лекция по экспериментированию
консультация по окружающему миру на тему

материал консультации по экспериментированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_po_eksperimentirovaniyu.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени - дошкольному образованию. Совершенствование современного образования связано не столько с пересмотром его содержания, сколько с изменением целевых установок. Акцент переносится на формирование способности ребенка самостоятельно и критически мыслить, использовать комбинаторные и эвристические способы познания, на формирование навыков прогностической деятельности.

Л.С. Выгодский утверждает, что обучение может вести за собой развитие. Следовательно, интеллектуальное развитие может происходить в процессе обучения.
Развитию познавательной активности при сохранении психического здоровья детей способствуют новые педагогические технологии.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

При проведении экспериментирования нужно учитывать личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, который основывается на признании права каждого из участников экспериментального процесса быть личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим людям.

Решение этих задач осуществляется комплексно: через формирование знаний об окружающем на занятиях познавательного цикла и интеграцию полученных знаний в разные виды деятельности (конструирование, игру, самостоятельную и исследовательскую деятельность).

Н.Н. Поддъяков отметил: "В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели"
В 90-ые годы в ходе исследовательской работы, он пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определенными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти.
Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра.

К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу - изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные. Моделировать приобретенный опыт дети будут позже, в игре.
Академик Н.Н. Поддъяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей дошкольников: "Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования".

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
При планировании работы по организации детского экспериментирования надо  учитывать то, что в процессе исследовательской деятельности ребенок должен приобретать опыт физический, природоведческий, социальный, познавательный, лингвистический, волевой, личностный, поведенческий.
Термин "экспериментирование" понимается как особый способ духовно- практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных условиях и ситуациях. В этих занятиях учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Исследовательская деятельность, включенная в разные виды деятельности, способствует приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Исследуя окружающую действительность, дети стремятся выйти за пределы непосредственного окружения.
Интересное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах  является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Детская любознательность, расширения словарного запаса, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах - это предпосылки для восприятия естественно-научных представлений.
Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохранится ощущение внутренней свободы. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло, время отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным или растениям. В процессе экспериментирования нужно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.

Во время работы дети не могут работать, разговаривая, они проговаривают свои действия вслух. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является потребностью любого творчески работающего человека независимо от возраста.

Лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Не все дети склонны к экспериментированию, у одних экспериментирование выражено очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, в то же время не стоит неволить тех, у кого особых склонностей к исследовательской работе нет. Они могут в это время заниматься любимым интересным для них делом.

Для успешного проведения опыта мы ставим следующую цель: познавать окружающий мир с помощью экспериментирования.

Для достижения оставленной цели нужно решить следующие задачи:

  • формировать практические навыки и умения у детей в процессе выполнения эксперимента
  • поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия
  • воспитывать у детей гуманное отношение к природе.
     

Работу по решению поставленных задач начинается с построения предметно-окружающей среды: создать исследовательскую лабораторию, подобрать природный и бросовый материал, оборудование, а также приборы - помощники (микроскопы, увеличительные стекла, весы, магниты, часы и пр.).

Начиная работу со знакомства детей с лабораторией, ее хозяйкой – Знайкой, с оборудованием, вместе с детьми формулируйте правила поведения в лаборатории. В гости в лабораторию к ребятам приходят разные герои: Незнайка, Почемучка, вместе с детьми они принимают участие в опытах, которые проводятся в игровой форме. После таких игр у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежат познавательные мотивы, детей интересует все: и как выглядит микроб, из чего состоят предметы, отчего бывает ветер, и многое другое. Мы не всегда торопимся дать детям готовый ответ, а способствуем тому, чтобы дети нашли ответ самостоятельно, т.к. в ходе поиска дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.

Большую радость, удивление, восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В ходе такой работы дети лучше и быстрее умеют находить выход из создавшихся трудных ситуаций, легче справляются с возникающими проблемами.

 

Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится по трем уровням реализации "исследовательского обучения" (по А.И. Савенкову).
Адаптированные программы:
Г.П. Шемендюк, Е. В. Насонова, С.В. Перевалова "Хочу всё знать" (развитие познавательных интересов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста).

Разработанная программа учитывает рекомендации программы под редакцией М.А. Васильевой "Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста" и теоретические обоснования:

своевременный уровень развития интеллекта детей дошкольного возраста, во многом тормозиться следующими факторами:

декларативностью знаний, предлагаемых детям;

большим количеством занятий и отсутствием связи между ними, что не дает возможности ребенку поразмышлять об услышанном, "вжиться" в материал и перевести знания в практическую плоскость;

нет четко выраженной системы в подаче знаний, чаще педагог идет по пути увеличения, а не по пути их расширения, концентрации вокруг значимых аспектов, "ядра" знаний;

редким использованием активных форм познания детей: экспериментирования, моделирования, элементарных опытов, самостоятельного сбора информации. (Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. М.,2003 г.).

успешное решение задач интеллектуального развития дошкольников, на любом возрастном этапе, связано с умением анализировать, синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, сравнивать, обобщать и т.д.


Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Занятия адаптированной программы "Хочу все знать" решают следующие задачи:

•  

видеть и выделять проблему;

•  

принимать и ставить цели;

•  

решать проблемы;

•  

анализировать объект или явление;

•  

выделять существенные признаки и связи;

•  

сопоставлять различные факты;

•  

выдвигать гипотезы, предположения;

•  

отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

•  

осуществлять эксперимент;

•  

делать выводы;

•  

фиксировать этапы действий и результаты графически.

В процессе исследовательской деятельности ребенок приобретает опыт:

1

Физический:
учиться управлять своим телом и определенными органами.

2

Природоведческий:
знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.

3

Социальный:
запоминать индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого).

4

Познавательный:
тренировать мыслительные процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции.

5

Лингвистический:
заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать со словом.

6

Волевой:
запоминать, как он сам может влиять на других людей.

7

Личностный:
узнавать свои личностные возможности.

8

Поведенческий:
моделировать свое поведение в различных ситуациях.

Опыт по организации экспериментирования послужил основой для издания двух книг:

  • "Познаем, исследуем, развиваемся…" (опыт организации детского экспериментирования ДОУ № 66 "Дельфиненок" под редакцией Л.Н. Прохоровой, к.п.н., зав. кафедрой дошкольного и начального образования ВОИУУ, Владимир, 2002 г.);
  • "Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации" (под общей редакцией Л.Н. Прохоровой, Москва, издательство "Аркти", 2003 г.).

В данных сборниках представлен опыт работы детского сада по экспериментальной деятельности дошкольников, предложен практический материал: система методической работы, диагностика уровня овладения детьми деятельностью экспериментирования, комплексно-целевая программа, советы психолога, анкеты для родителей и воспитателей и конспекты занятий.

Результаты диагностики воспитателей с целью выявления уровня их готовности к работе по развитию креативных и интеллектуальных способностей дошкольников

п/п

Показатели готовности

Знаю, владею

Знаю,

но не владею

Не знаю,

не владею

1.

Понимание задач творческого развития

2.

Понимание задач интеллектуального развития

3.

Знание методов развития креативности

4.

Знание методов развития интеллектуальных способностей

5.

Умение отбора материала для реализации творческого воспитания

6.

Умение отбора материала для реализации интеллектуального развития

7.

Умение принять активные игровые методы обучения и воспитания детей

8.

Умение устанавливать субъект субъектные отношения с детьми

9.

Умение продумывать мотивацию познавательной деятельности

10.

Умение создавать и придумывать проблемные ситуации

11

Умение организации и проведения детского экспериментирования

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Педагоги обеспечивают условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира в соответствии с их возрастными возможностями.

 Знакомят детей с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др. (предлагают
поиграть с песком, снегом, водой, тестом; наблюдают за таянием снега, льда, замерзанием, кипением воды; используют приемы детского
экспериментирования и т.д.).

Знакомят с основными видами и характеристиками движения: скорость, направление и др. (устраивают соревнования детей в беге наперегонки
или в запуске заводных игрушек, наблюдают за движением транспорта и т.д.).

Развивают представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и
др. (организуют детское экспериментирование с магнитами; лупой, биноклем, микроскопом и др.; взвешиванием легких и тяжелых предметов и т.п.).

Педагоги обеспечивают условия для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями.

Рассказывают о земном шаре, атмосфере (знакомят с глобусом, картами, показывают Северный и Южный полюсы, материки, океаны, моря и
пр.).

Знакомят с различными природно - климатическими зонами, условиями жизни на Земле (рассказывают о том, что на севере — тундра и
холодный климат, на экваторе — джунгли и жарко и др.; наблюдают за дождем, снегопадом, инеем, росой, грозой, радугой и пр.; используют
художественную литературу, картины, слайды для ознакомления детей со стихийными бедствиями: засухой, землетрясением, наводнением и пр.).

Знакомят с разными видами ландшафта (ходят на прогулку в лес, на озеро, в овраг и т.д.; используют макеты, показывают диафильмы; читают книги с описанием пустыни, степи, гор и пр.; ходят на экскурсии в лес, на озеро и пр.).

 Развивают представления детей о природных богатствах недр Земли (рассказывают или читают о том, как добывают и используют уголь, нефть, руды, минералы и пр., в том числе с учетом местных условий).

Рассказывают детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей.

Читают и рассказывают о видах поселения людей (город, село, поселок, деревня, хутор и пр.), в том числе о родном крае.

Педагоги создают условия для развития у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях (показывают на открытках, слайдах, иллюстрациях и т.п. изображения Солнца и вращающихся вокруг него планет, звездного неба и Луны, комет и метеоритов; рассказывают и читают о затмении Солнца, Луны и т.п.).


Этапы усложнения в поисково-познавательной деятельности дошкольников

Младшая группа

I. Выполнять действия в соответствии с предлагаемой пиктограммой. Определять содержание деятельности (например, рассказать о свойствах материала или предмета).

II. Учиться рассматривать явление как систему, совокупность устойчивых связей между компонентами явления по линии настоящее прошлое будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (например, пенек, табурет, стул, кресло) или живой природы (яйцо, цыпленок, курица).

Средняя группа

I.        

Выполнять ряд последовательных дей
ствий (проводить опыты) в соответствии
с моделями. Определять цели и дости
гать соответствующих результатов.

  1. Развивать умение анализировать,
    выявлять существенные признаки ве
    щества, материалов, предметов.
  2. Используя системный подход, фор
    мировать представление о себе (про
    шлое, настоящее, будущее; строение ча
    стей тела и пр.), своей семье (члены
    семьи как части системы во времен
    ном развитии). Расширять представ
    ления о предметах и явлениях приро
    ды и рукотворного мира, выявляя их
    взаимосвязи и взаимозависимости. По
    нимать, что такое
    функция.

Старшая группа

  1. Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности:  1) высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа; 2)определять цель деятельности, условия ее достижения; 3) с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности. Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность
  2. Подготовительная к школе группа

П. Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

III. Познакомиться с понятиями линия, система, подсистема. Связи с системами, несистемами. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменения во времени и т.п.

I.        Уметь самостоятельно действовать
в соответствии с алгоритмом, достигать
результата и обозначат!,
его с  помо
щью условного символа. По обозначен
ной цели составлять алгоритм,  опре
деляя оборудование и действия с ним.
Обнаруживать несоответствие цели и
действий и корректировать свою дея
тельность.

II.        Совершенствовать умение опреде
лять, анализировать структуру, свой
ства, признаки, особенности взаимодей
ствия веществ, материалов, предметов.
Самостоятельно (на основе моделей)
проводить опыты с веществами (взаи
модействие твердых, жидких и газооб
разных веществ, изменение их свойств
при нагревании, охлаждении и меха
нических воздействиях).

III.        Развивать умение анализировать
объект и представлять его в системе
взаимосвязей и взаимообусловленнос
тей (строение, функционирование, на
значение; его существование во време
ни и пространстве и пр.).

Элементарные опыты и эксперименты

Опыт - это наблюдение, организованное в специально созданных условиях.

Экспериментирование-особая форма поисковой деятельности детей. Привлечение детей к проведению некоторых опытов на занятиях, прогулках, в уголке природы или па участке детского сада, в лаборатории учебного экоцентра. Имеет большое значение в развитии наблюдательности и любознательности, воспитании активною, действенного отношения к объектам и явлениям природы. В проведении опытов действие с объектами не должно явиться самоцелью, каким бы интересным оно ни было. Воспитатель должен подвести детей к рассуждению о наблюдаемом, учить делать правильные выводы из увиденного.

Опыт 1

Цель: дать детям возможность увидеть, что почва насыщена воздухом, необходимым для дыхания корней растений и живых существ, населяющих ее.

Наблюдаемое действие: в банку с водой бросается комочек почвы. Из нее выходят пузырьки воздуха.

Опыт 2

Цель: дать детям возможность увидеть, что почва, насыщенная перегноем, впитывает больше воды и медленней ее отдает, чем почва без перегноя.

Наблюдаемое действие: в две разные банки помещают песок и почву с выраженным присутствием перегноя. В обе банки налипают равное количество воды. Дети наблюдают процесс впитывания воды и длительность высыхания.

Опыт 3

Цель: дать детям возможность увидеть, как проверяется семенной материал при помощи воды.

Наблюдаемое действие: в банку с водой насыпаются семена огурцов, воду размешивают, и дети видят, как полновесные семена гопут, а непригодные к посеву остаются на поверхности воды.

Опыт 4

Цель: дать детям возможность увидеть свойство сыпучести разных видов почвы.

Наблюдаемое действие: у детей в широких емкостях песок, глина, чернозем. Дети на ощупь определяют сыпучесть разных почв.

Опыт 5

Цель: дать детям возможность увидеть состав разных видов

почвы.

Наблюдаемое действие: у детей в широких емкостях песок, меловая почва, чернозем. Дети с помощью увеличительного стекла определяют, из каких частичек состоит почва (песчинки, комочки), их размеры, взаимосвязь между собой.

Опыт 7

Цель: подвести детей к пониманию того, почему дождевые черви выходят на поверхность земли во время дождей.

Наблюдаемое действие: В прозрачной банке земля с дождевыми червями. Осторожно наливают воду так, чтобы она покрыла землю. Дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из почвы

Опыт 8

Цель: дать детям возможность увидеть в почве органические остатки, служащие питанием для растений.

Наблюдаемое действие: Деги с помощью лупы рассматривают органические остатки в почве и песок без органических остатков. Проращенные семена помещают в песок, воду и плодородную почву. В течение нескольких дней дети наблюдают за развитием ростков.

Опыт 9

Цель: дать детям возможность увидеть влияние подкормки на рост растений.

Наблюдаемое действие: На части огородной грядки воспитатель в присутствии детей подкармливает жидким удобрением всходы. Дети наблюдают за развитием подкормленных и не подкормленных растений. Когда разница станет очевидной, подкармливают все растения.

Опыт 10

Цель: подвести детей к пониманию того, что перед посевом необходимо проращивать семена

Наблюдаемое действие: На части огородной грядки дети высаживают пророщенные и непророщенные семена. В течение нескольких дней наблюдают за развитием ростков.

Опыт 11

Цель: подвести детей к пониманию того, что растениям необходим солнечный свет.

Наблюдаемое действие: На участке ДОУ выбираются солнечные и затененные участки. В течение всего вегетативного периода дети наблюдают за ростом и развитием растений.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных, действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е. Веракса, Н.Ы. Поддьяков, Л.А. Парамонова).

Данная работа направлена на развитие поисково-иознавательной деятельности детей 3—7 лет и предполагает решение Следующих задач:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;        .
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: 1) живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.); 2) неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.); 8) человек (функционирование организма; рукотворный мир:,материалы и их свойства, преобразование предметов и др.). "Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два тина детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.

. В книге даны практические указания по организации поисково-познавательной деятельности, включающие рисунки, схемы, модели, алгоритмы. Они могут быть использованы как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Литература

Астрономия. Энциклопедия окружающего мира, М., 1997. Бортон П., Кэйв В. Игрушки — забавные и ужасные. М., 1997. Ван Клив Дж. 200 экспериментов / Пер. с англ. — Джон

Уайли энд Санз, 1995.

Варли К., Майлз Л. Энциклопедия: География. М., 1998. Гибсон Р. Поделки: папье-маше, бумажные цветы. М., 1997. Гожболи М.  Окошко в твой мир: Земля.  М.,  1994. Грешневиков А. Экологический букварь.  М.,  1995. Гэнери А. Что внутри растений? М., 1994. Джекмсн Л.  Юному знатоку природы: Жизнь в соленой

воде.  СПб.,  1996.

Дитрих А., Юрман Г., Кошурникова Р. Почемучка.М-, 1992. Козлова С. А. Я человек. М., 1997.    .

Колвин Л., Спиер Э. Живой мир: Энциклопедия. М., 1994. Крейг А., Росни К. Наука энциклопедия. М., 1994. Моррис Р.  Тайны живой природы. М., 1999. Мышковская М. Азбука животного мира. М.,  1998. Нейер Д. Интересное рядом: Жизнь в джунглях. М,, 1992. Нейер Д. Интересное рядом: Морские животные. М., 1992. Нейер Д._ Интересное рядом: Ночные животные. М., 1992. Нейер Д. Интересное рядом: Пресмыкающиеся.  М.,  1998. Нейер Д.  Мир в твоих руках: Динозавры. М,,  1993. Нейер Д. Мир в твоих руках: Млекопитающие. М.,  1993. Нейер Д. Мир в твоих руках: Насекомые. М., 1994. Николаева С.Н.  Воспитание экологической культуры в

дошкольном детстве. М.,  1995. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в

детском саду.  М.,1999.

Перелъман Я.И.  Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995. Плешаков АА.   Что меня окружает?:  Альбом-задачник.

М.,  1996.

Покидаева Т. Ю.  Загадки дикой природы. М., 1999. Своллоу Сю, Стефенс М. Юный натуралист:  Мир ручьев,

прудов и рек. М., 1997.

Сикорук Л.Л.  Физика для малышей.  М.,  1983. Смирное ЮМ.  Воздух: Книжка для талантливых детей и

заботливых родителей.  СПб.,  1998. Смирнов ЮМ. Земля:  Книжка для талантливых детей и

заботливых родителей.  СПб.,  1998. Смирнов Ю.И. Огонь:  Книжка для талантливых детей и

заботливых родителей. СПб.,  1998. Хершельман Г.  Кто есть кто?: Птицы.  М., 1997. Что такое? Кто такой? М., 1996.

Эллиот Д., Кинг К. Детская энциклопедия. М., 1994.   ■ Энциклопедия для детей; Биология.  М.,  1996.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.

Д87        Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв. ред.). — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 192 с. (Серия «Вместе с детьми».) ISBN 5-89144-169-1

В книге представлены разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. В их содержание включены дидактические игры, алгоритмы, модели и схемы, направленные на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников.

Книга предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и детских домов, а также для учителей начальных классов и родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция-презентация. Формирования позиции ответственного родительства.

Взаимодействие семьи и ДОУ в аспекте формирования позиции ответственного родительства...

Лекция - беседа " Знаете ли своего ребёнка?"

Она поможет подготовиться и  провести  беседу с родителями....

Лекция о формах музыкального воспитания

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...

Лекция для конференции "Православие в моей жизни"

"…Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным ...

Актовая лекция участника профессионального конкурса педагогического мастерства «Сердце, отданное детям» Тема: «Задачи и перспективы московского образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Гарантии права детей с ОВЗ на получение образования уже были закреплены в Конституции РФ, Законе «Об образовании», Конвенции о правах инвалидов и ряде других законов РФ....

Лекция для родителей «Конфликты в семье. Избегать или разрешать?»

ссориться надо грамотно, вот несколько советов как это дела...

Школа молодого педагога. Лекция - практикум "Детское экспериментирование. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками"

Повышение  профессионального  мастерства молодых педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования....