Экскурсии в природу – как форма организации экологического воспитания дошкольников
статья по окружающему миру по теме
С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсии в природу | 1.47 МБ |
Экскурсии в природу – как форма организации экологического воспитания дошкольников | 52.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методика проведения и организации экскурсий
Творческая деятельность детей Коллективные работы Поделки из выращенных на учебно-опытном участке овощей Организация выставок совместного творчества родителей и детей
Предварительный просмотр:
«Экскурсии в природу – как форма организации экологического воспитания дошкольников».
Синякова Елена Владимировна
воспитатель
МБДОУ д/с № 6 п.г.т. Сафоново
С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Значение экскурсий:
1. Дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.
2. Экскурсия формирует у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.
3. Экскурсии предоставляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.
4. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе.
5. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств.
6. Экскурсии помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.
2. Виды экскурсий
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий:
В своей работе для формирования экологических знаний детей дошкольного возраста мной используются все разновидности экскурсий.
Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах - 40-50 мин. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).
При разработке экскурсии ставлю и решаю комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
Всю работу по проведению экскурсий осуществляю в три этапа.
1 этап – доэкскурсионная подготовка,
2 этап – непосредственное проведение экскурсии,
3 этап – обработка экскурсионного материала.
Планируя экскурсию, необходимо точно определить тему и цель, конкретизировать программное содержание, наметить объект экскурсии и маршрут. Определяя место экскурсии, необходимо учитывать физические возможности детей, сезон, особенности дороги, погоду. Следует заранее наметить последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, установить, в какой части экскурсии они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной следует заранее подобрать стихи, загадки, пословицы, игры.
За несколько дней до экскурсии необходимо провести с детьми небольшую беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать куда пойдут, что увидят, зачем, что нужно собрать. Также следует обратить внимание на одежду детей, она должна быть с учётом погоды и сезона.
При проведении экскурсии следует учесть, что каждая экскурсия строится по определенному плану, то есть в ее состав входят:
- вводная беседа,
- коллективное наблюдение,
- индивидуальные самостоятельные детские наблюдения
- сбор природного материала,
- игры ребят с собранным материалом,
- подведение итога экскурсии.
После возвращения с экскурсии собранный материал размещается в уголке природы. Через 2-3 дня проводится занятие с использованием раздаточного материала (рисование, лепка, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, заслушивание рассказов детей о том, где были и что делали).
В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий.
Конечно, большими помощниками в организации и проведении экскурсий являются родители. Родителей следует привлекать на всех этапах проведения экскурсии.
На этапе подготовки к экскурсии, прежде всего проведение различных консультаций. Основной целью, которых является пропаганда организации семейных походов в природу. После таких семейных походов дети с удовольствием делятся своими впечатлениями.
Многие родители принимают участие непосредственно в экскурсиях.
И самую большую роль выполняют родители на этапе работы после экскурсии. Совместно с родителями дети дома изготавливают поделки с использованием собранного природного материала для организации в группе выставок, оформляют своеобразные листы путешествий, в которых делятся своими впечатлениями или рассказывают, какое открытие они совершили.
Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.
Список литературы:
- Мир природы и ребёнок/под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. ой. - СПб.: «Акцидент», 1998г.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 2001г.
- Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992г.
- Соломахина Г.И. Наблюдение за сезонными изменениями в природе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1995г.
- Богина Т.Л.: «Режим дня в детском саду» - М.: «Просвещение», 1987г.
- Каменева Л.А.:«Как знакомить дошкольников с природой» - М.: «Просвещение», 1983г.
- Каменева Л.А.:«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М.: «Просвещение», 1991г.
- Лучич М.В.: «Прогулки с детьми в природу» - М.: «Просвещение», 1969г.
- Мазурина А.Ф.:«Наблюдения и труд детей в природе» - М.: «Просвещение», 1976г.
- Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» - М.,«Просвещение», 1986г.
- Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» - М.,«Просвещение», 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема «Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников»
Материал предназначен для педагогов детских садов....
Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников
Тема: «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г.Алексеевки Белгородской обл....
Экскурсии и походы в природу как средство экологического воспитания дошкольников
Консультация для воспитателей...
Содержание работы в экологическом центре группы. Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников.
Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое...
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопрос...
Работа с родителями. Беседа «Экскурсия в природу – важнейший фактор экологического воспитания у детей»
Роль родителей в воспитании у детей любови к природе, расширение представлений об окружающем мире, бережном отношении и умении ценить красоту и богатство родного края....