Рекомендации для педагогов. Как работать по ТРИЗ " Волшебный телевизор"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

Чтобы работать по ТРИЗ, необходимо избавиться от психологической инерции, иметь развитое воображение, уметь управлять своим мышлением. А эти умения приобретаются и развиваются методами активации. И если мы хотим работать с детьми по ТРИЗ, начинать надо с методов активации, которые позволяют оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые), раскрепостить мышление, дать волю воображению и фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_televizor.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебный телевизор.

Тысячи лет люди решали творческие задачи методом проб и ошибок. Само понятие «творчество» в конце концов .слилось с технологией решения задач путем перебора вариантов. Но метод проб и ошибок связан с огромными потерями времени и сил, у него отсутствуют критерии оценки новых идей.

В двадцатом веке во всех развитых странах возникла мысль – упорядочить  изобретательный процесс. Создать методы решения творческих задач, активизировать творческое мышление. В настоящее время существуют две принципиально отличные возможности перехода к новой технологии решения творческих задач:

1.усовершенствование метода проб и ошибок путем использования различных приемов и методов активизации поиска новых решений, активизации мышления;

2.выявление законов развития систем и применение их для формулирования и решения изобретательных задач, т. е. ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).

Чтобы работать по ТРИЗ, необходимо избавиться от психологической инерции, иметь развитое воображение, уметь управлять своим мышлением. А эти умения приобретаются и развиваются методами активации. И если мы хотим работать с детьми по ТРИЗ, начинать надо с методов активации, которые позволяют оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые), раскрепостить мышление, дать волю воображению и фантазии.

ТРИЗ

Теория решения изобретательных задач.

Рассмотрим основные понятия и определения системного подхода – одного из основных задач «Волшебный телевизор». Это наглядное пособие ТРИЗ, основано на тризовском методе системного оператора, он представляет собой 9 – 12 экранов, это полотно с прозрачными экранами для картинок. Игра с волшебным телевизором помогает формировать системное мышление, развивать воображение ребенка. Эти качества в сочетании с дидактическим мышлением раскрывает творческий потенциал личности, помогает оценивать прошлое, настоящее, спрогнозировать будущее, активизировать словарь, развивать связную, образную речь, речетворчество, воспитывать нравственное качество, решать вопросы экологического характера, изменять стиль общения с детьми. Этот экран можно использовать на любом занятии поэтапно, или фрагментарно.

Применение системного оператора предлагает соблюдение следующих принципов:

1.Предварительная работа с детьми (наблюдение, сравнение, игры, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений).

2.Яркость и доступность изображения предмета.

3.Создание игровой ситуации, использование в конце занятия продуктивной творческой  деятельности.

В качестве примера предлагаем вашему вниманию тематическое занятие, которое рассчитано на детей среднего и старшего дошкольного возраста и ставит перед собой следующие задачи:

1.Показать многообразие леса.

2.Проследить системность при прохождении различных этапов (времена года, погодные условия).

3.Выделить основные компоненты понятия «лес» (растения, животные, земля, вода и т. д.)

4.Показать отличие и в то же время общее между лесом и другими структурами (город, дом, квартира, комната).

Помимо непосредственных задач, как и в любом «тризовском» занятии, существуют основные цели.

  • Развитие творческого воображения.
  • Снятие психологической инерции.
  • Моделирование объектов и явлений.
  • Закрепление умения выявлять составляющие объектов и явлений.

Естественно, не следует забывать о закрепляющем рисовании для акцентирования необходимых моментов при раскрытии темы и решения поставленных задач.

«Лес»

Необходимые материалы:

1.Репродукции или картинки с изображением леса. (зимнего, весеннего, летнего, осеннего).

2.Карточки с изображением арбуза и лука.

3.Альбомы, карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель: Что вы видите на этих картинках?

-Лес.

-Подумайте и скажите, что есть в лесу?

-Звери, деревья, грибы…

-Нарисуйте лес.

В основном дети рисуют летний лес с солнышком, цветами, зелеными деревьями.

-Какие животные и птицы живут в лесу?

-Дикие, страшные, волки, медведи.

Некоторые дети называют домашних или экзотических животных и птиц: крокодил, страус и т. п. Необходимо попросить их определить, где на самом деле живут названные животные и птицы.

-Где в лесу живут птицы и звери?

-В гнездах, норах.

Педагог предлагает на рисунках изобразить норки в земле и гнезда на деревьях и кустарниках.

-Что растет в лесу?   (Деревья, цветы, трава, грибы, ягоды…)

Дети рисуют то, что называют.

-А теперь ответьте, хорошо в лесу или плохо?   (ответы варьируют почти поровну).

-Что же там хорошего?  (Грибы, ягоды, тихо, чистый воздух).

-Что в лесу плохого?  (Можно заблудиться, ночью страшно, злые дикие звери).

Педагог предлагает найти на картинках лес зимний и лес весенний и сравнить их. Спрашивает: «Что общего между этими картинками, чем они похожи? После стандартных ответов (деревья, небо, животные) следуют более детальные: нет листьев, мало животных и птиц, холодно). А теперь давайте найдем и сравним лес весенний и летний. Помимо стандартных ответов (много ягод, грибов, птиц, животных) появляются и такие: много листьев, разных плодов). Давайте поизобретаем – каким бывает или каким может быть лес?

Используя карточки, дети работают по методу фокальных объектов (МФО): арбуз – сладкий (Сладкие ягоды в лесу), с семечками (из семечек вырастут новые деревья и цветы), полосатый (разные деревья в лесу, по цвету, размеру, хвойные, лиственные, много полосатых диких пчел).

Лук – горький (ядовитые грибы, волчьи ягоды), полезный (чистый воздух, много лечебных трав).

Педагог предлагает определить, в какое время лес «Плачет». Оказалось, поздней зимой – ранней весной (сосульки, все тает), летом и осенью (грозы, проливные дожди).

-Подумайте и ответьте: можно ли сделать так, чтобы лес оказался в комнате?

-Сделать из бумаги, конструктора, слепить из пластилина.

-А по-настоящему? Давайте подумаем, как можно «Кусочек» леса перенести в комнату? С чего начнем?

Дети предложили начать с посадки деревьев: нужно взять несколько деревьев в кадках или ведрах и расставить в комнате, как в лесу. Аналогично предложили поступить с цветами.

Здесь нужно сделать маленькое отступление. Некоторые дети восприняли идею «перенести» лес буквально: насыпать на пол землю и посадить цветы, деревья и т. д. Затем сами же отвергли эту идею, решив раздробить землю по кадкам т горшкам. В данном случае очень хорошо сработали такие изобретательные методы РТВ, как  «дробление» и «вынесение».

-как же наш комнатный лес будет без воды? Ведь в настоящем лесу всегда есть ручей или озеро, как быть?  (Аквариум с рыбками). Теперь нужно «заселить» комнатный лес.

Если с птицами проблемы не возникло, то с животными вышла заминка: дети непременно хотели запустить волка, лису. Здесь пригодилась игра «Большое – маленькое».

Большие деревья в лесу – маленькие в кадках.

Озеро в лесу – аквариум в комнате.

Лиса, волк, медведь в лесу – еж, хомяк, кролик в комнате.

В результате получился оригинальный живой уголок вместе с зимним садом. В самом конце занятия дети зарисовали в альбомах рядом с настоящим лесом тот, который изобрели, смоделировали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов по работе с детьми

Рекомендации для педагогов по работе с детьми...

рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми

Рекомендации психолога для педагогов ДОУ по работе с тревожными датьми...

Рекомендации для педагогов "Формы работы с родителями по безопасности детей"

Рекомендации для педагогов "Формы работы с родителями по безопасности детей"....

Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: « Работа с родителями»

Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: "Работа сродителями"....

Методические рекомендации для педагогов по использовонию технологии ТРИЗ

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производит...

Игра ТРИЗ "Волшебный телевизор" (Сам.обр)

Цель: развивать у детей системное мышление, познавать окружающий мир и мир природы. Задачи: Выполняя игровые действия, соблюдать алгоритм деятельности – «мыслительные шаги&r...