Цель: Формирование представлений у детей об особенностях подготовки диких животных к зиме. Задачи: - Расширять, углублять, закреплять знания детей о лесных животных.
- Продолжить учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи.
- Воспитывать любовь к животным, интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость и любознательность.
Материалы и оборудование: Проектор, экран, ноутбук. Дерево «Клен». Пеньки — стулья. Маска лисы, шапочки с заячьими ушами. Аудиозапись с музыкой голосами из осеннего леса. - Ребята, когда мы ходили с вами в парк, кого там видели? /Ответы детей/ - Как вы думаете, почему нам не встретились заяц, волк, лиса, медведь. /Ответы детей/ - В парке много людей, вокруг него дороги. Диким животным необходимы много места, тишина. Но если мы пойдем в настоящий лес, то и там никого не увидим. Почему? /Ответы детей/ - Правильно, звери пугливы. Стук в дверях. Входит в осеннем уборе дерево «Клен». - Здравствуйте, ребята. О чем задумались? - Диких животных хотим увидеть. - Я могу вам помочь. - Для того, что бы вы могли понаблюдать за обитателями леса, на время экскурсии в лес, превращу вас в невидимок. Для этого вы должны приговаривать следующие слова: - Раз, два, три, ветка клёна, помоги Оказаться нам в лесу, Где раскрасила листву В цвет багряный, золотой Осень жёлтою косой. Дети повторяют волшебные слова, на экране появляется лес. Звучит музыка. - Входим в лес. Дети имитируют движение по лесу и садятся на пеньки — стулья. - Где же звери? На экране появляется белка. - Смотрите, кто это? - Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет? Сушит на зиму грибы. /Ответы детей/ - Это белка, но уже не рыжая, а серая. Она «шубку» на более тёплую поменяла. - Но почему цвет шёрстки стал другим? /Ответы детей/ - Правильно. Так белка от врагов прячется, например, от хищной птицы — ястреба. Деревья зимой голые, серые. - Какой цвет меньше заметен на фоне этих деревьев? - Чем же зимой будет питаться белка? /Ответы детей/ - Она делает запасы. Грибы сушит, натыкая их на острые ветки, орехи в ямки прячет, которую выкапывает сама среди кустов. Если попадется вам такая кладовая, не трогайте её, белке эти орешки нужнее. Едой белка запаслась. - А что еще нужно холодной зимой? Давайте посмотрим её дом. На экране появляется дупло – дом белки. - В дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает. - Зачем? /Ответы детей/ - Вспомните, кто еще так делает? /Ответы детей/ - А зачем еще белке хвост? /Ответы детей/. Он у неё как парашют. Прыгнет белка с ёлки на ёлку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается. - Как вы думаете, какие у белки коготки? (Острые, цепкие) - Как вы об этом догадались? (Белки ловко по стволам бегают). На экране появляется еж. - Вот бежит, торопится — ёж. Весь в сухих листьях. Как вы думаете, как ёж листья на колючки насаживает? /Ответы детй/ - Подбежал к ямке под пнём, избавился от сухих листьев и снова за ними побежал. Выберет место, где листья совсем сухие, и начинает кататься, по ним свернувшись в клубок. Покатается, так понатыкает на свои колючки листья и снова к ямке... Дом себе на зиму готовит. - Изобразите. Упражнение. Дети изображают, как еж листья на колючки сажает. - А чем же он будет питаться зимой? Ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жуки попрятались... /Ответы детей/ - Ёж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. - Кто еще из зверей в спячку впадает? (Медведь) На экране появляется медведь. - Чем медведь питался всё лето и осень? Ягодами, грибами, муравьями, рыбой. Мог съесть любое животное, которое смог поймать. На зиму он не делает запасов. Подумайте почему? /Ответы детей/ - Вот и приходится, как и ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную и голодную зиму. - Где всю зиму спит медведь? /Ответы детей/ На экране появляется берлога. - Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом, натаскал молодых ёлочек, которые вырвал с корнем из земли, мха и хвороста. Зимой берлогу закроет снежно одеяло, тепло в ней медведю. Физкультминутка. Добрый лес, старый лес. Полон сказочных чудес! Мы идём гулять сейчас И зовём с собою вас! (Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба) Мышка, мышка, Серое пальтишко. Мышка тихо идёт, В норку зёрнышко несёт. (Мягкий пружинистый шаг, спинка слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь, Да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду! » (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание туловищем из стороны в сторону)
А весёлые зайчата - Длинноухие ребята - Прыг да скок, прыг да скок, Через поле за лесок. (Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
Шёл по лесу серый волк, Серый волк - зубами щёлк! Он крадётся за кустами, Грозно щёлкает зубами! (Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно вынести вперёд) Ой, ты дедушка - ежок, Не ходи на бережок! Там промочишь ножки, Тёплые сапожки! (Лёгкий неторопливый бег на носках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена)
Ищут маму медвежата, Толстопятые ребята, Неуклюжие, смешные, Все забавные такие. (Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону.) До свиданья, старый лес, Полный сказочных чудес! (Помахивание рукой. Поворот вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
По тропинкам мы гуляли, На полянке поскакали, Подружились мы с тобой, Нам теперь пора домой. (Прыжки. Широко разводим руки в стороны. Ходьба) Дети садятся обратно на пеньки – стульчики. - А вот и еще один лесной житель. На экране появляется волк. - Кто это? (Волк) - Как он к зиме готовится? /Ответы детей/ - Шерсть его за лето и осень и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо ведь он спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки зимой живут семьями. Волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днём они спят, а охотятся по ночам. - Кто еще живёт в лесу? (Заяц) На экране появляется заяц. - Как он к зиме готовится? - Он тоже, как и белка, одежду поменял. Интересно он это делает. Сначала белеет хвост, потом — задние ноги. Поглядишь на такого зайца, словно на нём белые штаны надеты. Потом начинает очередь белеть спине, за ней ушам, но не до самых кончиков, они у косого так и остаются черными. Больше и больше белеет заяц и вот у него тока конец морды темный. - Зачем зайцу шубу менять? - Кого боится заяц? - От кого прячется? - А если выследила его лиса, как ему спастись? (Убегает заяц быстро, запутывает следы) - Что помогает зайцу так быстро бегать? (быстрые и сильные задние лапы) - Где же заячий дом? /Ответы детей/ - Днём он спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в сугроб, так теплее. - Ночью выходит заяц еду добывать: обгладывать кору с веток опавших деревьев, если деревня не далеко, то заберётся заяц в сад и полакомится корой яблонь. Вот почему на зиму люди обматывают стволы садовых деревьев тряпками. - А вот и заячий враг. - Кто это? (Лиса) На экране появляется лиса. Подвижная игра «Лиса и зайцы». Выбирают лису (одевает маску лисы), остальные дети зайцы (одевают шапочки с заячьими ушами) - Идёт тихо не слышно. Покажите, как она это делает. Дети ходят, изображая походку лисы. - Она зимой как в валенках, потому, что отрастает у лесы на лапах густая шерсть, и они не мёрзнут. - Чем еще питается лиса? /Ответы детей/ - Любит она из под снега доставать мышей. Слух и лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать. Мышкует лиса — говорят люди. - Сегодня в лесу мы увидели много зверей. На экране появляются все звери. - Все они разные, но почему назвали одним словом? /Ответы детей/ - Что в них общего? /Ответы детей/ - Все они покрыты шерстью, у всех есть хвост, все ходят на четырёх лапах. Игровое упражнение. Дети, идя по кругу, по просьбе воспитателя показывают печального зайца, задумчивого медведя, виноватую лису, хмурого ежа. |