Конспект НОД "Ветер. Веторок. Ветрище."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект по окружающему миру "Все о ветре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veter_veterok.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности

 «Ветерок, ветер, ветрище»

Цель: дать представления о свойствах ветра.

Задачи:

- развивать речь детей, активизировать их словарь;

- формировать представления о ветре и его свойстве,

- расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте; - воспитывать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.

Предварительная работа:

• Наблюдение за ветром на прогулке;

• Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;

• Разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;

• П. /и «Раздувайся пузырь»

Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением «Ветерок», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением насос, колесо, парусник, веер, вентилятор, мельница, пылесос; трубочки и миска с мыльной водой, кораблики из бросового материала, шарик, разрисованные полиэтиленовые пакеты, вертушка.

Организационный момент.

Круг мы сделаем большой,

Встанем в круг мы всей гурьбой.

Мы покружимся немножко

И подумаем на ладошки

Воспитатель: Ребята, вы что-то слышите? (Шум ветра).

Дети: Шумит ветер.

Воспитатель: Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул.    (Г. Лагздынь).

Дети присаживаются на стульчики.

Основная часть.

Воспитатель: Бывает так, что вдруг открылась форточка, улетела с головы шляпа. Это ветерок играет с вами.

Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну интересную историю. Жил-был на свете один фотограф и у него был волшебный фотоаппарат. Он мог фотографировать им всё красивое, необычное и невидимое. И как-то раз у него получились такие фотографии ветра-невидимки.

Воспитатель: У фотографа был друг и когда он увидел эти фотографии, сочинил сказку-шумелку «Ветерок-ветрище». Хотите её послушать и принять участие в сказке? Я вам раздам бумагу, маленькие и большие бутылочки, свистульки, барабан.

Воспитатель: И так сказка начинается.

Ранним утром выглянуло солнышко, запели птицы.

(Дети дуют в свистульки).

Между листвой деревьев дул тихий, спокойный ветерок.

(Дети шуршат мятой бумагой).

Затем ветер стал усиливаться, качать ветви деревьев, поднимать пыль с земли.

(Дети дуют в маленькие бутылочки).

Весь день ветер гонял тучи по небу, выл в трубы.

(Дети дуют в большие бутылки).

Ветрище поднял старую лодку, покружил её и бросил на землю.

(Дети ударяют по барабану).

Он так резвился весь день, шумел  и выл.

(Дети дуют в бутылки, бьют в барабан).

Только под утро ветрище утих. Опять запели птицы, радуясь новому дню. А маленький ветерок шуршал листьями деревьев и зелёной травой на лугу.

(Дети свистят в свистульки и шуршат бумагой).

Воспитатель: Как замечательно мы с вами озвучили сказку! Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: А вы знаете, что такое ветер? Ветер - это воздух, который движется. Воздухом мы дышим, нет места, где бы не было воздуха. Воздухом дышат все животные – насекомые, кошки, собаки, а также и все растениям. Подуйте на ладошки, подвигайте воздух. Что вы чувствуйте?

Дети: Как дует ветерок.

Воспитатель: Молодцы, вы научились двигать воздух.

Воспитатель: А где можно встретить ветер?

Дети:  Ветер можно встретить на улице – он качает траву, деревья, цветы. Поднимает пыль летом, зимой кружит снег.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а дома мы можем встретить ветер? С помощью чего мы можем сделать ветер дома?

Дети: С помощью вентилятора и фена.

Воспитатель включает фен, дети подходят к бытовому прибору.

Воспитатель: Вы что-то чувствуете?

Дети: Мы почувствовали ветерок.

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: из фена на нас дул тёплый ветер.

Игра с вертушкой.

Воспитатель: С помощью какого прибора можно определить направление ветра?

Дети: С помощью вертушки и флюгера.

Воспитатель: Я вам предлагаю сделать вертушку из бумаги.

Дети делают вертушки.

Воспитатель: Можно ли заставить крутиться вертушку не на улице, а в помещении?

Дети: Можно подуть на неё или включить фен, или вентилятор.

Воспитатель: Давайте подумаем на вертушку. Как хорошо у вас получается!

Воспитатель: А как вы думаете, ветер можно увидеть?

Дети: Ветер невидим.

Воспитатель: А сейчас мы его увидим.

Я вам на ладошки положу пёрышки. Давайте подуем на пёрышко.

Дети дуют на пёрышки, они улетают.

Опыт «Тёплый - прохладный»

Воспитатель: Что вы делаете, когда у вас мёрзнут руки?

Дети: Мы подносим руки ко рту и на них дуем, широко открыв рот.

Дети выполняют.

Воспитатель: Какой ветерок вы почувствовали на ладошке?

Дети: Мы почувствовали тёплый ветерок.

Воспитатель: А сейчас подуйте на ладошки, сделав губы трубочкой.

Дети дуют на ладошки.

 Воспитатель: А теперь какой вы почувствовали ветерок на ладошке?

Дети: Мы почувствовали прохладный ветерок.

Воспитатель: Значит, ветер может быть тёплым и холодным. Летом дует тёплый ветер, а зимой, когда на улице холодно, дует холодный ветер.

Воспитатель: А как вы думаете, можно ли поймать ветер? Ветер можно поймать с помощью простого полиэтиленового пакета. Сейчас я вам покажу.

(Воспитатель включает вентилятор и подставляет пакет, ловит ветер).

Воспитатель: Берите по пакетику и ловите ветер.

(Дети ловят ветер в пакеты с рисунками).

Опыт «Угадай какой запах? »

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой вкус у ветра? Давайте ртом вдохнём ветер, стоя у вентилятора.

Дети вдыхают ветер ртом.

Воспитатель: Вы почувствовали вкус ветра?

Дети: Мы не почувствовали никакого вкуса.

Воспитатель: У ветра нет вкуса. А сейчас вдохните ветер носом, вы почувствовали, чем пахнет ветер?

Дети: Ветер ничем не пахнет.

Воспитатель: У ветра нет запаха. Закройте глаза. (Воспитатель перед вентилятором чистит апельсин). Что вы почувствовали? Какой запах принёс вам ветер?

Дети: Запах апельсина.

Воспитатель: Ветер ничем не пахнет, но приносит разные запахи. Он вас угощает долькой апельсина.

Воспитатель: А можно ли услышать ветер в комнате?  Для этого резко сожмите руками резиновую грушу. Вы что-то услышали?

Воспитатель: На столе у вас лежат камешки. Потрогайте их. Какие они на ощупь?

Дети: На ощупь они твёрдые.

Воспитатель: Давайте попробуем взять в руки ветер.

Дети пытаются взять ветер.

Дети: Мы не можем взять ветер и потрогать его.

Воспитатель: Значит ветер не твердое тело, его нельзя сжать.

Воспитатель: Ветер, это - газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха и вкуса.

Воспитатель: А как вы думаете, умеет ли ветер работать?

Воспитатель: Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные электростанции). Ветры переносят семена многих растений.

А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами.

Воспитатель: Ветер приносит пользу, но не всегда. Сильные и опасные ветры называются – буря, ураган, смерч.

Воспитатель: Бури могут быть снежными  и песчаными

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а ветер может перенести, с места на место дом, теплицу, машину, вырвать с корнем деревья?

Дети: Ветер бывает очень сильным.

Воспитатель: Такой ветер называется ураган «Торнадо», смерч.

Воспитатель: Все эти ветра – смерчи, ураганы, бури, они разрушают всё, что им попадается на пути, приносят много бед и горя людям. Они налетают внезапно, без предупреждения. Но сейчас работают специальные службы, которые следят за передвижениями этих ветров через спутники.

Рефлексия. Итог занятия.

Воспитатель: Ветер можно чувствовать?

Дети: Ветер можно почувствовать на улице и дома, если включить фен или вентилятор.

Воспитатель: Что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха. Он невидим, не имеет запаха и вкуса, он легкий.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять.

Дети: На улице.

Воспитатель: Когда пойдёте на прогулку возьмите с собой вертушки и раскрашенные мешочки, поиграйте с ветром


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ветер, ветерок, ветрище"интегрированное занятие в старшей группе

Данное занятие дает представление детям о ветре....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Ветерок, ветер, ветрище» для детей подготовительной группы.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Ветерок, ветер, ветрище» для детей подготовительной группы.Цель: дать представления о свойствах ветра.Задачи:- развивать речь детей, активизирова...

Презентация проекта "Ветер, ветерок, ветрище"

С детьми подготовительной группы провели интересный проект "Ветер, ветерок, ветрище". Было много занимательных игр, логических задач, опытов, художественного творчества....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Ветерок, ветер, ветрище»

Знакомство со свойствами ветра, создание  условий для развития интереса к опытно – экспериментальной деятельности...

Проект учителя- логопеда "Ветер, ветерок, ветрище".

Проект представлен в виде дыхательных у игр и упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей 4-6 лет, занимающихся на логопедическом пункте. Актуальность.Проблем...

Конспект ООД по ознакомлению с природой "Ветер, ветерок, ветрище"

Знакомство детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека....

Конспект зимней прогулки «Ветер, ветерок, ветрище»

Цель: Систематизирование представлений у дошкольников, о зимних изменениях и признаках в природе, дать понятие о ветре....