ПРОЕКТ "ЛЕСНАЯ АПТЕКА"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Щуцкая Татьяна Евгеньевна

Проект для старшей группы для ознакомления детей с лекарственными растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx443.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Приморского района  Санкт-Петербурга.

Экологический проект

«ЛЕСНАЯ АПТЕКА»

Автор проекта:

 Щуцкая Татьяна Евгеньевна-воспитатель.

2015 год.

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий

Вид: групповой

Форма проведения: беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и телепередач.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)

Сроки выполнения проекта: Октябрь

Место проведения: экологическая зона детского сада, группа, участок группы, семья.

Возраст детей: 5 лет (старшая группа).

Участники проекта: дети, педагоги, родители, музыкальный руководитель.

Игровая мотивация: «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»

1.Проблема.

Детьми нашей группы была прочитана сказка про муравья , о том как бедный муравьишка сломал ножку и все лесные жители бросились ему на помощь, помогая разными лесными дарами. И у нас с детьми встал вопрос ,чем могут помочь все эти растения и плоды. Дети вместе с воспитателем решили вплотную заняться знакомством с лекарственными растениями, их свойствами и влиянием на здоровье людей.

2. Актуальность.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системеобразования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и

представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможетсуществовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на

лугу, в лесу.

3.Цели проекта.

-уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях,

-выяснить какие из них растут в данной местности;

        - закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

 4.Задачи проекта.

-Развивать поисковую деятельность детей:

         - способность к определению задач на основе поставленной     проблемы;

        - умение планировать этапы своих действий;

       - аргументировать свой выбор;

-Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- Развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);

- Расширить знания о разнообразии и пользе лекарственных растений;

- Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту растений;

- Формировать бережное отношение к природе, желание заботится о растениях;

- Активизировать словарь по теме;

Методы, используемые в проекте:

- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; эксперименты;

- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, дидактические игры;

- наглядные: экологический праздник, викторина, выставка.

Предполагаемый риск:

- Низкая заинтересованность родителей.

Предупреждение риска:

- Для повышения интереса родителей провести общее анкетирование по разъяснению запланированных задач по проекту.

- Привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

     

  5.Продукт проекта.

-  Подготовка и проведение обобщающего досуга  “ЛЕСНАЯ АПТЕКА”.

-Выставка поделок «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ЯГОДЫ».

-Выращивание дуба из желудя

       

          6.Ресурсное обеспечение проекта .

1. Иллюстрации, коллекции, проспекты, гербарии, фотоальбомы,

репродукции растений.

2.Методический инструментарий: картотека игр, конспекты , конспекты

сценариев и развлечений и т.д.

3. Экологический  уголок(эксперементирование, комнатные цветы, альбом «Лекарственные растения», картотека растений и т.д.)

4.Подборка художественной литературы.

5.Материал для художественного творчества.

6.Подборка дидактических игр.

7.Подборка музыкального сопровождения.

8.  Видеотека с собранием познавательного материала по разнымнаправлениям:  лекарственные растения,лекарственные ягоды, лекарственные деревья,правила поведения в природе.

Ожидаемый результат по проекту:

• Для детей: - Бережное отношение детей к природе, в частности к растениям.

- Развитие познавательной активности, любознательности.

-освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в

практической деятельности и в быту.

• Для педагогов: - Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.

- Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.

- Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов

-Развитие музыкально-творческих способностей.

• Для родителей: - Посещение с детьми лесов, парков, лугов.

- Совместное чтение художественной литературы о лекарственных растениях  лугов и лесов.

- Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.

 Предполагаемые результаты:

1. Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.

2. Сформированность элементарных представлений детей о видах и

значении в жизни человека лекарственных растений.

3. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

4. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения

познавательной активности, выражения и развития творческих

способностей.

5. Освоение родителями некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

    7. Этапы проекта.

7.1 Организационный этап .

Сбор информации (воспитатель, родители, дети)

- сбор информации о лекарственных растениях из

различных интернет- ресурсов;

- подборка материалов из газет, журналов, энциклопедий;

- подборка картинок, иллюстраций, фотографий лекарственных растений;

-подборка художественных произведений и аудиозаписей.

Работа с родителями (воспитатель, родители)

- обсуждение цели и задач проекта (анкетирование)

- формирование у родителей интереса к созданию условий для реализации проекта.

7.2 Деятельностный этап.

Познавательное развитие.

-Систематизировать знания детей о растениях и насекомых луга,

отметить существенные признаки внешнего вида.

-Развивать умение у детей определять растения требующие ухода, делать вывод о недостатке каких либо условий, находить способ оздоровления.

-Уточнить и закрепить знания детей о лекарственных растениях и их применении в быту.

-Знакомить с потребностями растений через опыты.

-Расширить и уточнить знания о строении растений, функциях некоторых частей растения: с помощью корня растения дышат, питаются, удерживаются в земле, а стебель помогает питательным веществам, влаге поступать в листья и цветы.

-Расширить и закрепить знания о насекомых, их роли в природе, о пользе и красоте этих замечательных обитателях луга.

Художественно-эстетическое развитие.

-Развивать у детей эстетическое восприятие объекта через художественное слово, музыку, иллюстрации.

 -познакомить детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы экологической направленности.

-Развивать творческую фантазию, умение видеть красоту живой природы.

-Закрепить хореографические движения в сочетании со словами под музыку.

Речевое развитие.

-Формировать умение у детей более полно описывать растения и насекомых, строить сложноподчинённые предложения по теме.

-Совершенствовать грамматический строй речи детей: сочетать существительные с прилагательными: луговые цветы, красный цветок, зелёные тонкие стебли, маленький зеленый жук.

-Обогатить словарный запас детей словами: «лекарственные растения», «луговые цветы», «опыты», « насекомые», «цикл развития».

-Активизировать словарь детей словами: луг, ромашка, колокольчик, незабудка, василек, поддорожник, зверобой, одуванчик, клевер,лютик, иван-чай,бабочка, пчела, божья коровка, кузнечик, стрекоза, жук, муравей.

Социально-коммуникативноер развитие.

-Способствовать развитию основ экологического сознания детей на примере сообщества- луг.

- Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.

-Формировать социально-активную жизненную позицию дошкольников, умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).

 - Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, бережное отношение к ним, желание наблюдать, ухаживать и выращивать новые.

-Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

-Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить начатое до конца.

-Развивать творчество и инициативу при выполнении трудовых поручений по желанию детей.

Физическое развитие.

-Развивать мелкую и крупную моторику.

-Развивать координацию движений и двигательную активность детей.  

- Формировать умение повторять и запоминать движения за воспитателем в подвижных играх.

- Закрепить хореографические движения в сочетании со словами

Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Кол - во

детей

Знает названия и различа-

ет лекарственные растения

Охотно выпол-няет поруче-ния по уходу за расте-ниями, помогает при пересад-ке

Проявля- ет чувство ответст-венности за сохране -ние и укрепле- ние своего здоровья

Охотно участву-ет в коллек-тивной деятель -ности по проекту

Стремить-ся к самос-тоятель -ному разреше-нию постав- ленной пробле-мы

Начало проекта

25

30%

48%

24%

53%

35%

Конец проекта

25

87%

96%

80%

91%

85%

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают  нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми  по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений),   вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

План реализации проекта (октябрь 2015 г.)

Дата

м/г

Мероприятия, цель

Кто участвовал

Ответственные

01.10

05.10

05.10-

09.10

Диагностика уровня знаний детей по теме: «Лекарственные растения ка».

Цель: выявить уровень знаний дошкольников по теме: «Лекарственные растения».

Проращивание семян желудя.

Цель: развивать мышление, наблюдательность, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

- Наблюдение за ростом и развитием растений.

Цель: учить детей замечать все изменения, связанные с ростом и развитием растений.

Дети старшей

группы.

     Дети, воспитатель

Дети, воспитатели.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

06.10

07.10

08.10

08.10

Мир искусства/ рисование

«Наши друзья – лекарственные растения».

Цель: учить дошкольников отличать лекарственные растения от обычных, отображать их строение в рисунке.

Мир искусства/ лепка

«Чудо – цветок».

Цель: учить дошкольников передавать характер цветка в лепке. Развивать эстетическое восприятие.

Мир искусства/ аппликация

Коллективная работа «Лекарственные растения».

Цель: учить детей вырезывать цветы, листья из бумаги аккуратно и наклеивать по контуру на картон.

Чтение художественной литературы.

Цель: ознакомить детей с произведениями художественной литературы экологической направленности.

-В. Бианки «О травах»

- Экологическая сказка «Шиповник»

- Т. Белозеров «Одуванчик».

Дети старшей

группы.

Дети

группы.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Дети группы.

Дети

группы.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

09.10

09.10

09.10

10.10

В течение всего проекта.

Беседа «Лекарственные растения нашего края».

Цель: способствовать формированию представлений дошкольников о лекарственных растениях, сезонных изменениях. Развитию у детей умения обобщать по существенным признакам.

Беседа «О пользе лекарственных растений».

Цель: познакомить дошкольников с лечебными свойствами лекарственных растений нашего поселка.

Консультация для родителей «Целебные травы»

Цель: познакомить родителей с разнообразием лекарственных трав, их применением в лечении простудных заболеваний, включить родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

Экскурсия в лес.

Цель: познакомить детей  с лекарственными растениями, произрастающими на лесу, их названиями, строением, способствовать развитию умения обобщать, доказательно строить свое суждение.

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

- подвижная игра «Танец растений».

Цель: на основе представлений детей о растениях, развивать познавательные процессы (внимание, память), а также двигательную активность детей.

- упражнения на развитие дыхания «Аромат цветов», «Одуванчик».

Цель: развивать дыхательную систему дошкольников.

- физкультминутка «Мой цветок», «Пробуждение цветка».

Цель: расслабить мышечную систему дошкольников.

Дети

группы.

Дети

группы.

Дети

группы.

Дети

группы, родители.

Дети

группы, воспитатель.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е..

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

В течение всего проекта.

12.10

13.10

14.10

14.10

15.10

17.10

16.10

19.10

18.10

19.10

20.10

        

21.10

22.10

23.10

26-27.10

В течение всего проекта.

03.11

Психологическая разгрузка

Релаксация.

Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.

- упражнение «Я цветок»

- «Цветы и ветерок»

- этюд «Дождик и цветы».

Слушание музыки.

Цель: формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

- В. Моцарт «Цветы»

- П. И. Чайковский «Вальс цветов»

- Ю. Чичков «Волшебный цветок»

- М. Протасов «Одуванчик»

Дидактическая игра

«Цветок – имя».

Цель: учить дошкольников разбираться в названиях лекарственных растений, сортировать их по отличительным и сходным свойствам.

Мир искусства/ рисование

«Чудо - растения».

Цель: побуждать дошкольников отображать в рисунке многообразие лекарственных растений.

- портрет «Улыбка растения».

Цель: развивать графические навыки. Образное мышление дошкольников.

Мир искусства/ лепка

«Корзинка с цветами».

Цель: учить детей передавать в лепке относительную величину корзины и растений, строение, расположение отростков, их примерное число, характерный цвет растения.

Чтение художественных произведений.

 Цель: ознакомить детей с произведениями художественной литературы экологической направленности.

- А. Пришвин «Иван – чай».

- Г. Н. Кадаева «Лекарственные растения».

Беседа о лекарственных растениях .

Цель: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 
наименований). Расширить знания о пользе и применении лекарственных 
растений. Закрепить правило поведения при сборе лекарственных растений.

Экскурсия в природу (в парк).

Цели:

— научить детей различать и правильно называть растения и познакомить с их лечебными свойствами;
— дать понятие о простой народной мудрости: «Благополучие природы — залог долгой жизни человека».

Домашнее задание (индивидуально для каждого ребенка).

Собрать информацию о лекарственных растениях нашего края: (календула,  одуванчик, мята, мать – и – мачеха, шиповник и т.д.).

Цель: развивать поисковую деятельность дошкольников, способствовать обогащению и углублению знаний о данных лекарственных растениях.

Дидактическая игра «Танец растений».

Цель: развивать у дошкольников творческое мышление, воображение, любознательность.

Экскурсия в аптеку.

Цель: познакомить детей с работой фармацевта, разнообразием лекарственных трав, продаваемых в аптеке.

Дидактические игры

-  «Угадай по запаху».

Цель: учить детей разбираться в разнообразии лекарственных трав, находить нужные по определенным свойствам.

- «Как лечит это растение?».

Цель: расширить знания детей о том, как лекарственное растение помогает в оздоровлении человека.

Мир искусства/ аппликация.

«Растения нашего участка».

Цель: учить детей  аккуратно вырезывать цветы и листья из бумаги, сложенной вдвое.

Викторина «Знатоки лечебных трав».

Цель: развивать память, смекалку, воображение дошкольников, систематизировать знания детей по теме «Лекарственные растения».

Дидактическая игра «Сочинялки».

Цель: развивать умение сочинять загадки, рассказы, стихи, сказки о лекарственных растениях и травах, а также мыслительную деятельность дошкольников.

Трудовая деятельность.

Цель: формировать у дошкольников трудовые навыки и умения по уходу за растениями, развивать желание видеть свой участок красивым и эстетичным.

- полив почвы

- рыхление почвы

- прополка сорняка.

Диагностика уровня знаний детей старшей группы по теме: «Лекарственные растения нашего края».

Цель: выявить уровень знаний и навыков детей по данной теме.

Анкетирование родителей по теме «Лекарственные растения».

Цель: выявить уровень знаний родителей по данной теме.

Тематический досуг: «Лесная аптека».

Цель: обобщить знания дошкольников о лекарственных растениях, их пользе, бережном отношении к ним.

Презентация проекта педагогам.

Дети

группы.

Дети

Группы.

Дети

группы.

Дети

группы.

Дети группы.

Дети группы, воспитатели.

Дети группы, воспитатель.

Дети группы, воспитатель,

Родители.

Дети группы, воспитатель,

Родители.

Дети группы, воспитатель.

Дети группы, родители.

Дети группы.

Дети группы.

Дети группы.

Дети группы.

Дети группы.

Дети группы, воспитатель.

Родители, воспитатель.

Дети группы, воспитатель,

Музыкальный

Руководитель.

воспитатель

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

 

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е..

Родители.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.

Музыкальный

Руководитель-

Кутузова Е.Г.

Воспитатель Щуцкая Т.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"

Лечение растениями зародилось в глу­бокой древности. Для того чтобы зани­маться этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекар­с...

Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет

Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....

Экскурсия в аптеку.

Продолжаем знакомить детей с трудом взрослых. Развиваем речь детей,расширяем словарный запас....

Зеленая Аптека. Фитотерапия

Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад  другого нельзя было, и придумать: фармацевтической  промышленности просто не существовало…....

Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием

Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...

Зеленая аптека

Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...

Сценарий развлечения "Лесная аптека на службе человека"

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Дети  узнают, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека....