Проект "Акция покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
На протяжении всего проекта дети знакомились с зимующими птицами нашего города в разных видах деятельности: узнали народные приметы, связанные с птицами, разгадывали загадки о них, решали задачи, учились узнавать их по окраске оперенья, силуэту, форме тела, размерам и полёту; рисовали их,вырезали птиц-зимовщиков из бумаги, лепили из пластилина.
В процессе наблюдения за повадками птиц, прилетающих на участок, учились разгадывать следы, оставленные птицами на снегу, узнали, что птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма, и что от человека тоже зависит, выживут ли птицы в зимние холода.
Родители приняли активное участие в проекте: помогали детям искать и оформлять материал, в том числе и иллюстративный, мастерили кормушки и помогли их развесить на прогулочном участке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта:
Тип проекта: информационно-творческий
Вид деятельности: проектная
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы
Срок реализации проекта: краткосрочный
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями
Цель: Развитие экологического воспитания дошкольников и формирование правильного отношения к представителям животного мира (птицам) через различные виды деятельности в соответствии реализации программы по ФГОС.
Задачи:
1.Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
2.Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
3.Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
4.Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Актуальность проблемы.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.
Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.
Выбор темы «Покормите птиц зимой» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Этапы и содержание проекта.
Подготовительный этап:
Выявление проблемы, определение цели, задач. Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.
Основной этап:
Реализация в работе с детьми комплекса мероприятий, направленных
на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей. Создание условий активного привлечения родителей к совместной деятельности.
Заключительный этап: Подведение итогов. Совместное изготовление кормушки для зимующих птиц.
Ожидаемые результаты проектной деятельности: Активизация интереса у детей к зимующим птицам, заботливого, чуткого и внимательного отношения к ним; повышение уровня знаний и практических умений по данному направлению. Изготовление кормушки для птиц, с участием родителей воспитанников.
Домашнее задание родителям
1. Рекомендации на совместные прогулки.
2. Совместно с ребенком сделать кормушку.
3. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
3. Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
4. Отгадывание загадок про зимующих птиц.
5. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в
книгах и журналах.
I этап – подготовительный
Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми – практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу, так как хороший слой жира под кожей образует дополнительную защиту от морозов.
Для того чтобы научить детей особенностям кормления, правилами поведения возле кормушек с видовым разнообразием зимующих птиц, педагогам самим необходимо знать все о птицах. Поэтому, в детском саду проводятся консультации, семинары-практикумы, беседы.
Примерная тематика памяток для педагогов:
1. «Меню птиц»
2. «Забота о птицах»
3. «Орнитологи предупреждают»
4. «Любимое блюдо птиц»
5. «Птичья столовая»
Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз). У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек. Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим.
Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.
Большую помощь в воспитании бережного отношения к природе, изготовлении кормушек, оказывают родители. В родительских уголках на протяжении всего времени прохождения акции помещаются информационные листы «Покормите птиц зимой!», памятки.
II этап – основной (практический)
Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.
Ежегодно, начиная, с 12 ноября …(пока не появится корм для птиц) в нашем детском саду проходит акция «Покормите птиц!» (по старинному поверью 12 ноября в День Зиновия Синичника («Синичкин день») свиристели, щеглы, сойки, синицы, и многие другие пернатые перебираются поближе к человеку, чтобы получить еду в предстоящие холодные зимние дни).
Мы с ребятами с большим удовольствием изготавливаем кормушки для птиц.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Игровая деятельность
1. Дидактические игры:
«Один - много», «Назови ласково», «Четвертый лишний», " «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы», «Разрезные картинки».
«Покормим птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Добиваться, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.
2. Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор
3. Подвижные игры:
«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль». Учить детей бегать в разных направлениях,
Не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Познавательная деятельность (формирование целостной картины мира)
Пр. сод: Способствовать обобщению и закреплению знаний детей о птицах, расширять представления о лесе и его обитателях. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса, и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, умение слушать друг друга. Воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу, доброжелательность и внимание ко всему живому.
Художественное творчество:
Рисование «Синички».
Пр. сод: Учить детей рисовать птицу нетрадиционным способом оттиск - ладошкой, располагать изображение по центру листа бумаги. Развивать память, воображение, логическое мышление, творческие способности: чувство цвета, фантазию. Воспитывать эмоционально - положительное отношение к рисованию, стремление к достижению результата.
Аппликация «Снегирь».
Пр. сод: Учить детей создавать образ снегиря с помощью приклеивания геометрических фигур из бумаги. Учить передавать форму предмета (снегиря), учить детей составлять аппликацию в виде птицы, держать правильно кисточку. Закреплять умения пользоваться клеем, намазывать детали клеем и приклеивать их. Развивать умение детей передавать образ птиц с помощью геометрических фигур, формировать творческое воображение, развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, связную речь детей. Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.
Беседы:
- «Почему птиц стало меньше?»
- «Синичка - гостья нашего двора»
- «Знакомство с воробьем».
- «Помощь пернатым в зимнее время года».
- «Кормушка. Наши пернатые друзья».
- Решение проблемной ситуации:
«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Наблюдение за птицами зимой:
Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями (экскурсия на городскую площадь), наблюдение за синичкой.
Трудовая деятельность:
Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.
Коммуникативная деятельность:
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".
Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Работа с родителями:
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?
III этап – заключительный
После таких бесед, игр познавательного характера, конечно же, ребята готовы и хотят помочь птицам. Для этого дети вместе с родителями, педагогами изготавливают кормушки. Рассматривают их, доделывают, чтобы птицам было удобно сесть и поклевать корм. Затем кормушки развешивают, прикрепляют и кормят уже своих маленьких друзей.
Находясь возле кормушек ребята строго соблюдают правила поведения возле кормушек: громко не кричать, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.
Дети сами замечают, что если не постоянно кормить птиц, то некоторые птицы улетают. Поэтому, даже в праздничные дни у ребят нашего детского сада есть обязанность, приходить и приносить вместе с родителями корм для птиц. А пернатые друзья благодарят своим радостным щебетаньем, пением. Все что связано с друзьями - интересно, а птицы для нас – друзья. Поэтому детям интересно проверять народные приметы.
Ребята с чувством понимания и гордости относятся к кормлению птиц, зная, что если не покормят, то птица может погибнуть.
Оформление результата проекта в виде презентации.
Организация и участие родителей изготовление кормушек.
Результаты реализации проекта.
1. Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
2. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
3. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
4. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...

Покормите птиц зимой( 15 января - день зимующих птиц !)
Консультация для родителей на тему: «Покормите птиц зимой».15 января - день зимующих птиц.Подготовила воспитатель: Юрченко Елена НиколаевнаГБДОУЦРР детский сад №48Красносельского рай...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)
Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...

«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)
Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...