лекция по экспериментированию
консультация по окружающему миру на тему
материал консультации по экспериментированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_po_eksperimentirovaniyu.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени - дошкольному образованию. Совершенствование современного образования связано не столько с пересмотром его содержания, сколько с изменением целевых установок. Акцент переносится на формирование способности ребенка самостоятельно и критически мыслить, использовать комбинаторные и эвристические способы познания, на формирование навыков прогностической деятельности.
Л.С. Выгодский утверждает, что обучение может вести за собой развитие. Следовательно, интеллектуальное развитие может происходить в процессе обучения.
Развитию познавательной активности при сохранении психического здоровья детей способствуют новые педагогические технологии.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
При проведении экспериментирования нужно учитывать личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, который основывается на признании права каждого из участников экспериментального процесса быть личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим людям.
Решение этих задач осуществляется комплексно: через формирование знаний об окружающем на занятиях познавательного цикла и интеграцию полученных знаний в разные виды деятельности (конструирование, игру, самостоятельную и исследовательскую деятельность).
Н.Н. Поддъяков отметил: "В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели"
В 90-ые годы в ходе исследовательской работы, он пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определенными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти.
Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра.
К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу - изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные. Моделировать приобретенный опыт дети будут позже, в игре.
Академик Н.Н. Поддъяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей дошкольников: "Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования".
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
При планировании работы по организации детского экспериментирования надо учитывать то, что в процессе исследовательской деятельности ребенок должен приобретать опыт физический, природоведческий, социальный, познавательный, лингвистический, волевой, личностный, поведенческий.
Термин "экспериментирование" понимается как особый способ духовно- практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных условиях и ситуациях. В этих занятиях учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Исследовательская деятельность, включенная в разные виды деятельности, способствует приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Исследуя окружающую действительность, дети стремятся выйти за пределы непосредственного окружения.
Интересное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Детская любознательность, расширения словарного запаса, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах - это предпосылки для восприятия естественно-научных представлений.
Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохранится ощущение внутренней свободы. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло, время отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным или растениям. В процессе экспериментирования нужно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
Во время работы дети не могут работать, разговаривая, они проговаривают свои действия вслух. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является потребностью любого творчески работающего человека независимо от возраста.
Лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Не все дети склонны к экспериментированию, у одних экспериментирование выражено очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, в то же время не стоит неволить тех, у кого особых склонностей к исследовательской работе нет. Они могут в это время заниматься любимым интересным для них делом.
Для успешного проведения опыта мы ставим следующую цель: познавать окружающий мир с помощью экспериментирования.
Для достижения оставленной цели нужно решить следующие задачи:
- формировать практические навыки и умения у детей в процессе выполнения эксперимента
- поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия
- воспитывать у детей гуманное отношение к природе.
Работу по решению поставленных задач начинается с построения предметно-окружающей среды: создать исследовательскую лабораторию, подобрать природный и бросовый материал, оборудование, а также приборы - помощники (микроскопы, увеличительные стекла, весы, магниты, часы и пр.).
Начиная работу со знакомства детей с лабораторией, ее хозяйкой – Знайкой, с оборудованием, вместе с детьми формулируйте правила поведения в лаборатории. В гости в лабораторию к ребятам приходят разные герои: Незнайка, Почемучка, вместе с детьми они принимают участие в опытах, которые проводятся в игровой форме. После таких игр у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежат познавательные мотивы, детей интересует все: и как выглядит микроб, из чего состоят предметы, отчего бывает ветер, и многое другое. Мы не всегда торопимся дать детям готовый ответ, а способствуем тому, чтобы дети нашли ответ самостоятельно, т.к. в ходе поиска дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
Большую радость, удивление, восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В ходе такой работы дети лучше и быстрее умеют находить выход из создавшихся трудных ситуаций, легче справляются с возникающими проблемами.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится по трем уровням реализации "исследовательского обучения" (по А.И. Савенкову).
Адаптированные программы:
Г.П. Шемендюк, Е. В. Насонова, С.В. Перевалова "Хочу всё знать" (развитие познавательных интересов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста).
Разработанная программа учитывает рекомендации программы под редакцией М.А. Васильевой "Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста" и теоретические обоснования:
своевременный уровень развития интеллекта детей дошкольного возраста, во многом тормозиться следующими факторами:
декларативностью знаний, предлагаемых детям;
большим количеством занятий и отсутствием связи между ними, что не дает возможности ребенку поразмышлять об услышанном, "вжиться" в материал и перевести знания в практическую плоскость;
нет четко выраженной системы в подаче знаний, чаще педагог идет по пути увеличения, а не по пути их расширения, концентрации вокруг значимых аспектов, "ядра" знаний;
редким использованием активных форм познания детей: экспериментирования, моделирования, элементарных опытов, самостоятельного сбора информации. (Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. М.,2003 г.).
успешное решение задач интеллектуального развития дошкольников, на любом возрастном этапе, связано с умением анализировать, синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, сравнивать, обобщать и т.д.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Занятия адаптированной программы "Хочу все знать" решают следующие задачи:
• | видеть и выделять проблему; |
• | принимать и ставить цели; |
• | решать проблемы; |
• | анализировать объект или явление; |
• | выделять существенные признаки и связи; |
• | сопоставлять различные факты; |
• | выдвигать гипотезы, предположения; |
• | отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; |
• | осуществлять эксперимент; |
• | делать выводы; |
• | фиксировать этапы действий и результаты графически. |
В процессе исследовательской деятельности ребенок приобретает опыт:
1 | Физический: |
2 | Природоведческий: |
3 | Социальный: |
4 | Познавательный: |
5 | Лингвистический: |
6 | Волевой: |
7 | Личностный: |
8 | Поведенческий: |
Опыт по организации экспериментирования послужил основой для издания двух книг:
- "Познаем, исследуем, развиваемся…" (опыт организации детского экспериментирования ДОУ № 66 "Дельфиненок" под редакцией Л.Н. Прохоровой, к.п.н., зав. кафедрой дошкольного и начального образования ВОИУУ, Владимир, 2002 г.);
- "Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации" (под общей редакцией Л.Н. Прохоровой, Москва, издательство "Аркти", 2003 г.).
В данных сборниках представлен опыт работы детского сада по экспериментальной деятельности дошкольников, предложен практический материал: система методической работы, диагностика уровня овладения детьми деятельностью экспериментирования, комплексно-целевая программа, советы психолога, анкеты для родителей и воспитателей и конспекты занятий.
Результаты диагностики воспитателей с целью выявления уровня их готовности к работе по развитию креативных и интеллектуальных способностей дошкольников
№ п/п | Показатели готовности | Знаю, владею | Знаю, но не владею | Не знаю, не владею |
1. | Понимание задач творческого развития | |||
2. | Понимание задач интеллектуального развития | |||
3. | Знание методов развития креативности | |||
4. | Знание методов развития интеллектуальных способностей | |||
5. | Умение отбора материала для реализации творческого воспитания | |||
6. | Умение отбора материала для реализации интеллектуального развития | |||
7. | Умение принять активные игровые методы обучения и воспитания детей | |||
8. | Умение устанавливать субъект субъектные отношения с детьми | |||
9. | Умение продумывать мотивацию познавательной деятельности | |||
10. | Умение создавать и придумывать проблемные ситуации | |||
11 | Умение организации и проведения детского экспериментирования |
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Педагоги обеспечивают условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира в соответствии с их возрастными возможностями.
Знакомят детей с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др. (предлагают
поиграть с песком, снегом, водой, тестом; наблюдают за таянием снега, льда, замерзанием, кипением воды; используют приемы детского
экспериментирования и т.д.).
Знакомят с основными видами и характеристиками движения: скорость, направление и др. (устраивают соревнования детей в беге наперегонки
или в запуске заводных игрушек, наблюдают за движением транспорта и т.д.).
Развивают представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и
др. (организуют детское экспериментирование с магнитами; лупой, биноклем, микроскопом и др.; взвешиванием легких и тяжелых предметов и т.п.).
Педагоги обеспечивают условия для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями.
Рассказывают о земном шаре, атмосфере (знакомят с глобусом, картами, показывают Северный и Южный полюсы, материки, океаны, моря и
пр.).
Знакомят с различными природно - климатическими зонами, условиями жизни на Земле (рассказывают о том, что на севере — тундра и
холодный климат, на экваторе — джунгли и жарко и др.; наблюдают за дождем, снегопадом, инеем, росой, грозой, радугой и пр.; используют
художественную литературу, картины, слайды для ознакомления детей со стихийными бедствиями: засухой, землетрясением, наводнением и пр.).
Знакомят с разными видами ландшафта (ходят на прогулку в лес, на озеро, в овраг и т.д.; используют макеты, показывают диафильмы; читают книги с описанием пустыни, степи, гор и пр.; ходят на экскурсии в лес, на озеро и пр.).
Развивают представления детей о природных богатствах недр Земли (рассказывают или читают о том, как добывают и используют уголь, нефть, руды, минералы и пр., в том числе с учетом местных условий).
Рассказывают детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей.
Читают и рассказывают о видах поселения людей (город, село, поселок, деревня, хутор и пр.), в том числе о родном крае.
Педагоги создают условия для развития у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях (показывают на открытках, слайдах, иллюстрациях и т.п. изображения Солнца и вращающихся вокруг него планет, звездного неба и Луны, комет и метеоритов; рассказывают и читают о затмении Солнца, Луны и т.п.).
Этапы усложнения в поисково-познавательной деятельности дошкольников
Младшая группа
I. Выполнять действия в соответствии с предлагаемой пиктограммой. Определять содержание деятельности (например, рассказать о свойствах материала или предмета).
II. Учиться рассматривать явление как систему, совокупность устойчивых связей между компонентами явления по линии настоящее — прошлое — будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (например, пенек, табурет, стул, кресло) или живой природы (яйцо, цыпленок, курица).
Средняя группа
I.
Выполнять ряд последовательных дей
ствий (проводить опыты) в соответствии
с моделями. Определять цели и дости
гать соответствующих результатов.
- Развивать умение анализировать,
выявлять существенные признаки ве
щества, материалов, предметов. - Используя системный подход, фор
мировать представление о себе (про
шлое, настоящее, будущее; строение ча
стей тела и пр.), своей семье (члены
семьи как части системы во времен
ном развитии). Расширять представ
ления о предметах и явлениях приро
ды и рукотворного мира, выявляя их
взаимосвязи и взаимозависимости. По
нимать, что такое функция.
Старшая группа
- Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности: 1) высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа; 2)определять цель деятельности, условия ее достижения; 3) с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности. Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность
- Подготовительная к школе группа
П. Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
III. Познакомиться с понятиями линия, система, подсистема. Связи с системами, несистемами. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменения во времени и т.п.
I. Уметь самостоятельно действовать
в соответствии с алгоритмом, достигать
результата и обозначат!, его с помо
щью условного символа. По обозначен
ной цели составлять алгоритм, опре
деляя оборудование и действия с ним.
Обнаруживать несоответствие цели и
действий и корректировать свою дея
тельность.
II. Совершенствовать умение опреде
лять, анализировать структуру, свой
ства, признаки, особенности взаимодей
ствия веществ, материалов, предметов.
Самостоятельно (на основе моделей)
проводить опыты с веществами (взаи
модействие твердых, жидких и газооб
разных веществ, изменение их свойств
при нагревании, охлаждении и меха
нических воздействиях).
III. Развивать умение анализировать
объект и представлять его в системе
взаимосвязей и взаимообусловленнос
тей (строение, функционирование, на
значение; его существование во време
ни и пространстве и пр.).
Элементарные опыты и эксперименты
Опыт - это наблюдение, организованное в специально созданных условиях.
Экспериментирование-особая форма поисковой деятельности детей. Привлечение детей к проведению некоторых опытов на занятиях, прогулках, в уголке природы или па участке детского сада, в лаборатории учебного экоцентра. Имеет большое значение в развитии наблюдательности и любознательности, воспитании активною, действенного отношения к объектам и явлениям природы. В проведении опытов действие с объектами не должно явиться самоцелью, каким бы интересным оно ни было. Воспитатель должен подвести детей к рассуждению о наблюдаемом, учить делать правильные выводы из увиденного.
Опыт 1
Цель: дать детям возможность увидеть, что почва насыщена воздухом, необходимым для дыхания корней растений и живых существ, населяющих ее.
Наблюдаемое действие: в банку с водой бросается комочек почвы. Из нее выходят пузырьки воздуха.
Опыт 2
Цель: дать детям возможность увидеть, что почва, насыщенная перегноем, впитывает больше воды и медленней ее отдает, чем почва без перегноя.
Наблюдаемое действие: в две разные банки помещают песок и почву с выраженным присутствием перегноя. В обе банки налипают равное количество воды. Дети наблюдают процесс впитывания воды и длительность высыхания.
Опыт 3
Цель: дать детям возможность увидеть, как проверяется семенной материал при помощи воды.
Наблюдаемое действие: в банку с водой насыпаются семена огурцов, воду размешивают, и дети видят, как полновесные семена гопут, а непригодные к посеву остаются на поверхности воды.
Опыт 4
Цель: дать детям возможность увидеть свойство сыпучести разных видов почвы.
Наблюдаемое действие: у детей в широких емкостях песок, глина, чернозем. Дети на ощупь определяют сыпучесть разных почв.
Опыт 5
Цель: дать детям возможность увидеть состав разных видов
почвы.
Наблюдаемое действие: у детей в широких емкостях песок, меловая почва, чернозем. Дети с помощью увеличительного стекла определяют, из каких частичек состоит почва (песчинки, комочки), их размеры, взаимосвязь между собой.
Опыт 7
Цель: подвести детей к пониманию того, почему дождевые черви выходят на поверхность земли во время дождей.
Наблюдаемое действие: В прозрачной банке земля с дождевыми червями. Осторожно наливают воду так, чтобы она покрыла землю. Дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из почвы
Опыт 8
Цель: дать детям возможность увидеть в почве органические остатки, служащие питанием для растений.
Наблюдаемое действие: Деги с помощью лупы рассматривают органические остатки в почве и песок без органических остатков. Проращенные семена помещают в песок, воду и плодородную почву. В течение нескольких дней дети наблюдают за развитием ростков.
Опыт 9
Цель: дать детям возможность увидеть влияние подкормки на рост растений.
Наблюдаемое действие: На части огородной грядки воспитатель в присутствии детей подкармливает жидким удобрением всходы. Дети наблюдают за развитием подкормленных и не подкормленных растений. Когда разница станет очевидной, подкармливают все растения.
Опыт 10
Цель: подвести детей к пониманию того, что перед посевом необходимо проращивать семена
Наблюдаемое действие: На части огородной грядки дети высаживают пророщенные и непророщенные семена. В течение нескольких дней наблюдают за развитием ростков.
Опыт 11
Цель: подвести детей к пониманию того, что растениям необходим солнечный свет.
Наблюдаемое действие: На участке ДОУ выбираются солнечные и затененные участки. В течение всего вегетативного периода дети наблюдают за ростом и развитием растений.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных, действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е. Веракса, Н.Ы. Поддьяков, Л.А. Парамонова).
Данная работа направлена на развитие поисково-иознавательной деятельности детей 3—7 лет и предполагает решение Следующих задач:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; .
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: 1) живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.); 2) неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.); 8) человек (функционирование организма; рукотворный мир:,материалы и их свойства, преобразование предметов и др.). "Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два тина детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.
. В книге даны практические указания по организации поисково-познавательной деятельности, включающие рисунки, схемы, модели, алгоритмы. Они могут быть использованы как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Литература
Астрономия. Энциклопедия окружающего мира, М., 1997. Бортон П., Кэйв В. Игрушки — забавные и ужасные. М., 1997. Ван Клив Дж. 200 экспериментов / Пер. с англ. — Джон
Уайли энд Санз, 1995.
Варли К., Майлз Л. Энциклопедия: География. М., 1998. Гибсон Р. Поделки: папье-маше, бумажные цветы. М., 1997. Гожболи М. Окошко в твой мир: Земля. М., 1994. Грешневиков А. Экологический букварь. М., 1995. Гэнери А. Что внутри растений? М., 1994. Джекмсн Л. Юному знатоку природы: Жизнь в соленой
воде. СПб., 1996.
Дитрих А., Юрман Г., Кошурникова Р. Почемучка.М-, 1992. Козлова С. А. Я человек. М., 1997. .
Колвин Л., Спиер Э. Живой мир: Энциклопедия. М., 1994. Крейг А., Росни К. Наука энциклопедия. М., 1994. Моррис Р. Тайны живой природы. М., 1999. Мышковская М. Азбука животного мира. М., 1998. Нейер Д. Интересное рядом: Жизнь в джунглях. М,, 1992. Нейер Д. Интересное рядом: Морские животные. М., 1992. Нейер Д._ Интересное рядом: Ночные животные. М., 1992. Нейер Д. Интересное рядом: Пресмыкающиеся. М., 1998. Нейер Д. Мир в твоих руках: Динозавры. М,, 1993. Нейер Д. Мир в твоих руках: Млекопитающие. М., 1993. Нейер Д. Мир в твоих руках: Насекомые. М., 1994. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в
дошкольном детстве. М., 1995. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в
детском саду. М.,1999.
Перелъман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995. Плешаков АА. Что меня окружает?: Альбом-задачник.
М., 1996.
Покидаева Т. Ю. Загадки дикой природы. М., 1999. Своллоу Сю, Стефенс М. Юный натуралист: Мир ручьев,
прудов и рек. М., 1997.
Сикорук Л.Л. Физика для малышей. М., 1983. Смирное ЮМ. Воздух: Книжка для талантливых детей и
заботливых родителей. СПб., 1998. Смирнов ЮМ. Земля: Книжка для талантливых детей и
заботливых родителей. СПб., 1998. Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и
заботливых родителей. СПб., 1998. Хершельман Г. Кто есть кто?: Птицы. М., 1997. Что такое? Кто такой? М., 1996.
Эллиот Д., Кинг К. Детская энциклопедия. М., 1994. ■ Энциклопедия для детей; Биология. М., 1996.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
Д87 Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв. ред.). — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 192 с. (Серия «Вместе с детьми».) ISBN 5-89144-169-1
В книге представлены разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. В их содержание включены дидактические игры, алгоритмы, модели и схемы, направленные на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников.
Книга предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и детских домов, а также для учителей начальных классов и родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция-презентация. Формирования позиции ответственного родительства.
Взаимодействие семьи и ДОУ в аспекте формирования позиции ответственного родительства...
Лекция - беседа " Знаете ли своего ребёнка?"
Она поможет подготовиться и провести беседу с родителями....
Лекция о формах музыкального воспитания
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...
Лекция для конференции "Православие в моей жизни"
"…Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным ...
Актовая лекция участника профессионального конкурса педагогического мастерства «Сердце, отданное детям» Тема: «Задачи и перспективы московского образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Гарантии права детей с ОВЗ на получение образования уже были закреплены в Конституции РФ, Законе «Об образовании», Конвенции о правах инвалидов и ряде других законов РФ....
Лекция для родителей «Конфликты в семье. Избегать или разрешать?»
ссориться надо грамотно, вот несколько советов как это дела...
Школа молодого педагога. Лекция - практикум "Детское экспериментирование. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками"
Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования....