"Богатство нашей планеты".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
3накомство детей с одним из важнейших элементов нашей Земли - с воздухом...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatstvo_nashej_planety_zemlya1.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Богатство нашей планеты Земля.
Цель- формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.
Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний о воздухе, расширение представлений о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений, развитие способностей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы, воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования кляксография.
Ход занятия:
Занятие начинается с рассказа Риммы Викентьевы Кошурниковой «Почему муха упала в обморок».
Вопросик вместе с папой возвращался из детского сада. Он крепко держался за отцовскую руку и вовсе не потому, что боялся отстать или потеряться, просто это было очень удобно. Можно запрокинуть голову сильно-сильно, так, чтобы совсем не было видно земли, и тогда начинает казаться, что ты не идёшь, а плывёшь в большущем голубом озере или даже океане...
— Папа, а небо очень длинное? Наверное, до самого Ледовитого океана, да? — Нельзя сказать про небо «длинное». Небо — это слой воздуха, который окутывает нашу Землю. — Со всех сторон? — Со всех сторон, — улыбнулся папа. — Ты ведь знаешь, мы живём на планете по имени Земля. Земля — это громадный шар, на котором располагаются моря, и океаны, и твёрдая поверхность — суша со всеми реками, горами, равнинами, озёрами на ней...
— ...городами, — подсказал Вопросик. — Да, с городами, и сёлами, и деревнями. Вот и получается, что люди, которые в них живут, находятся на дне воздушного голубого океана.
Мальчик посмотрел под ноги, даже притопнул, потом снова поднял глаза. Странно всё-таки: живём в океане, ходим по его дну и совсем этого не замечаем!..
— Папа, всё-таки, что в этом океане налито? — Ничего в нём не «налито». Океан — воздушный, газовый. Воздух Земли состоит из смеси различных газов. Но ты запомни три основных: кислород, углекислый газ и азот. — А какой самый главный? — Самый важный для человека, самый необходимый и полезный газ — кислород, а другие газы не такие нужные. — Зачем же их тогда перемешивать? — забеспокоился Вопросик. — Пусть хороший газ — отдельно и другие — тоже отдельно. — Тут уж ничего не поделаешь, — рассмеялся папа. — Видишь ли, все вещества состоят из крошечных частиц, учёные называют их «молекулы». Так вот, у твёрдых веществ молекулы тесно упакованы, прочно сцеплены между собой и послушно сидят на своих местах.
А газовые молекулы — «вольные птицы», разлетаются кто куда, потому что силы связи между ними слабые. И как только два газа оказываются в одном месте, они тут же перемешиваются! Вот почему воздух, который окружает нас, это настоящая газовая «каша».
Вопросик нахмурился, что же получается? Эти газы никак нельзя поймать?.. Он резко сжал кулак, потом разжал, снова — сжал, снова — распрямил ладонь. Пусто! Воду тоже, конечно, в кулаке не удержишь, но хоть следы остаются: рука становится мокрой, а тут — ничего! — Голыми руками воздух не поймаешь, — пошутил папа. — Тут нужна хитрость и сноровка. — А как? — загорелся Вопросик. — Придём домой, и я тебе покажу, как это делается, — пообещал папа.
Ребята, а как вы думаете, воздух действительно нам необходим? Как вы думаете, может ли человек прожить без воздуха? Это мы сейчас проверим: глубоко вдохните и закройте ладошками рот и нос (дети выполняют). Долго ли вы смогли находится без доступа воздуха? (Нет хотелось вдохнуть побыстрее). Действительно, человек недолго может обходиться без воздуха, не более 5 минут.
Кому еще нужен воздух? (объекты живой природы). Кому не нужен воздух? (Дети называют объекты неживой природы).
Давайте вместе восстановим дыхание:
Мы вдохнули глубоко, дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек) Подыши одной ноздрей
и к тебе придет покой. (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«насос»
Глубокий вдох – руки вверх, продолжительный выдох
– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?
А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).
А как вы думаете, воздух сейчас есть здесь? Как мы это мы проверим? Дети предлагают воспользоваться предложенными предметами.
Можно увидеть воздух, при помощи трубочки и емкости с водой. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? Пузырьки воздуха. Подуйте в трубочку сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаково? Нет. Почему? (когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда мы выдыхаем поменьше, пузырьков мало. Вывод: с помощью трубочки увидели воздух.
А как можно поймать воздух?
Берут целлофановые пакеты или воздушные шары и попробуют поймать его. Закручивают пакеты.
Что в них находится? (воздух). Какой он? (бесцветный) Как можно назвать воздух (невидимка). Для того чтобы увидеть воздух мы его поймали и поместили в пакет. А что напоминает вам пакет? (надувные игрушки, круги, рукава для плавания, надувные матрасы. Мы с вами решили, что воздух находится вокруг нас. А теперь возьмите зубочистки и тихонечко проткните пакеты, что вы почувствовали? (Воздух выходит из пакета, мы чувствуем воздух).
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаём красивый веер –
Пусть прохладою повеет.
Можно ли почувствовать воздух? Опыт с веером. А как еще можно почувствовать?
(подуть на ладошку: обнаружили воздух — почувствовали его. Как называется движение воздуха? -ветерок.
Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, а как мы можем наблюдать его? (как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев).
Физкультминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух
Презентация воздух в жизни людей.
Ребята, а вы знаете, что воздухом еще можно рисовать. Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Для игры нам понадобятся коктейльные трубочки и акварель. Мы будем рисовать с помощью воздуха.
- Посмотрите на мой рисунок, я поиграла с воздухом и вот, что у меня вышло (показывает рисунок). Что вы видите на рисунке? (ответы детей). Верно, мои кляксочки похожи на травку или веточки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами будем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать чудесные картины, смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Проговорить несколько раз с детьми название техники. Выполнение работы).
Ребята, посмотрите, пока мы с вами рисовали, цветочек ожил.
Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .
Цель: Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения,о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание ...
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Богатство нашей планеты Земля»
это открытое занятие, я проводила на аттестацию. комиссия была восхещена....
Конспект НОД : "Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)"
Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....
конспект открытого занятия в старшей группе "Богатство нашей планеты земля"
Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности: «Богатство нашей планеты Земля»
опыты с воздухом в старшей группе...
Конспект открытого занятия для детей 6-7 лет по экологии «Богатство нашей планеты Земля. Воздух».
Неделя педагогического мастерства, показ занятия в параллельной группе. Цель: формирование понятия о воздухе, как о богатстве планеты Земля.Задачи: ...
Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .
Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом . Ход занятия Воспитатель: (покрутив глобус). Дети, что вы видите у меня в руках? ...