Эколого-эстетический проект "Разноцветный мир природы"
проект по окружающему миру ( группа) на тему

Пенкина Оксана Александровна

Наша работа нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как живом организме, формирование художественной культуры дошкольников, как части культуры духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekol_proekt2_-_kopiya.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию и делам молодежи Алтайского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Вишенка»

Разработчик:  Пенкина Оксана Александровна

             

Алтайское 2010

Содержание.

  1. Актуальность.
  2. Цель
  3. Направления деятельности:
  4. Предполагаемый результат
  5. Условия реализации проекта.
  6. Интеграция образовательных областей.
  7. Формы методической работы по эколого-эстетическому воспитанию.
  8. Инновационные формы работы с детьми.
  9. Руководство эколого-эстетическим воспитанием.
  10. Формы взаимодействия с социально-значимыми объектами села.
  11.  Формы работы с родителями.
  12. Формы и методы работы с детьми в экологической развивающей среде МДОУ д/с «Вишенка»

13.Мониторинг результатов освоения детьми старшей, подготовительной групп МДОУ детского  сада  «Вишенка» экологических знаний.

1.Актуальность.

Там, где безбрежная степь упирается в подножья гор, начинается Алтайский район. Природа щедро одарила эти места разнообразием красок, словно специально собрала на его территории всё самое прекрасное, чем богат Алтай.

В 2002 году принято Постановление Администрации  Алтайского края «О развитии туризма в Алтайском районе», которое в настоящее время активно реализуется.

Большую роль в своей работе мы отводим охране окружающей нас природе. И от того, как мы научим наших детей любить родную природу  и заботиться о ней, зависит наше будущее и будущее нашего района.

В живописном месте среди гор и холмов, рек и садов раскинулся Алтайский район. Осенью 1970 года в Алтайском селе распахнул свои двери новый детский сад «Вишенка» совхоза «Мичуринец». Название «Вишенка» он получил в честь мичуринских садов, славившихся не только в крае, но далеко за его пределами. Вокруг детского сада находится дендрарий, в котором насчитывается около тридцати наименований деревьев и кустарников.

Территорию детского сада окружают множество разноцветных клумб, альпийских горок, искусственно созданных водоёмов, на участках детей встречают сказочные персонажи, изготовленные педагогами из природного материала.

На территории детского сада проложена экологическая тропинка с 12-ю видовыми точками.

В ДОУ создана  исследовательско - опытная лаборатория,  где есть необходимое оборудование:  пробирки, микроскоп,  весы,  лупы,  образцы почвы, глины, песка, камней и т.д.

Большую роль в работе с детьми мы отводим экологизации развивающей среды в групповых помещениях.

В музыкальном зале используется экологическое оформление, способствующее эмоциональному развитию ребёнка при проведении экологических праздников и развлечений.

В нашем детском саду оформлена комната природы «Радость», где педагоги оформили альпийскую горку, разместили муляжи животных, посадили растения, создали искусственный водоём, где плавают лебеди для более полного ознакомления детей с животным и растительным миром. Дети в экологической комнате не только получают какие-то знания и практические навыки, но испытывают эстетическое наслаждение от пребывания здесь. Не зря эта комната носит название «Комната радости».

А какую гордость испытывают дети за своих родителей, которые участвуют в выставках поделок из природного материала. Крайне важно показать ребёнку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором мы живём. Именно родная природа является богатейшим источником экологического воспитания дошкольников, которое тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением удивляться и сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционального воздействия на творческую деятельность воспитанников.

Наша работа нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как живом организме, формирование художественной культуры дошкольников, как части культуры духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.

1.Проблема: Роль экологической тропинки в решении задач экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста   

2. Цель: создание условий для  развития  творческого потенциала воспитанников в процессе эстетического восприятия природной среды.

Задачи:

1.Теоретически обосновать проблему экологического воспитания и образования дошкольников.

2. Выявить уровень развития экологического образования детей дошкольного возраста.

3. Комплекс мини-проэктов

3. Направления деятельности:

1.Познавательная деятельность.

2.Художественно-продуктивная деятельность.

3.Культурно-развлекательная.

4. Предполагаемый результат.

1.Разумное отношение к родной природе.

2.Охрана окружающей среды.

3.Умение видеть нерукотворную красоту вокруг себя и создавать её своими руками.

4.Проявление самостоятельности и активности в процессе воссоздания художественных образов родной природы.

5.Развитие творческих способностей в процессе совместной деятельности со взрослыми.

Участники проекта: педагоги, дети второй младшей, средней, старшей и подготовительной группы МДОУ детский сад «Вишенка».

Срок реализации проекта: 4 года

 5. Условия реализации проекта.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в нашем дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Главными задачами являются:

– создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;

– экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;

– создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения;

Экологически развивающая среда в МДОУ  детский  сад «Вишенка» способств      :

– познавательному развитию ребенка;

– эколого-эстетическому развитию;

– оздоровлению ребенка;

– формированию нравственных качеств;

– формированию экологически грамотного поведения;

– экологизации различных видов детской деятельности.

Вариативность  в организации экологически развивающей среды в детском саду  «Вишенка» обеспечивается:

– соответствие целям и задачам реализуемой программы развития в ДОУ;

– гармоничное композиционное решение наглядного оформления общему виду детского сада (сочетание интерьера, объема помещений, озеленение и т. п.);

– приоритетное направление работы детского сада по выявлению и развитию интеллектуально-творческих способностей детей через эколого-эстетическое воспитание и образование;

– уровень готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников;

– ближайшее природное окружение (дендрарий, клумбы, альпийские горки, огород, уголки нетронутой природы);

– ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в детском саду (материально-техническая база: аудио-, -видео, мультимедийное оборудование, научно-методическое обеспечение (печатные, электронные издания методической и детской литературы, видеотека, аудиотека и др.);

– связь с социумом.

Под экологическим образованием мы понимаем  непрерывный процесс  обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Для осуществления эколого-эстетического образования мы организовали предметно-развивающую среду:

 

        

  • Методическое обеспечение:

- подбор детской экологической литературы;

-развивающие и  дидактические игры;

-карты, альбомы, иллюстрации;

- жалобная книга природы;

- аудио-видеотека, диатека.

В методическом кабинете очень большой подбор методических пособий, художественной литературы, энциклопедий о природе, дидактических игр.

  • Музыкальное и техническое оснащение:

- музыкальный центр;

- мультимедийное оборудование;

- видеомагнитофон;

- музыкальные инструменты.

  • Развивающая среда групповой комнаты:

- уголки природы;

-  живой уголок; 

- комнатные растения;

- огород на окне;

- календарь природы;

- модели климатических зон;

- исследовательская лаборатория;

- творческая мастерская.

                                                      Большую роль в работе с детьми мы отвели уголкам природы, которые есть в каждой группе. Дети наблюдают и учатся ухаживать за комнатными растениями. Дети знают какие цветы любят свет, какие предпочитают северные окна, отчего это зависит. В старшей  и подготовительной группах созданы исследовательские

лаборатории, где дети вместе с                          воспитателем занимаются поисковой деятельностью, на примерах сопоставлений, наблюдений делают собственные выводы. В творческих мастерских дети могут проявить творчество, выдумку, фантазию при изготовлении различных поделок.

  • Экологическая комната  «Радость»:

- огород на окне;

- водоем (растения, животные, обитатели водоема и прибрежной зоны);

- альпийская горка;

- комнатные растения.

Комната радости пользуется большой популярностью как у педагогов, так и у детей. Здесь проводятся занятия, наблюдения, тематические выставки

детских работ, посадка и уход за растениями и животными, исследовательская деятельность, уроки доброты. Ежегодно проводится выставка детских работ из природного материала: «Осенние фантазии». Здесь представлены работы по нескольким номинациям:

- лучший букет;

- композиция;

-панно.

В выставках детских рисунков всегда много участников из всех возрастных групп. В своих рисунках дети передают красоту окружающей природы, выражают свое отношение к про исходящему вокруг.

  • Территория детского сада:

- дендрарий;

-цветники, огород; 

- экологическая тропа;

- искусственный ландшафт;

Огромное поле для деятельности по эколого-эстетическому воспитанию и образованию детей представляет собой территория детского сада.

Гордость нашего детского сада - дендрарий. А какие цветники разбиты вокруг здания! У каждой группы есть огород.

Фитобар:

- лекарственные травы;

- профилактические сиропы.

Всегда с готовым чаем из лекарственных трав встречает ребят старшая медсестра. После физкультурных занятий дети с удовольствием посещают фитобар.

  • Экологическая тропинка:

- рябиновая аллея; 

-муравейник;

-дубы;

-кострище;

-ель;

-лиственница;

-липа;

-пень; 

-береза;

-калина;

-ореховая аллея;

-альпийская горка.

6. Интеграция образовательных областей.

7.  Формы методической работы

по эколого-эстетическому воспитанию.

8. Инновационные формы работы с детьми.


  1. Руководство

 эколого-эстетическим

воспитанием.


10. Формы взаимодействия

с социально-значимыми объектами села.

        

11.Формы работы с родителями.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Фундамент нравственного и эстетического воспитания , которое неразрывно связано с экологией, так же закладывается в семье и именно в период раннего детства. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослыми», а папе и маме – лучше понять мир ребенка.

  1. Формы и методы работы с детьми

в экологической развивающей среде МДОУ д/с «Вишенка»

Элементы развивающей среды

Функциональная роль

Формы и методы
работы

1

2

3

1. Комната природы (экологическая комната «Радость»)

– обучающая

– познавательная

– эколого-эстетическая

– формирование нравственных качеств

– приобретение навыков ухода за живой природой и воспитание бережного и заботливого отношения к ней

– экологические занятия

– наблюдения за объектами живой природы

– уроки доброты

– рассматривание природных зон, беседы

– труд по уходу за живыми объектами

– исследовательская деятельность

-тематические выставки детских работ

2. Экологическая тропинка на участке детского сада

– познавательная

– эколого-оздоровительная

– развитие эмоциональной и сенсорной сферы

– эмоционально-позитивное и безопасное общение с природой

– исследовательская

- экологические беседы;

- экологические экскурсии;

- уроки доброты;

-уроки мышления;

- экологические конкурсы;

-КВН, марафон, викторина «Поле чудес»;

- экологические акции;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- трудовой десант;

- зеленый патруль;

- лаборатория юного эколога;

- составление экологических карт;

- ведение фенологических календарей природы;

- экологические выставки;

- день (неделя) экологического творчества;

- экологические праздники;

- экологические игры.

3. Огород, сад

– познавательная

– формирование трудовых навыков

– эколого-эстетическая

– эколого-оздоровительная

– выработка навыков экологически безопасного поведения

– посадка и уход за растениями

– наблюдение стадий их роста

– ведение дневников наблюдений

– знакомство с правилами экологической безопасности для себя и природы

– сбор урожая

4. Экологически развивающая среда в группах

– познавательная

– эколого-эстетическая

– эмоционально-позитивное общение с природными объектами

– развитие воображения

– формирование трудовых навыков по уходу за растениями

– игры

– тематические выставки детских работ

– ведение календарей погоды и фенологических календарей

– чтение художественной и энциклопедической литературы о природе

– экологический кружок

–исследовательско-поисковая деятельность

-творческая деяельность

5. Библиотека (методический кабинет)

– познавательная

– воспитание интереса к литературе (художественной и научно-популярной)

– чтение

– рассматривание иллюстраций

– беседы и обсуждение прочитанного

– конкурсы

– составление сказок о природе

6. Музыкальный зал

– эколого-эстетическая

– познавательная

–проведение экологических, фольклорных праздников

–песни, хореографические композиции о природе

– выставки рисунков, поделок из природного материала

–родительские собрания экологической направленности

7. Физкультурный зал

– эколого-оздоровительная

– подвижные игры

– упражнения – перевоплощения в объекты живой природы

– дыхательная гимнастика

– хождение босиком по мешочкам с камушками

8. Фитобар

– эколого-оздоровительная

– познавательная

– рассматривание и беседы о лекарственных растениях

– употребление фиточая

9. Коридоры, холлы

– познавательная

– развивающая

– эстетическая

– информационная

–макет уголка леса

– выставки детских работ о природе

10. Русская изба

– познавательная

– эколого-эстетическая

– историческая

– комплексные эколого-эстетические занятия

– рассматривание народно-прикладного искусства

11. Уголки для родителей

– познавательная

– информационная

– методические рекомендации

– выставки совместных работ детей и родителей

– экологическая газета папки-передвижки

-консультации

  1. Мониторинг результатов освоения детьми старшей, подготовительной групп МБДОУ детского сада «Вишенка» экологических знаний.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в процессе эколого-эстетического воспитания детей

Статья о проекте работы с педагогами в инновационной деятельности...

Консультация для воспитателей " Игра как средство эколого-эстетического воспитания"

Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ "ОСЕНЬ"

Программное содержание: - закрепить и уточнить знания детей об изменениях в природе, происходящих осенью; - развивать у детей эстетическое восприятие, формировать образные представления; - воспитыв...

Эколого-эстетическое воспитание дошкольников

Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место.Выявление в процессе эколого-эстетического воспитания прекрасного в разных сферах(в труде, поведении и т.д.), наслаждение им с...

Воспитание эколого-эстетических ценностей у дошкольников через общение с природой.

В настоящее время работе по эколого-эстетическому воспитанию отводится особое место.  Для оптимизации этого процесса используются  разные формы работы. Общение с природой - основное условие ...

Выступление на выставке педагогического мастерства «Город мастеров» с разработкой «Эколого-эстетическое и эколого – художественное развитие детей»

В дайджесте обсуждается универсальность понятия красоты природы, представлены разработки арт-технологий эколого-художественного воспитания дошкольников среднего возраста....