Общение с природой
методическая разработка по окружающему миру на тему

 Ванюшкина Виктория Александровна

Здоровый и развитый ребенок - это не только идеал, но и практическая достижимая норма жизни. Как добиться этого? Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и воспитателей.

Возможности человеческого организма огромны, а реализовать, эффективно использовать не всегда удаётся. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать её удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношение с окружающем миром, привели к пониманию, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoproekt.docx65.91 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное

образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Медвежонок»

Экологический проект

«Общение с природой»

для детей 3 – 7 лет.

                                                                             Составитель:

                                                                                   Ванюшкина В.А.

                                                                             

2014г

Оглавление

I.        Введение.        

II.        Актуальность создания проекта.        

III.        Цель проекта        

IV.        Аннотация.        

V.        Этапы реализации проекта программы.        

VI.        План реализации проекта.        

План  действий по реализации проекта для детей 3-4 лет.        

План  действий по реализации проекта для детей 4-5 лет.        

План  действий по реализации проекта для детей 5-6 лет.        

План  действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.        

VII.        Ресурсное обеспечение программы.        

VIII.        Риски и пути преодоления рисков.        

Выводы        

Литература.        

  1. Введение.

«Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»

Бертран Рассел

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное,  речевое, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. Экологически - ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Наше будущее – это наши дети. Здоровье детей является качественно важной социальной ценностью каждой нации, поэтому неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья подрастающих поколений следует признать ведущим индикатором экологического риска.

 Дети первыми попадают под удар неблагоприятных факторов окружающей среды. Невысокий рост детей также обусловливает более интенсивный контакт с почвенными загрязнениями, домашней и уличной пылью. Нельзя не отметить и то, что у детей идет интенсивный период формирования иммунной и эндокринной систем, в первую очередь, отвечающих за  реакцию  организма на воздействие факторов окружающей среды, что увеличивает риск искажения и деформации данных процессов при неблагоприятных экологических условиях.

 В связи с этим, проект направлен на создание комфортной детской среды обитания, отвечающей биологическим, социальным, медицинским, эстетическим, иными словами, экологическим требованиям.

Задачами  экологического воспитания в ДОУ является:

  • формировать представления детей о том, что человек - часть природы, ее друг и защитник;
  • развивать у детей желание жить в гармонии (согласии) с природой, следуя девизу «не навреди»;
  •  воспитывать бережное отношение, проявлять любовь к природе.

 Важно самому педагогу проявлять заботу о природе, являясь примером для воспитанников. При проведении познавательно-исследовательской деятельности необходимо добиваться эмоционально - личностного восприятия родной природы, так как замечено, что знания, подкрепленные эмоциями радости, значимости собственного мнения или действия сохраняются надолго.                            

Экологическое  образование и формирование экологической культуры  — гарант устойчивого  развития общества и сохранения здоровья Человека.

  1. Актуальность создания проекта.

Здоровый и развитый ребенок - это не только идеал, но и практическая достижимая норма жизни. Как добиться этого? Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и воспитателей.

Возможности человеческого организма огромны, а реализовать, эффективно использовать не всегда удаётся. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать её удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношение с окружающем миром, привели к пониманию, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для молодого поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

 Реализация проекта позволит проявлять достаточно осознанное отношение к своему здоровью со стороны подрастающего поколения и их родителей. Также будет исследована экологическая обстановка в районе ДОУ, которая оказывает непосредственное влияние на здоровье детей. Позволит создать условия для осознания взаимосвязи экологии и здоровья человека.

  1. Цель проекта

Определение цели экологического проекта «Общение с природой» стало:

создание благоприятных условий для изучения детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

  1. Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ.
  2. Формировать знания об экосистеме организации природы Земли в границах обитания человека.
  3. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
  4. Формировать умения детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
  5. Формировать знания о конкретных способах экспериментирования и исследования объектов природы.
  6. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
  7. Формировать умение проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
  8. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание на территории ДОУ благоприятной среды.
  2. Повышение уровня знаний по экологии у детей.
  3. Совершенствование уровня знаний, экологической компетенции родителей.
  4. Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно - поисковую деятельность детей.

Продукт:

        Стенды, фотографии, папки-передвижки, рисунки, плакаты, макеты, создание презентаций и слайд шоу, исследовательские работы,  схемы, выставки, скворечники, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группах.

  1. Аннотация.

        Проект «Общение с природой»  направлен на экологическое воспитание дошкольников разных возрастных групп, с привлечением родителей.  В проекте задачи экологического воспитания реализуются через  труд в природе,  исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей. 

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;

• оценить риски реализации проекта.

  1. Этапы реализации проекта программы.

Реализация проекта рассчитана на 38 недель: с марта по ноябрь

1 этап - аналитический (март)

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап - практическая деятельность (апрель - октябрь)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций, исследования, опытов, трудовой деятельности и т.д.

3 этап – итоговый (ноябрь)

Задачи этапа: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

  1. План реализации проекта.

План  действий по реализации проекта для детей 3-4 лет.

Подпроект «Лаборатория неживой природы»

Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.

№п/п

Исследуемый объект

Цель

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Вода

Выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется, она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества

Беседа «Для чего нужна вода»

Игры-эксперименты «Узнаем, какая вода»

«Волшебница вода»

Ширма

«Игры с водой».

2.

Воздух

Формировать у детей представление о таком явлении, как воздух, его признаках, свойствах, для чего он нужен.

Игры – экспериментирования «Что в пакете»,

«Игра с соломинкой»,

«Игры с воздушными шариками и соломинкой»

«Ветер по морю гуляет»

Совместное развлечение

«Воздушные шары»

3.

Вес

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, что легкие предметы плавают.

Игры-эксперименты «Легкий-тяжелый», «Плавает-тонет»

Помощь родителей в изготовлении пособий в уголок природы

4.

Температура (теплота)

Формировать умение определять на ощупь температуру воды и предметов.

Игры – эксперименты «Горячо – холодно»

«Чудесный – мешочек»

Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фотогазета»

5.

Песок и камни

Познакомить детей со свойствами песка и камней, их особенностях. Чем отличается сырой песок от сухого, от камней. Развивать интерес, сенсорные ощущения, умение обследовать.

Игры – эксперименты «Песочные струйки»,

«Чудесные фигурки»

Папка – ширма

«Игры с песком»

6.

Глина

Знакомить со свойствами глины, формировать умение определять качество глины: мягкость, пластичность.

Игры – эксперименты

«Узнаем, какая глина», «Глиняные шарики»

Выставка поделок из глины.

7.

Свет

Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик)

Игры – эксперименты

«Что в коробке»

Постановка сказки в теневом театре «Теремок»

План  действий по реализации проекта для детей 4-5 лет.

Акция: «Капелька воды» (апрель).

Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Капитошка рассказывает...

Опыты по изучению свойств воды.

Создание семейной лаборатории.

2.

Рисование «Мир в капельке воды»

Выставка «Запрещающие знаки»

3.

Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь».

Разучивание стихов о воде в семейном кругу.

4.

Экскурсия «Кому нужна вода»

Развлечение «Вода и птички»

Изготовление атрибутов к развлечению

Фото отчет по акции «Капелька воды»

Акция: «Цветочный мир» (май-июль).

Цель: знакомить с комнатными растениями; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

 п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

- Мои зеленые друзья (знакомство с комнатными растениями)

- Наблюдение за цветами на клумбе.

Фотоальбом «Какие комнатные растения живут у нас дома»

2.

Трудовая деятельность:

- поливка, мытье, наблюдение и уход за комнатными растениями

- поливка клумб с многолетниками.

Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).

3.

Продуктивная деятельность

- аппликация «Волшебные цветы»

-рисование «Мой любимый цветочек»

-коллаж «Цветочное царство»

Предложить придумать загадку или сказку о цветах.

Издание книжки малышки по мотивам придуманных загадок и сказок.

4.

- Беседа «Цветы – краса земли»

- Сбор коллекции: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов»

Предложить помочь в создании коллекции.

Выставка «Волшебные цветы»

Акция: «Наш чистый, красивый дом» (август-сентябрь).

Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Акция «Чистый дворик»

Трудовой десант по уборке территории дошкольного учреждения.

2.

Акция «Берегите природу»

Распределение знаков на участке детского сада, поселке и лесу.

Совместное изготовление знака  «Не сорите»

3.

Игра-путешествие «Собери и положи».

Игра-любование на участке

Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи

4.

Раскрашивание листовок «Чистый двор» для составления газеты

Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фотогазета»

Акция: «Стол для пернатых» (сентябрь - октябрь).

Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Наблюдение, беседа.

Оформление коробки для корма птиц

2.

Аппликация «Птички в кормушке»

Составление слайдов, что едят птички

3.

Экскурсии, п/и, д/и

Раскладывание корма в кормушки.

Изготовление птичьих кормушек.

4.

Разучивание стихов о птицах

«Покормите птиц зимой» -плакат экологической направленности.

План  действий по реализации проекта для детей 5-6 лет.

Акция: «Жизнь в капле воды» (апрель).

Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, её надо беречь.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Опытно-экспериментальная деятельность в лаборатории.

- «Вода нужна всем»

- «Растения пьют воду»

- «Животворное свойство воды»

- «Вода защищает растения от низких температур»

- «Вода способна смачивать и очищать предметы»

«Волшебница - водица» - составление  рассказов, загадок, сказок, стихотворений о воде.        

2.

- «Берегите воду» -

интегрированная НОД

Составление знаков «Берегите воду» для малышей

Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

3.

Исследуем слой снега.

Викторина «Вода - это жизнь»

4.

Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде».

Дневник наблюдений за водой.

Акция: «Цветочный мир» (май-июль).

Цель: знакомство с разнообразием  растений: комнатные, садовые, полевые; формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира; развитие творческих способностей детей.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

- Путешествие в царство комнатных растений.

- Весенние первоцветы, одуванчик и растения луга

Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва). Экскурсии, походы.

2.

Трудовая деятельность:

- поливка, мытье, пересадка, наблюдение и уход за комнатными растениями

-посадка, пикировка, высадка рассады однолетних цветов

- поливка клумб с многолетниками.

Привлечение родителей к высадке рассады однолетних и многолетних цветов на  участки территории ДОУ.

3.

Продуктивная деятельность

- рисование (нетрадиционная техника) «Мой любимый цветок»

- лепка «Мы по лугу гуляли»

- оригами «Тюльпан»

Участие в выставке  «Цветочная фантазия»

4.

Музыкальный конкурс: исполнение песен о цветах

Изготовление костюмов к музыкальному конкурсу

Акция: «Чистая планета» (август-сентябрь).

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Чтение и обсуждение рассказа О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»

Трудовой десант «Мы за чистый двор»

2.

Изготовление плакатов о правилах поведения в природе.

Распространение плакатов по территории Центральной улицы села.

3.

Экскурсия, д/и по решению проблемных и образовательных ситуаций

Субботник на экологической тропе: сенокос, ограждение саженцев, ремонт ограды огорода.

4.

Продуктивная деятельность

Рисование «Какую пользу я принёс планете?»

Аппликация «Астра из ниток»

Оригами «Луговые цветы»

Коллективное творчество (лепка) «Разнообразие цветов»

«Чистота - залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло).

Акция: «Открытие птичьей столовой» (сентябрь - октябрь).

Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Решение проблемных и образовательных ситуаций

Выставка «Птичьи домики»

2.

Рисование плаката «Покормите птиц зимой»

Презентация фильма «Птицы зимой»

3.

КВН «Друзья птиц»

Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом)

Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи»

4.

Рисование «Птичьи дома»

Придумывание историй «Как я спас птичку»

План  действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.

Под проект «Шестиногие малыши»

Цель: сформировать представления о значении насекомых  в природном мире; воспитывать интерес к насекомым, любознательность, познавательную активность; активизировать совместную деятельность родителей с детьми.  

Акция «Земля - голубая планета» (апрель).

Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Просмотр документальных фильмов о воде.

Организация медиотеки «Вокруг вода»

2.

Закладка для книг «Помни о воде»

«Поделись опытом» - семейный патруль.

3.

Опытно – экспериментальная деятельность

 «Вода в природе».

 «Вода, которую мы пьем»

Развивающие игры с капелькой воды.

Составление картотеки игр о воде.

4.

Изготовление плакатов «Вода - это жизнь»

Выпуск листовок «Берегите воду»

Акция: «Цветочный мир» (май-июль).

Цель: знакомство с разнообразием  растений: комнатные, садовые, луговые, лесные цветы, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

- Путешествие в царство комнатных растений.

- Весенние первоцветы, одуванчик и растения луга

- Растения лечат

- Красная книга – сигнал опасности.

Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва). Экскурсии, походы.

2.

Трудовая деятельность:

- поливка, мытье, пересадка, наблюдение и уход за комнатными растениями

-посадка, пикировка, высадка рассады однолетних цветов

- поливка клумб с многолетниками.

Привлечение родителей к высадке рассады однолетних и многолетних цветов на участки территории ДОУ.

3.

Продуктивная деятельность

- рисование «Букет цветов в вазе», «Цветущий месяц май»

- аппликация «Наша клумба»

- лепка «Аленький цветочек»

- конструирование «Бумажные цветы»

Участие в выставке  «Цветочная фантазия»

4.

Музыкальный конкурс: исполнение песен о цветах

Изготовление костюмов к музыкальному конкурсу

Акция: «Мой дом - моя планета» (август-сентябрь)

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Решение проблемных и образовательных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города.

Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»

Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»

2.

Работа в лаборатории: опытно-экспериментальная деятельность

- «Воздух, которым мы дышим»

- «Полезные ископаемые»

Фото коллаж «Маленькие исследователи»

3.

«Как устроена волшебная кладовая»

Изготовление макета «Подземная кладовая»

4.

Рисование листовок к пословицам и поговоркам.

Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.

Акция: «Столовая для пернатых» (сентябрь-октябрь)

Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Решение проблемных и образовательных ситуаций.

Выставка «Птичьи домики»

2.

Создание книги «Птицы нашего края»

Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой» распространение среди соседей»

3.

Зеленый патруль.

Викторины. Экскурсии.

Составление презентаций о птицах

4.

Разучивание стихов и песен о птицах

Подборка стихов «Покормите птиц зимой»

3 этап – итоговый (ноябрь)

Обобщение результатов работы  по экологическому проекту "Общение с природой". Анализ, закрепление полученных знаний детьми. Педагогический Совет по итогам проекта, представление книги «Общение с природой».

Итоговый результат проекта для детей 4-5 лет и родителей - развлечение

Посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка.

Итоговый результат проекта для детей 5-6 лет и родителей - развлечение

Награждение юных защитников природы переходным галстуком юного защитника природы.

Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей - развлечение

Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.

  1. Ресурсное обеспечение программы.

Нормативно-правовые ресурсы

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ);
  • Конвенция  о правах ребенка;
  •  Приказ Министерства образования  и  науки  РФ  от 17  октября2013  г.

№1155 «Об утверждении  федерального  государственного  образовательного стандарта  дошкольного  образования» (Зарегистрировано  в Минюсте  РФ 14 ноября 2013 г. №30384);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).

Программно-техническое обеспечение

1 Видеокамера

2 Компьютер(ы)

3 Принтер

4 Цифровая камера

5 Телевизор

6 Доступ к Интернету

7 Программы обработки изображений

8 Веб-браузер

9 Программы работы с мультимедиа

10 Текстовые процессоры

Учебно-методические ресурсы

1) Учебные и методические пособия

2) Материалы из опыта работы:

 a) физкультминутки, загадки;

 б) конспекты занятий;

 в) экологические викторины;

 г) экологические досуги, праздники;

 д) дидактические игры;

 е) диагностические карты, анкеты;

 Фонд методического кабинета:

• библиотека;

• игротека;

• аудиотека;

• фонотека.

  1.  Риски и пути преодоления рисков.

Риски

1. Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе,  хорошо, а в других плохо.

2. Низкое познавательное развитие детей.

3. Низкая заинтересованность родителей.

4. Не высокая профессиональная компетентность отдельных воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников.

5. Не все воспитатели могут организовать и руководить детскими исследованиями на высоком методическом уровне.

6. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала

Пути преодоления рисков

1. Распределить ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

2. Организовать методическую помощь воспитателям по организации детских исследовательских проектов.

3. Провести цикл консультаций для воспитателей в целях повышения профессиональной компетентности по экологическому воспитанию дошкольников.

4. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Общение с природой", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Выводы

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

    Большинство современных детей редко «общается» с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Литература.

  1. Рыжова, Н. А. «Я и природа»
  2. Николаева, С. Н. «Как приобщить ребёнка к природе»,
  3. Иванова, А. И. «Экологические наблюдения в детском саду».
  4. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство" Санкт-Петербург "Детство-пресс" 2010 г. под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной.
  5. Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994.
  6.  В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
  7.  Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
  8.  В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995.
  9.  Предъявите экологический паспорт. Обруч, №2, 1997.
  10.  Законы природы на дачном участке. Обруч, №2, 1997.
  11.  Экологический проект "Дерево". Обруч, №2, 1997.
  12.  Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997.
  13.  Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание, №4, 1998.
  14.  Опыты с песком и глиной. Обруч, №2, 1998.
  15.  Программа "Наш дом – природа". Дошкольное воспитание, №7, 1998.
  16. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
  17. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
  18. Горькова  Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. -  М.: . Вако, 2008. – 240 с.
  19. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
  20. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
  21. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
  22. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
  23. Шорыгина Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.
  24. Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду: учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2001. – 208 с.
  25. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 176с.
  26. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000 – 128 с.
  27. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 160с.
  28. Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
  29. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста  - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 496 с.
  30. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – синтез, 2008. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий по работе с детьми по разделу "Мир животных"....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...

Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".

Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру.  Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...

Конспект кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой. "Природа- наше богатство"

Задачи: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях....

Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через общение с природой."Жалобная книга природы".

Задачи: Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Продолжать знакомить  с  особенностями жизни птиц, рыб, деревьев зимой....