Эколого-эстетический проект "Разноцветный мир природы"
проект по окружающему миру ( группа) на тему
Наша работа нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как живом организме, формирование художественной культуры дошкольников, как части культуры духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekol_proekt2_-_kopiya.doc | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Комитет по образованию и делам молодежи Алтайского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Вишенка»
Разработчик: Пенкина Оксана Александровна
Алтайское 2010
Содержание.
- Актуальность.
- Цель
- Направления деятельности:
- Предполагаемый результат
- Условия реализации проекта.
- Интеграция образовательных областей.
- Формы методической работы по эколого-эстетическому воспитанию.
- Инновационные формы работы с детьми.
- Руководство эколого-эстетическим воспитанием.
- Формы взаимодействия с социально-значимыми объектами села.
- Формы работы с родителями.
- Формы и методы работы с детьми в экологической развивающей среде МДОУ д/с «Вишенка»
13.Мониторинг результатов освоения детьми старшей, подготовительной групп МДОУ детского сада «Вишенка» экологических знаний.
1.Актуальность.
Там, где безбрежная степь упирается в подножья гор, начинается Алтайский район. Природа щедро одарила эти места разнообразием красок, словно специально собрала на его территории всё самое прекрасное, чем богат Алтай.
В 2002 году принято Постановление Администрации Алтайского края «О развитии туризма в Алтайском районе», которое в настоящее время активно реализуется.
Большую роль в своей работе мы отводим охране окружающей нас природе. И от того, как мы научим наших детей любить родную природу и заботиться о ней, зависит наше будущее и будущее нашего района.
В живописном месте среди гор и холмов, рек и садов раскинулся Алтайский район. Осенью 1970 года в Алтайском селе распахнул свои двери новый детский сад «Вишенка» совхоза «Мичуринец». Название «Вишенка» он получил в честь мичуринских садов, славившихся не только в крае, но далеко за его пределами. Вокруг детского сада находится дендрарий, в котором насчитывается около тридцати наименований деревьев и кустарников.
Территорию детского сада окружают множество разноцветных клумб, альпийских горок, искусственно созданных водоёмов, на участках детей встречают сказочные персонажи, изготовленные педагогами из природного материала.
На территории детского сада проложена экологическая тропинка с 12-ю видовыми точками.
В ДОУ создана исследовательско - опытная лаборатория, где есть необходимое оборудование: пробирки, микроскоп, весы, лупы, образцы почвы, глины, песка, камней и т.д.
Большую роль в работе с детьми мы отводим экологизации развивающей среды в групповых помещениях.
В музыкальном зале используется экологическое оформление, способствующее эмоциональному развитию ребёнка при проведении экологических праздников и развлечений.
В нашем детском саду оформлена комната природы «Радость», где педагоги оформили альпийскую горку, разместили муляжи животных, посадили растения, создали искусственный водоём, где плавают лебеди для более полного ознакомления детей с животным и растительным миром. Дети в экологической комнате не только получают какие-то знания и практические навыки, но испытывают эстетическое наслаждение от пребывания здесь. Не зря эта комната носит название «Комната радости».
А какую гордость испытывают дети за своих родителей, которые участвуют в выставках поделок из природного материала. Крайне важно показать ребёнку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором мы живём. Именно родная природа является богатейшим источником экологического воспитания дошкольников, которое тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением удивляться и сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционального воздействия на творческую деятельность воспитанников.
Наша работа нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как живом организме, формирование художественной культуры дошкольников, как части культуры духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.
1.Проблема: Роль экологической тропинки в решении задач экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста
2. Цель: создание условий для развития творческого потенциала воспитанников в процессе эстетического восприятия природной среды.
Задачи:
1.Теоретически обосновать проблему экологического воспитания и образования дошкольников.
2. Выявить уровень развития экологического образования детей дошкольного возраста.
3. Комплекс мини-проэктов
3. Направления деятельности:
1.Познавательная деятельность.
2.Художественно-продуктивная деятельность.
3.Культурно-развлекательная.
4. Предполагаемый результат.
1.Разумное отношение к родной природе.
2.Охрана окружающей среды.
3.Умение видеть нерукотворную красоту вокруг себя и создавать её своими руками.
4.Проявление самостоятельности и активности в процессе воссоздания художественных образов родной природы.
5.Развитие творческих способностей в процессе совместной деятельности со взрослыми.
Участники проекта: педагоги, дети второй младшей, средней, старшей и подготовительной группы МДОУ детский сад «Вишенка».
Срок реализации проекта: 4 года
5. Условия реализации проекта.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в нашем дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Главными задачами являются:
– создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
– экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;
– создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения;
Экологически развивающая среда в МДОУ детский сад «Вишенка» способств :
– познавательному развитию ребенка;
– эколого-эстетическому развитию;
– оздоровлению ребенка;
– формированию нравственных качеств;
– формированию экологически грамотного поведения;
– экологизации различных видов детской деятельности.
Вариативность в организации экологически развивающей среды в детском саду «Вишенка» обеспечивается:
– соответствие целям и задачам реализуемой программы развития в ДОУ;
– гармоничное композиционное решение наглядного оформления общему виду детского сада (сочетание интерьера, объема помещений, озеленение и т. п.);
– приоритетное направление работы детского сада по выявлению и развитию интеллектуально-творческих способностей детей через эколого-эстетическое воспитание и образование;
– уровень готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников;
– ближайшее природное окружение (дендрарий, клумбы, альпийские горки, огород, уголки нетронутой природы);
– ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в детском саду (материально-техническая база: аудио-, -видео, мультимедийное оборудование, научно-методическое обеспечение (печатные, электронные издания методической и детской литературы, видеотека, аудиотека и др.);
– связь с социумом.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Для осуществления эколого-эстетического образования мы организовали предметно-развивающую среду:
- Методическое обеспечение:
- подбор детской экологической литературы;
-развивающие и дидактические игры;
-карты, альбомы, иллюстрации;
- жалобная книга природы;
- аудио-видеотека, диатека.
В методическом кабинете очень большой подбор методических пособий, художественной литературы, энциклопедий о природе, дидактических игр.
- Музыкальное и техническое оснащение:
- музыкальный центр;
- мультимедийное оборудование;
- видеомагнитофон;
- музыкальные инструменты.
- Развивающая среда групповой комнаты:
- уголки природы;
- живой уголок;
- комнатные растения;
- огород на окне;
- календарь природы;
- модели климатических зон;
- исследовательская лаборатория;
- творческая мастерская.
Большую роль в работе с детьми мы отвели уголкам природы, которые есть в каждой группе. Дети наблюдают и учатся ухаживать за комнатными растениями. Дети знают какие цветы любят свет, какие предпочитают северные окна, отчего это зависит. В старшей и подготовительной группах созданы исследовательские
лаборатории, где дети вместе с воспитателем занимаются поисковой деятельностью, на примерах сопоставлений, наблюдений делают собственные выводы. В творческих мастерских дети могут проявить творчество, выдумку, фантазию при изготовлении различных поделок.
- Экологическая комната «Радость»:
- огород на окне;
- водоем (растения, животные, обитатели водоема и прибрежной зоны);
- альпийская горка;
- комнатные растения.
Комната радости пользуется большой популярностью как у педагогов, так и у детей. Здесь проводятся занятия, наблюдения, тематические выставки
детских работ, посадка и уход за растениями и животными, исследовательская деятельность, уроки доброты. Ежегодно проводится выставка детских работ из природного материала: «Осенние фантазии». Здесь представлены работы по нескольким номинациям:
- лучший букет;
- композиция;
-панно.
В выставках детских рисунков всегда много участников из всех возрастных групп. В своих рисунках дети передают красоту окружающей природы, выражают свое отношение к про исходящему вокруг.
- Территория детского сада:
- дендрарий;
-цветники, огород;
- экологическая тропа;
- искусственный ландшафт;
Огромное поле для деятельности по эколого-эстетическому воспитанию и образованию детей представляет собой территория детского сада.
Гордость нашего детского сада - дендрарий. А какие цветники разбиты вокруг здания! У каждой группы есть огород.
Фитобар:
- лекарственные травы;
- профилактические сиропы.
Всегда с готовым чаем из лекарственных трав встречает ребят старшая медсестра. После физкультурных занятий дети с удовольствием посещают фитобар.
- Экологическая тропинка:
- рябиновая аллея;
-муравейник;
-дубы;
-кострище;
-ель;
-лиственница;
-липа;
-пень;
-береза;
-калина;
-ореховая аллея;
-альпийская горка.
6. Интеграция образовательных областей.
7. Формы методической работы
по эколого-эстетическому воспитанию.
8. Инновационные формы работы с детьми.
- Руководство
эколого-эстетическим
воспитанием.
10. Формы взаимодействия
с социально-значимыми объектами села.
11.Формы работы с родителями.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Фундамент нравственного и эстетического воспитания , которое неразрывно связано с экологией, так же закладывается в семье и именно в период раннего детства. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослыми», а папе и маме – лучше понять мир ребенка.
- Формы и методы работы с детьми
в экологической развивающей среде МДОУ д/с «Вишенка»
Элементы развивающей среды | Функциональная роль | Формы и методы |
1 | 2 | 3 |
1. Комната природы (экологическая комната «Радость») | – обучающая – познавательная – эколого-эстетическая – формирование нравственных качеств – приобретение навыков ухода за живой природой и воспитание бережного и заботливого отношения к ней | – экологические занятия – наблюдения за объектами живой природы – уроки доброты – рассматривание природных зон, беседы – труд по уходу за живыми объектами – исследовательская деятельность -тематические выставки детских работ |
2. Экологическая тропинка на участке детского сада | – познавательная – эколого-оздоровительная – развитие эмоциональной и сенсорной сферы – эмоционально-позитивное и безопасное общение с природой – исследовательская | - экологические беседы; - экологические экскурсии; - уроки доброты; -уроки мышления; - экологические конкурсы; -КВН, марафон, викторина «Поле чудес»; - экологические акции; - обсуждение и проигрывание ситуаций; - трудовой десант; - зеленый патруль; - лаборатория юного эколога; - составление экологических карт; - ведение фенологических календарей природы; - экологические выставки; - день (неделя) экологического творчества; - экологические праздники; - экологические игры. |
3. Огород, сад | – познавательная – формирование трудовых навыков – эколого-эстетическая – эколого-оздоровительная – выработка навыков экологически безопасного поведения | – посадка и уход за растениями – наблюдение стадий их роста – ведение дневников наблюдений – знакомство с правилами экологической безопасности для себя и природы – сбор урожая |
4. Экологически развивающая среда в группах | – познавательная – эколого-эстетическая – эмоционально-позитивное общение с природными объектами – развитие воображения – формирование трудовых навыков по уходу за растениями | – игры – тематические выставки детских работ – ведение календарей погоды и фенологических календарей – чтение художественной и энциклопедической литературы о природе – экологический кружок –исследовательско-поисковая деятельность -творческая деяельность |
5. Библиотека (методический кабинет) | – познавательная – воспитание интереса к литературе (художественной и научно-популярной) | – чтение – рассматривание иллюстраций – беседы и обсуждение прочитанного – конкурсы – составление сказок о природе |
6. Музыкальный зал | – эколого-эстетическая – познавательная | –проведение экологических, фольклорных праздников –песни, хореографические композиции о природе – выставки рисунков, поделок из природного материала –родительские собрания экологической направленности |
7. Физкультурный зал | – эколого-оздоровительная | – подвижные игры – упражнения – перевоплощения в объекты живой природы – дыхательная гимнастика – хождение босиком по мешочкам с камушками |
8. Фитобар | – эколого-оздоровительная – познавательная | – рассматривание и беседы о лекарственных растениях – употребление фиточая |
9. Коридоры, холлы | – познавательная – развивающая – эстетическая – информационная | –макет уголка леса – выставки детских работ о природе |
10. Русская изба | – познавательная – эколого-эстетическая – историческая | – комплексные эколого-эстетические занятия – рассматривание народно-прикладного искусства |
11. Уголки для родителей | – познавательная – информационная | – методические рекомендации – выставки совместных работ детей и родителей – экологическая газета папки-передвижки -консультации |
- Мониторинг результатов освоения детьми старшей, подготовительной групп МБДОУ детского сада «Вишенка» экологических знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность в процессе эколого-эстетического воспитания детей
Статья о проекте работы с педагогами в инновационной деятельности...
Консультация для воспитателей " Игра как средство эколого-эстетического воспитания"
Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ "ОСЕНЬ"
Программное содержание: - закрепить и уточнить знания детей об изменениях в природе, происходящих осенью; - развивать у детей эстетическое восприятие, формировать образные представления; - воспитыв...
Эколого-эстетическое воспитание дошкольников
Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место.Выявление в процессе эколого-эстетического воспитания прекрасного в разных сферах(в труде, поведении и т.д.), наслаждение им с...
Воспитание эколого-эстетических ценностей у дошкольников через общение с природой.
В настоящее время работе по эколого-эстетическому воспитанию отводится особое место. Для оптимизации этого процесса используются разные формы работы. Общение с природой - основное условие ...
Выступление на выставке педагогического мастерства «Город мастеров» с разработкой «Эколого-эстетическое и эколого – художественное развитие детей»
В дайджесте обсуждается универсальность понятия красоты природы, представлены разработки арт-технологий эколого-художественного воспитания дошкольников среднего возраста....