Статья: "Использование ТРИЗ технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
ТРИЗ - технологии дают возможность проявить свою индивидуальность, учат детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_triz_tenologii_v_ekologecheskom_vospitanii.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ «УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 67»
Статья:
«Использование ТРИЗ - технологий
в экологическом воспитании
детей дошкольного возраста»
Разработала воспитатель МБДОУ№67:
Гимадеева Наталья Петровна
г. Нижнекамск, 2020
Использование ТРИЗ-технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени.
Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки природы». Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать. Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и оберегать природу родного края и страны в целом.
От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно ли будет вывести человечество и планету из того катастрофического положения, в котором они находятся сейчас. Одной из формирующих основ мировоззрения дошкольника является развитие экологической культуры и бережного отношения к природе, познание её красоты.
Моя задача состоит в том, чтобы вырастить отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному поведению ко всему живому. Я считаю, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры детей, необходимо сделать приобретение и усвоение этих знаний радостными от встреч с природой, стремление глубже понять ее, и воспитать в себе чувство ответственности перед ней. Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач ( в том числе исследовательского, экологического плана), которая ставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Я считаю, что эту проблему моно решить применив новые формы, методы технологии, а именно применив ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей.
Использование ТРИЗ технологий в детском саду позволяет развивать с одно стороны, такие качества как мышление, гибкость, подвижность, системность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое
воображение.
ТРИЗ-технологии дают возможность проявить свою индивидуальность, учат детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например,задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо - плохо», «Письмо SOS» с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны ТРИЗ.
Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, коммуникативную, продуктивную.
Грамотное применение многообразия методов и приемов ТРИЗ позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователем природы. Они представляют собой систему творческих заданий. В основе каждого задания лежит цепочка мыслительных операций, решающая определенную дидактическую задачу. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь. Имеется в виду получение сильного необычного впечатления от самостоятельно созданной загадки, сказки или рассказа. Удивление и радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, а внимание дошкольника всегда там, где ему интересно.
Предлагаю вашему вниманию экологические методы с элементами ТРИЗ технологии, которые использую в своей педагогической деятельности.
Метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта: «На что похоже? (по цвету, форме, размеру, запаху, функциям и др., «Узнай по форме лист»; используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно.
Например, использую дидактическую игру "На что похоже яйцо?" (по цвету, по форме, по структуре и др., рассказывание или пересказ сказки по моделям "Курочка Ряба", логические цепочки по картинкам "Развитие яйца"
Метод аналогий: «Чем похожи и чем отличаются ….?», «Что было бы, если….», «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д. …»
Метод мозгового штурма – высказывание идей в группе,отсутствие критики: «Откуда пожар пришел?», «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто съел белкины запасы?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов, фильмов.
Метод морфологического анализа – с помощью таблиц или кругов Луллия помогает познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит создавать новые. Например, игра "Составь необычного питомца" (по картинкам, по признакам, Игры с кругами Луллия «Где живут, чем питаются, какую пользу приносят домашние животные».
Системный оператор или «Волшебный экран», который учит дошкольника закладывать знания в определенную систему, классифицировать, моделировать. Системный оператор "Откуда книга к нам пришла?", «Что сначала, что потом?», «Дерево во все времена года», «Части-целое», «Посадка лука», «Развитие петуха», «Как добыть томатный сок?»
Наблюдая и анализируя практическое мышление детей, можно сделать вывод, что в группе, где использовался ТРИЗ, ребята стали раскрепощенными в своих рассуждениях, проявляют смекалку в решении проблем, задач и мыслят более масштабно.
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У воспитанников формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния, понимание необходимости разумного потребления.
Литература:
1. Системный подход в экологическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Корзун Анна Валерьевна
2. Творческие задания «Золотого ключика». / Авторы и составители Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. А. Яковлева –– Самара, Центр развития образования, 2001
3. Зенина Т. Наблюдаем, познаем,любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.
4.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
6. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает ...
"Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191123","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191126","...
"Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...
ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...
Использование ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание и образование детей – это чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести...