ОД "Всё про воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
ОД "Всё про воздух" способствует расширению знаний детей о свойствах воздуха: не видим, не имеет цвета, вкуса, запаха; имеет вес, звук; движение воздуха - ветер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_vsyo_pro_vozduh.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Грязовецкого муниципального района Вологодской области "Центр развития ребёнка - детский сад № 3".
Конспект образовательной деятельности
«Всё про воздух»
(старшая группа)
Воспитатель:
Барышева Татьяна Михайловна
г. Грязовец
Программное содержание:
Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: не видим, не имеет цвета, вкуса, запаха, имеет вес, звук, движение воздуха – ветер.
Развивать способность устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Ход ОД
Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям.
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?»
(дети по очереди называют друг друга ласковыми словами).
Воспитатель: - Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умелые ребята. С такими детьми и беседовать интересно.
(слышится стук в дверь, забегает Незнайка и плачет).
Воспитатель: - Что случилось, Незнайка?
Незнайка: - Я торопился на день рождения к своему другу, хотел подарить воздушный шарик. Он был такой красивый, большой, а пока торопился, вот что с ним сделалось. Что мне делать? Как быть? Что же мне туда положить, чтобы он опять стал красивым, как прежде? ( Незнайка заходил по группе, ищет, что положить в шарик). Вот мандарин лежит, его и положу.
Дети: - нет, нужно надуть шарик.
Незнайка: - Как это надуть? Чем надуть? Ничего не понимаю, потому что ничего не знаю.
Дети: - воздухом надуть.
Незнайка: - Воздухом? что такое воздух? покажите воздух! Вот понимаю мандарин. Я его держу в руках, чувствую, а воздух ваш где? Дайте мне его поскорее, я положу его в шарик и побегу на день рождения.
Дети: - Воздух не взять руками, его не видно.
Незнайка: - Так что же мне тогда делать? Мне никогда не найти этот воздух, если его не видно, всё пропало (плачет)
Воспитатель: - Дети, что же будем делать?
Дети: - Надо Незнайке рассказать про воздух.
Воспитатель: - А как мы про него будем рассказывать, если его не видно?
Дети: - Вот картинки лежать, тут нарисованы схемы.
Воспитатель: - Хорошо. Смотрим на схему.
Дети: - Воздуха не видно (первая картинка в схеме).
Воспитатель:- а как мы можем доказать, что воздух есть, но его не видно?
Дети: - Подуть веером, рукой, почувствуем движение.
Воспитатель:- Молодцы. Дальше работаем.
Дети:- Воздух не имеет цвета.
Воспитатель: - А как мы это можем доказать?
Дети:- Мы можем набрать воздух в прозрачные пакеты.
Воспитатель:- Хорошо. Давайте попробуем.
Дети:- Вот воздух в пакете, он наполнился и его не видно. Воздух бесцветный.
Воспитатель:- Дальше смотрим на схему.
Дети:- Воздух не имеет запаха. Мы дышим и ничего не чувствуем.
Воспитатель: - А чем тогда пахнет вот в этих баночках? (апельсином, чесноком)
Дети: - Потому что там лежал апельсин, чеснок и стало ими пахнуть.
Воспитатель:- правильно. Воздух может присваивать себе чужие запахи. Вот, например, мимо меня проехала машина, и я почувствовала неприятный запах выхлопных газов. А вы про какие запахи можете нам рассказать? (ответы детей).
Дети: - Воздух не имеет вкуса (доказывают).
Физкультминутка
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко, легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков
Каждый из вас к работе готов!
Воспитатель: - Дальше смотрим на наши схемы.
Дети:- У воздуха есть звук.
Воспитатель: - Докажите (дети затрудняются)
Воспитатель: - Хотите узнать? У вас на столах лежат трубочки. Подуйте в трубочку. Что слышите?
Дети: - Свистит трубочка.
Воспитатель:- Так вот ребята, это «свистит» воздух. Вы выдыхаете струю воздуха в трубочку, а трубочка заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук. Вывод: звук рождается тогда, когда воздух дрожит. Звуки распространяются только по воздуху. Например, на луне, где нет воздуха, ничего не слышно, поэтому там бесполезно разговаривать - звуки не передаются, там вечное безмолвие. Так, если бы там обитали какие – нибудь существа, например, лунатики, они не могли бы общаться при помощи слов.
Воспитатель: - Смотрим дальше на схему.
Дети: - имеет вес.
Воспитатель:- Докажите.
Дети: - можно взвесить.
Воспитатель: - Вот палочка, на её середине закрепляю верёвочку, к обоим концам которой привяжу два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предлагаю детям подумать, что произойдёт, если проткну один из шаров острым предметом. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? (опять восстановится равновесие). Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Дети:- воздух имеет вес.
Воспитатель: - А ещё я вам немного расскажу, что воздух бывает горячий и холодный. Давайте докажем Незнайке это (дуем на ладошку слегка и сильно)
- Что вы чувствуете?
Воспитатель: - А где же есть воздух? (вокруг нас)
- А в спальне есть воздух? (да), а дома? (да), а в предметах? (не знаем).
- А хотите узнать? (опыт с губкой).
- Если в предметах есть воздух, а внутри человека он есть или нет? (есть)
- Как можно это доказать? (вдохнуть из себя воздух и подуть, подуть через трубочку в воду).
- А сейчас сделаем глубокий вдох, зажмём пальцами нос. Смогли мы долго продержаться без воздуха? (нет).
- Значит для чего нам нужен воздух? (для дыхания).
- Без дыхания жизни нет,
Без дыхания меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышит он, и я, и ты.
Воспитатель: -
- У вас на столе лежат бумажные змейки. Беру бумажную змейку и держу её над обогревателем. Почему моя змейка вертится, а ваши нет (потому что над обогревателем воздух теплее. Он поднимается вверх и заставляет змейку вертеться).
- В природе солнце нагревает воздух, он поднимается вверх, а холодный устремляется на его место. Этот поток воздуха и образует ветер. А сейчас я расскажу вам сказку о ветерке и воздухе.
В небольшом домике жил воздух. Был он домосед, и некуда не ходил гулять. Когда у воздуха было хорошее настроение, то в доме пахло яблочными пирогами, когда плохое- подгорелой кашей, а когда воздуху не здоровилось- лекарствами. Однажды вечером услышал воздух, как кто - то на крыше шумит и протяжно воет в трубу «у-у-у». Страшно стало воздуху. «Кто это воет? »- спросил он. - Это я ветер! - А что ты воешь? - От огорчения. Я вечный странник, облетел всю землю, но никто не называет меня путешественником. А мне так хочется им быть. Вот я и вою, свищу в уши, завываю в трубах - рассказываю о своих путешествиях. - Как интересно, - сказал воздух, расскажи и мне, где ты бывал. - Я поднимал песчаные вихри в пустыне, играл с волнами в морях, качал кроны деревьев в лесах. - Неужели ты никогда не отдыхаешь? Ведь есть такие дни, когда даже листик на деревьях не шелохнётся. - Это здесь не шелохнётся, а в другом месте бушует ураган, и не только листья, но и деревья летят по ветру. Нет мне покоя. Всегда меня гонит мой погонщик. - А разве у тебя есть погонщик? - удивился воздух. – Конечно, есть. Многие тысячелетия люди не знали, почему образуется ветер. А сейчас и дети знают, кто погонщик ветра. А вы знаете (это солнце).
- Итак, ребята, что же такое ветер? (поток воздуха)
- Почему он возникает? (тёплый воздух поднимается вверх, а холодный на его место).
- Можно ли назвать ветер путешественником? (ответы детей).
Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам поиграть с воздухом. Давай Незнайка и ты с нами.
1.Вдохнём сильно воздух из коробочки и проглотим его. Скажите, что произошло с коробочкой? Почему? Какого вкуса воздух?
2.Теперь надуем её? Что произошло теперь с коробочкой? Что внутри коробочки?
3. Теперь вставьте палочку, вдуйте из коробки воздух и подуйте из неё на соседа.
Что вы почувствовали? Какого он запаха? Откуда взяли воздух?
4. Теперь снова вдохните немного воздуха и выдохните в стакан. Какого цвета воздух?
5. Посвистите в трубочку. Что слышите?
Рефлексия.
- Ну что, Незнайка, ты теперь знаешь, что такое воздух? Почему его не видно?
- Дети, давайте повторим все свойства воздуха Незнайке.
- Как можно обнаружить воздух?
- Как вы считаете, вы справились со всеми заданиями?
- Кто справился, поднимите красный флажок, кто считает, что нет, синий флажок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Воздух" "Где прячется воздух"
Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...
Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Знакомство детей со свойствами воздуха....
"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....
конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"
Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»
- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...