Проект по адаптации "Мои первые шаги"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Проект разработан для детей младшего возраста к условиям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_adaptacii_detej_rannego_i_mladshego_dosh_1.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Красночикойский детский сад «Сказка»

                                                   Утверждаю

                                                        Заведующий МДОУ   д/с «Сказка»

                                                       _______________

                                                       Матвеева Н.В.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
«Мои первые шаги»

                                                                              Разработала:                                  

                                                               Воспитатель  ясельной  группы  

                                                                         Агапитова С.А.

                                   Красный Чикой 2013-2014 г.


Участники проекта:

Методист ДОУ

Педагог-психолог

Воспитатель ясельной группы

Музыкальный руководитель

Медицинский работник

Родители детей ясельной группы

Целевая группа : Дети ясельной  группы и их родители.

Сроки реализации : Сентябрь – декабрь 2014г.

Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

 

Задачи, решаемые проектом:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;

- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

 

Актуальность проекта

   Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.

 «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие»,

отмечает В.С. Мухина.

    Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности.  Чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (1,5  года)

- организацией образовательного процесса в дошкольных
учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;

- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;

- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.

 

Этапы проекта:

1. Организационный этап:

  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
  • разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
  • разработка анкет для родителей;
  • составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Основной этап:

  • реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;
  • публикация проекта на интернет-сайте.

 

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

4. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

 

Формы работы с педагогами:

1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;

2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ

3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

 

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей 1,5-2 лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

 

План проекта

период

Содержание

 

ответственные

Сентябрь

- Заключение договора с родителями;

- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

- Организационное родительское собрание;

- Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

- Анкета для родителей (социальная);

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

Игровые комплексы:

1 неделя: «Вот какие шарики!»

2 неделя: Потанцуем с шариками»

3 неделя: Мой веселый, звонкий мяч»

4 неделя: «Ай да мячик!»

Заведующая

Зам.зав. по О.В.

 

администрация

воспитатель

воспитатель

педагог-психолог,

педагог-психолог

 

воспитатель

 

 

 

 

 

 

Октябрь

- Консультация «Растим малыша здоровым»;

- Мини-лекция «Детская истерика»;

Игровые комплексы:

1 неделя: «Осенние листочки»

2 неделя: «Осень на дворе»

3 неделя: «Божья коровка»

4 неделя: «На цветочках бабочки сидят»

Консультация  «Какие игрушки нужны детям»

 педагог-психолог

 

 

 воспитатель

Ноябрь

- Консультация «Где моя большая ложка?»;

- Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи);

Музыкальное развлечение: «Мишка в гостях у ребят»

Игровые комплексы:

1 неделя: «Веселая водица»

2 неделя: «Золотые рыбки плавают в водичке»

3 неделя: «Кукла Маша идет в детский сад»

4 неделя: «Кукла маша с ребятами делают зарядку»

 

Мед.работник

Педагог-психолог

Муз.руководитель

Педагог-психолог

Воспитатели

Декабрь

- Консультация «В царстве упрямства и капризов.

Кризис трех лет.»;

Игровые комплексы:

1 неделя: «В гостях у заводного мишки»

2 неделя: «Куколка с зеркальцем»

3 неделя: «Мишка по лесу гуляет»

4 неделя: «»Вот какие малыши»

- Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!»

- Диагностика адаптации к ДОУ.

 

Педагог-психолог

Воспитатель

Педагог-психолог

воспитатель

 

 

Муз.руководитель

Воспитатель

Педагог-психолог

 

 

Список литературы:

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:

5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.

6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.

7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Санкт-Петербург: первые шаги"

Проект по социально-личностному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Санкт-Петербург" (основная деятельность детей - художественное творчество)...

Проект на тему: Первые шаги в математику

ПроблемаСистематизация работы по формированию элементарных математических представлений  вмладшей группе детского сада.ЦельВыявить эффективные способы формирования элементарных математических пре...

Проект по здоровьесбережению "Первые шаги к здоровью"

Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезном...

Проект на тему «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ОЛИМПИЙСКИМ РЕКОРДАМ»

Формирование в сознании дошкольников образ олимпизма и олимпийского движения как яркую, наглядную, представительную, запоминающуюся модель современного общества, которая ориентирует на общечеловечески...

Исследовательский проект "В науку первые шаги"

Участие в конкурсе естественно-научного направления "В науку первые шаги" в номинации "Все о живом мире". Проект на тему:"Альбиносы"Ссылка на видео: https://youtu.be...

Исследовательский проект "В науку первые шаги"

Участие в конкурсе естественно-научного направления "В науку первые шаги" в номинации "Все о живом мире". Проект на тему:"Альбиносы"Ссылка на видео: https://www.yout...

Проект на тему: «Первые шаги к ГТО» с детьми подготовительной к школе группе.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их физического психического и духовно-нравственного развития, формирование основ безопасного образа жизни являются приоритетными направлениями работы об...