НОД по природному миру и рисованию в старшей группе "В гостях у принцессы Капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ванина Елена Александровна

Занятие направлено на активизацию в речи детей употребления сложных предложений, закрепления навыков согласования прилагательных с существительными, обогащения словаря детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

«В гостях у принцессы Капельки»

/НОД по природному миру и рисованию

в средней  группе/

Подготовила и провела: Воспитатель Ванина Е.А.

г.о. Саранск 2016


Программное содержание:

1.        Задачи на развитие познавательных способностей:

-        показать значимость воды в окружающей жизни;

  • уточнить   и   расширить   представления   детей   о   свойствах   воды (изменение цвета, имеет запах, может растворять вещества)
  • закрепить   умение   моделировать,   пользуясь   методом   «маленьких человечков»;

  • формировать основы логического мышления;
  • развивать экспериментальную, изобразительную деятельность.

2.        Задачи на развитие связной речи:

  • активизировать в речи детей употребление сложных предложений;
  • закрепить навыки согласования прилагательных с существительными.
  • обогащать словарь детей.

3.        Воспитательные задачи.

  • воспитывать у детей экологические понятия о воде, как источнике жизни на Земле;
  • дать детям почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.

Материал к занятию:

Игровые персонажи - Капитошка, принцесса Капелька; Модели к загадке, модели к д/и «Кому нужна вода»;

стаканчики с водой, баночки с краской, мелкие игрушки, стаканы с водой, в которую добавлено вещество, имеющее запах, кусочки сахара, ложечки, карточки с изображением маленьких человечков, доска, большой лист ватмана голубого цвета, на котором нарисованы рыбы с отсутствующими отдельными частями тела (плавники, хвост, глаза), акварельные краски, тычки, кисти, цветные мелки, пастель.

Предварительная работа:

Наблюдение за облаками, дождем, состоянием природы после дождя. Рассматривание альбомов по теме « Морские животные», «Рыбы», наблюдение и уход за обитателями аквариума.

Чтение художественных произведение: А. Филлипеннко «Дождик», А. Александрова «Дождик накрывает».


Дидактические игры: «Путешествие капельки», «Хорошо-плохо», «Кому нужна вода».

Методические приемы:

Беседа,      художественные      слово-загадка,      моделирование,      прием

«Маленькие   человечки»,    опыты,   дидактические   игры,    сюрпризный

момент.

Ход занятия

I.  Орг. момент. Здравствуйте ребята! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, синий ручеек! Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки, Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

И. На листе фикуса лежат вырезанные из бумаги капельки. Педагог подходит к растению и предлагает детям посмотреть, что это такое. Осторожно встряхивает лист, и ему на руку падает капельки.

Педагог: Дети, кто это?

Дети: Капелька.

Педагог: А как тебя зовут, капелька?

Капитошка: Капитошка.

Педагог: Что ты здесь делаешь, капитошка?

Капитошка: Я пришла к вам в гости. И принесла письмо от моей

принцессы   Капельки   с   просьбой   о   помощи.   В   её   королевстве

случилась     беда:     злая     Волшебница     заколдовала     обитателей

королевства. Поможете расколдовать?

Педагог:   Но   как   же   найти   королевство,   где   живет   принцесса

капелька?

Капитошка: Отгадайте загадку.

(Ребенок загадывает загадку, используя модели)

Чтоб лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли,


Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без...    (воды)

Педагог: Принцесса капелька живет в воде. Капитошка: Ребята, а для чего и кому нужна вода?

Игра «Кому нужна вода?» (используются модели).

Дети отвечают: 1. Человеку вода нужна для того, чтобы пить, умываться, готовить пищу. Дерево, рыба, насекомое.

Капитошка: Хорошо ребята. А всегда ли хорошо? Дидактическая игра: «Хорошо-плохо»: вода. Дети по очереди называют «хорошие» и «плохие» качества воды. Капитошка: предлагает детям следующие загадки злой Волшебницы. Ребята, какие свойства воды вам знакомы?

Дети: Вода прозрачная, не имеет запаха, не имеет запаха, не имеет вкуса, меняет свое состояние.

Капитошка: Совершенно верно. Вы очень догадливые и сообразительные. А как вы думаете, вода может изменять цвет и быть не прозрачной? Как нам это узнать?

Дети: Спросить взрослых, провести опыт.

Капитошка: Садитесь за столы, и проведем опыт. Проверим? 1, 2, 3, 4, 5 будем  в  прятки  мы  играть.   Возьмите  игрушки  и  спрячьте  ее  в  воде. Спряталась игрушка? Мы видим ее? Почему видим? А как же нам спрятать игрушку? Какой должна быть вода?


Предложение детей.

Капитошка: У вас на столах краска, добавьте ее в стаканчики с водой. Что вы

можете сказать? Спряталась игрушка? Какая стала вода?

Дети: Непрозрачной. Чем темнее вода, тем меньше видно игрушку.

Капитошка: Когда все называли свойства воды, вы сказали , что вода не

пахнет - без запаха. И это верно. Возьми второй стаканчик с водой и

понюхайте. Что вы можете сказать?

Дети: Вода в стакане пахнет.

Капитошка: Пахнет. Почему? Как вы думаете?

Дети: в неё что - то добавили.

Капитошка: Правильно, ребята, вода может пахнуть если в неё добавить

вещество, которое пахнет.

Капитошка: А сейчас у меня для вас игра: «Что мы знаем о воде?»

  1. Вода может быть пушистой когда? (снег, снежинки)
  2. Вода может быть скользкой когда? (лёд, сосульки)
  3. Вода может быть высокой? (сугроб, волны)

Капитошка: Ребята, я приготовил для вас кусочки сахара. Что мы можем с ними сделать?

Предположение детей. Капитошка: Бросьте сахар в воду. Что происходит? Дети: Сахар растворяется. Капитошка: Что мы сейчас узнали? Дети: Что вода растворяет вещества.

Капитошка: Ребята, посмотрите внимательно на эти карточки.   (Карточки с «маленькими человечками»)

1. Покажите   карточку   и   расскажите,   как   себя   ведут   «маленькие человечки» в твёрдых веществах? Дети: Они крепко держатся за руки. Капитошка: А как себя ведут «человечки» в жидкостях? Дети: Они просто стоят рядом.

Капитошка: А как себя ведут «человечки» в газообразных веществах? Дети: В газах «человечки» не стоят на месте, они бегают.

Физ. минутка: «Маленькие человечки».

Капитошка: Я буду называть различные вещества, а вы мне это покажите.


(Дети стоят в кругу. Капитошка превращает их в камень, воду, воздух, лёд,

молоко, дым костра). Дети согласно заданию или стоят рядом, или крепко

держаться за руки, или бегают.)

Капитошка: Молодцы, ребята. Все вы мои задания выполнили и пришли мы в

королевство Капельки. Посмотрите, что натворила злая Волшебница.

( На большом листе ватмана, окрашенного в голубой цвет, нарисованы рыбы,

у которых отсутствуют отдельные части тела (плавники, хвост, глаза)

Капитошка:   Ребята,   я   прошу   вас   расколдовать   рыб,   дорисовать   их,

нарисовать камушки,  водоросли различными техниками.  ( Используется

техника   пальчиками,   ладошками,   тычками,   печатками.    Дети   рисуют

красками, углём, пастелью, мелками).

Царевна капелька: Спасибо ребята, освободили меня от злых чар.

Капитошка: Молодцы, ребята! Вы спасли наше королевство, а в награду я

вам дарю символы «Капельки» и вы будете друзьями Капитошки.

Педагог: Спасибо, Царевна-капелька и Капитошка, а нам пора возвращаться

в д/с. Ребята, какие же свойства воды вы запомнили?

Дети:   Вода  прозрачная,   но   если   добавить   в   неё   краску,   она   станет

непрозрачной. Вода может быть твёрдой, жидкой, газообразной.

Педагог: Ребята, вы сегодня хорошо работали и мне хочется закончить занятие следующими строками: Ребёнок: «Планета Земля щедра и богата,

Горы, леса, реки - дом наш, ребята!

Развеем гад ним и тучи, и дым,

В обиду его никому не дадим.

Беречь надо птиц, реки, зверей,

Давайте будем добрей!» Педагог: Спасибо всем за работу.


Литература:

  1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию - СПб., 2001.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте - СПб., 1997.
  3. Дыбина О. Неизведанное рядом. М; 2001.
  4. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи, М. Просвещение, 1996.
  5. Самойлова О. Н. Технологические цепочки по использованию ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками. М. Просвещение, 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения ООД: интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и рисованию в старшей группе. Тема: «Моя семья»

На занятии ребята учатся по-новому понимать слово "семья". Рисуночный тест "Моя семья", проведеный в конце занятия, интересен как воспитателям, так и педагогам-психологам ДОУ....

«Путешествие в зимний лес» /интегрированное занятие по природному миру и рисованию в старшей группе/

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме: состояние погоды. явления природы, состояние растений, деревьев; установить связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в услови...

Конспект НОД в старшей группе на тему "Принцессы Капельки"

Самые любимые виды детской деятельности - это игровая и экспериментирование. По своей натуре все дети исследователи, так они с самого рождения познают окружающий мир. И если эту деятельность в детях н...