Общение с природой
методическая разработка по окружающему миру на тему
Здоровый и развитый ребенок - это не только идеал, но и практическая достижимая норма жизни. Как добиться этого? Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и воспитателей.
Возможности человеческого организма огромны, а реализовать, эффективно использовать не всегда удаётся. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать её удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношение с окружающем миром, привели к пониманию, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekoproekt.docx | 65.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное
образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Медвежонок»
Экологический проект
«Общение с природой»
для детей 3 – 7 лет.
Составитель:
Ванюшкина В.А.
2014г
Оглавление
II. Актуальность создания проекта.
V. Этапы реализации проекта программы.
План действий по реализации проекта для детей 3-4 лет.
План действий по реализации проекта для детей 4-5 лет.
План действий по реализации проекта для детей 5-6 лет.
План действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.
VII. Ресурсное обеспечение программы.
VIII. Риски и пути преодоления рисков.
- Введение.
«Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»
Бертран Рассел
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. Экологически - ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Наше будущее – это наши дети. Здоровье детей является качественно важной социальной ценностью каждой нации, поэтому неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья подрастающих поколений следует признать ведущим индикатором экологического риска.
Дети первыми попадают под удар неблагоприятных факторов окружающей среды. Невысокий рост детей также обусловливает более интенсивный контакт с почвенными загрязнениями, домашней и уличной пылью. Нельзя не отметить и то, что у детей идет интенсивный период формирования иммунной и эндокринной систем, в первую очередь, отвечающих за реакцию организма на воздействие факторов окружающей среды, что увеличивает риск искажения и деформации данных процессов при неблагоприятных экологических условиях.
В связи с этим, проект направлен на создание комфортной детской среды обитания, отвечающей биологическим, социальным, медицинским, эстетическим, иными словами, экологическим требованиям.
Задачами экологического воспитания в ДОУ является:
- формировать представления детей о том, что человек - часть природы, ее друг и защитник;
- развивать у детей желание жить в гармонии (согласии) с природой, следуя девизу «не навреди»;
- воспитывать бережное отношение, проявлять любовь к природе.
Важно самому педагогу проявлять заботу о природе, являясь примером для воспитанников. При проведении познавательно-исследовательской деятельности необходимо добиваться эмоционально - личностного восприятия родной природы, так как замечено, что знания, подкрепленные эмоциями радости, значимости собственного мнения или действия сохраняются надолго.
Экологическое образование и формирование экологической культуры — гарант устойчивого развития общества и сохранения здоровья Человека.
- Актуальность создания проекта.
Здоровый и развитый ребенок - это не только идеал, но и практическая достижимая норма жизни. Как добиться этого? Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и воспитателей.
Возможности человеческого организма огромны, а реализовать, эффективно использовать не всегда удаётся. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать её удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношение с окружающем миром, привели к пониманию, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для молодого поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Реализация проекта позволит проявлять достаточно осознанное отношение к своему здоровью со стороны подрастающего поколения и их родителей. Также будет исследована экологическая обстановка в районе ДОУ, которая оказывает непосредственное влияние на здоровье детей. Позволит создать условия для осознания взаимосвязи экологии и здоровья человека.
- Цель проекта
Определение цели экологического проекта «Общение с природой» стало:
создание благоприятных условий для изучения детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта:
- Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ.
- Формировать знания об экосистеме организации природы Земли в границах обитания человека.
- Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
- Формировать умения детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- Формировать знания о конкретных способах экспериментирования и исследования объектов природы.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
- Формировать умение проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
- Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Ожидаемые результаты:
- Создание на территории ДОУ благоприятной среды.
- Повышение уровня знаний по экологии у детей.
- Совершенствование уровня знаний, экологической компетенции родителей.
- Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно - поисковую деятельность детей.
Продукт:
Стенды, фотографии, папки-передвижки, рисунки, плакаты, макеты, создание презентаций и слайд шоу, исследовательские работы, схемы, выставки, скворечники, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группах.
- Аннотация.
Проект «Общение с природой» направлен на экологическое воспитание дошкольников разных возрастных групп, с привлечением родителей. В проекте задачи экологического воспитания реализуются через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
- Этапы реализации проекта программы.
Реализация проекта рассчитана на 38 недель: с марта по ноябрь
1 этап - аналитический (март)
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап - практическая деятельность (апрель - октябрь)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций, исследования, опытов, трудовой деятельности и т.д.
3 этап – итоговый (ноябрь)
Задачи этапа: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
- План реализации проекта.
План действий по реализации проекта для детей 3-4 лет.
Подпроект «Лаборатория неживой природы»
Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
№п/п | Исследуемый объект | Цель | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Вода | Выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется, она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества | Беседа «Для чего нужна вода» Игры-эксперименты «Узнаем, какая вода» «Волшебница вода» | Ширма «Игры с водой». |
2. | Воздух | Формировать у детей представление о таком явлении, как воздух, его признаках, свойствах, для чего он нужен. | Игры – экспериментирования «Что в пакете», «Игра с соломинкой», «Игры с воздушными шариками и соломинкой» «Ветер по морю гуляет» | Совместное развлечение «Воздушные шары» |
3. | Вес | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, что легкие предметы плавают. | Игры-эксперименты «Легкий-тяжелый», «Плавает-тонет» | Помощь родителей в изготовлении пособий в уголок природы |
4. | Температура (теплота) | Формировать умение определять на ощупь температуру воды и предметов. | Игры – эксперименты «Горячо – холодно» «Чудесный – мешочек» | Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фотогазета» |
5. | Песок и камни | Познакомить детей со свойствами песка и камней, их особенностях. Чем отличается сырой песок от сухого, от камней. Развивать интерес, сенсорные ощущения, умение обследовать. | Игры – эксперименты «Песочные струйки», «Чудесные фигурки» | Папка – ширма «Игры с песком» |
6. | Глина | Знакомить со свойствами глины, формировать умение определять качество глины: мягкость, пластичность. | Игры – эксперименты «Узнаем, какая глина», «Глиняные шарики» | Выставка поделок из глины. |
7. | Свет | Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик) | Игры – эксперименты «Что в коробке» | Постановка сказки в теневом театре «Теремок» |
План действий по реализации проекта для детей 4-5 лет.
Акция: «Капелька воды» (апрель).
Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Капитошка рассказывает... Опыты по изучению свойств воды. | Создание семейной лаборатории. |
2. | Рисование «Мир в капельке воды» | Выставка «Запрещающие знаки» |
3. | Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь». | Разучивание стихов о воде в семейном кругу. |
4. | Экскурсия «Кому нужна вода» Развлечение «Вода и птички» | Изготовление атрибутов к развлечению Фото отчет по акции «Капелька воды» |
Акция: «Цветочный мир» (май-июль).
Цель: знакомить с комнатными растениями; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | - Мои зеленые друзья (знакомство с комнатными растениями) - Наблюдение за цветами на клумбе. | Фотоальбом «Какие комнатные растения живут у нас дома» |
2. | Трудовая деятельность: - поливка, мытье, наблюдение и уход за комнатными растениями - поливка клумб с многолетниками. | Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва). |
3. | Продуктивная деятельность - аппликация «Волшебные цветы» -рисование «Мой любимый цветочек» -коллаж «Цветочное царство» | Предложить придумать загадку или сказку о цветах. Издание книжки малышки по мотивам придуманных загадок и сказок. |
4. | - Беседа «Цветы – краса земли» - Сбор коллекции: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов» | Предложить помочь в создании коллекции. Выставка «Волшебные цветы» |
Акция: «Наш чистый, красивый дом» (август-сентябрь).
Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Акция «Чистый дворик» | Трудовой десант по уборке территории дошкольного учреждения. |
2. | Акция «Берегите природу» Распределение знаков на участке детского сада, поселке и лесу. | Совместное изготовление знака «Не сорите» |
3. | Игра-путешествие «Собери и положи». Игра-любование на участке | Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи |
4. | Раскрашивание листовок «Чистый двор» для составления газеты | Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фотогазета» |
Акция: «Стол для пернатых» (сентябрь - октябрь).
Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Наблюдение, беседа. | Оформление коробки для корма птиц |
2. | Аппликация «Птички в кормушке» | Составление слайдов, что едят птички |
3. | Экскурсии, п/и, д/и Раскладывание корма в кормушки. | Изготовление птичьих кормушек. |
4. | Разучивание стихов о птицах | «Покормите птиц зимой» -плакат экологической направленности. |
План действий по реализации проекта для детей 5-6 лет.
Акция: «Жизнь в капле воды» (апрель).
Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, её надо беречь.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Опытно-экспериментальная деятельность в лаборатории. - «Вода нужна всем» - «Растения пьют воду» - «Животворное свойство воды» - «Вода защищает растения от низких температур» - «Вода способна смачивать и очищать предметы» | «Волшебница - водица» - составление рассказов, загадок, сказок, стихотворений о воде. |
2. | - «Берегите воду» - интегрированная НОД Составление знаков «Берегите воду» для малышей | Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» |
3. | Исследуем слой снега. | Викторина «Вода - это жизнь» |
4. | Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде». | Дневник наблюдений за водой. |
Акция: «Цветочный мир» (май-июль).
Цель: знакомство с разнообразием растений: комнатные, садовые, полевые; формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира; развитие творческих способностей детей.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | - Путешествие в царство комнатных растений. - Весенние первоцветы, одуванчик и растения луга | Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва). Экскурсии, походы. |
2. | Трудовая деятельность: - поливка, мытье, пересадка, наблюдение и уход за комнатными растениями -посадка, пикировка, высадка рассады однолетних цветов - поливка клумб с многолетниками. | Привлечение родителей к высадке рассады однолетних и многолетних цветов на участки территории ДОУ. |
3. | Продуктивная деятельность - рисование (нетрадиционная техника) «Мой любимый цветок» - лепка «Мы по лугу гуляли» - оригами «Тюльпан» | Участие в выставке «Цветочная фантазия» |
4. | Музыкальный конкурс: исполнение песен о цветах | Изготовление костюмов к музыкальному конкурсу |
Акция: «Чистая планета» (август-сентябрь).
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Чтение и обсуждение рассказа О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу» | Трудовой десант «Мы за чистый двор» |
2. | Изготовление плакатов о правилах поведения в природе. | Распространение плакатов по территории Центральной улицы села. |
3. | Экскурсия, д/и по решению проблемных и образовательных ситуаций | Субботник на экологической тропе: сенокос, ограждение саженцев, ремонт ограды огорода. |
4. | Продуктивная деятельность Рисование «Какую пользу я принёс планете?» Аппликация «Астра из ниток» Оригами «Луговые цветы» Коллективное творчество (лепка) «Разнообразие цветов» | «Чистота - залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло). |
Акция: «Открытие птичьей столовой» (сентябрь - октябрь).
Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Решение проблемных и образовательных ситуаций | Выставка «Птичьи домики» |
2. | Рисование плаката «Покормите птиц зимой» | Презентация фильма «Птицы зимой» |
3. | КВН «Друзья птиц» Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом) | Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи» |
4. | Рисование «Птичьи дома» | Придумывание историй «Как я спас птичку» |
План действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.
Под проект «Шестиногие малыши»
Цель: сформировать представления о значении насекомых в природном мире; воспитывать интерес к насекомым, любознательность, познавательную активность; активизировать совместную деятельность родителей с детьми.
Акция «Земля - голубая планета» (апрель).
Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Просмотр документальных фильмов о воде. | Организация медиотеки «Вокруг вода» |
2. | Закладка для книг «Помни о воде» | «Поделись опытом» - семейный патруль. |
3. | Опытно – экспериментальная деятельность «Вода в природе». «Вода, которую мы пьем» Развивающие игры с капелькой воды. | Составление картотеки игр о воде. |
4. | Изготовление плакатов «Вода - это жизнь» | Выпуск листовок «Берегите воду» |
Акция: «Цветочный мир» (май-июль).
Цель: знакомство с разнообразием растений: комнатные, садовые, луговые, лесные цветы, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | - Путешествие в царство комнатных растений. - Весенние первоцветы, одуванчик и растения луга - Растения лечат - Красная книга – сигнал опасности. | Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва). Экскурсии, походы. |
2. | Трудовая деятельность: - поливка, мытье, пересадка, наблюдение и уход за комнатными растениями -посадка, пикировка, высадка рассады однолетних цветов - поливка клумб с многолетниками. | Привлечение родителей к высадке рассады однолетних и многолетних цветов на участки территории ДОУ. |
3. | Продуктивная деятельность - рисование «Букет цветов в вазе», «Цветущий месяц май» - аппликация «Наша клумба» - лепка «Аленький цветочек» - конструирование «Бумажные цветы» | Участие в выставке «Цветочная фантазия» |
4. | Музыкальный конкурс: исполнение песен о цветах | Изготовление костюмов к музыкальному конкурсу |
Акция: «Мой дом - моя планета» (август-сентябрь)
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Решение проблемных и образовательных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города. Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу» | Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе» |
2. | Работа в лаборатории: опытно-экспериментальная деятельность - «Воздух, которым мы дышим» - «Полезные ископаемые» | Фото коллаж «Маленькие исследователи» |
3. | «Как устроена волшебная кладовая» | Изготовление макета «Подземная кладовая» |
4. | Рисование листовок к пословицам и поговоркам. | Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе. |
Акция: «Столовая для пернатых» (сентябрь-октябрь)
Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Решение проблемных и образовательных ситуаций. | Выставка «Птичьи домики» |
2. | Создание книги «Птицы нашего края» | Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой» распространение среди соседей» |
3. | Зеленый патруль. Викторины. Экскурсии. | Составление презентаций о птицах |
4. | Разучивание стихов и песен о птицах | Подборка стихов «Покормите птиц зимой» |
3 этап – итоговый (ноябрь)
Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Общение с природой". Анализ, закрепление полученных знаний детьми. Педагогический Совет по итогам проекта, представление книги «Общение с природой».
Итоговый результат проекта для детей 4-5 лет и родителей - развлечение
Посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка.
Итоговый результат проекта для детей 5-6 лет и родителей - развлечение
Награждение юных защитников природы переходным галстуком юного защитника природы.
Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей - развлечение
Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.
- Ресурсное обеспечение программы.
Нормативно-правовые ресурсы
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ);
- Конвенция о правах ребенка;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября2013 г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).
Программно-техническое обеспечение
1 Видеокамера
2 Компьютер(ы)
3 Принтер
4 Цифровая камера
5 Телевизор
6 Доступ к Интернету
7 Программы обработки изображений
8 Веб-браузер
9 Программы работы с мультимедиа
10 Текстовые процессоры
Учебно-методические ресурсы
1) Учебные и методические пособия
2) Материалы из опыта работы:
a) физкультминутки, загадки;
б) конспекты занятий;
в) экологические викторины;
г) экологические досуги, праздники;
д) дидактические игры;
е) диагностические карты, анкеты;
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека.
- Риски и пути преодоления рисков.
Риски
1. Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.
2. Низкое познавательное развитие детей.
3. Низкая заинтересованность родителей.
4. Не высокая профессиональная компетентность отдельных воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников.
5. Не все воспитатели могут организовать и руководить детскими исследованиями на высоком методическом уровне.
6. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала
Пути преодоления рисков
1. Распределить ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
2. Организовать методическую помощь воспитателям по организации детских исследовательских проектов.
3. Провести цикл консультаций для воспитателей в целях повышения профессиональной компетентности по экологическому воспитанию дошкольников.
4. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Общение с природой", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
Выводы
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
Большинство современных детей редко «общается» с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Литература.
- Рыжова, Н. А. «Я и природа»
- Николаева, С. Н. «Как приобщить ребёнка к природе»,
- Иванова, А. И. «Экологические наблюдения в детском саду».
- Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство" Санкт-Петербург "Детство-пресс" 2010 г. под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной.
- Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994.
- В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
- Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
- В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995.
- Предъявите экологический паспорт. Обруч, №2, 1997.
- Законы природы на дачном участке. Обруч, №2, 1997.
- Экологический проект "Дерево". Обруч, №2, 1997.
- Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997.
- Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание, №4, 1998.
- Опыты с песком и глиной. Обруч, №2, 1998.
- Программа "Наш дом – природа". Дошкольное воспитание, №7, 1998.
- Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
- Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
- Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
- Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
- Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
- Шорыгина Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.
- Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду: учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2001. – 208 с.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 176с.
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000 – 128 с.
- Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 160с.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 496 с.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – синтез, 2008. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий по работе с детьми по разделу "Мир животных"....
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...
Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".
Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру. Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...
Конспект кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой. "Природа- наше богатство"
Задачи: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях....
Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через общение с природой."Жалобная книга природы".
Задачи: Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Продолжать знакомить с особенностями жизни птиц, рыб, деревьев зимой....