Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Мы – экспериментаторы!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Мы – экспериментаторы!»
Задачи:
- Уточнить знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх) и способе его обнаружения.
- Закрепить знания детей о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
- Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 1 баночка с плотной крышкой, мелкие камушки, таз с водой, фен и полиэтиленовый пакет, технические средства обучения (система мультимедиа, компьютер, проектор, мультфильм «Фиксики», наглядная физ. минутка).
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько шаров у нас в зале!
- У нас сегодня праздник? (нет)
-А тогда кто же их сюда принес? Я, кажется, догадалась – это клоун Жора.
Ведь вчера к нам приезжал цирк. Кто из Вас ходил в цирк? Вам понравилось в цирке? Я думаю, что и вы понравились циркачам, а особенно клоуну Жоре и он решил сделать вам подарок – эти замечательные шары.
- Посмотрите, какие они красивые: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? (ответы детей). Он какой-то стал грустный, маленький. А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым? ( Надо его посильнее надуть.)
Воспитатель: Правда? Сейчас мы его надуем (надуваю или даю ребенку надуть).
- Вот какой он красивый получился!
Опыт №1 «Поиграем в прятки»
-А интересно, что у него внутри? (воздух.)
- Вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
-Конечно воздух прозрачный, бесцветный и невидимый.
Опыт №2 «Поймай воздух»
- Ребята, а как вы думаете, воздух можно поймать? (ответы)
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (Он пуст.)
- Да, он пустой.
-Смотрите, какой он тоненький.
-Хотите поймать воздух?
-Набираем в пакет воздух и закручиваем его.
-Что произошло с пакетом? (Пакет изменил форму, он полон воздуха.)
- На что похож? (ответы).
- Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух.
-Что изменилось? (Пакет опять стал пустым.)
- Интересно, почему? (ответы).
- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
Опыт №3 «Где прячется воздух»
-А вот интересно, воздух умеет играть в прятки?
- А может воздух спрятаться внутри нас, как вы думаете? (ответы).
- А хотите, проверим!
- Ребята, возьмите и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. Посмотрите, что произойдёт?
- Ой, ребята, что это происходит с водой? (Выходят пузырьки.)
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
- Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.
Опыт №4 «Весит ли воздух»
-Ребята, как вы думаете, воздух имеет вес?
-Посмотрите, что у меня в руках?
-Как вы думаете для чего это?
-Правильно, для того чтобы узнать имеет ли воздух вес.
-Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон подвесим одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом? ( Шарик лопнет.)
( Протыкает иголкой один из надутых шаров.)
- Что произошло?
-Почему? (Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.)
-Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? (У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые).
Физминутка
-К нам в гости зашли снеговики, которые собирают коллекцию воздушных шариков. Они узнали, что у нас сегодня в зале такая красота и решили прийти к нам. Давайте немножко отдохнем с ними и станцуем. Повторяйте движения за мной.
Опыт №5 «Что тяжелее?»
- Отдохнули? Проходите к столу (подходят к столику)
- Что это? ( Камушки.)
- Возьмите в руки камешки, какие они. (Гладкие, тяжелые, твердые, все разные по форме)
- Камень - это твердое тело. Сожмите его в ладошке. Он не изменяется.
-А можно ли взять в руку воздух и сжать его. Значит воздух не твердое тело.
- А давайте эти камешки бросим в воду и посмотрим, что произойдёт.
- Ребята, что мы видим, когда бросаем камешки в воду? (Они тонут.)
- Интересно, а почему камешки тонут? (Потому что они тяжелые.)
- Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
- А вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? (ответы)
- Почему вы так думаете? (ответы)
- Хотите проверить? (опускают шарики в чашку с водой)
- Странно, камешки утонули, а шарики нет.
-Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы).
-Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут.
Опыт №6 « Воздушный шар»
-А теперь подуй (Данил) на шарик, ребята, что происходит с шариком?
-А если на него подуть сильнее? Правильно, шарик плывет быстрее.
- Когда мы дуем, начинается движение воздуха.
Мультфильм «Фиксики»
- Ребята, давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики. Присаживайтесь и смотрите внимательно (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).
Беседа по мультфильму:
- Интересно, как же так получается, Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике, он поднимается вверх.
- Давайте проверим, так ли это.
- Сейчас я вам покажу интересный опыт: я, беру пустой пакет, и с помощью фена нагрею его тёплым воздухом.
- Посмотрите, что происходит с пакетом? (ответы).
- Действительно, пакет надулся, как вы думаете почему?
- Получается, что воздух нагревается в пакете и поднимается вверх, поэтому пакет надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.
Опыт №7 « Запах»
- Ребята, у меня есть красивая баночка.
-Хотите мы с вами угадаем, что в ней лежит?
-А как это можно сделать, не заглядывая в баночку? (ответы)
-Правильно, по запаху.
-Давайте закроем глаза и втянем в себя воздух.
- Чем пахнет? (Апельсином, конфетами, медом, жевательной резинкой и т.д.)
- Ой, я люблю конфеты, апельсины, а вы? (ответы детей).
- Ну-ка подставляйте ладошки, я сейчас буду насыпать.
- А где же конфеты? Ребята, баночка пуста, а пахнет. Как так происходит?
(ответы детей).
- Правильно, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой. Во всем воздух виноват: присваивает себе чужие запахи.
- Ребята, а как вы думаете, для чего нужен воздух? (мы им дышим)
- А какой воздух необходим для жизни человека? (чистый).
Игра Воздушный шар»:
- Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Передавая шарик друг другу будем говорить: Какой он? Для чего он нужен?
- Ребята, я хочу подарить вам шарики. Тем, кому было интересно, я подарю красный шарик. А кто успел заскучать, я подарю зеленый шарик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности в подготовительной группе ДОУ"Цветовые контрасты"
Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности "Музыка+ изо",в подготовительной группе ДОУ "Цветовые контрасты"...
Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «В гости к весне»
Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «В гости к весне»...
Конспект занятия по художественно – продуктивной деятельности в подготовительной группе «Жители Севера»
На занятии дети не только занимаются художественно - продуктивной деятельностью, но и проводят опыт, из которого делают сами выводы....
Конспект занятия по художественно – продуктивной деятельности в подготовительной группе «Жители Севера»
На занятии дети не только успевают сделать коллективное панно, но и провести опыт и сделать выводы...
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы, обобщение. Развивать любознательность, интерес, интеллект внимания, самостоятельность....
Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в подготовительной группе «Правила дорожного движения».
Программное содержание:- продолжать знакомить детей с правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «проезжая часть», «тротуар», «зебра», «дорожный знак «Пешеходный переход». Закре...
Конспект открытого мероприятия непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Солнышко» на тему: «Весенние приключения по дороге к азбуке»
Представлены виды игровых упражнений по закреплению и формированию звукобуквенного анализа слов, развитию связной речи, профилактике оптической дисграфии. Для детей подготовительной группы с ТНР....