Конспект НОД в старшей группе "Царство растений"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Классификация растений на дикорастущие и культурные, углубление представлений детей о комнатныых растениях, знакомство с узамбарской фиалкой, высадка черенков растения в грунт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsarstvo_rasteniy.doc134.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №5 г.Можайска

Конспект занятия в старшей группе по экологии «Царство растений»

        Воспитатель: Досаева Р.П.

Можайск, 2012г.

Программное содержание:

Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство - мир растений, обосновать их классификацию на дикорастущие и культурные; закреплять и углублять представление о комнатных растениях; познакомить с новым растением - узамбарская фиалка, отметить характерные особенности его внешнего вида и ухода за ним, уточнить знание детей приемам правильной посадки черенка, воспитывать у них желание самим вырастить растение из черенка, и бережное отношение к растительному миру, окружающего их.

Демонстрационный материал: 2 картины с изображением дикорастущих и культурных растений, выставка узамбарских фиалок.

 Раздаточный материал: картинки с изображением различных растений, горшки с землей по количеству детей, палочки, салфетки, клеенки, баночки с водой, черенки, листочки, прозрачные и пластмассовые стаканчики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, кто еще (кроме людей и животных живет на нашей планете)?

Дети: растения

Воспитатель: Правильно дети, растения. Растения - это целое царство-государство. Посмотрите на плакаты. Здесь изображены различные виды растений (обратить внимание на плакат с дикорастущими растениями) скажите, какие растения вы знаете? (Ответы детей)

 Воспитатель: Нравятся вам эти растения? Кто их посадил и вырастил?

 Дети: Эти растения сами выросли на лугу, в поле, в лесу. Воспитатель: Человек не принимал в участии их жизни, не сажал, не выращивал. Эти растения называются дикорастущими.

Воспитатель: Скажи, Наташа, как называются эти растения? Наташа: дикорастущие

Воспитатель: Молодцы, запомнили. Рассмотрите другие плакаты, какие растения вы видите на этом плакате?

Ответы детей

Воспитатель: Вспомните, где вы их встречали?

 Дети: На огороде, в саду, на клумбе, дома.

Воспитатель: Эти растения могут жить только при участии человека, он покупает семена, выращивает рассаду, ухаживает за ней. Эти растения называются культурными. Скажи Ваня, как называются эти растения?

Ваня: Культурные.

Воспитатель; Правильно культурные. Дикорастущие растения живут по своим законам - без участия человека, культурные растения требуют от него заботы и внимания, но и те и другие растения прекрасны и удивительны.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. У вас на столах лежат картинки, вы должны разложить их на две группы: на дикорастущие и культурные растения (воспитатель проходит между рядами, проверяет, что получилось).

Воспитатель; Молодцы, все справились с правилами игры, правильно разложили картинки.

Воспитатель; дети, скажите, а у вас в группе есть растения?

Дети; да

Воспитатель; как их называют?

Дети; комнатные.

Воспитатель; комнатные растения к какой группе относятся?

Дети; к культурным растениям (культурные).

Воспитатель; сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. Они у нас красивые, ухоженные. Как вы думаете, зачем они нужны людям?

Дети; они приносят пользу, украшают комнату, обогащают воздух, растения лечат.

Воспитатель; правильно дети, растения нас радуют красотой, успокаивают, обогащают воздух кислородом. Но чтобы растения были ухоженные, что им для этого нужно?

Дети отвечают; свет, воздух, лучи солнца хорошая почва.

Стук в дверь

Воспитатель; дети, кто - то к нам пришёл. Ой, кто это! Что-то не понятное?..

Дети, кажется, я догадалась. А теперь попробуйте узнать и вы?

Ежик странный

На окне сидит в ведёрке.

День и ночь он дремлет,

Спрятав ножки в землю?

Дети; это кактус!

Воспитатель;

Ты на ёжика похож

С колкими иголками.

Где живёшь ты кактус - ёж?

Может быть под ёлками?

Кактус;

Где бескрайний  океан

И не видно берега,

Там и Родина моя-

       Южная Америка

Воспитатель: ну что случилось с тобой, Кактус? Почему ты такой грустный и плачешь, кто тебя обидел?

Кактус: я в пустыне знойной родился на свет. А теперь живу в детском саду в соседней группе на подоконнике, и я не люблю много воды, а дети меня часто поливают. И вот я заболел, что же мне теперь делать?

Дети: не расстраивайся, мы тебя вылечим, поставим на самое солнечное место на окне и поливать будем редко, ты и выздоровеешь.

Кактус: ой, мне уже легче от ваших слов. Я пойду к детям и скажу, что теперь буду жить у вас. Хорошо!

Воспитатель: конечно!

Кактус: до свидания, ребята, до новых встреч.

Воспитатель: вот, дети, какое значение имеет правильный уход и полив за растениями.

- Дети, а как мы ухаживаем за растениями?

Дети: рыхлим землю в горшках, чтобы земля была не твёрдой, а мягкой, опрыскиваем, моем листья, поливаем.

Воспитатель: а все ли комнатные растения поливают одинаково?

Дети: луковичные растения поливают понемногу и льют воду не в горшок, а в поддон, иначе луковица может загнить, и растение погибнет.

 Воспитатель: правильно, молодцы. Кто хочет показать мне луковичные растения, которые растут у нас в группе и назвать их?

Выходит ребёнок, показывает и называет растения (амариллис, амазонская лилия, цикламен, зефирантес).

Воспитатель: а какие растения нужно поливать обильно? Кто покажет и назовёт эти растения?

Дети: бальзамин, традесканция, циперус. Воспитатель: а какие растения нужно опрыскивать?

Дети: все! Растения любят влажный воздух, опрыскивание очищает растения от пыли. Только не нужно опрыскивать растения с бархатистыми и волосистыми листьями.

Воспитатель: когда растения поливаем чаще, обильнее? Дети: весной, но те которые цветут весной - летом. Воспитатель: а осенью мы поливаем чаще растения? Дети: да, только те, которые цветут осенью, зимой. Воспитатель: назовите эти растения?

Дети: кактус, декабрист, амариллис.

Воспитатель: сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.

 Физминутка:

«Дождя давно не было, и растения зевали; сначала опустили головки (раз), затем листики (два); а потом и весь стебелёк загнулся до самой земли. Но вдруг пошёл дождь, и растения начали оживать. После дождя подул ветерок, стебельки зашумели, ветер затих и стебельки успокоились» (во время физминутки звучит мягкая расслабляющая музыка).

Воспитатель: отдохнули, поиграли, а сейчас проходим спокойно и садимся на стульчики.

Воспитатель; дети, сегодня я познакомлю вас с новыми растениями (с любимым моим растением), называется оно узамбарская фиалка. Посмотрите на неё и скажите, почему она так называется? Не знаете? Я вам подскажу. Цветки узамбарской фиалки похожи на цветки лесной фиалки. Давайте её рассмотрим. Пожалуйста, Мадина, подойди к столу, потрогай листья и скажи какие они?

Дети: листья ворсистые, неровные.

Воспитатель: есть корешки? Дети: есть

Воспитатель: откуда они растут?

Дети: прямо из - под земли.

 Воспитатель: есть ли ствол, веточки?

Дети: нет

Воспитатель: садись, Мадина, молодец. Будем дальше рассматривать. Что можно ещё заметить? Настя, подойди к столу. Воспитатель: какой формы и цвета лепестки? Сколько их?

 Дети: тёмно - зелёного цвета, лепестков много.

Воспитатель: молодец, Настя, садись. Родом фиалка из юго-восточной Африки. Это растение хорошо растёт в светлом месте, но солнце яркое не любит, опрыскивать нельзя, а нужно протирать листочки кисточкой. Поливать фиалку лучше тёплой водой, тогда она обильно цветёт. Как вы думаете, где узамбарская фиалка должна стоять нас в группе?

Дети: на столе, на подоконнике, на шкафу, в светлом месте, потому что она светолюбивая.

Воспитатель: послушайте, что ещё расскажу о узамбарской фиалке. Частый полив ей не нравится, у неё небольшая корневая система, корешки находятся вверху горшка, поэтому если будем часто поливать, то растение может загнить. Но если за фиалкой ухаживать и подкармливать её специальными удобрениями для комнатных растений, она обильно будет цвести и радовать хозяйку. Фиалки бывают простые и махровые. Я подготовила целую выставку разных узамбарских фиалок. Хотите посмотреть?

Дети: да!

Воспитатель: полюбуйтесь ими. Размножается фиалка листочками. Можно листик поставить в воду, дождаться, когда появятся корешки, потом посадить листочек в горшок. Я приготовила стеклянную банку с водой и сейчас один листик поставим в воду, и будем наблюдать - когда появятся корешки, тогда посадим его в землю. Но можно и сразу посадить листик в землю, но нужно сразу полить его накрыть стеклянной банкой. Как вы думаете, почему стеклянной банкой нужно накрыть листочек?

Дети: чтобы через прозрачное стекло свет попадал, и чтобы земля не пересыхала.

Воспитатель: сейчас мы с вами попробуем посадить листочек фиалки. Я приготовила листочки, которые, чтобы они не завяли, поставила в воду. Посмотрите, ребята, какие инструменты у вас приготовлены на столе.

Дети рассматривают раздаточный материал.

Воспитатель: сейчас я вам объясню, как будем их сажать. Я беру палочку для рыхления, делаю углубление в горшке с землёй, сажаю листочек черешком в землю, и только потом поливаю тёплой водой, ну а затем прижимаю землю к листочку. Землю нужно уплотнить, затем накрыть банкой. Всё понятно? Приступайте к работе.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Воспитатель: все закончили? Это горшки мы поставим на подоконник, и каждый из вас будет ухаживать за своим растением. Когда пойдёте в школу, мы отдадим вам ваши цветочки. Дома, ухаживая за ними, вы каждый раз будете вспоминать наш детский сад и группу.

Литература

  1. Головакин Б.Н., Колобов Е.С., Костюченко Л.П.. Всё о комнатных растениях. Третье издание. Москва: Айрис Пресс, 2004.
  2. Гризик Т. Познаю мир // Дошкольное воспитание. № 2 - С. 32.
  3. Ширяева Н.Н. Узамбарские фиалки. Москва, ЗАО "Фитон+", 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе"Уход за комнатными растениями"

                                                      ...

Конспект НОД для детей старшей группы «Растения в нашем уголке природы»

Конспект НОД для детей старшей группы «Растения в нашем уголке природы»...

Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)

Задачи:1.     Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.2.     Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травя...

Конспект НОД в старшей группе Растение "Хлопок"

Конспект занятия "Растение Хлопок" Старшая группа....

Конспект НОД в старшей группе «Растения нашего края»

Конспект НОД в старшей группе «Растения нашего края»...