конспект занятия по народному костюму
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Емельянова Мария Юрьевна

Дети познакомятся с различными материалами и способами их изготовления, а также с различными компонентами народного костюма (порты, пос, рубахи, сарафан итд.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_kostyum.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия
для старших и подготовительных к школе групп
по проекту «Русский народный костюм»
(воспитатель Емельянова М.Ю.)

Цели и задачи: познакомить детей с женским и мужским русским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения; развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение; воспитывать интерес к русским традициям, желание узнавать новое о жизни и обычаях наших предков.

Материалы и оборудование: народные русские мужские и женские костюмы (поневный, сарафанный комплексы), куклы в народных костюмах, иллюстративный материал (репродукции, иллюстрации) + раскраски для самостоятельной работы детей, медиа-проектор и презентация PowerPoint, прялка, веретено, кудель, бердышко, сказка К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», образцы льняных и шерстяных тканей, образцы вышивки.

Первая часть занятия.

Ход занятия:  воспитатель в русском народном костюме входит в группу.

- Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, ребята, что у меня хранится вот в этом красивом сундуке? (Ответы детей)

- Что нам думать да гадать, давайте-ка мы его откроем.

Дети пытаются открыть сундук, он не открывается.

- А я, кажется, догадалась. Этот сундук не простой, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки, об одежде.

Дети говорят: - Какова пряха, такова и рубаха. Не одежда красит человека, а добрые дела. Не украшай платье, а украшай ум. Голова не для того дана, чтобы шапку носить, а что бы ум копить. Красавица и в старом платье хороша. Хвалят на девке шелк, если в девке есть толк. У бабы рубашки те же мешки, завяжи да что хочешь, положи. Друг лучше старый, а платье новое.  Шуба тепла и лохмата, жить вам легко и богато.

Воспитатель: - Вот сундук и открылся. Вы догадались правильно, здесь лежит одежда, да не простая, а старинная, которую носили наши прапрапрабабушки. (Достает из сундука женский и мужской народные костюмы).

- Как видите, ребята, одежда русских людей в старину была удобной и красивой. Где же брали люди одежду? (сами делали). А из чего шили одежду? (из ткани). Кто скажет, из какой ткани шили одежду?   Из льняной. А из чего делали ткань? (из ниток). А нитки из чего получались? (из волокон растений, из шерсти животных). С помощью чего изготовляли нитки и ткань? (Веретено, кудель, ткацкий станок). Давайте вспомним, какая же льняная ткань? Ответы детей. 

- Льняная ткань хороша тем, что она сделана из натуральных нитей, из льна, в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней дышит. Плоха она тем, что быстро мнется и с трудом разглаживается.

- А теперь я вам расскажу, как же делают ткань и нитки, и из чего (Просмотр презентации о льне, прослушивание сказки К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Показ изготовления ниток из шерстяной кудели с помощью веретена и прялки. Показ изготовления тканых поясов в помощью бердышка).

Воспитатель:  - А какой цвет имеет льняная ткань?

-  Серый. (рассматривание образцов льняных и шерстяных тканей).

- Но ведь людям хотелось одеваться в красивую нарядную одежду. Ребята чтобы одежда была красивая ткань должна, быть какой?

 Дети: - Цветной.

 Воспитатель: - Наши предки умели красить ткань. И использовали для этого только природные красители. Напомните мне, чем красили ткань?

 Дети: - Шелухой луковой, листом берёзы, дуба, ягодой черники, ежевики, цветами зверобоя, василька.

-   А как называли людей, которые красили ткань?      

-  Крашенники.

- Каждый цвет имел свое значение. Зверобой - красный цвет - означает - праздник, радость, тепло; лук - желтый - цвет солнца, богатства; коричневый - символ земли – кормилицы; василек - голубой - символ неба, молодости; зеленый - цвет травы, растений, природы.

Вторая часть занятия.

Воспитатель: - Вы уже знаете, как в давние времена деревенские люди сами шили себе одежду, сами ткали ткань для нее, да и украшали наряды сами. Работа эта нелегкая, поэтому одежду очень берегли, носили долго, латали, если порвется. Нарядную одежду носили редко, а потом дарили своим детям, когда те вырастали. Позднее появились мастера-портные.

- Что вы видите здесь? (на столике лежат ножницы, иголки, нитки). Скажите, ребята, кому нужны эти инструменты?

 Дети: - Портному.

 Воспитатель:  - Ребята вы знаете раньше на Руси был такой человек, который шил одежду, её называли порты или портище. Вот от этого слова и стали назвать людей, шьющих одежду портными. В зависимости от того, что шили портные, их именовали шубниками, и даже карманниками и рукавичниками. Догадайтесь, как назывались портные, которые шили шапки? (Шапошники.) А которые кафтаны шили? (Кафтанники.)

  - Из чего же состоял мужской и женский костюм. (Репродукции и иллюстрации, на которых можно разглядеть сарафан, рубашку, венец, кокошник, шаль, шубу, полушубок, пояс, душегрею, кафтан, лапти, онучи, тулуп, картуз, зипун и т. д.)  Посмотрите, что в них общего? Рубаха-сорочка.

Посмотрим, что надето на этой девочке? (Рубашка.) Какого цвета крестьянская рубашка? Как было принято рубашку украшать? Как вы думаете, можно ли было в одной рубашке выйти на улицу? Оказывается, можно. В рубашке (по-другому, в сорочке) ходили и бегали по улице и маленькие девочки, и мальчики, и даже юные девушки. Только девушки надевали на сорочку поясок, который тоже старались украсить вышивкой или тесьмой.

 - Что надевали женщины поверх рубахи? А как называется этот наряд? Правильно, сарафан! Это длинная одежда без рукавов. Его надевали поверх сорочки и украшали лентами, бисером, пуговками. Сарафан – любимая одежда русской девушки. Кто его ни наденет, сразу и нарядней, и стройней становится.

- Чем сейчас девочки любят украшать свои волосы? (Ответы детей.) Чтобы стать нарядней, девочкам завязывают в волосы бантики, украшают прическу заколками, иногда даже стараются сделать волосы волнистыми, завивают их. Но нет ничего краше для девочки и девушки, чем длинная коса! «Коса – девичья краса», – так русские люди говорили. Посмотрите, как хороши красные девицы с длинными косами! Косу украшали накосниками, голову повязывали лентой, украшали венцом. Ходить с непокрытой головой можно было только дома, а на улице женщины ходили в головных уборах. Это девичий венец, а это убор взрослой женщины, называется кокошник (показывает). Чем венец от кокошника отличается? Правильно, из-под венца видно волосы, а под кокошником все до единого волоска спрятаны. Он как шапочка, украшенная бусинками, лентами, бисером. Но чаще всего русские крестьянки повязывали голову платком, а в холодную погоду – шалью.

(Переходя от иллюстрации к иллюстрации, воспитатель называет другие предметы женской и мужской одежды в зависимости от наличия репродукций или кукол в русской одежде.)

- А мужчины одевали рубаху и штаны. Чем отличается старинная рубаха от современной? Ворот у нее особенный, выкроен сбоку горловины. И поэтому она называлась косоворотка.

 - Поверх рубахи в прохладное время надевали кафтан. А в зимнее время тулуп, сшитый из овечьей шкуры мехом вовнутрь, на голову надевали колпак. В прохладную погоду женщины надевали полушубок. Его шили из овчины мехом внутрь, подвязывали его ярким поясом. Так же неотъемлемой частью костюма являлся платок.

- Я буду называть вам предмет, а вы мне будете говорить какая это одежда (зимняя, летняя) . (Дидактическая игра «Какое время года?»)

- А почему эти костюмы такие красивые и праздничные? Они украшены вышивкой. А для чего люди вышивали одежду? По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. (рассматривание образцов вышивки).

- Где же располагались вышивки-обереги, и что они защищали? Вышивки на руках оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на груди сарафана оберегали легкие и сердце, на подоле – не давали злой силе подобраться снизу.

-    А ну-ка рукодельники, покажите свое умение – раскрасьте костюмы так, как украшали их в старину.

Дети рисуют обереги-узоры на сарафане и рубахе. (работа с иллюстративным материалом).

-   А теперь отгадайте загадку, подскажу, она о предмете одежды. Надену - обручем сведет, сниму- змеею упадет. Тепла не дает, а без него холодно.

Правильно, пояс. А как его называли в старину?

-   Кушак.

- Кушак был непременной деталью одежды у мужчин и у женщин. Как вы думаете, для чего служил пояс-кушак?

 - Так как карманов на одежде в старину не было, то туда подвешивали расческу-гребень, сумочку для денег и разных мелочей, топор...

Игра «Угадай и назови» (кто назовет деталь одежды, тот и оденет его на куклу. Игра проводится с использование кукол Маши, Алены, Полины и тд. в русских народных костюмах).

 (Примечание: в связи с трудностью материала и большим его объемом занятие может быть разбито на несколько частей. Например, 1 часть – прослушивание сказки «Как рубашка в поле выросла», просмотр презентации о льне и изготовлении из него ниток, ткани, одежды, знакомство с куделью, прялкой, веретеном, ткацким станом; 2 часть – знакомство собственно с русским народным костюмом, мужским и женским, летним и зимним).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Русский народный костюм"

Пословицы  о  труде,  игра  " Золотые  ворота"....

Конспект занятия "Русский народный костюм"

Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40  Конспект занятияпо образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(Раздел: "Рисование") по теме: "РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ(занятие для де...

Конспект занятия "Русский народный костюм"

ОО "Художественно-эстетическое развитие"...

Конспект занятия по народным костюмам "Сошью Дуне сарафан"

Конспект занятия по народным костюмам "Сошью Дуне сарафан"...

Цикл занятий "Русский народный костюм"

Материал содержит разработки занятий о национальном русском костюме. Может использоваться воспитателями в качестве дополнительного материала при подготовке занятий краеведческого характера....

Конспект открытого занятия "Красота народного костюма".

Познакомить детей с особенностями татарского национального костюма....

Конспект занятия "Карельский народный костюм"

Знакомство детей с карельским народным костюмом, объясняя особенности костюма, связанных с проживанием на территории Карелии....