Педагогический проект "Путешествие в мир транспорта"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Усвоение большого объема информации о транспорте, осмысление связи между предметами и явлениями будет наиболее эффективным, если выбранную тему «проецировать» на все образовательные области, предлагаемые в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности; если создать развивающую предметно-пространственную среду для обогащения жизненного опыта детей, а также, если организовать активное участие родителей и специалистов ДОУ в работе по теме.
Таким образом, получится целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Путешествие в мир транспорта" | 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта «Путешествие в мир транспорта»
«Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!»
Актуальность проекта
Актуальность выбора темы проект обусловлена следующими критериями:
1. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего 7 лет. Но они имеют не приходящее значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Федеральной государственный стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.
Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам.
Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
- Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
- развивается потенциал самих воспитанников. Их побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- .Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
2. Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое значение.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Дети задают взрослым множество вопросов, они направлены на поддержание общения с взрослыми. Необходимо всячески поддерживать у детей интерес к занятиям, желание участвовать в них, уверенность в своих силах. В первую очередь для малышей интересен сам педагог, его действия с предметами, а уже через него дети начинают интересоваться окружающим миром.
Введение в предметный мир предполагает:
- ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т. д.)
- восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.
- формирование умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях развивающей предметно – пространственной среды;
- Развитие способности устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, интерес к различным видам игр, к окружающему миру в процессе игр с игрушками.
Гипотеза
Усвоение большого объема информации о транспорте, осмысление связи между предметами и явлениями будет наиболее эффективным, если выбранную тему «проецировать» на все образовательные области, предлагаемые в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности; если создать развивающую предметно-пространственную среду для обогащения жизненного опыта детей, а также, если организовать активное участие родителей и специалистов ДОУ в работе по теме.
Таким образом, получится целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету,
Новизна и практическая значимость представленной разработки состоит в ее согласованности с основными направлениями ФГОС, а именно:
- основной линией является развитие ребенка;
- соблюдается принцип интеграции образовательных областей, ребенок проживает тему в разных видах детской деятельности;
- соблюдается комплексно-тематический принцип;
- ведущей является совместная деятельность педагога с детьми;
- взаимодействие с родителями выступает как условие реализации проекта;
Кроме того, содержание представленного проекта технологично и при желании педагогов, родителей воспроизводимо в условиях любого дошкольного учреждения.
Тип проекта: информационно - познавательный, групповой
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители
Период выполнения проекта: краткосрочный (1 неделя)
Цель проекта: Формирование представлений о разновидностях транспорта, его классификации и назначении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами (наземный, водный, воздушный), учить различать основные части транспорта.
- Познакомить детей с профессиями, связанными с работой на транспорте.
- Формировать представления детей о безопасном поведении на дорогах
- Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки;
Описание проекта.
Работа по реализация цели и задач проекта происходит в нескольких направлениях:
- с детьми - согласно разработанного плана,
- с родителями (повышение уровня знаний о личностной и социальной готовности ребенка к школе, привлечение к совместной деятельности),
- Создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап
Цель: мотивация детей на ознакомление с транспортом; создание материальной базы; определение ведущих видов деятельности, направленных на реализацию проекта; разработка планирования проекта.
Целеполагание
- Определить вид проекта.
- Определить цели и задачи развития обучения, воспитания.
- Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта.
- Составить план этапов реализации проекта.
- Продумать каким образом можно включить детей, специалистов ДОУ, педагогов и родителей в проект.
- Изучение методической литературы.
- Подборка художественной литературы по теме.
- Проектирование развивающей предметно – пространственной среды.
- Разработка и утверждение календарного планирования работы с детьми, педагогами, родителями, школой.
- Анализ игр, составление картотек игр.
- Основной этап.
Цель: совместная реализация педагогами, родителями и детьми проекта.
Работа с детьми
Содержание работы Задачи | Образовательные области, Виды деятельности | Формы работы |
1.Беседа: «Какой бывает транспорт» Задачи: расширять представления детей о видах транспорта, его назначении. Учить делать простейшие обобщения. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их значением. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей. | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность | Беседа, компьютерная презентация |
2. Ситуативный разговор «Улица полна неожиданностей» Задачи: формировать элементарные знания о правилах поведения на дороге, формировать умение адекватно реагировать на дорожные ситуации. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей | Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие Коммуникативная деятельность | Беседа, рассматривание иллюстраций, обыгрывание проблемных ситуаций. |
3. Беседа «Профессии на транспорте» Задачи: Познакомить с профессиями – шофер, летчик, моряк. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых | Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие. Коммуникативная деятельность | Беседа, компьютерная презентация |
4. Игровая ситуация «Мы – пассажиры» Задачи: закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем. | Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие. Игровая, коммуникативная деятельность | Игровая образовательная ситуация |
5. Стихи о транспорте: А. Барто: «Грузовик», «Самолёт», «Кораблик», «Жил на свете самосвал»; П. Макуха «Пешеход» Задачи: Учить слушать литературное произведение, рассказывать стихотворение наизусть. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. | Речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие Восприятие художественной литературы | Выразительное чтение, слушание разучивание |
6. Произведения о транспорте: А. Берестов «Про машину», С. Михалков «Моя улица», М. Дружинина «Наш друг – светофор», С. Михалков «Дядя Стёпа», Задачи: Приобщать детей к словесному искусству через чтение и слушание художественных произведений. Поощрять желание детей делиться впечатлениями от прочитанного. | Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие. Восприятие художественной литературы. | Чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций |
7. Дидактическая игра «Один - много» Задачи: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | Речевое, познавательное развитие. Коммуникативная деятельность. | Дидактическая игра |
8. Дидактическая игра «Кто чем управляет» Задачи: закреплять знания о профессиях на транспорте. Обогащать активный словарь детей. | Познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие Коммуникативная деятельность | Речевая ситуация, игра с правилами |
9. Загадки о транспорте Задачи: научить детей понимать смысл загадки, объяснять её. Обогащать активный словарь детей. Развивать логическое мышление. | Познавательное, речевое развитие. Коммуникативная деятельность. | Просмотр слайдов - загадок |
10. Рассматривание коллекции автомобилей «Наш автопарк» Задачи: уточнить и расширить представления детей о некоторых транспортных средствах. Поощрять попытки рассказывать об игрушке. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность. | Рассматривание, исследование, сравнение, составление предложений, обыгрывание. |
11. Наблюдения за разными видами транспорта Задачи: Уточнить представления детей о транспорте. Активизировать словарь: дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, перекрёсток. Вырабатывать осторожное поведение детей на дороге. Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность. | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность | Наблюдение, исследование |
12. Настольно- печатные игры: лото «Дорожные знаки», «Паровозик для зверят», домино «Транспорт». Задачи: закреплять представления детей о разных видах транспорта, правилах дорожного движения. Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре. | Познавательное, социально-коммуникативное развитие. Игровая деятельность. | Настольная игра. |
13. Дидактические игры «Сложи картинку», «Что пропало», «Найди, чем отличаются», «Почини машину», «Узнай по части», «Светофор» Задачи: закреплять полученные знания. Развивать внимание, мышление. Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре. | Познавательное, социально-коммуникативное развитие | Дидактическая игра |
14. Конструирование «Трамвай», «Грузовик» Задачи: Побуждать детей к конструированию. Активизировать словарь по теме. Развивать умение использовать свои постройки в игре. Продолжать учить различать предметы по размеру. | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Продуктивная деятельность. | Создание проблемной ситуации, рассматривание, создание продуктов детского творчества |
15. Режиссерская игра на макете Задачи: Развивать навыки совместной игры, предложив различные варианты сюжета. Закреплять знание правил дорожного движения | Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие. Игровая деятельность | Рассматривание, игра, моделирование |
16. Пальчиковые игры «Мы поедем, полетим», «Пароходик», «Поездка», «Есть игрушки у меня» Задачи: формирование представлений об окружающем мире. Развитие связной речи, активизация словаря. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Познавательное, речевое, физическое развитие. Коммуникативная деятельность | Пальчиковая гимнастика |
17. Сюжетно-ролевые игры «Мы – шофёры», «Автобус», «Путешествие на корабле» Задачи: Помогать детям, объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Упражнять детей в выполнении игровых действий, имитирующих бытовой процесс. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых; | Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра |
18. Театрализованная игра – имитация «Машины едут», «Паровоз» Задачи: Упражнять в имитации движения транспорта под музыку. Формировать культуру движений (четкость, ритмичность, выразительность). Развивать двигательную активность. | Художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие. | Игра - имитация |
19. Музыкально – дидактическая игра «Звуки» (подражание шуму автомобиля, звонку трамвая, звуку клаксона и т.д.) Задачи: учить анализировать звучание музыкальных инструментов и подбирать подходящие по звуку. | Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие. Музыкальная деятельность | Импровизация на музыкальных инструментах |
20. Песни «Едет паровоз», «Машина», Е. Железнова «Автобус» Задачи: Формировать музыкально певческие умения в процессе подпевания взрослому. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Воспитывать интерес и любовь к музыке. | Художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное развитие Музыкальная деятельность | Слушание, подпевание взрослому |
21. Раскрашивание иллюстраций «Транспорт» Задачи: упражнять в аккуратном раскрашивании. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать словарь названиями видов транспорта | Художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие. | Раскрашивание иллюстраций |
22. Аппликация «Автобус» Задачи: Развивать умение классифицировать виды транспорта. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике. Развивать мелкую моторику рук. Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность. | Художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое развитие. Продуктивная деятельность | Показ, рассматривание, изготовление продуктов детского творчества, выставка. |
23. Рисование «Кораблик» Задачи: Вызвать интерес к созданию образа. Развивать мелкую моторику и двигательную активность. Ввести в словарь детей слова "капитан", "парусник" | Художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое развитие. Изобразительная деятельность. | Беседа, рассматривание, изготовление продуктов детского творчества, обыгрывание. |
24.Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Самолёты» Задачи: Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег). Уточнить представления детей о транспорте. Воспитывать внимательное отношение к сверстникам во время игры. | Физическое, социально-коммуникативное развитие Двигательная деятельность | Подвижная игра (бег) с правилами. Звукоподражательные упражнения. |
25. Игра малой подвижности «Красный, желтый, зеленый». Цель: закреплять представление о трех сигналах светофора. Упражнять в умении выполнять движения в соответствии с цветом кружка. Развивать внимание, быстроту реакции, двигательную активность. | Физическое, познавательное развитие Двигательная деятельность | Подвижная игра с правилами. |
26. Динамические паузы «Песенка друзей», «По ровненькой дорожке» Задачи: формировать умение координировать речь и движение. Развивать двигательную активность. | Речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие. Двигательная деятельность. | Физкультминутка |
27. Дыхательная гимнастика «Надуем паруса» Задачи: Развивать речевое дыхание. Воспитывать желание помогать сверстникам. | Познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие Игровая деятельность | Рассматривание иллюстраций, дыхательные упражнения - соревнования |
28. Физкультурное развлечение «Автомобилисты» Задачи: укрепление здоровья детей, создание положительного настроения от занятия физкультурой, уточнить представление детей о транспорте. | Физическое, познавательное, социально – коммуникативное развитие. Двигательная деятельность |
Работа с родителями
- Консультации для родителей в родительском уголке:
- «Все начинается с малого»
- Консультации в папках - передвижках:
-«Улица полна неожиданностей»
«Дети на дорогах»
- Создание и демонстрация картотеки по теме (потешки, стихи, загадки и т.д.)
- Привлечение родителей к созданию атрибутов для сюжетно-ролевых игр
- Анкетирование «Осторожно: дорога!»
- Привлечение родителей к созданию выставки «Наш автопарк»
- Беседа «Начните с себя»
- Итоговый этап.
Цель: представление родителям, педагогам проекта, наметить пути дальнейшего проектирования и сотрудничества.
- Итоговое мероприятие
- Отчеты о результатах проекта на сайте детского сада
- Оформление фотовыставки: «Путешествие в мир транспорта»
Список литературы:
- Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». — СПб.: «Детство — Пресс», 2004.
- Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам». – ТЦ «Сфера», М., 2006
- Громова О. Е., Соломатина П. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3 – 4 лет». – М., 2005.
- Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. «День за днем говорим и растем». – М., 2005.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». – Карапуз – Дидактика., 2007
- Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие и ознакомление с окружающим
миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под. Ред. К.Ю. Белой.- М: ТЦ
Сфера, 2006
- Свирская Л., Роменская Л. «ФГОС дошкольного образования».- Великий Новгород. 2014
- Тристапшон Т.Г. «Дидактические и сюжетно-ролевые игры». – «Основа», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект " Транспорт"
Актуальность: Компенсация речевого недоразвития ребёнка, его социальнаяадаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школедиктуют необходимость овладения теми же видами деятельност...
Педагогический проект по обучению детей старшего дошкольного возраста ПДД "Транспорт. Автомобили будущего"
Краткосрочный фронтальный творческо-информационный проект по ПДД для детей старшего дошкольного возраста.Проект создает условия для развития познавательных, речевых и творческих способностей дет...
Конспект педагогической мастерской по лексической теме "Транспорт" для детей старшего возраста
Целью педагогичесекой мастерской является повторение с детьми лексики по теме "Транспорт", сравнение транспорта по назначению, виду перевозок (пассажирский, грузовой), а так же деление транспортных ср...
Педагогический проект «Экология и транспорт»
Огромное количество транспортных средств, их производства и переработки стало причиной ухудшения экологической обстановки в масштабах всей планеты.Необходимо обратить внимание на развитие экологически...
План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Транспорт. Профессии на транспорте»
Тема недели: «Транспорт. Профессии на транспорте» (с 13.12.2020 по 17.12.2020)Программное содержание: Закрепление знаний о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, в...
Педагогический проект "Транспорт. Профессии на транспорте"
Цель:формирование знаний детей о транспорте, закрепление знаний о профессиях на транспорте....
Педагогический проект на тему " Транспорт"
Данный материал разработан к лексической теме " Транспорт"...