Рабочая программа по теме: «Художественно - эстетическое познание мира насекомых Алтайского края в процессе освоения детьми нестандартных техник рисования»
рабочая программа (младшая группа)

Соснова Юлия Алексеевна

рабочая программа кружковой работы младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»

(АКИПКРО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по теме: «Художественно - эстетическое познание мира насекомых

 Алтайского края в процессе освоения детьми нестандартных техник рисования»

     Разработчик:

 Соснова Юлия                                                                  Алексеевна    

                                                                                Должность: воспитатель  второй квалификационной категории

               

  МКДОУ  Ребрихинский  детский

   сад   «Ласточка»

      с.Ребриха

       2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1.   Целевой раздел………………………………………………………………..3
  1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
  2. Цель рабочей программы…………………………………………………….4
  3. Задачи рабочей программы…………………………………………………..4
  4. Принципы построения программы…………………………………………..4
  5. Планируемые результаты…………………………………………………….5
  1.   Содержательный раздел……………………………………………………....6
  2.   Организационный раздел……………………………………………………. 9
  3.   Список литературы…………………………………………………………...11

                                                                   

«Если природа – это материя,                             стремящаяся стать душой, то

искусство – это душа, выражающая себя в материальном»

Оскард Уальд

 Целевой раздел

Пояснительная записка

    Проблема, выбранная для разработки Программы, актуальна в детском саду, потому что на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для того чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.  Поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, начинает знакомиться  с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день, накапливает представления о разных формах жизни, таким образом   у него формируются  начальные элементы экологической культуры.

      В любом селе или городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. В окружающем ребенка мире много непонятного и интересного, на насекомые – самые загадочные существа из встречающихся в природе. Они бывают  большие и маленькие. В полосочку и в крапинку. Одни едят траву и  зелень, другие - меньших насекомых.  Они ползают и летают, прыгают и плавают.

   Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

   Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также            передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна каждому ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

   В процессе освоения  нетрадиционных форм рисования у детей разовьётся   эстетическое восприятие, внимание, память, зрительная  оценка формы, пространственное воображение, чувство цвета, координация глаза и руки, владение кистью руки,  художественный вкус, творческие мышление и  фантазия. Этот вид искусства благоприятно воздействует на улучшение  коммуникативных способностей, дети приобретут навыки работы в коллективе. На занятиях с применением нетрадиционных форм рисования  можно изучить стихи, сказки, играть, петь, сочинять истории.

 Данная Рабочая программа  разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) ,

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление от 15 мая 2013 г. N 26)

Цель: Способствовать эстетическому познанию мира  насекомых Алтайского края в процессе освоения детьми младшей группы нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

- Познакомить детей с многообразием   нестандартных техник рисования,  Воспитывать интерес к искусству рисования.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в природе.

- Способствовать созданию условий для ознакомления детей с многообразием насекомых Алтайского края.

- Вызвать у детей бережное  отношение к природе Алтайского края.

Программа реализуется с детьми 3-4 лет. В этом возрасте происходит  формирование ценностного отношения к природе, поэтому большое внимание нужно уделять подбору литературы для ознакомления детей по познанию мира природы нашего региона.

Ведущими принципами построения программы являются:

- принцип эмоционального насыщения: становление эмоциональной сферы ребенка, развитие языка чувств через использование произведений искусства;

- принцип краеведения: максимальное включение в образовательный процесс художественной культуры Алтайского края;

- принцип диалогичности: познание мира через диалог, способствующий становлению культуры общения с людьми, природой, искусством, самим собой;

-  принцип сотрудничества: предполагает единение взрослого и ребенка  как равноправных партнеров, обеспечивающий возможность саморазвития каждого;

- принцип креативности: развитие активизация творческих способностей каждого ребенка через обеспечение необходимых условий: право на творчество, на творческое развитие, авторское право.

Планируемые результаты

    После реализации содержания рабочей программы предметно -пространственная среда в группе пополнится:

- детской библиотекой с рассказами, стихами, сказками о насекомых.  

 -альбомом с иллюстрациями и фотографиями насекомых Алтайского края;

-коллекцией  бабочек Алтайского края;

- мини художественная галерея  «Букашечки-таракашечки» с использованием детских работ по рисованию нетрадиционной техникой;

- дидактическими играми, направленными на обогащение и систематизацию знаний детей о мире насекомых;

-макет муравейника;

    После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

- называть и узнавать насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и др.);  

-  иметь простейшие представления о некоторых особенностях  внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;  

-  находить сходства и различия насекомых;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- играть в разработанные игры и привлекать других детей;

- применять  определенные  умения  в процессе рисования нетрадиционными  техниками;

- презентовать собственные творческие работы детям, родителям и педагогам ДОУ;

- знать и применять в деятельности стихи и произведения поэтов и писателей Алтайского края;

- самостоятельно, по собственной инициативе рассказывать о мире насекомых;


Содержательный раздел

Комплексно - тематический план

Месяц

Тема

Цель

Структура занятия

Сентябрь

В мире насекомых

Развивать эмоционально- нравственную сферу ребенка: чуткость к окружающему.Уточнить знания детей о насекомых, их отличительных признаках Познакомить детей  с многообразием насекомыми нашего края, их ролью в природе.  Закрепить название   насекомых при рисовании их нетрадиционными техниками – рисованием пальцем, отпечатками фигурок из сырой картошки

- беседа «Кто такие насекомые»

- Загадки про насекомых

-музыкально-подвижная игра «Сороконожки»

Октябрь

Пчёлки  - добрые подружки

Продолжить развивать эмоционально- нравственную сферу ребенка. Познакомить детей с  подготовкой насекомых к зиме Учить детей рисовать техникой кляксографии.

- пословицы и поговорки о пчелках

-разгадывание загадок

- рассматривание иллюстраций

Ноябрь

Зимний сон

Воспитывать любовь к родной природе.Расширять представление детей о мире насекомых, способах защиты, маскировки и зимовки. Познакомить с техникой рисования свечой.

-подвижная игра «Найди свой домик»

-чтение сказки К.Чуковский «Муха-цокотуха»

-рассматривание иллюстраций к басне «Стрекоза и муравей»

Декабрь

Бабочка красавица, кушайте варенье…

Создать условия для формирования умения видеть мир глазами насекомых, желания любоваться красотой бабочек. Закрепить умение рисовать  с техникой  ладошками. Познакомить с техникой рисования  кулачком.

-загадки, поговорки про бабочек

-подвижная игра «Птички и бабочки»

-пальчиковая гимнастика «Бабочки»

-беседа «Зачем бабочкам нужны крылья»

Январь

Муравейка милый мой

Уточнить представление детей о муравьях, их характерных признаках. Воспитывать любовь и бережное отношение к маленьким соседям по планете. Создать условия для формирования умения рисовать ватными дисками, закрепить умение рисовать ватными палочками.

-Игра-лото «Найди пару»

-физминутка «Муравей»

- чтение сказки В.Бианки «Как муравьишка  домой спешил»

Февраль

Необыкновенный шмель из Красной книги

Познакомить детей с редкими  насекомыми Алтая, занесенными в Красную книгу. Воспитывать у детей бережное отношение к миру насекомых. Создать условия для  формирования умения рисовать по трафарету.

-дидактическая игра «Про кого я говорю…»

-разучивание песни «В траве сидел кузнечик»

-игра-лабиринт «Окажи помощь насекомым»

-рассматривание иллюстраций из Красной книги Алтайского края

- прослушивание  аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»

Март

Жучки и паучки

Воспитывать любовь к природе  Алтайского  края. Создать условия для познавательного интереса детей к миру  насекомых, мест их обитания. Познакомить с новой техникой рисования жуков и божьих коровок - отпечатыванием мятой бумагой, пенопластом, листьями

-кукольный театр. Сказка «Под грибом»

-чтение стихотворения А.Барто «Комары»

-хороводная игра «Жучок-паучок»

-рассматривание картин с изображением насекомых художника Яна вана Касселя

Апрель

Весеннее чудо

Создать условия для видения и любования детьми красоты окружающей природы через чтение стихотворений, рассматривание картин, наблюдения. Познакомить детей с новой техникой рисования – отпечаток  листьев на бумаге. Создать условия для формирования умения сочетать два вида техники нетрадиционного рисования .

-физминутка «Бабочка и цветы»

-дидактическая игра»Угадай чьё крылышко»

-прослушивание  аудиозаписи Л.Раздобариной«Превращение  гусеницы»

Май

На солнечной поляночке

 Способствовать  уметь откликаться на прекрасное через видение явлений окружающей действительности в процессе восприятия разных видов искусства. Закрепить знания детей о способе передвижения насекомых. Закрепить умение рисовать изученных насекомых любым видом нетрадиционной техникой рисования.

-Ига-лото «Насекомые»

- прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковский «Вальс цветов»

-подвижная игра «Летает или прыгает»

-чтение рассказа К. Ущинского «Капустница»

-пальчиковая гимнастика « Божьи коровки»

Продолжительность занятий по ознакомлению детей младшей группы с миром насекомых Алтайского края в процессе освоения детьми нестандартных техник рисования  составляет 10 минут


      При реализации программы используется метод совместного мини проекта с родителями «Лунтик и его друзья насекомые»,  консультации родителей «Первая помощь при укусе насекомых», «Если ребёнок боится насекомых..»,  разработка авторских игр с детьми и родителями,  организация совместной  акции с родителями «Защити маленького друга», «Счастливая прогулка», изготовление с родителями и детьми фотоальбомов «Насекомые Алтайского края» и  «Насекомые Красной книги Алтайского края».

       Для развития детской инициативности, самостоятельности в детском саду организуются выставки творческих работ детей «Букашечки-таракашечки», презентации игр, разработанных родителями,  презентация альбомов  с рисунками, выполненными в нетрадиционной технике «Насекомые Алтайского края».

Взаимодействие с семьей:

Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:

побуждать младших дошкольников наблюдать,  обследовать;

поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью  наблюдения;

способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности уже имеющиеся знания, умения и  переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации.

Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении художественно - эстетического познания мира насекомых в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по познанию природы нашего региона.

Организационный раздел

Для реализации данной программы необходима следующая материально- техническая база: ширма для обыгрывания персонажей, магнитная доска, мольберт,   акварельные краски, гуашь,   восковые и масляные мелки, свеча,   ватные палочки,   поролоновые печатки,   коктельные трубочки,   мыльные пузыри, палочки или старые стержни для процарапывания,  матерчатые салфетки,  стаканы для воды,   подставки под кисти; кисти, досточки для изо, карандаши, фломастеры, аудиопроигрыватель, видеопроектор.

    Данная программа реализуется в рамках дополнительного образования один раз в неделю во вторую половину дня.

     

     Программа построена на основе гуманизации образовательного процесса и направлена на целостное развитие ребенка, на активизацию самостоятельности детей, проявление ими инициативы через возможность участия в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, познавательно-исследовательской, чтения.

Для этого в группе  созданы необходимые условия: состояние материально-технической базы соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам: в групповой комнате размещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей, так же  размещен центр творчества, его целью  является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги. Отведено место и для мини-библиотеки: полочка с книгами и иллюстрациями к сказкам. 

      Игровая зона разделена на две части: для мальчиков и девочек, она позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В игровой зоне мальчиков оформлен гараж для транспорта и автосервис с набором инструментов, на полу находится ковёр «Дорожное движение». В игровой девочек оформлен кукольный уголок, кухня, парикмахерская, магазин.  В игровой зоне отведено место для дидактических игр: « Найди пару», «Животные», «Насекомые», «Овощи и фрукты», «Животные и  птицы» и т.д.

      Все игрушки и  игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно ими играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей.

Используемая литература:

- Затеева Е. В. Малыш в мире искусства родного края: Учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому образованию дошкольников. – Изд.2-е. – Барнаул: АКИПКРО, 2006.

- Меремьянина О.Р.Детская художественная литература в образовательной практике современного ДОУ: методические рекомендации/ Автор-сост. О.Р. Меремьянина.- Барнаул: АКИПКРО, 2014.

- Меремьянина О.Р., Суворова С.А. Давайте сохраним: учебно – методическое пособие по краеведению. Изд.2-е. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.

- Красная книга. Редкие, исчезающие растения и животные Ребрихинского района Алтайского края, нуждающиеся в охране. Барнаул , 1999

- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой во второй младшей группе детского сада. М., «Мозаика-синтез», 2013

- Соломенникова О.А.Занятия по формированию элементарных экологических представлений у дошкольников. М., «Мозаика-синтез», 2010

- Комарова Т.С. «Как научить ребёнка рисовать».М., «Мозаика-синтез», 2010

-  Хрусталёв В.С. Школа рисования. Насекомые. Санкт -Петербург, ООО«Литература», 2008

-  Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников».  М., «Просвещение», 2008

- Васльева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребёнка».М., «Сфера», 2011


                                                                          Перспективный план       на октябрь                                                                

Тема недели

                                               Совместные виды деятельности

Пчёлки – добрые подружки

Пальчиковые гимнастики, подвижные игры

Дидактическая игра

Чтение художественной литературы, беседы

Рисование

-игра «День и ночь»

- игра «Найди свой улей»

- игра «Медведь и пчёлы»

-п/г «Пчела»

- п/г «Бочонок мёда»

- п/г «Пчёлка»

-дыхательная гимнастика «Помоги пчелке взлететь»

-дидактическая игра «Что перепутал художник»(воображение, мышление)

-игра-пантомима «Загадай – я угадаю»(логическое мышление)

-игра-лото «Крылатые насекомые»(логическое мышление, внимание, память)

-дидактическая игра «Угадай чей голосок»(звуки насекомых)(фонематический слух, речь)

- дидактическая игра «Помоги пчёлам» (внимание, импровизация)

-беседа «Какая польза от пчелы»

- беседа «Кто строит дом пчеле»

-чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

-чтение стихотворения О.Коняевой «Ты куда спешишь пчела?»

-чтение стихотворения М.Бородицкой«Разговор с  пчелой»

-чтение сказки Н.Абрамцевой «Сказка о веселой пчеле»

-просмотр мультфильма «Винни- Пух»

- просмотр мультфильма «Пчёлка Майя»

-  «Весёлая пчелка» (кляксография)

- рисование медовых сот (ватные палочки)

- «Бочонок мёда» (кляксография)

-коллективная работа  «Труженицы-пчелы» (отпечатком ладошки и отпечатком ступни)

                                                                                    Перспективный план на апрель

Тема недели

                                           Совместные виды деятельности

Весеннее чудо

Пальчиковые гимнастики, подвижные игры

Дидактическая игра

Чтение художественной литературы, беседы

Рисование

-физминутка «Бабочка и цветы»

п/г «На полянке я сижу во все стороны гляжу…»

п/г»Насекомые на лугу»

гимнастика для глаз «Полет насекомых»

игра «Кто быстрее»

игра «Муравьи строят дом»

игра «Комары и лягушки»

экологическая игра на прогулке«По муравьиной тропе»

игра-хоровод «Хоровод насекомых»

-дидактическая игра «Угадай чьё крылышко»

 (логическое мышление)

-дидактическая игра «Новоселье у насекомых» (мышление, память)

-дидактическая игра «Поймай звук»(фонематический слух)

дидактическая игра «Найди комара»(фонематический слух, речь)

- дидактическая игра «Описательные загадки»(логическое мышление, воображение)

-прослушивание  аудиозаписи Л.Раздобариной«Превращение  гусеницы»

-просмотр мультфильма «Лунтик»

-чтение сказки П.Голубкова «Ох! Нелегка ты, жизнь насекомых!»

-чтение стихотворения В.Орлова «Паучки»

-чтение рассказа В.Степанова «Бабочка-капустница»

-беседа «Насекомые весной»

-беседа «Кто проснулся под корой»

- «Гусеницы на листочке» (отпечатывание сухих листьев, рисование ватными палочками)

-  «Бабочки» (монотипия, разбрызгивание)

- «Божьи коровки» (рисование мыльными пузырями, ватными палочками)

-коллективная работа «Цветущий луг» (ниткография, рисование пальцем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Вид организованной образовательной деятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 лет

Рабочая программаОбразовательная область:Художественно – эстетическое развитиеВид организованной образовательнойдеятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 летСведения о ра...

Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в подготовительной к школе группе

Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование  у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы ме...

Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в старшей группе (5 -6)

Вся НОД кружка направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ» (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ) В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (4-7) НА 208-19 УЧЕБНЫЙ ГОД

В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире....

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Самоделкина» (Нетрадиционные техники рисования) в старшей группе №11 «Колокольчик»

Пояснительная записка.В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде  всего обогащает его п...

Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...