Кружковая деятельность "Экологическая сказка"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Создание системы экологических знаний, умений и навыков, формирование ценностного отношения к объектам природы, реализуемых в природосообразной деятельности у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_skazka.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы с цветописями

           Краткое описание: Работа с цветописями строится в виде ежедневной фиксации воспитателем отношения каждого ребенка группы к занятию (до начала и в заключении). На основании сравнения начального (Н) и итогового (З) выбора цвета можно судить о динамике чувств, отношений, которые ребенок испытывает к занятию. Все данные, полученные с помощью цветописи, переносятся в цветоматрицу группы. Оперативная цветоматрица заполняется ежедневно с помощью цветных карандашей или фломастеров в начале занятия и в заключении. Анализ изменений состояний детей в течение занятия может помочь выявлению факторов, воздействующих на их отношение к происходящему. Цветоавя гамма по вертикали показывает отношение детей к занятиям ежедневно, по горизонтали – динамику эмоциональных состояний личности изо дня в день в течение исследуемого периода.

             Цветопись не дает возможность описать все многообразие оттенков настроения человека – для этого любой предлагаемый выбор цветов явно недостаточен. Однако, тот или иной цвет все же отражает зону преобладающего настроения. Основной методический инструмент проведенных исследований – это дневник настроений, рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапозон: семь полос красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового и черного цветов.

               Каждая полоса символизирует определенное настроение ребенка и сопровождается его соответствующей словесной характеристикой. С этой целью педагог в начале занятия, до обозначения его темы предлагает детям зафиксировать свое цветовое предпочтение в индивидуальном раздаточном материале и дать краткий комментарий. Данный комментарий поможет педагогу определить, какие чувства, настроение связывает ребенок с определенным цветом. В том случае, если данный цветовой выбор продолжается в начале занятия на протяжении продолжительного времени, можно предположить, что он выступает своеобразным цветовым предпочтением ребенка Этот цветовой выбор послужит основанием для сравнивания с тем цветовым выбором, который ребенок осуществит после занятия.

               Оценка и интерпритация цветоматрицы осуществляется по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину отношения детей к занятиям (какие состояния преобладали в течение исследуемого периода, как они соотносятся по неделям, отдельным дням). По своему содержанию синдромы могут оцениваться как позитивно-стимулирующие (представлены цвета верхней части спектра), умеренные, стабилизирующие (преобладают цвета средней части), негативные, астеничные (цвета нижней части спектра), напряженные (представлены противоположные по значению цвета), «ковровые» (представлена пестрота цветов, означающая отсутствие единства в настроениях) и др.

        В том случае, если в начале и в итоге занятий ребенок выбирает (и обосновывает) цвета как позитивные для него, можно сделать вывод о том, что его чувства, отношение к данному занятию. Связанному с объектами природы, положительное.

        В том случае, если в начале и в итоге занятия ребенок выбирает (и обосновывает)  цвета как негативные для него, педагогу следует обратить на это особое внимание, выявить причины сниженного настроения ребенка.

        В том случае, если в начале занятий выбор ребенка был изменчивый, непостоянный, а в итоге занятий ребенок выбирает (и обосновывает) цвета как позитивные для него, можно сделать вывод о том, что его чувства, отношения к данному занятию положительное, их динамика – положительная.

Игра «Барометр настроения»

      Воспитатель: Ребята, что интересного было для вас сегодня на занятии? Что бы вы хотели еще узнать об объектах природы (живых организмах) и их группах? Ваши пожелания! По окончании занятия детям предлагается выбрать лицо человечка (если занятие понравилось – улыбающееся; не очень понравилось – с прямым ртом; не понравилось – грустное) и карточку с цветом.

     Выбор ребенка заносится в таблицу.

Краткие комментарии кружка «Экологическая сказка»

Цель:  Создание системы экологических знаний, умений и навыков, формирование ценностного отношения к объектам природы, реализуемых в природосообразной деятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- приобщать детей к экологической культуре;

- формировать основы  экологического миропонимания;

- способствовать  формированию, расширению и углублению представлений воспитанников о природе;

- развивать у детей соответствующих содержанию знаний познавательные, практические и творческие умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);

- привлекать детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность.

- обогащать личный опыт детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы;

- развивать  положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

- воспитывать чувственно-эмоциональную реакцию детей на окружающую среду;

- воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения с окружающей средой.

- обогатить знания о многообразии природных ресурсов, заповедных зонах, познакомить с Красной книгой   Саратовской области.

Программа адаптирована к работе с подгруппами разновозрастных детей с различным уровнем психофизического развития.

(1 подгруппа – с 3 до 5 лет, вторая подгруппа – с 5 до 10 лет)

Занятия проходят 1 раз в неделю.

Длительность занятия:

1 подгруппа – 20-25 минут

2 подгруппа – 25-35 минут

Ожидаемые результаты от реализации программы:

     - формирование системы знаний об объектах природы;

     - сформированность навыков социально одобряемого поведения в природе, соблюдение природоохранных норм;

     - формирование практически –деятельностного отношения к объектам природы;

     - нормализация психо-эмоционального состояния несовершеннолетних;

     - гармонизация личностного развития воспитанников

Методы, используемые для реализации работы кружка:

Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Словесные методы:

- чтение литературных произведений, загадывание загадок;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- трудовой десант на участке;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

- экспериментальная практическая деятельность детей.

Перспективный план.

Тема

Цель занятия

1

2

3

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Рассказ Знайки на тему «Земля – наш общий дом».  Игра-спектакль «Кто самый важный?»

Планета Земля в опасности. Игра-размышление «Яблоко».

Сколько у воды тайн?» Занятие – эксперимент

        «Царство трех минералов» Игра – путешествие.

        Чем богаты недра земли?

Воздух -  невидимка.  Практикум  лаборатории профессора Почемучкина.

Загадки космоса

Сказка «Про дружбу дождя с ветром», или «берегитесь огненных стрел»

        Бросим  умный взгляд на мусор. Кто такие «Зеленые»?

«Прилетайте, птички, воробьи, синички». Беседа с элементами ручного труда.

Игра-путешествие с котом Матроскиным «Где обитают растения?»

Трудовой десант: утепление деревьев и кустарников снегом.

«Кто где живет и почему?» Беседа-игра. Работа с картой Саратовской области. Игра «Путаница».

«Откуда берутся болезни?

 «Фиточаем угощаем и здоровья вам желаем». Приготовление чая из лекарственных растений.

«Мы знаем и любим природу» (Брейн-ринг).

      Формировать представление о связи живой и неживой природы.

 Формировать умение бережного, разумного отношения к объектам природы.

Способствовать развитию представлений о       значимости воды, познакомить детей с переходом воды из одного агрегатного состояния в другое.

Расширить представления детей о поверхности Земли.

Способствовать развитию представлений детей о природных богатствах недр Земли. Формировать знания о природных богатствах Саратовской области.

 

 Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле.

     

Расширять и обобщать представления детей о Солнечной системе; способствовать воспитанию детской инициативы и творчества.

Познакомить воспитанников с некоторыми  явлениями природы (гроза, наводнение, землетрясение, смерчи, ураганы) и правилами поведения во время природных катаклизмов.

Научить классифицировать бытовые отходы. Рассказать о некоторых правилах утилизации бытовых отходов.

Учить заботиться о зимующих птицах, изготовить кормушки для птиц из подручного материала.

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека.

Обобщить представления детей о приспособленности животных к разной среде обитания.

Воспитывать осознанное отношение  к своему здоровью, заботу о нем.

Задачи: обогатить знания детей о лекарственных растениях, их пользе. Познакомить с процессом приготовления чая из плодов шиповника, листьев мяты, ромашки.

В игровой форме закрепить знания детей о природе. Воспитывать желание принимать участие в ее охране и защите.

 

Конспект занятия – практикума

«Бросим умный взгляд на мусор.

Кто такие «Зеленые?»

Воспитатель  отделения

социальной реабилитации

Липина Татьяна Николаевна

(здание№3)

     Коррекционная цель: Научить классифицировать бытовые отходы. Рассказать о некоторых правилах утилизации бытовых отходов. Привлекать к природоохранной работе.

      Задачи: учить соблюдать элементарные правила природопользования, рассказать, как некоторым бытовым отходам можно дать вторую жизнь. Учить классифицировать и правильно утилизировать бытовые отходы. Познакомить с природоохранной деятельностью движения «Зеленые». Воспитывать разумное отношение к своему окружению, ответственность за свое здоровье и окружающую среду.

Оборудование: пищевые отходы, использованная пластиковая тара, старые журналы и газеты, стекло, градусник, ветошь, алюминиевые банки, контейнеры для «мусора»,

Ход занятия

На фоне медленной музыки.

Воспитатель:

Когда-то, в подарок всему человечеству

Создал Господь планету красивую.

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы,

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться.

Змеи, слоны, черепахи и птицы.

Вот вам подарок, люди, владейте,

Землю вспашите, хлебом засейте.

Всем завещаю вам я отныне -

Вы берегите эту святыню!

Воспитатель: Увы, нарушителей закона охраны природы сегодня, гораздо больше, чем нарушителей на автодорогах. И эти нарушители – это жители городов и деревень – это, к сожалению,  мы с вами. Я расскажу вам одну историю, это интересно.

     Для туриста, возвращающегося в Россию после заграничной поездки, первая грустная увиденная им картина – это обилие свалок и грязных дорог.

     Проблема обращения с отходами из-за стремительного роста числа свалок затрагивает всех жителей.

     Любой горожанин знает, какой тяжелый запах стоит около неочищенных мусорных баков. А ведь это очень ядовитые для организма газы аммиака, сероводорода, меркаптана и т.д. 

Например, бумага до полного разложения будет лежать 2 года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет. Для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет.

     Что же предпринято в нашей области, чтобы уменьшить количество свалок? В Саратовской области работают два предприятия по утилизации ТБО (твердые бытовые отходы – пластик, картон, стекло, пищевые отходы). Конечно, для нашей области этого мало, и это всех проблем не решит.

     Наше здоровье зависит от нас самих!

     Как известно, и экологическая, и демографическая ситуация приближается к критической. Чтобы приблизиться к решению этой действительно очень серьезной проблемы, предлагаю начать с простого:

  • Не бросать отходы где попало, сортировать их.
  • Компостировать пищевые отходы по возможности на даче, во дворе.
  • Избегать излишней упаковки.
  • Использовать предпочтительно стеклотару, а не полиэтилен и пластмассу.
  • Отходы повышенной опасности (неоновые лампы, тара из-под медикаментов, использованные шприцы и т.п.) утилизируются отдельно.

Игра «Кто быстрее рассортирует мусор?»

Внесите личный вклад в экологию родного города, и жизнь наша станет от этого чище и здоровей!

 Ребенок читает заранее выученное стихотворение.

Валим отходы и мусор мы в реки,

Дескать,  вода унесет,

Но у воды есть пределы терпенья,

Смотрите же, люди, вперед!

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою,

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку, светлую мою!

Стук в дверь, поступила телеграмма.

Воспитатель: От кого?

Почтальон: От обитателей рек.

Воспитатель: А что у них?

Почтальон: а вот что они пишут:

      Осетр и стерлядь – занесены в Красную книгу. Судак: скрываюсь от преследователей. Карась: задушили отходами. Чебак: а меня вообще есть нельзя – пропах бензином.

      Горбуша: 10 лет назад поймали моего дедушку, пять лет спустя выпотрошили икру из моей бабушки. Мама с папой задохнулись от мазута, братья и сестры погибли мальками от рук мелиораторов, осталась я одна. Спасите!

     «Зеленые» — это люди, болеющие за окружающую нас природу - чистоту рек и воздуха, первозданность лесов, сохранение животного и растительного мира, состава почв и естественных ландшафтов. Но они не только переживают за чистоту и неизменность среды, в которой мы обитаем, они действуют: устраивают пикеты, демонстрации, конференции, на которых поднимают вопросы охраны природы, требуют принятия новых, более совершенных природоохранных законов. Они ведут наблюдения за окружающей средой, научные исследования тех явлений и процессов, от которых во многом зависит «самочувствие» природы. Одна из задач «зеленых» — доведение результатов подобных исследований до населения с помощью прессы, радио и телевидения. Другими словами, эти люди, «позеленев» сами, пытаются воспитывать сограждан из числа тех, кто пока не задумывается, в каком тяжелейшем состоянии оказалась природа планеты.

Кроме того, «зеленые» — это еще и обобщенное название политических организаций и партий, имеющих в своих программах цели и задачи, которые перечислены выше. За последнее десятилетие «зеленые» стали мощной политической силой в Европе. Их представители в достаточно большом количестве заседают в национальных парламентах европейских государств, имея тем самым возможность влиять на решение тех или иных экологически важных вопросов. Одна из самых мощных «зеленых» партий имеется в Германии.

Правда, не все «зеленые» организации относятся к партиям и занимаются политикой. Известный всему миру «Гринпис» (в переводе с английского — зеленый мир) является внепартийной независимой международной организацией, чья решительная и неутомимая деятельность не может не восхищать. Между тем авторитетный «Гринпис» молод. Его учредительный съезд прошел в 1971 году в Канаде. За двадцать с небольшим лет отделения этой организации возникли по всему миру: в США, ФРГ, Великобритании, России, Голландии, Австралии ... Основная форма деятельности «Гринпис» - мирные акции, которые устраиваются членами организации в самых «горячих» точках природы. Так, «Гринпис» борется за ограничение и полное прекращение вырубок кедров в сибирской тайге, за прекращение испытаний ядерного оружия на атоллах Тихого океана, за повсеместное запрещение слива в моря жидких радиоактивных отходов, полное запрещение китобойного промысла.

Взгляни на глобус-шар земной

Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки:

Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

В лесу на лугу, у реки – мы гости. Так давайте сделаем все возможное, чтобы после нашего ухода ручей остался прозрачным, лес – здоровым и зеленым, трава пушистой, а наша совесть - чистой!

Конспект развлечения

«Фиточаем угощаем и здоровья вам желаем»

(приготовление чая из лекарственных растений)

Воспитатель 1 стационарного отделения

социальной реабилитации

Липина Татьяна Николаевна

(здание№3)

     Коррекционная цель: обогатить знания детей о лекарственных растениях, их пользе. Познакомить с процессом приготовления чая из плодов шиповника, листьев мяты, ромашки.

     Задачи: С помощью иллюстраций и лекарственного сбора познакомиться с лекарственными растениями: липа, мята, ромашка, шиповник; учить детей различать их по внешнему виду и на вкус. Познакомить детей с процессом приготовления лечебного чая из листьев мяты, ромашки. Учить соблюдать последовательность действий при заваривании чая. Расширять знания о народной медицине.

     Предшествующая работа: чтение художественной литературы, прогулки, экскурсии в парк, на луг, наблюдение на участке Центра, рассматривание картинок иллюстраций о природе, лекарственных растениях; чтение описаний лекарственных растений из книги «Лекарственные растения в научной и народной медицине» (изд-во Саратовского университета);, заучивание стихов, песен, поговорок, народных примет, загадок.

     Оборудование: аудиозаписи песен, связанные с темой природы «На дальней станции сойду», «Полевые цветы», «Подорожник-трава», «Городские цветы» и др.

Ход занятия

     1. Загадки и испытания Природы. В группу входит персонаж Природа, знакомится с детьми.

Воспитатель: Природа, позволь нам с ребятами войти  в твои владения.

Природа: Хочу я быть убеждена, что обо мне вы знаете сполна.

                 Загадки о лекарственных растениях если знаете,

                 Тогда гостям «полянки» нашей загадайте.

     Дети по одному загадывают известные им загадки о лекарственных растениях.

- До поздней осени на нас бросает взгляды смелые

  Ее веселый желтый глаз через ресницы белые (ромашка)

- На кусточки под листочки кто-то бусы бросил –

  Все поляны в синих точках у зеленых сосен (черника)

- Красна свечка, бело сердечко,

  Чаем ароматным напоит, от ангины исцелит (малина)

- Был цветок, как медок молодым, а когда постарел, стал, как дым (одуванчик)

- Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги (подорожник)

- Белые горошинки на зеленой ножке (ландыш)

- Полезен, приятен и ароматен чай, конечно, не с ватой, а с …(мятой)

- Растет в траве Аленка в красной рубашонке (земляника).

     Природа. Интересные загадки вы знаете. Пожалуйста, проходите, да помните о бережном отношении к природе. Рассаживайтесь поудобнее.

     2. Игра «Поможем тому, кто  в этом нуждается».

     Звонит телефон.

     Природа обращается к воспитателю: Послушайте, пожалуйста.

     Голос из телефонной трубки. Алло, Лесная поляна? Говорят из аптеки, из зала фитобара, фитотерапевт Лечебник. Очень просим Природу и детей собрать растения для витаминного чая. Вы же знаете, как необходим и детскому и взрослому организму постоянный прием витаминов. Будем очень вам благодарны.

     Природа. Ребята, а какие растения нужны для витаминного чая?

     Дети. Шиповник, плоды черной смородины, рябины, малины, земляники, листья ежевики, малины.

     Природа. Все помнят, все знают, какие молодцы! Уверена, справитесь с просьбой Лечебника.

     Вновь звонит телефон. Воспитатель берет трубку.

- Слушаем вас. (Обращается к детям) Кто из вас даст консультацию, какие растения нужны для аппетитного чая?

     Ребенок. Полынь горькая, тысячелистник, цикорий, шиповник.

     Голос из телефонной трубки: Большое спасибо.

     Воспитатель набирает номер телефона. Слышится по громкой записи зуммер, звонок.

     Фитотерапевт Лечебник. Добрый день, фитобар аптеки. Что вы хотели?

     Воспитатель. Наши дети хотят с вами поговорить.

     Ребенок говорит в трубку телефона: мы вам собрали и можем предложить лечебные растения: мать-и-мачеху, лист подорожника, солодки, корень лопуха, шалфея, сосновые и березовые почки, зверобой, чабрец.

     Фитотерапевт Лечебник. Огромное вам спасибо, ребята и Природа! Для нашего бара так нужны именно эти растения. Сейчас похолодало. Участились случаи простуды у населения, люди кашляют. Мы из ваших трав приготовим чудесный сбор грудного чая.

     Выходят двое детей на середину вялые, уставшие, утомленные.

     Воспитатель. Что с вами случилось, вы с ног валитесь (поверяет пульс)

Да у вас упадок сил, переутомились, наверное… Надо немедленно доктора пригласить.

     Входит Айболит. В руках у него картонные коробочки с разным чаем, но без надписей, только с рисунками целебных трав.

     Воспитатель. Помогите, доктор, наших деток излечите.

     Айболит. Им нужен витаминный чай. Да вот беда – принесли нам в аптеку чай в коробочках, а подписать забыли, от чего какой помогает. Вам самим нужно товарищам помогать. Найдите коробки с витаминным чаем по растениям, изображенным на них, и вылечите обессиливших ребяток.

     Дети отбирают нужные растения.

     На середину зала выходит мама с двумя детьми, у них в руках носовые платки, они кашляют, чихают, у мамы градусник, она с огорчением покачивает головой, глядя на градусник.

      Мама. Какая высокая температура у вас, крошки мои. Где же вы так простудились? Слезотечение, насморк, кашель… Это ангина? ОРЗ? Доктор, что нам делать?

     Айболит. Нужно срочно изгнать простуду, а для этого прежде всего необходимо хорошо пропотеть. Найдите коробочки с потогонным чаем – и все будет в порядке. (Мама находит потогонный чай и благодарит доктора) А вот это вам поможет окончательно поправить свое здоровье (вручает туесок с медом.

   3.  Воспитатель. Чай – такая приятная и полезная церемония! Не пора ли нам почаевничать?

     Природа, дети и все гости с удовольствием соглашаются.

      Воспитатель. А кто знает, как надо заварить чай из лекарственных растений, чтобы сохранить в нем полезные свойства и витамины?

     Надо взять стеклянную посуду, положить в нее сбор лекарственных растений (согласно рецепту врача), залить кипятком и поставить на «водяную баню», кипятить 10 минут, охладить до комфортной температуры и принимать. В этом случае чай будет полезен!

    Давайте вместе заварим витаминный чай.

    Дети заваривают чай, проговаривая последовательность приготовления, угощают гостей.

     4. Правила охраны растений.

- В природе, в лесу, на лугу ходить так, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

- Собирать лекарственные растения можно в тех местах, где их много, и нужно обязательно оставлять их в природе, чтобы они размножались.

- Нельзя срывать растения для букетов.

- Есть редкие растения, их срывать совсем нельзя – это ландыш, валериана, первоцвет.

- Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных, потому что в природе все взаимосвязано: не будет животных – исчезнут и растения.

     Дети читают стихи

Есть одна планета-сад – в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят. Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно…

Береги свою планету, ведь другой на свете нету!

     5. Природа. Большое спасибо за ваше отношение к природе, за большую заботу о ней. Спасибо за лечебные чаи. На память дарит рецепты чая из различных растений, которые помогут для профилактики различных болезней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа на тему «Путешествие по сказкам» средняя группа.

Учить  воспринимать и осознавать образное содержание сказки,  замечать образные слова и выражения в тексе  воспитывать умение в  определенной последовательности расставлять г...

Кружковая работа « Путешествие по сказкам» для 2 младшей группы

Обучение детей эмоционально  и активно воспринимать содержание сказки, принимать участие в беседе, учиться точно, отвечать на вопросы, развивать творческую инициативу....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКАЗКИ - ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ»

laquo;Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя».С.Я.Маршак....

Кружковая по сказкам

пополнение картотеки...

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...