Описание методики преподавания ТРИЗ-РТВ технологии по экологическому воспитанию.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Лялина Ирина Анатольевна

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_s_ispolzovaniem_triz.docx169.71 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Лялина И.А..jpg   

Описание методики преподавания ТРИЗ-РТВ технологии  по экологическому воспитанию.

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Во всех возрастных группах детского сада в рамках ознакомления дошкольников с природным окружением проводятся занятия, которые формируют у них интерес к явлениям природы, знакомят детей с характерными особенностями времён года, расширяют представления о растительном и животном мире нашей планеты, помогают устанавливать простейшие связи между природными явлениями. На таких занятиях закладываются основы экологического мышления, воспитывается бережное отношение к природе.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Но решать любые задачи можно по- разному.  Можно – гадать, так в природе или нет?  Можно - послушать взрослого или товарищей, как они решают эту природную задачу.  А можно призвать на помощь фантазию, и придумать,   как это могло бы быть.

Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Понимание  всего  вышеперечисленного,   дало мне толчок   для использования  технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками.

Я работаю в детском саду «Лесная сказка» № 41,  воспитателем -  экологом,  по программе “Детство” и стараюсь комплексно изучать с детьми темы программы, и на эти темы “нанизывать” элементы технологии ТРИЗ-РТВ. Так, например, можно просто рассказывать детям о том, как звери готовятся к зиме, а можно построить это занятие с использованием технологии ТРИЗ-РТВ: подводить детей к самостоятельному выводу о том, что с наступлением холодов исчезает корм, поэтому и медведь, и ёж отправляются в спячку. А заяц меняет свою шубку, чтобы быть незаметным на снегу. Учу детей видеть положительные и отрицательные стороны одного и того же явления.  (Лето: «Хорошо-плохо»?, Волки: «Польза-вред»).  Такой подход позволяет развивать диалектическое мышление, видеть взаимосвязь вещей. Что особенно важно, дети самостоятельно выходят на решение своих маленьких проблем: как спасти зайчонка от лисы? Как помочь снеговику не растаять под теплым весенним солнышком? Птицы - летают. Курица – не летает. Значит, она не птица? и т.д. Эти детские открытия находят практическое выражение в рисунке, лепке, аппликации.

Целью занятий с использованием технологии ТРИЗ-РТВ я ставлю:  дать малышам комплексный подход к решению любых возникающих проблем, научить мыслить системно, выделять противоречивые свойства объекта или явления (как хорошие, так и плохие). Умение обнаружить противоречие, а тем более разрешить его, может стать ключом к тайнам жизни, позволит малышу активно защищать свои жизненные позиции. Еще одна цель ТРИЗовских занятий” – научить находить выход из сложной жизненной ситуации. И я надеюсь, что если малыш придумывает, как спасти зайца от лисы, то через десяток лет он и для себя найдет решение жизненноважной проблемы. Стараюсь сформировать у детей принципы самостоятельности мышления. Для этого знакомлю детей с системой, в которой устанавливается главное и второстепенное, определяется закономерность развития понятий и явлений, переход одной информации в другую, и устанавливается взаимосвязь между явлениями. Так говоря о смене времен года, обозначаем главную функцию – переход одной структуры в другую: “осени – в зиму”, и на этот стержень нанизываем все остальное : смену одежды, погоды, настроения и т.д.

Работу с использованием технологии ТРИЗ-РТВ по развитию творческих способностей детей я условно разделяю на следующие этапы:

1 ЭТАП. Научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е.  умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов. Находить и использовать ресурсы.

2 ЭТАП. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.

3 ЭТАП. Решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.

4 ЭТАП. Учить малыша находить выход из любой сложной ситуации.

На 1 этапе учу детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры “Хорошо-плохо”. Для этого выбираю объект и предлагаю найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру мы начинаем играть во 2 младшей группе. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры я называю “плохо”, дети “хорошо”. Затем дети делятся на две команды, одна команда называет “хорошо”, другая – “плохо”, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В средней и старшей группах берем объекты, имеющие для детей социальную значимость,  и учимся находить противоречивые свойства. В игре “Наоборот” хорошо усваивается прием “противоположные значения”. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. В начале учу детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).

Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор начинаю использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале беру 3 экрана из 9. Со временем перехожу к использованию  всей 9-экранной системы. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор “размер”, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить.

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, использую метод маленьких человечков (ММЧ). ММЧ практическое воплощение идей Г.С.Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с ММЧ начинаю в средней группе на простейших явлениях, когда знакомлю детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором,  приступаем ко 2-му этапу работы по ТРИЗ-РТВ. 

Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос «Как спасти колобка»? Некоторые дети отвечают:  «Убить лису».  Поэтому, я стараюсь раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают “агрессивные” ответы: убить, поломать, выгнать и т.д.  В условии задачи, как противоречие, закладываю нравственную сторону вопроса: “ Как спасти колобка, не причинив вреда лисе”.  Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М.Ф.О.).

Работу по МФО я начинаю во 2 младшей группе. При этом решаю следующие задачи:

  1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект.
  2. Познакомить детей с новым объектом.
  3. Создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.

Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены.

Начиная со второй младшей группы,  учу детей преобразовывать объект, согласуя его с окружающим.

В качестве воздействия на систему учу детей использовать следующие приёмы: 

  1. Приём «Дробления-объединения».
  2. Приём  «Универсальности» (объект выполняет несколько функции.)
  3. Приём « Вынесения».
  4. Приём  «Матрешки»  (один объект находится внутри другого)
  5. Приём  «Антивеса»  (увеличение или уменьшения веса).
  6. Приём «Предварительного действия».
  7. Приём  «Наоборот».
  8. Приём «Посредника».
  9. Приём «Оживления».
  10. Приём «Обратить вред в пользу».
  11. Приём   универсальности « Всемогущий».
  12. Приём « Помощник» и др.

На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.

Например:  Рассказ-задача «Ежата весной»

Наступила весна. У ежихи появились маленькие ежата.  Мягкие,  пушистые – совсем на ежей не похожи. У них ещё даже колючек нет. Холодно малышам. Когда мама рядом, она их греет своим теплом.  А без мамы совсем холодно. Вот сидит ежиха и думает:

- Надо за едой идти, да ежат страшно оставлять. Вдруг замёрзнут. Можно остаться с ежами, погреть их, но тогда они голодные будут.

? Что делать? Как еду добыть, и ежат согреть?

Помогите ежихе. Как ей согреть ежат, когда она пойдёт добывать корм?

Использовать ресурсы леса.

ИКР – ежата сами себя греют. Как?

Приём:  « Помощник» (посредник) – объединить однородные  или неоднородные системы в надсистему.

Предполагаемые ответы:

Ежата греются, прижавшись, друг к другу. Ежиха заворачивает ежат в сухие листья.

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации. В результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование ТРИЗ технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

ТРИЗ - технологии дают возможность проявить свою индивидуальность, учат детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противор...

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...

Использование ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание и образование детей – это чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести...

Консультация для педагогов. Описание методики работы с детьми на тему: «Решение проблемных ситуаций в процессе сюжетно-ролевой игры» технология ОТСМ-ТРИЗ

Описание методики ОТСМ ТРИЗ "Решение проблемных ситуаций", целью которой является развивать умение видеть и принимать проблемные ситуации, также развивать у каждого ребенка стремление к проя...