Проект по адаптации "Мои первые шаги"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Проект разработан для детей младшего возраста к условиям ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_adaptacii_detej_rannego_i_mladshego_dosh_1.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Красночикойский детский сад «Сказка»
Утверждаю
Заведующий МДОУ д/с «Сказка»
_______________
Матвеева Н.В.
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
«Мои первые шаги»
Разработала:
Воспитатель ясельной группы
Агапитова С.А.
Красный Чикой 2013-2014 г.
Участники проекта:
Методист ДОУ
Педагог-психолог
Воспитатель ясельной группы
Музыкальный руководитель
Медицинский работник
Родители детей ясельной группы
Целевая группа : Дети ясельной группы и их родители.
Сроки реализации : Сентябрь – декабрь 2014г.
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи, решаемые проектом:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Актуальность проекта
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.
«Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие»,
отмечает В.С. Мухина.
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (1,5 года)
- организацией образовательного процесса в дошкольных
учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;
- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Этапы проекта:
1. Организационный этап:
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
- разработка анкет для родителей;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
- реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
- анализ проведенной работы;
- диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
- презентация проекта для педагогов и родителей;
- публикация проекта на интернет-сайте.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
4. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами:
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей 1,5-2 лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
План проекта
период | Содержание
| ответственные |
Сентябрь | - Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; Игровые комплексы: 1 неделя: «Вот какие шарики!» 2 неделя: Потанцуем с шариками» 3 неделя: Мой веселый, звонкий мяч» 4 неделя: «Ай да мячик!» | Заведующая Зам.зав. по О.В.
администрация воспитатель воспитатель педагог-психолог, педагог-психолог
воспитатель
|
Октябрь | - Консультация «Растим малыша здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; Игровые комплексы: 1 неделя: «Осенние листочки» 2 неделя: «Осень на дворе» 3 неделя: «Божья коровка» 4 неделя: «На цветочках бабочки сидят» Консультация «Какие игрушки нужны детям» | педагог-психолог
воспитатель |
Ноябрь | - Консультация «Где моя большая ложка?»; - Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); Музыкальное развлечение: «Мишка в гостях у ребят» Игровые комплексы: 1 неделя: «Веселая водица» 2 неделя: «Золотые рыбки плавают в водичке» 3 неделя: «Кукла Маша идет в детский сад» 4 неделя: «Кукла маша с ребятами делают зарядку»
| Мед.работник Педагог-психолог Муз.руководитель Педагог-психолог Воспитатели |
Декабрь | - Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; Игровые комплексы: 1 неделя: «В гостях у заводного мишки» 2 неделя: «Куколка с зеркальцем» 3 неделя: «Мишка по лесу гуляет» 4 неделя: «»Вот какие малыши» - Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» - Диагностика адаптации к ДОУ.
| Педагог-психолог Воспитатель Педагог-психолог воспитатель
Муз.руководитель Воспитатель Педагог-психолог
|
Список литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Санкт-Петербург: первые шаги"
Проект по социально-личностному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Санкт-Петербург" (основная деятельность детей - художественное творчество)...
Проект на тему: Первые шаги в математику
ПроблемаСистематизация работы по формированию элементарных математических представлений вмладшей группе детского сада.ЦельВыявить эффективные способы формирования элементарных математических пре...
Проект по здоровьесбережению "Первые шаги к здоровью"
Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезном...
Проект на тему «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ОЛИМПИЙСКИМ РЕКОРДАМ»
Формирование в сознании дошкольников образ олимпизма и олимпийского движения как яркую, наглядную, представительную, запоминающуюся модель современного общества, которая ориентирует на общечеловечески...
Исследовательский проект "В науку первые шаги"
Участие в конкурсе естественно-научного направления "В науку первые шаги" в номинации "Все о живом мире". Проект на тему:"Альбиносы"Ссылка на видео: https://youtu.be...
Исследовательский проект "В науку первые шаги"
Участие в конкурсе естественно-научного направления "В науку первые шаги" в номинации "Все о живом мире". Проект на тему:"Альбиносы"Ссылка на видео: https://www.yout...
Проект на тему: «Первые шаги к ГТО» с детьми подготовительной к школе группе.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их физического психического и духовно-нравственного развития, формирование основ безопасного образа жизни являются приоритетными направлениями работы об...