Игровое занятие "Что мы знаем о воде"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Расширение представлений о воде, определение состояния воды, Круговорот воды в природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_chto_my_znaem_o_vode2012g.docx | 321.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Красноярский край, Богучанский район, с.Чунояр
Банщикова Марина Станиславна, воспитатель
Организованная структура игрового занятия.
тема: «Что мы знаем о воде»
Педагогическая цель: расширить представление о воде,
как можно определить состояние воды, рассмотреть круговорот
воды в природе.
Планируемые результаты: знает, для чего нужна вода,
умеет определять состояние воды, умеет проводить эксперименты.
Интеграция образовательных областей: « Познание»,
«Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация».
Виды деятельности: игровая, двигательная,
познавательно – исследовательская, продуктивная, коммуникативная.
Средства реализации: На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики,
ложки. «Формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы,
яйца, баночки пластиковые. Картинка «Круговорот воды в природе»
Организационная структура игрового занятия.
1 этап: Мотивационно побудительный
Дети сидят полукругом на ковре перед монитором.
Воспитатель: К нам на занятие пришли гости.
Посмотрите на них,
поздоровайтесь и больше не отвлекайтесь.
Сосредоточьтесь, сегодня нас ждет увлекательное занятие.
2 этап: Организационно – поисковый
Отгадайте загадку.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу (вода)
( показывает первый слайд)
Воспитатель: Правильно. Вы знаете, ребята вода не умеет говорить,
но мы её можем услышать. Закройте глаза и послушайте музыку воды.
(Звучит музыка дождя, ручейка, моря)
Ребята скажите, какая самая сильная музыка воды? (Шум моря)
А тихая? (Шум дождя)
Подумайте, как бы вы охарактеризовали музыку ручейка (Мелодичная)
Воспитатель: Я с вами согласна, молодцы.
Воспитатель: давайте немного поиграем,
превратимся в капельки воды, (надеть шапочки с изображением капелек).
Подвижная игра «Дождик и солнышко».
На полу два обруча, звучит музыка «Дождик», дети бегают и резвятся,
весёлая музыка «Солнышко» - собираются в «лужицы».
Воспитатель: Ой, ребята пока мы с вами играли, мы не заметили,
что к нам кто то пришёл.
Ты кто?
Капелька: Я капелька.
В: Где встречается капелька воды?
Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…
(Показ презентации)
Воспитатель: Капелька, а почему ты такая грустная?
Капелька: Помогите мне. Было у меня три сестрички капельки.
Жили мы дружно и никогда не ссорились.
Однажды Солнышко грело так сильно,
что одна из нас превратилась в пар.
А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту
расчёсывала косу, да так и застыла, превратилась в красивую снежинку.
А третья успела спрятаться и осталась капелькой.
Снежинка очень заважничала. Стала собой любоваться и не захотела
признать в капельке и «паринке» родных сестёр.
Ребята помогите! Докажите, что мы снежинка,
капелька и «паринка» – родные сестры.
Воспитатель: Хотите помочь? О чём вас просит капелька?
Дети: Доказать, что снежинка, капелька и «паринка» - родные сёстры.
Воспитатель: Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька
родные сестры нам нужно, отправится в лабораторию.
( На мониторе слайд заставка «Лаборатория»)
– Чтобы попасть в научную лабораторию нам необходимо
превратиться в ученых-академиков. (ребята одевают мантию и шапочки)
В: Ребята давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Слушать воспитателя.
Аккуратно обращаться с посудой.
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
В: Молодцы! Все правила вы помните.
Тогда я прошу вас сначала подготовиться, так как вы должны
быть зоркими, внимательными. Давайте сделаем с вами массаж
волшебных точек наших ушей,
чтобы они хорошо слышали. ( Проводится массаж ушных раковин)
Подходи ко мне, дружок, становись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди и скорее покажи.
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами,
А сейчас потянем вниз, ушко, ты не отвались!
А потом, а потом покрутили козелком
Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!
Ушки наши готовы. Теперь подготовим наши глаза,
чтобы они хорошо видели.
(Проводится офтальмологическая зарядка.
Движения глаз дети сопровождают словами)
Мы пришли в волшебный лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – берёзка в шубке стоит,
Слева – ель на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Снежинки порхают, кружатся,
На ладошки к ребятам садятся.
(Дети садятся за столы)
Опыт первый (Слайд вода не имеет формы)
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам сделать исследование свойств воды.
А есть ли у воды форма?
Дети:
Воспитатель: Как доказать что вода не имеет форму?
Дети: перелить воду в посуду другой формы. (Переливают)
Воспитатель: Если перелить воду в посуду другой формы,
вода принимает форму этой посуды.
Вывод: Вода не имеет формы»
Опыт №2: (Слайд вода прозрачная) «Вода прозрачная»
Воспитатель: Какого цвета вода?
Дети: У воды нет цвета.
Воспитатель: На столе у вас лежат полоски бумаги,
с их помощью определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды
и цвет каждой полоски.
(Дети выполняют)
Воспитатель: Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?
Дети: Нет.
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №4: (Слайд) « У воды нет вкуса»
Воспитатель: Знаете ли, вкус соли, сахара, лимона?
Дети: Да, мы знаем вкус соли, сахара, лимона.
Воспитатель: Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора,
хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. (Дети пробуют)
Воспитатель: Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
Дети: Нет, вода безвкусная
Вывод: Вода не имеет вкус.
Опыт №5(Слайд) «У воды нет запаха»
Воспитатель: Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный
запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издаю духи
. А понюхайте воду, чем она пахнет. (Дети нюхают воду)
Дети: у воды нет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6: «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Возьмите кусочки льда. (Дети берут) Подержим лед в руке.
Что происходит?
Дети: Лёд тает и превращается в воду.
Воспитатель: Возьмите комочки снега и опустите в воду.
(Дети выполняют) Что произошло?
Дети: Снег тает и превращается в воду.
Вывод: лед и снег – твердая вода.
Опыт №7: «Пар - это тоже вода»
Воспитатель: На наше занятие я принесла термос с кипятком.
(Воспитатель открывает термос)
Воспитатель: Что это поднимается над термосом?
Дети: Это поднимается пар.
Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся?
Я в термос наливала только воду. А вы не знаете?
Дети: При нагревании вода превращается в пар.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается
в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало
над паром (показывает детям).
Воспитатель: На стекле появилась вода.
Вывод: пар это тоже вода.
Воспитатель: Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька
и «паринка» родные сёстры?
Дети: Снежинка, капелька и «паринка» – это вода, значит они
родные сестры.
Воспитатель: Вода в окружающей среде бывает разной.
Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь.
Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.
Она прозрачна, не имеет формы, вкуса и запаха.
( Показ мнемотаблицы). Хоровое и индивидуальное проговаривание.
Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды
Образец рассказа: Вода - жидкая, бесцветная, не имеет формы,
вкуса и запаха.
ΙV Физминутка
Вы ребята поднимайтесь
И в снежинок превращайтесь
Закружились, завертелись
Белые снежинки
В верх взлетели белой стаей
Легкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга
Улеглись повсюду.
Заблестели, словно жемчуг,-
Все дивятся чуду
Заискрились, засверкали
Белые подружки.
Заспешили на прогулку
Дети и старушки
Покружитесь и в ребяток превращайтесь.
Чтение сказки
Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю удивительную сказку
«Зайчик и капелька», послушайте.
«Жил - был Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал
он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку
запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику –
попрыгайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.
- Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? –
раздался веселый голос.
Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого.
И опять загрустил.
- Эй, Зайчик-порыгайчик, не печалься – опять раздался голос,
похожий на журчанье ручейка.
Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.
- Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а из- под камня, на котором он сидел,
ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.
- Здравствуй, Зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.
- Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один,
и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.
- А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
- Давай, - согласился Зайчик-порыгайчик.
И отправились они по лесу вместе.
С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе,
решили остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик в тени
широкой ели и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся.
Солнышко уже перестало припекать. Хорошо Зайчишке.
Оглянулся по сторонам, а капельки и след простыл.
- Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отозвался.
Пригорюнился зайчик и сел под елью.
- Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там.
А Капелька улыбнулась.
- Ты как туда забралась? – спросил Зайка
- Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась.
Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.
- Конечно,- обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу.
Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули.
И не заметили, как наступил вечер.
Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать спокойной ночи,
глянул на небо, а её там нет.
- Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
- Друга своего, Капельку, - ответил заяц.
- Да вот же я! Взгляни на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку.
На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
- Как же так? – удивился зайчик.
- А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру
не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы.
А могла бы пролиться дождичком. Вот так-то.
- Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька.
- Спокойной ночи, Зайчик-попрыгайчик!»
VΙ Беседа.
Воспитатель: Как называется сказка?
Дети: «Зайчик и капелька».
Воспитатель: Что случилось с капелькой днем?
Дети: Она испарилась и стала облачком?
Воспитатель: Где зайчик увидел капельку вечером?
Дети: На листочках.
Воспитатель: (показ макета «Круговорот воды в природе» на фланелеграфе).
Капелька воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают
на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца
снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то на землю
упали в виде дождя, снега. Давайте мы с вами превратимся в капелеки
и тучку я буду, мама тучка, а вы будете мои дети капельки.
Подвижная игра «Мы — капельки»
Дети получают бумажные короны с рисунками капельки.
Воспитатель надевает такую же бумажную корону с рисунком тучи.
Она — тучка-мама, а дети — ее детки-капельки.
Ребята окружают маму-тучу, прыгают вокруг нее, водят хоровод.
Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления
вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно.
Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе,
становятся друг за другом,
образуя ручейки (ручейков должно быть несколько).
Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе
(двойные ряды), образуя реку. Река впадает в океан — дети делают
широкий круг.
Мама-тучка напоминает им, что они — капельки, и зовет их домой.
Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.
Для этой игры хорошо бы подобрать музыкальное сопровождение.
3 этап: Рефлексивно - корригирующий:
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ
на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.
Дети: Вода это жидкость; не имеет собственной формы, цвета,
запаха и вкуса. Вода может нагреваться, быть горячей.
Воспитатель: А, что еще вы узнали о воде?
Дети: Вода может превращаться в пар, лед и снег.
Воспитатель: Вот так
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает – и снова в поход
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Информационные источники:
С.Н.Николаева Юный эколог Москва «МОЗАИКА – СИНТЕЗ»
2010г, «Система работы в старшей подготовительной группе»
Т.Н.Ломбина, В.Г.Лукша издательство «Феникс» 2006г, «Рюкзачок с загадками».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что мы знаем о воде (свойства воды)
Конспект организации детского экспериментирования (в средней группе детского сада)...
Игровое занятие: ««Что мы знаем о воде?»
Игровое занятие: ««Что мы знаем о воде?»Милюк Евгения Олеговна, воспитатель Цели и задачи:1. Расширение экологического кругозора и воспитание экологической культуры детей....
«Что мы знаем о воде? Свойства воды)»
Программные задачи:1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный с...
Обучающая презентация для детей "Живая вода.Что мы знаем о воде?"
Обучающая презентация поможет сформировать знания детей о значении воды в жизни человека, животных и растений; научит бережно относиться к воде....
Вода. Что мы знаем о воде?
Занятия с детьми....
ООД "Вода - друг малыша. Что мы знаем о воде?"
Цель: Уточнить свойства воды, объяснить ее необходимостьЗадачи:1. Познавательные : Уточнить представления о том ,как в помещении появляется вода. Какими свойствами обладает вода и для чего она нужна 2...
Игровое дидактическое пособие "Что я знаю о воде?"
Пособие для педагогов дошкольного образования...