищет интересные формы занятий физической культурой с детьми, в
которых он не только развивает и укрепляет тело, но и воспитывает интерес и
стремление к самостоятельной двигательной активности, желание
самосовершенствоваться;

  • разрабатывает (вместе с экологом и воспитателями) эколого-оздоровительные походы, прогулки на природу; прививает детям навыки туристической культуры, бережного обращения с природой, стремление участвовать в оздоровительных мероприятиях;
  • разрабатывает и претворяет в жизнь систему мероприятий для сотрудников детского сада, направленную на повышение их физической культуры и оздоровление;
  • внедряет (вместе с медперсоналом и воспитателями) систему закаливающих мероприятий;

-        рационально оборудует физкультурный зал, площадку, физкультурные
уголки в групповых помещениях и на участках; заботится о приобретении,
правильном хранении и использовании физкультурного оборудования и
инвентаря.

В эколого-оздоровительную работу могут активно включаться медсестра и врач, курирующий детский сад. Их поиск может быть направлен на:

-        выбор оздоравливающей системы питания детей, витаминизацию блюд и
продуктов;

-        создание в дошкольном учреждении благоприятной с гигиенической
точки зрения среды для жизни детей и взрослых, контроль за соблюдением
персоналом дошкольного учреждения гигиенических нормативов в содержании
помещения;

-        профилактику различных заболеваний среди детей и взрослых,
пропаганду значимых медицинских знаний, народных средств лечения.

Творческий поиск психолога может быть существенным дополнением в эколого-оздоровительной работе детского сада, если им подыскиваются способы:

  • повышения общепсихологической культуры педколлектива, реализации системы консультаций по разнообразным вопросам личностно-ориентированной педагогики, психологии личности ребенка и взрослого;
  • создания в учреждении мягкого, благоприятного климата для работы взрослых и жизни детей, открытого, позитивного контакта с семьей;

  • демонстрации воспитателям индивидуального подхода к детям, раскрытия их способностей, коррекции отклоняющегося от нормы поведения;
  • диагностики уровня экологической активности детей, тенденции развития экологической культуры педагогов и родителей.

Чрезвычайно важное значение имеет позиция воспитателя - главной фигуры экологического воспитания детей, осознанный характер его действий и творческий поиск оптимальных условий для педагогического процесса.

Творческая активность воспитателя может быть направлена на следующее:

-        вдумчивое освоение и непрерывное совершенствование методов и
технологий экологического воспитания детей;

-        постоянный поиск и проверка новых приемов работы с детьми, которые
на фоне устоявшихся методов и форм воспитания могут обеспечить оптимальное
использование складывающейся ситуации, применения своего и детского опыта
к конкретным природным условиям детского сада. Новый прием в общении с
детьми, их обучении - это самый гибкий механизм, который дает разнообразное
и вариативное использование одной и той же технологии воспитателями с
разными детьми в разных условиях;

-        создание атмосферы взаимодействия, доверия, сопереживания любых
событий. В общении с детьми воспитатель реализует изначально позитивный
взгляд на них, воспитывает способом одобрения, помощи и поддержки.

В педагогической деятельности воспитатель реализует себя как личность: широко и разнообразно использует свои умения, способности, интерес к той или иной области, окрашивая ими процесс экологического воспитания детей. Увлеченность воспитателя может оказать глубокое воздействие на детей и вывести его самого на разработку нового направления в экологическом воспитании.

Итак, творческий поиск в сфере экологического воспитания широк и разнообразен, он может быть с успехом реализован в рамках любых должностных обязанностей, в любых конкретных условиях работы дошкольного учреждения.



Предварительный просмотр:

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЕМЕНАРУ-ПРАКТИКУМУ

  1. С.Н. Николаева  Юный эколог, М.: 1999 г.

  1. С.Н. Николаева  Любовь к природе воспитываем с детства, М.: 2002 г.

  1. С.Н. Николаева  Эколог в детском саду, М.: 2003 г.

  1. С.Н.Николаева  Экологическое воспитание дошкольника: пособие для специалистов дошкольного воспитания, М.1998 г.

  1. Журнал  Дошкольное воспитание, 2000 г. № 5, стр. 36-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по Экологическому воспитанию дошкольников

Программа поэкологическому воспитанию дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания ч...

Современные программы по экологическому воспитанию дошкольников

Авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников....

Программа по экологическому воспитанию дошкольников

Данная программа по привитию основ экологической культуры дошкольникам принимала участие в областном конкурсе авторских программ и стала призером, также была опубликована в сборнике лучших авторских п...

Программа по экологическому воспитанию дошкольников "Росточек"

Направленность программы: кружка «Росточек» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализ...

Модифицированная программа по экологическому воспитанию дошкольников «Познай природу вокруг себя»

Программа позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаи...

ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Раскрыть различные аспекты работы педагогов-специалистов в сфере экологического воспитания детей. Показать различные пути взаимодействия....

ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДОСУГ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ «В ЦАРСТВЕ БЕРЕНДЕЯ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  К ШКОЛЕ ГРУППА...