проект "Природа нашего города"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Проект "Природа нашего города" для второй младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priroda_nashego_goroda.doc | 782 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Природа нашего города»
(2 младшая группа)
Составила:
воспитатель МБДОУ № 35
Чукманцева Ю.М
Нижнекамск, 2015 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………….
2. Содержательная часть. ……………………………………………….
3. Дополнительные материалы и приложения.......................................
4. Список литературы…………………………………………………...
1. Пояснительная записка.
Актуальность:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, к природе родного города. Воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, желание трудиться на его благо, беречь и умножать богатства.
2. Содержательная часть
Вид проекта: краткосрочный (01.09.15- 01.10.15)
Тип проекта: познавательно-информационный, групповой.
Цель проекта:
Знакомить детей с природой родного города, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
Систематизировать знания об окружающем мире.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире города Нижнекамск.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Участники проекта:
Воспитатель.
Дети 2 младшей группы.
Родители.
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.
Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Этапы реализации:
I. Этап проектирования:
Научно-исследовательский этап (теоретический).
Цель: Подборка материала, создание предметно-развивающей среды.
II. Проектные мероприятия:
Творчески-продуктивный этап (практический).
Цель: Решение образовательных задач через различные виды деятельности.
III. Заключительный этап
Цель: Уточнение, систематизация, закрепление знаний.
Мероприятие | Цель |
1 неделя | |
Беседа «Что такое природа?» | Сформировать понятия «природа», живая и неживая природа. Воспитывать чувство бережного отношения к природе. |
Заготовка семян цветов на клумбах детского сада. Составление гербария. | Познакомить детей с названиями цветов, которые растут на территории детского сада, с их видами (однолетние, многолетние). Рассмотреть их семена. Собрать цветы для составления гербария. |
Прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Познакомить детей с изменениями происходящими в природе с приходом осени. |
2 неделя | |
ОД «Деревья нашего леса» | Познакомить детей с разнообразием деревьев, которые растут в нашем лесу, закрепить их названия. Дать понятие о хвойных и лиственных деревьях. |
Прогулка в лес совместно с родителями. | Собрать природный материал (шишки, желуди, семена деревьев). Рассмотреть деревья, растения, которые растут в лесу, познакомить с их названиями. Познакомить детей с лекарственным растением – подорожник, рассказать о его пользе. |
Выставка поделок из природного материала (дети совместно с родителями) | Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми. Развивать творчество, воображение. |
3 неделя | |
Показ презентации «Птицы нашего края». | Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду. Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц. Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании. Рассказать о том, какую пользу приносят птицы. Воспитывать любовь к природе родного края. |
Прогулка «Наблюдение за птицами». | Наблюдение за птицами, которые прилетают в детский сад, вспомнить и перечислить их названия. Вызвать желание заботиться о птицах, прививать любовь к ним. |
Лепка «Птичка» | Учить детей лепить предметы из 3 частей, закрепить знакомые приемы лепки, развивать воображение. Воспитывать любовь к птицам. |
4 неделя | |
Фотовыставка «Мой любимый питомец» | Предложить детям принести фотографии их домашних питомцев. Составить рассказ о них. Прививать любовь к животным. |
Прогулка вокруг территории детского сада «Животные нашего двора» | Наблюдение за животными, которые обитают во дворах города. Дополнить знания детей об их жизни. Рассказать о том, какую пользу приносят животные человеку, природе. Прививать любовь к ним. |
Развлечение по экологии совместно с родителями «Мы друзья природы» | Активизировать познавательные способности детей, учить детей воспринимать поэтические образы птиц и насекомых средствами музыкальной выразительности. Воспитывать доброе, заботливое отношение ко всему живому. |
3. Дополнительные материалы и приложения
(Консультация для родителей)
Природа - не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - «ласкают» котенка и пр.).
У дошкольника часто преобладают эгоистические утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантиком завязываю.»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке» и т.п.
Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных» и др. Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, и продумывают доступный комментарий.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Рекомендуем прочитать детям и обсудить с ними следующие книги: Дмитриев Ю.Д. «О природе для больших и маленьких»; Гагарин В. «Грустная история «Найденыша»; Сладков Н. «Друг или враг» и др.
ОД на тему «Деревья нашего леса»
Цели:
Закреплять названия деревьев, которые растут на территории города.
Дать понятие о хвойных и лиственных деревьях.
Воспитывать чувство любви к природе родного края.
Оборудование:
Предметные картинки, листья деревьев.
Содержание ОД:
Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дерево).
Сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут на территории нашего края.
Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – это те, которые имеют листву. Деревья, у которых вместо листьев «иголки», называют хвойными. Осенью лиственные деревья сбрасывают листочки, а хвойные сохраняют свои хвоинки целый год. Поэтому про них говорят: зимой и летом одним цветом.
Ребята, назовите лиственные деревья, которые растут в нашей республике?
Назовите хвойные деревья?
Скажите, а где растут деревья, где вы их встречали? (ответы детей)
(В лесу, в саду, в парке, во дворах домов, вдоль дорог и т.д.)
Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку дерева.
Посмотрите внимательно на это дерево. У него есть ветки, листья.
А что ещё есть у дерева? (ответы детей)
Разминка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело – прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается
(Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки – ветви
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками.)
Итак, дети, что общего в строении всех деревьев? (ответы детей)
Работа со схемой «Строение дерева».
У вас на столах разрезные картинки, отражающие строение дерева. Соберите их так, чтобы все части дерева были расположены правильно (дети выполняют задание).
Дидактические игры.
Игра «От какого дерева лист?»
Игра «Чьи плоды?»
Жёлуди растут на … дубе;
гроздья рябины растут на … рябине;
яблоки растут на … яблоне;
круглая шишка на … сосне;
длинная шишка на … ели.
Игра «Назови ласково»
Ель – ёлочка, сонна – сосёнка, берёза – берёзонька, шишка - шишечка, ветка – веточка.
Ребята, а надо ли беречь и охранять деревья, ведь их так много?
(рассуждения детей)
Конспект развлечения по экологии
во второй младшей группе
совместно с родителями.
Тема: «Мы друзья природы»
Цель: активизировать познавательные способности детей; учить детей воспринимать поэтические образы птиц и насекомых средствами музыкальной выразительности; закрепить знания о месте обитания птиц, рыб и животных; воспитывать доброе, заботливое отношение ко всему живому; продолжать учить детей отгадывать загадки; развивать мышление, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к живой природе.
Ход занятия.
Воспитатель вместе с детьми встречает родителей, предлагает всем погрузиться в сказочный мир птиц, насекомых и животных.
Воспитатель:
Все- все – все на свете
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Воспитатель:
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
1-ый ребенок:
Нужны все на свете!
Нужны все подряд-
Кто делает мед
И кто делает яд.
2-ой ребенок:
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки-
Не лучше делишки.
3-ий ребенок:
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
4-ый ребенок:
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
5-ый ребенок:
Все- все- все на свете
На свете нужны!
И это всё дети запомнить должны.
Воспитатель предлагает гостям разгадать загадки:
Ребенок:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я его сорвать хотел-
Он вспорхнул и улетел. ( Бабочка)
Звучит музыка, в зал забегают дети, переодетые в бабочек и под музыку танцуют.
Танец «Бабочки на цветочной полянке».
Воспитатель: - Вот какие красивые у нас бабочки, но это еще не все загадки.
Воспитатель приглашает следующего ребенка загадать загадку.
Ребенок:
Что за птица: людей не боится,
Не летает высоко, а кричит ко – ко - ко? (курица)
Под музыку в зал заходит курица (переодетый родитель), и начинает петь песенку «Как курица цыплят учила» зовет своих маленьких цыпляток (переодетые в костюмы дети), и все вместе продолжают петь песню.
Песня «Как курица цыплят учила»
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки
Желтые цыплятки.
Ко –ко- ко, ко –ко –ко.
Не ходите далеко,
Лапками гребите
Зернышки ищите.
Съели толстого жука
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
Воспитатель: - Посмотрите, какая дружная и веселая семья гуляет в нашей сказочной стране. А сейчас я предлагаю разделиться родителям вместе со своими детками на четыре команды и поиграть в увлекательную дидактическую игру «Разрезные картинки».
Правила игры: на каждую команду выдается разрезанная картинка с изображением животного (заяц, медведь, лиса, собака), и предлагается на скорость собрать из карточек каждой команде свою картинку.
Воспитатель: - Какие вы все молодцы быстрые и сообразительные, но на этом еще конкурс не заканчивается теперь каждой команде предлагается рассказать стих, загадать загадку или спеть песню про того животного, которого вы только, что собрали.
После окончания конкурса на стенд вывешивается картина с изображением леса, озера и домика с забором. Для каждой команды дается раздаточный материал: (салфетки, кисточки, фломастеры, вырезанные из бумаги части тела разных животных, птиц, насекомых, инструкция по правильному собиранию животного).
Воспитатель: - с одним заданием вы справились, но это еще не все посмотрите на наш сказочный лес (указывает на рисунок на стенде), обратите внимание, что он пуст, а значит вовсе еще и не сказочный. Я предлагаю общими усилиями оживить наш лес, у каждой команды на столе лежит все, что вам потребуется для того, что бы лес опять стал сказочный, давайте вместе попробуем сделать это.
Родители вместе с детьми готовят из бумаги фигурки животных, птиц и насекомых, затем приклеивают с помощью клея на картину на стенде.
Воспитатель: - теперь, когда все птички, животные, насекомые, наконец- то попали в свой дом, мы можем начинать оживлять наш сказочный лес.
Начинает звучать музыка с голосами птиц и животных.
Воспитатель:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
Воспитатель:
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.
Раздается звук скачков
Воспитатель: – послушайте, кто - то скачет, (стук в дверь) интересно кто это к нам в гости пришел?
Воспитатель открывает дверь, а за ней стоит белка (большая мягкая игрушка) с лукошком в руках.
Воспитатель: - посмотрите, ребята кто это (дети узнают белку), а что у нее в лукошке? (воспитатель поднимает лукошко и показывает детям записку) интересно, что здесь написано? Детки, белка благодарит вас за то, что вы оживили сказочный лес, и за это она принесла в своем лукошку шоколадные грибочки. Подходите, угощайтесь.
Воспитатель раздает детям шоколадные грибочки.
Воспитатель: - ребята давайте отблагодарим белку за угощенья и отправим обратно в лес.
(Дети благодарят белку, и она уходит в лес).
Воспитатель: - Вот видите, как хорошо помогать тем, кто в этом нуждается, сегодня мы все вместе помогли птичкам, животным, насекомым попасть в свой сказочный лес и они нас за это отблагодарили, теперь мы можем спокойно идти домой, но обещайте, если кому-нибудь понадобится ваша помощь, вы обязательно поможете. (Дети обещают).
Экологическое развлечение «Мы друзья природы»
Фотовыставка «Мой любимый питомец»
Выставка детских работ «Птичка»
Выставка поделок из природного материала
Гербарий из цветов
Список литературы
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.- сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2012г.
2. Сигмова М. П. Познание мира растений – Волгоград: Учитель, 2009г.
3. Ушакова О. Д. Красная книга России. Растения. – Москва, 2008г.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
5. Соломенникова О. А Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
6. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. - № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.
Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и по...
Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.
Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развит...
Центр нравственно-патриотического воспитания «Мир нашего города, мир нашей страны»
Центр нравственно-патриотического воспитания«Мир нашего города, мир нашей страны»...
Совместный познавательный проект к 75-летию Победы в ВОВ и 75-летию Синарского района города Каменска-Уральского «Улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ. Улица Абрамова»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало что знают о своём родном городе, о событиях, которые происходили в нашей ...
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....
Конспект занятия по развитию речи "Наш город. Машины в нашем городе"
Конспект по развитию речи для детей 4-5 лет по лексической теме "Наш город"...