Конспект по экологии "Рыбка просит о помощи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Слепцова Алла Валентиновна

Конспект ОД по экологии на тему "Рыбка просит о помощи" с использованием ИКТ  по Образовательной области "Познание" с детьми 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по экологии на тему:                                                                         "Рыбка просит о помощи" с использованием ИКТ                                                                       образовательной области «Познание» с детьми 6-7 лет

Цель: расширить представления детей об экосистеме.

Программные задачи.

Образовательные: уточнить представления о целостности природного сообщества и о человеке, как части природы; формировать понимание, что не разумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения как внутри экосистемы, так и за ее пределами.

Развивающие: развивать наблюдательность, связную речь; понимание закономерностей, существующих в природе;  умение уточнять и систематизировать знания о  свойствах  воды; умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желания бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами.

Развивающая среда: плоскостное изображение Золотой рыбки.  Слайдовая презентация на тему «Золотая рыбка»; дуга  «Волшебные ворота». Оборудование для опытов с водой: тарелка, бутылка с водой, прозрачные стаканчики, несколько разных прозрачных пустых емкостей; банка с водой и живой аквариумной золотой рыбкой. Волшебная палочка;  деревья и пеньки для имитации леса; игрушечная машина; крупный строитель; карточки с изображением правил поведения в природе. Ноутбук; проектор; презентатор; запись пения лесных птиц и музыки на компьютере.

Предварительная работа: беседа о воде и ее превращениях; опыты с водой; слайдовая презентация «Правила поведения в природе в лесу и на лугу»; беседа по презентации; заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода», стихотворения с движениями Е. П. Вислогузовой «Волшебные ворота».

Содержание.

Воспитатель: Дорогие, мои, друзья! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку - новую сказку "О Золотой Рыбке". А вот и наша героиня! (Воспитатель показывает плоскостную  золотую рыбку). Предлагаю вам, с ней познакомится. (Рыбка голосом воспитателя спрашивает у каждого ребенка: "Здравствуй! Как тебя зовут?").                                                                                                                                                                   

- Я предлагаю вам встать, где удобно, чтобы вы могли хорошо видеть  экран и послушать сказку:

Жил на свете Человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.

Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку и глазам своим не поверил: Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения).

Смотрит Человек - перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка: "Ты - Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку". "Ладно! - говорит Человек. - Раз уж так заведено, исполни мои желания. А я тебя отпущу".

Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил Человек исполнить? (Дети высказывают свои предположения).

"Надоело мне жить в деревянной избушке, - говорит Человек, - хочу дом каменный с электричеством и отоплением". Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на ее месте дом каменный стоит (слайд с изображением каменного дома). Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато электрические столбы с проводами появились.

Как вы думаете, понравилось это Человеку? (Дети высказывают свои предположения).

"Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет". Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: "Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?"

Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина (слайд с изображением машины).  Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не сидится Человеку на месте. Понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало.

Снова пришел на берег реки Рыбку беспокоить: "Сделай так, - приказывает, - чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние раскинулись: хочу богатым стать". Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними - других насекомых и птиц. Так и живет: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он, завод приобрести, который много денег приносит.

Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.

"Будет тебе завод, - ответила ему Золотая Рыбка, - но помни: это твое последнее желание".

Возвратился Человек, видит - завод огромный работает (слайд с изображением завода). Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым.

И вы закройте глазки и попробуйте представить, что за сон снился в ту ночь Человеку. (Дети закрывают глаза. Слайды с загрязнённой водой.  Воспитатель меняет Золотую Рыбку на другую - грязную). 

А утром проснулся Человек, поглядел в окно - вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал он к речке - земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать.

- Что же я наделал? - думает.

Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся.

Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения). Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу. Теперь она, ребята, обратилась к нам: спасти природу. Хотите помочь Рыбке? (Ответы детей). 

Что ж! Предлагаю вам это сделать! Кто пройдет через эти волшебные ворота, тот превратится в волшебника. (Воспитатель читает строчки стихотворения, дети выполняют движения под стихи и музыку).

Физкультминутка «Волшебные ворота»

В волшебные ворота

Давайте все войдем

(шагаем с продвижением вперед)

И в мир такой чудесный

Мы сразу попадем.

(раздвигаем руки в стороны)

Могучие деревья

Здесь листьями шумят

(поднимаем руки вверх и шевелим пальцами)

И ветками качают

Приветствуя ребят.

(качаем  поднятыми руками)

Тут бабочки порхают

Невиданной красы,

(машем руками, как крыльями)

Бутоны распускают

Навстречу нам цветы.

(из ладоней складываем бутон и раскрываем его)

Бежит между камнями

Веселый ручеек,

(совершаем волнообразные движения сложенными ладонями)

И нам лицо ласкает

Прохладный ветерок.

(машем руками в лицо)

Мы в маленьких волшебников

Здесь превратимся вдруг,

(поворачиваемся вокруг себя)

И мир еще прекрасней

Мы сделаем вокруг.

(разводим руками в стороны)

Ну, вот мы с вами и волшебники. Теперь вы можете творить чудеса. А поможет нам в этом профессор Водичкин. Предлагаю заглянуть к нему в лабораторию.

Воспитатель с детьми подходят к столам, где приготовлено все необходимое для опытов с водой.

Воспитатель и дети: Здравствуйте, профессор Водичкин!

Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?

Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу от гибели.

Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде.

Дети, я предлагаю вам вспомнить и прочитать стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода". (Дети читают стихотворение).

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде! (с движениями)

В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.

Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.

Профессор Водичкин:

Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.

Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте!

Путешествует всегда
Наша спутница вода!

Профессор Водичкин: Молодцы! Предлагаю вам вспомнить свойства воды и проверить их на опытах. Проходите, пожалуйста,  в мою лабораторию, за рабочие столы.

Дети занимают рабочие места, вместе с профессором Водичкиным  проводят и объясняют опыты, устанавливают свойства воды.

Дети наливают воду из бутылки в блюдце, переливают воду из одной емкости в другую. Что происходит? (Вода  течет и принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.) Значит, вода не имеет формы.

В стакан с водой дети кладут ложечку, камушек. Его хорошо видно, значит вода прозрачная. Дети нюхают и пробуют воду на вкус, делают выводы о том, что она без запаха и вкуса.

Профессор Водичкин показывает детям банку, в которой плавает рыбка. Дети делают вывод о том, что в воде есть жизнь.

Дети перечисляют свойства воды:

  • Вода течет.
  • Вода разливается.
  • Вода не имеет формы.
  • Вода не имеет запаха.
  • Вода не имеет вкуса.
  • Вода прозрачная.
  • Вода не имеет цвета.
  • В воде есть жизнь.

Профессор Водичкин: Теперь я вижу: вы многое знаете и способны на чудеса. А волшебной палочкой я наделю вас еще большей силой. (Касается каждого ребенка волшебной палочкой). Берегите природу! Любите ее! Охраняйте! В добрый путь, друзья!

Воспитатель: Нас ждет длинная дорога назад, через лес. (Дети с педагогом идут через импровизированный лес). Ой, ребята, что же мы с вами видим в нашем лесу?

Дети: В лесу стоит машина! (Дети указывают на игрушечную машину среди  деревьев).

Воспитатель: Должна ли здесь стоять машина?

Дети: Она должна стоять в гараже. Выхлопные газы могут отравить лес, воду. (Дети ставят машину в гараж, сложенный из кубиков). 

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какая чудная полянка! Предлагаю присесть на пенечки и отдохнуть на ней, а заодно поиграем и вспомним правила поведения в природе.

Дидактическая игра «Угадай правило».

Воспитатель показывает детям карточки с изображением того, как правильно и как нельзя вести себя в природе. Дети должны угадать и назвать предложенные правила.

Воспитатель: Какие же мы сегодня умники: все правила вспомнили!
Ребята! Вы заметили, что в нашем лесу чего-то не хватает? Совсем стало тихо и грустно.

Дети: Не слышно пения птиц!
Воспитатель: Но мы же, с вами волшебники! Предлагаю вернуть птиц в лес!

Звучит фонограмма "Пение птиц".

Воспитатель:  Вы - настоящие волшебники! Предлагаю закрыть глаза и насладится пением птиц.

Релаксационная пауза.

Воспитатель: Лес без песни не бывает, всюду птицы распевают! Как красиво стало в нашем волшебном лесу! Как вам это удалось?

Дети: Мы очистили воздух, воду, лес, чтобы всем животным и растениям жилось хорошо.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса. Рыбка нас заждалась.

Дети подходят к «волшебным воротам».

Воспитатель: Вот и «волшебные ворота». Помните, мы проходили через них и превращались в волшебников. А теперь  снова предлагаю вам стать дружными и веселыми ребятами.

 

Дети снова проходят через ворота.

 

Воспитатель (показывает слайды): Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живет человек, на речку, на рыбу. Что с ними стало? Мы их спасли. Правда, только в сказке. В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу.

Воспитатель заканчивает занятие стихотворением (слайды):

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

- Ребята, я очень рада, что помогла вам сегодня «побольше» узнать нового о окружающем нас мире природы. Предлагаю вам поиграть в настольную игру «Рыбалка».

Использовались материалы интернет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рыбка просит о помощи

Слайд 2

Жил человек на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке

Слайд 3

Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Смотрит Человек - перед ним Золотая Рыбка

Слайд 4

Надоело мне жить в деревянной избушке, - говорит Человек, - хочу дом каменный с электричеством и отоплением. Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет

Слайд 5

Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет

Слайд 6

И надумал он, завод приобрести, который много денег приносит. Поглядел человек в окно - вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал он к речке - земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать

Слайд 7

Заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу. Помогите, мне, просит Золотая Рыбка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Рыбка просит о помощи"

Уточнить представления о целостности природного сообщества и о человеке, как части природы; формировать понимание, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения ка...

Конспект образовательной деятельности для русскоязычных детей татарской группы- «Көлгенә ярдәм сорый» “Золушка просит о помощи”

Конспект образовательной деятельности для русскоязычных детей татарской группы старшего дошкольного возраста «Көлгенә ярдәм сорый» - “Золушка просит о помощи”. Од предусматривает использован...

Конспект НОД "растения просят помощи"

Конспект НОД по ознакомлению с природным окружением Экологическая беседа "Растения просят помощи"...

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей средней группы «Лесовичок просит о помощи».

Закрепить знания детей среднего возраста о сезонных изменениях в природе, поведении  диких животных и птиц поздней осенью;Активизация речевого словаря, творческого потенциала детей;Развитие психи...