Занятие:"Знакомство детей с иллюстрациями художника Ю.А.Васнецова"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство детей с иллюстрациями художника Ю.А. Васнецова
Программное содержание:
Систематизировать знания детей о творчестве Ю.А. Васнецова. Формировать представление о средствах выразительности, используемых художником-иллюстратором.
Закрепить знания о том, что книги оформляют художники-иллюстраторы. Способствовать развитию умения отличать иллюстрации Васнецова от других художников.( Е.И. Чарушина, В.М.Конашевича, Е.М.Рачева).
Упражнять в умении отражать эти отличительные свойства (сказочность, необычность, юмор, праздничность, яркость).
Развивать образную речь, воспитывать эстетический вкус, способствовать развитию творчества у детей.
Предшествующая работа:
Чтение сказок, потешек «Гуленьки», «Ладушки», «50-поросят», «Коза с козлятами», Пошел котик на Торжок», «Сорока белобока». Рисование элементов сказок, игры - «Найди и покажи», «Собери картинку», «Узнай по описанию», загадки, сюжетно-ролевая игра «Мастерская художника, загадочные точки, аппликация к потешкам, игра книжный магазин, викторины по сказкам, знакомство с народным творчеством ( дымковская, филимоновская, каргопольская), драматизация сказок.
Оборудование: музыкальная шкатулка с предметами, которые нужны художнику (краски, кисточка, карандаш, книги), видеоролик с портретами художников-иллюстраторов Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В.М.Конашевича, Е.М.Рачева, книги иллюстрированная и неиллюстрированная, иллюстрации, музыкальные произведения, недорисованные листы бумаги на каждого ребенка.
Активизация словаря: художник-иллюстратор.
Структура занятия и методические приемы:
Iчасть: Сюрпризный момент. Дети отгадывают загадки и музыкальная шкатулка открывается.
IIчасть: Основная.
- Видеоролик (портреты художников-иллюстраторов)
- Рассматривание иллюстраций разных художников (дети выбирают иллюстрацию Ю.А. Васнецова и рассказывают о ней).
- Дымковские игрушки.
- Рассказ воспитателя.
- Чтение потешки.
- По музыкальному произведению дети подбирают иллюстрацию и созвучно по настроению танцуют.
- Кроссворд.
- Игра «Дорисуй»
Ход занятия:
I часть. У воспитателя музыкальная шкатулка, там лежат краски, карандаш, кисточки, одна книга иллюстрированная, вторая неиллюстрированная.
Воспитатель: Хотите узнать, что лежит в шкатулке? Если вы правильно отгадаете загадку, то шкатулка откроется.
Загадки.
- Палочка волшебная, есть у меня друзья,
палочкою этой могу построить я, башню,
дом и самолет и большущий пароход. (карандаш)
- Свою косичку без опаски,
Она обмакивает в краски
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (кисточка)
- Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы. (краски)
Людям, какой профессии нужны эти предметы?
Воспитатель: Совершенно верно художникам.
Ой, шкатулочка открывается, видимо там еще что-то лежит.
Как вы думаете, что же это такое? Показываю две книги, одну иллюстрированную, другую не иллюстрированную.
Какую бы вы выбрали книгу? Как называются картинки в книге? Чем она вам нравится? Мы ведь ее еще не читали? Кто делает книги красивыми?
Дети: художник – иллюстратор
II часть основная:
- Видеоролик.
Посмотрите на экран. Как вы думаете, кто это? (художники – иллюстраторы). Назовите их.
(Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В.М.Конашевича, Е.М.Рачева)
А в книге, которая вам понравилась, какой художник нарисовал иллюстрации?
(Да это замечательный художник – иллюстратор Ю.А. Васнецов).
На столе лежат иллюстрации разных художников-иллюстраторов.
- Давайте подойдем к этим интересным иллюстрациям разных художников и отберите иллюстрации, которые нарисовал Ю.А.Васнецов. Подумайте и расскажите к какой сказке или потешке нарисовал художник иллюстрацию.
Как вы догадались и выбрали именно эту иллюстрацию?
Дети: у художника яркие краски, волшебные узорные цветы, кисонька красивая в нарядной юбке, петушок поет.
Воспитатель: А как вы догадались, что он поет?
А что ты можешь сказать об этой иллюстрации? Чем занята сорока? Что мы можем сказать о сороке?
Дети: она готовит вкусное кушанье, стряпуха, хозяюшка.
Воспитатель: яркий огонь, пар идет, мышка почувствовала запах, торопится.
К какой сказке нарисовал художник эту иллюстрацию?
Дети: Волк и семеро козлят.
А почему ты так думаешь? Как изображена коза?
Дети: Большого роста, одета в юбку с узором.
Воспитатель: А как встречают маму козлятки? Что можно сказать о ней, какая она? Почему художник нарисовал волка серым? Что можно сказать о нем? Дети: сердитый, злой, хочет поймать козлят.
А у тебя какая иллюстрация?
Дети: «Гуси-вы- гуси, где вы бывали?»
Воспитатель: Откуда видно, что пришла беда? Какие краски использовал художник? Видите, мы давно эти потешки не читали, но глядя на картинки, сразу вспомнили их содержание.
А ты догадался по своей иллюстрации к какой сказке нарисована эта картинка? ( «Три медведя»).
А как вы думаете, художнику надо знать содержание произведения, сказки, потешки?
Воспитатель: Художник должен внимательно прочитать сказку, чтобы нарисовать картинку иллюстрацию.
- Ребята посмотрите, а на этом столике какие-то игрушки?
Воспитатель показывает дымковские игрушки.
- « Игрушки расписные, красивые какие, стоят они сверкая и красками играя».
- А вот и петух весь расписной, он тоже в гости к нам пришел. Барышня какая модница, колоколом юбка, ну и красота!
Воспитатель: Мы говорили о художнике-иллюстраторе, а вспомнили игрушки, почему?
Дети: потому что у Ю.А.Васнецова птицы и животные на иллюстрациях яркие, сказочные, похожи на игрушки.
Воспитатель: А что же это за игрушки? (Дымковские)
Верно, он жил в г. Вятке и использовал для украшения своих коней, котов элементы дымковских игрушек.
- Рассказ воспитателя: Однажды сидел Ю.А.Васнецов за столом и рисовал. Перед ним лежали краски и карандаши. А у него были разбросаны листы бумаги. «Папа, ты что ты рисуешь? Что это?» спросила дочь –« Коты». На девочку смотрел кошачий глаз, а сам кот был синий в пестрых пятнышках. «Какие странные коты?» Почему они не похожи на нашего кота Мурзика? – спросила девочка.« Потому что он сказочный. А в сказках все коты сказочные, удивительные и взял розовую краску.
Воспитатель: Посмотрите на эту иллюстрацию. Что он расписал Розовой краской? Каким он изобразил кота?
Дети: важный, деловой, хозяйственный, кот ступает твердо, на палку опирается, в больших расписных сапогах, с бантом, в красивой рубашке и стоит, как будто пустится в пляс. По каким деталям, можно узнать, что он пустился в пляс?
Кто прочитает потешку «Пошел котик на Торжок?
5.«Пошел котик на Торжок, купил котик пирожок,
пошел котик на улочку, купил котик булочку
самому ли съесть, либо Бореньке снести?
Я и сам укушу, да и Бореньке снесу».
6. Физкультминутка
Играет музыкальное произведение и дети подбирают к нему иллюстрацию созвучно по настроению и танцуют.
7. кроссворд
Посмотрите на экран. Что это, как вы думаете?
Да, правильно это кроссворд. И нам нужно отгадать, какое слово спрятано в этих клеточках. Я задаю вопрос, если вы отгадали правильно, на экране появится ответ.
- Художник, который жил и вырос в старинном городе Вятке? (Васнецов).
- На какие игрушки похожи рисунки Ю.А.Васнецова? (дымковские).
- К какой потешке проиллюстрировал художник-иллюстратор Ю.А.Васнецов эту иллюстрацию?( Кот и кошка).
- Отгадайте загадку, к какой потешке проиллюстрировал художник-иллюстратор Ю.А.Васнецов.
- Ходит бочком, уши торчком,
Хвостик крючком, нос пяточком! (Свинка Ненила)
Воспитатель: Сегодня мы вспомнили о замечательном художнике – иллюстраторе Ю.А.Васнецове. А вы бы хотели быть художниками-иллюстраторами?
III заключительная часть:
Игра «Дорисуй»
Вы будете художниками-иллюстраторами. Дорисуем картинки, сделаем их еще красивее, как художник Ю.А.Васнецов. Вот смотрите, кто тут нарисован? (зайчик в колыбели)
Что еще можно нарисовать? (звезды, луну).и т.д.
Чтение потешек, песенок детьми при узнавании дорисованных картин.
Давайте наши красочные, сказочные иллюстрации подарим детям младшей группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Знакомство детей с художником Е.Чарушина"
Конспект занятия "Знакомство детей с художником Е.Чарушина"...
Примерный конспект занятия по знакомству детей с иллюстрациями В.М.Конашевича к сказкам А.С.Пушкина. (подготовительная к школе группа)
Примерный конспект занятия по знакомству детей с иллюстрациями В.М.Конашевича к сказкам А.С.Пушкина.(подготовительная к школе группа)Практические рекомендации для педагогов ДО...
Конспект НОД по рисованию "Совушка-сова" (по иллюстрации художника Ю.А. Васнецова)
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе "Совушка-сова" (по иллюстрации художника Ю.А. Васнецова)Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника &ndash...
Методическая разработка. Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Совушка-сова" (по иллюстрации художника Ю.А. Васнецова)
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Воспитывать интерес к книжной графике....
Презентация "Знакомство с творчеством русского художника В.М.Васнецова"
Подборка картин художника по русским народным сказкам...
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе "Совушка-сова" (по иллюстрации художника Ю.А. Васнецова)
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ...
Конспект открытого занятия "Знакомство детей с картиной "Масленица" художника Б.М. Кустодиева через картинную галерею в ДОУ"
Цель: Ознакомление с жанровой живописью "Масленица" художника Б.М. Кустодиева...