Рабочая программа по теме: «Художественно - эстетическое познание мира насекомых Алтайского края в процессе освоения детьми нестандартных техник рисования»
рабочая программа (младшая группа)
рабочая программа кружковой работы младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»
(АКИПКРО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по теме: «Художественно - эстетическое познание мира насекомых
Алтайского края в процессе освоения детьми нестандартных техник рисования»
Разработчик:
Соснова Юлия Алексеевна
Должность: воспитатель второй квалификационной категории
МКДОУ Ребрихинский детский
сад «Ласточка»
с.Ребриха
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел………………………………………………………………..3
- Пояснительная записка……………………………………………………….3
- Цель рабочей программы…………………………………………………….4
- Задачи рабочей программы…………………………………………………..4
- Принципы построения программы…………………………………………..4
- Планируемые результаты…………………………………………………….5
- Содержательный раздел……………………………………………………....6
- Организационный раздел……………………………………………………. 9
- Список литературы…………………………………………………………...11
«Если природа – это материя, стремящаяся стать душой, то
искусство – это душа, выражающая себя в материальном»
Оскард Уальд
Целевой раздел
Пояснительная записка
Проблема, выбранная для разработки Программы, актуальна в детском саду, потому что на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для того чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, начинает знакомиться с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день, накапливает представления о разных формах жизни, таким образом у него формируются начальные элементы экологической культуры.
В любом селе или городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. В окружающем ребенка мире много непонятного и интересного, на насекомые – самые загадочные существа из встречающихся в природе. Они бывают большие и маленькие. В полосочку и в крапинку. Одни едят траву и зелень, другие - меньших насекомых. Они ползают и летают, прыгают и плавают.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна каждому ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
В процессе освоения нетрадиционных форм рисования у детей разовьётся эстетическое восприятие, внимание, память, зрительная оценка формы, пространственное воображение, чувство цвета, координация глаза и руки, владение кистью руки, художественный вкус, творческие мышление и фантазия. Этот вид искусства благоприятно воздействует на улучшение коммуникативных способностей, дети приобретут навыки работы в коллективе. На занятиях с применением нетрадиционных форм рисования можно изучить стихи, сказки, играть, петь, сочинять истории.
Данная Рабочая программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) ,
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление от 15 мая 2013 г. N 26)
Цель: Способствовать эстетическому познанию мира насекомых Алтайского края в процессе освоения детьми младшей группы нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Познакомить детей с многообразием нестандартных техник рисования, Воспитывать интерес к искусству рисования.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в природе.
- Способствовать созданию условий для ознакомления детей с многообразием насекомых Алтайского края.
- Вызвать у детей бережное отношение к природе Алтайского края.
Программа реализуется с детьми 3-4 лет. В этом возрасте происходит формирование ценностного отношения к природе, поэтому большое внимание нужно уделять подбору литературы для ознакомления детей по познанию мира природы нашего региона.
Ведущими принципами построения программы являются:
- принцип эмоционального насыщения: становление эмоциональной сферы ребенка, развитие языка чувств через использование произведений искусства;
- принцип краеведения: максимальное включение в образовательный процесс художественной культуры Алтайского края;
- принцип диалогичности: познание мира через диалог, способствующий становлению культуры общения с людьми, природой, искусством, самим собой;
- принцип сотрудничества: предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивающий возможность саморазвития каждого;
- принцип креативности: развитие активизация творческих способностей каждого ребенка через обеспечение необходимых условий: право на творчество, на творческое развитие, авторское право.
Планируемые результаты
После реализации содержания рабочей программы предметно -пространственная среда в группе пополнится:
- детской библиотекой с рассказами, стихами, сказками о насекомых.
-альбомом с иллюстрациями и фотографиями насекомых Алтайского края;
-коллекцией бабочек Алтайского края;
- мини художественная галерея «Букашечки-таракашечки» с использованием детских работ по рисованию нетрадиционной техникой;
- дидактическими играми, направленными на обогащение и систематизацию знаний детей о мире насекомых;
-макет муравейника;
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
- называть и узнавать насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и др.);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
- находить сходства и различия насекомых;
- играть в разработанные игры и привлекать других детей;
- применять определенные умения в процессе рисования нетрадиционными техниками;
- презентовать собственные творческие работы детям, родителям и педагогам ДОУ;
- знать и применять в деятельности стихи и произведения поэтов и писателей Алтайского края;
- самостоятельно, по собственной инициативе рассказывать о мире насекомых;
Содержательный раздел
Комплексно - тематический план
Месяц | Тема | Цель | Структура занятия |
Сентябрь | В мире насекомых | Развивать эмоционально- нравственную сферу ребенка: чуткость к окружающему.Уточнить знания детей о насекомых, их отличительных признаках Познакомить детей с многообразием насекомыми нашего края, их ролью в природе. Закрепить название насекомых при рисовании их нетрадиционными техниками – рисованием пальцем, отпечатками фигурок из сырой картошки | - беседа «Кто такие насекомые» - Загадки про насекомых -музыкально-подвижная игра «Сороконожки» |
Октябрь | Пчёлки - добрые подружки | Продолжить развивать эмоционально- нравственную сферу ребенка. Познакомить детей с подготовкой насекомых к зиме Учить детей рисовать техникой кляксографии. | - пословицы и поговорки о пчелках -разгадывание загадок - рассматривание иллюстраций |
Ноябрь | Зимний сон | Воспитывать любовь к родной природе.Расширять представление детей о мире насекомых, способах защиты, маскировки и зимовки. Познакомить с техникой рисования свечой. | -подвижная игра «Найди свой домик» -чтение сказки К.Чуковский «Муха-цокотуха» -рассматривание иллюстраций к басне «Стрекоза и муравей» |
Декабрь | Бабочка красавица, кушайте варенье… | Создать условия для формирования умения видеть мир глазами насекомых, желания любоваться красотой бабочек. Закрепить умение рисовать с техникой ладошками. Познакомить с техникой рисования кулачком. | -загадки, поговорки про бабочек -подвижная игра «Птички и бабочки» -пальчиковая гимнастика «Бабочки» -беседа «Зачем бабочкам нужны крылья» |
Январь | Муравейка милый мой | Уточнить представление детей о муравьях, их характерных признаках. Воспитывать любовь и бережное отношение к маленьким соседям по планете. Создать условия для формирования умения рисовать ватными дисками, закрепить умение рисовать ватными палочками. | -Игра-лото «Найди пару» -физминутка «Муравей» - чтение сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» |
Февраль | Необыкновенный шмель из Красной книги | Познакомить детей с редкими насекомыми Алтая, занесенными в Красную книгу. Воспитывать у детей бережное отношение к миру насекомых. Создать условия для формирования умения рисовать по трафарету. | -дидактическая игра «Про кого я говорю…» -разучивание песни «В траве сидел кузнечик» -игра-лабиринт «Окажи помощь насекомым» -рассматривание иллюстраций из Красной книги Алтайского края - прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» |
Март | Жучки и паучки | Воспитывать любовь к природе Алтайского края. Создать условия для познавательного интереса детей к миру насекомых, мест их обитания. Познакомить с новой техникой рисования жуков и божьих коровок - отпечатыванием мятой бумагой, пенопластом, листьями | -кукольный театр. Сказка «Под грибом» -чтение стихотворения А.Барто «Комары» -хороводная игра «Жучок-паучок» -рассматривание картин с изображением насекомых художника Яна вана Касселя |
Апрель | Весеннее чудо | Создать условия для видения и любования детьми красоты окружающей природы через чтение стихотворений, рассматривание картин, наблюдения. Познакомить детей с новой техникой рисования – отпечаток листьев на бумаге. Создать условия для формирования умения сочетать два вида техники нетрадиционного рисования . | -физминутка «Бабочка и цветы» -дидактическая игра»Угадай чьё крылышко» -прослушивание аудиозаписи Л.Раздобариной«Превращение гусеницы» |
Май | На солнечной поляночке | Способствовать уметь откликаться на прекрасное через видение явлений окружающей действительности в процессе восприятия разных видов искусства. Закрепить знания детей о способе передвижения насекомых. Закрепить умение рисовать изученных насекомых любым видом нетрадиционной техникой рисования. | -Ига-лото «Насекомые» - прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковский «Вальс цветов» -подвижная игра «Летает или прыгает» -чтение рассказа К. Ущинского «Капустница» -пальчиковая гимнастика « Божьи коровки» |
Продолжительность занятий по ознакомлению детей младшей группы с миром насекомых Алтайского края в процессе освоения детьми нестандартных техник рисования составляет 10 минут
При реализации программы используется метод совместного мини проекта с родителями «Лунтик и его друзья насекомые», консультации родителей «Первая помощь при укусе насекомых», «Если ребёнок боится насекомых..», разработка авторских игр с детьми и родителями, организация совместной акции с родителями «Защити маленького друга», «Счастливая прогулка», изготовление с родителями и детьми фотоальбомов «Насекомые Алтайского края» и «Насекомые Красной книги Алтайского края».
Для развития детской инициативности, самостоятельности в детском саду организуются выставки творческих работ детей «Букашечки-таракашечки», презентации игр, разработанных родителями, презентация альбомов с рисунками, выполненными в нетрадиционной технике «Насекомые Алтайского края».
Взаимодействие с семьей:
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:
побуждать младших дошкольников наблюдать, обследовать;
поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью наблюдения;
способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности уже имеющиеся знания, умения и переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации.
Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении художественно - эстетического познания мира насекомых в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по познанию природы нашего региона.
Организационный раздел
Для реализации данной программы необходима следующая материально- техническая база: ширма для обыгрывания персонажей, магнитная доска, мольберт, акварельные краски, гуашь, восковые и масляные мелки, свеча, ватные палочки, поролоновые печатки, коктельные трубочки, мыльные пузыри, палочки или старые стержни для процарапывания, матерчатые салфетки, стаканы для воды, подставки под кисти; кисти, досточки для изо, карандаши, фломастеры, аудиопроигрыватель, видеопроектор.
Данная программа реализуется в рамках дополнительного образования один раз в неделю во вторую половину дня.
Программа построена на основе гуманизации образовательного процесса и направлена на целостное развитие ребенка, на активизацию самостоятельности детей, проявление ими инициативы через возможность участия в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, познавательно-исследовательской, чтения.
Для этого в группе созданы необходимые условия: состояние материально-технической базы соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам: в групповой комнате размещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей, так же размещен центр творчества, его целью является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги. Отведено место и для мини-библиотеки: полочка с книгами и иллюстрациями к сказкам.
Игровая зона разделена на две части: для мальчиков и девочек, она позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В игровой зоне мальчиков оформлен гараж для транспорта и автосервис с набором инструментов, на полу находится ковёр «Дорожное движение». В игровой девочек оформлен кукольный уголок, кухня, парикмахерская, магазин. В игровой зоне отведено место для дидактических игр: « Найди пару», «Животные», «Насекомые», «Овощи и фрукты», «Животные и птицы» и т.д.
Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно ими играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей.
Используемая литература:
- Затеева Е. В. Малыш в мире искусства родного края: Учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому образованию дошкольников. – Изд.2-е. – Барнаул: АКИПКРО, 2006.
- Меремьянина О.Р.Детская художественная литература в образовательной практике современного ДОУ: методические рекомендации/ Автор-сост. О.Р. Меремьянина.- Барнаул: АКИПКРО, 2014.
- Меремьянина О.Р., Суворова С.А. Давайте сохраним: учебно – методическое пособие по краеведению. Изд.2-е. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
- Красная книга. Редкие, исчезающие растения и животные Ребрихинского района Алтайского края, нуждающиеся в охране. Барнаул , 1999
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой во второй младшей группе детского сада. М., «Мозаика-синтез», 2013
- Соломенникова О.А.Занятия по формированию элементарных экологических представлений у дошкольников. М., «Мозаика-синтез», 2010
- Комарова Т.С. «Как научить ребёнка рисовать».М., «Мозаика-синтез», 2010
- Хрусталёв В.С. Школа рисования. Насекомые. Санкт -Петербург, ООО«Литература», 2008
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М., «Просвещение», 2008
- Васльева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребёнка».М., «Сфера», 2011
Перспективный план на октябрь
Тема недели | Совместные виды деятельности | |||
Пчёлки – добрые подружки | Пальчиковые гимнастики, подвижные игры | Дидактическая игра | Чтение художественной литературы, беседы | Рисование |
-игра «День и ночь» - игра «Найди свой улей» - игра «Медведь и пчёлы» -п/г «Пчела» - п/г «Бочонок мёда» - п/г «Пчёлка» -дыхательная гимнастика «Помоги пчелке взлететь» | -дидактическая игра «Что перепутал художник»(воображение, мышление) -игра-пантомима «Загадай – я угадаю»(логическое мышление) -игра-лото «Крылатые насекомые»(логическое мышление, внимание, память) -дидактическая игра «Угадай чей голосок»(звуки насекомых)(фонематический слух, речь) - дидактическая игра «Помоги пчёлам» (внимание, импровизация) | -беседа «Какая польза от пчелы» - беседа «Кто строит дом пчеле» -чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» -чтение стихотворения О.Коняевой «Ты куда спешишь пчела?» -чтение стихотворения М.Бородицкой«Разговор с пчелой» -чтение сказки Н.Абрамцевой «Сказка о веселой пчеле» -просмотр мультфильма «Винни- Пух» - просмотр мультфильма «Пчёлка Майя» | - «Весёлая пчелка» (кляксография) - рисование медовых сот (ватные палочки) - «Бочонок мёда» (кляксография) -коллективная работа «Труженицы-пчелы» (отпечатком ладошки и отпечатком ступни) |
Перспективный план на апрель
Тема недели | Совместные виды деятельности | |||
Весеннее чудо | Пальчиковые гимнастики, подвижные игры | Дидактическая игра | Чтение художественной литературы, беседы | Рисование |
-физминутка «Бабочка и цветы» п/г «На полянке я сижу во все стороны гляжу…» п/г»Насекомые на лугу» гимнастика для глаз «Полет насекомых» игра «Кто быстрее» игра «Муравьи строят дом» игра «Комары и лягушки» экологическая игра на прогулке«По муравьиной тропе» игра-хоровод «Хоровод насекомых» | -дидактическая игра «Угадай чьё крылышко» (логическое мышление) -дидактическая игра «Новоселье у насекомых» (мышление, память) -дидактическая игра «Поймай звук»(фонематический слух) дидактическая игра «Найди комара»(фонематический слух, речь) - дидактическая игра «Описательные загадки»(логическое мышление, воображение) | -прослушивание аудиозаписи Л.Раздобариной«Превращение гусеницы» -просмотр мультфильма «Лунтик» -чтение сказки П.Голубкова «Ох! Нелегка ты, жизнь насекомых!» -чтение стихотворения В.Орлова «Паучки» -чтение рассказа В.Степанова «Бабочка-капустница» -беседа «Насекомые весной» -беседа «Кто проснулся под корой» | - «Гусеницы на листочке» (отпечатывание сухих листьев, рисование ватными палочками) - «Бабочки» (монотипия, разбрызгивание) - «Божьи коровки» (рисование мыльными пузырями, ватными палочками) -коллективная работа «Цветущий луг» (ниткография, рисование пальцем) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Вид организованной образовательной деятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 лет
Рабочая программаОбразовательная область:Художественно – эстетическое развитиеВид организованной образовательнойдеятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 летСведения о ра...
Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в подготовительной к школе группе
Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы ме...
Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в старшей группе (5 -6)
Вся НОД кружка направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ» (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ) В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (4-7) НА 208-19 УЧЕБНЫЙ ГОД
В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире....
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Самоделкина» (Нетрадиционные техники рисования) в старшей группе №11 «Колокольчик»
Пояснительная записка.В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его п...
Рабочая программа кружка по «Художественно – эстетическому развитию» (Нетрадиционные техники рисования ) «Цветные ладошки» для детей старшего дошкольного возраста.
Кружок по «художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники рисования) «Цветные ладошки»...
Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...