Экскурсии в природу – как форма организации экологического воспитания дошкольников
статья по окружающему миру по теме

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. 
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 младшая группа (организация экскурсий на учебно-опытный участок) Средняя группа (тематические занятия и организация праздника урожая) Старшая группа (экскурсии за пределы территории детского сада)

Слайд 2

Методика проведения и организации экскурсий

Слайд 3

Творческая деятельность детей Коллективные работы Поделки из выращенных на учебно-опытном участке овощей Организация выставок совместного творчества родителей и детей



Предварительный просмотр:

«Экскурсии в природу – как  форма организации экологического воспитания дошкольников».

Синякова Елена Владимировна

воспитатель

МБДОУ д/с № 6 п.г.т. Сафоново

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. 

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Значение экскурсий:

1. Дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.

2. Экскурсия формирует у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.

3. Экскурсии предоставляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

4. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе.

5. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств.

6. Экскурсии помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.

2. Виды экскурсий

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий:

 В своей работе для формирования экологических знаний детей дошкольного возраста мной используются все разновидности экскурсий.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах - 40-50 мин. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).

При разработке экскурсии ставлю и решаю комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Всю работу по проведению экскурсий осуществляю в три этапа.

1 этап – доэкскурсионная подготовка,

2 этап – непосредственное проведение экскурсии,

3 этап – обработка экскурсионного материала.

Планируя экскурсию, необходимо точно определить тему и цель, конкретизировать программное содержание, наметить объект экскурсии и маршрут. Определяя место экскурсии, необходимо учитывать физические возможности детей, сезон, особенности дороги, погоду. Следует заранее наметить последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, установить, в какой части экскурсии они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной следует заранее подобрать стихи, загадки, пословицы, игры.

За несколько дней до экскурсии необходимо провести с детьми небольшую беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать куда пойдут, что увидят, зачем, что нужно собрать.  Также следует обратить внимание на одежду детей, она должна быть с учётом погоды и сезона.

При проведении экскурсии следует учесть, что каждая экскурсия строится по определенному плану, то есть в ее состав входят:

  • вводная беседа,
  • коллективное наблюдение,
  • индивидуальные самостоятельные детские наблюдения  
  • сбор природного материала,
  • игры ребят с собранным материалом,
  • подведение итога экскурсии.

После возвращения с экскурсии собранный материал размещается  в уголке природы. Через 2-3 дня проводится занятие с использованием раздаточного материала  (рисование, лепка, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, заслушивание рассказов детей о том, где были и что делали).

В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий.

Конечно, большими помощниками в организации и проведении экскурсий являются родители. Родителей следует привлекать на всех этапах проведения экскурсии.

На этапе подготовки к экскурсии, прежде всего проведение различных консультаций. Основной целью, которых является пропаганда организации семейных походов в природу. После таких семейных походов дети с удовольствием делятся своими впечатлениями.

Многие родители принимают участие непосредственно в экскурсиях.

И самую большую роль выполняют родители  на этапе работы после экскурсии.  Совместно с родителями дети дома изготавливают поделки с использованием собранного природного материала для организации в группе выставок, оформляют своеобразные листы путешествий, в которых делятся своими впечатлениями или рассказывают, какое открытие они совершили.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

Список литературы:

  1. Мир природы и ребёнок/под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. ой. - СПб.: «Акцидент», 1998г.
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.  М.: Академия, 2001г.
  3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992г.
  4. Соломахина Г.И. Наблюдение за сезонными изменениями в природе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1995г.
  5. Богина Т.Л.: «Режим дня в детском саду» - М.: «Просвещение», 1987г.
  6. Каменева Л.А.:«Как знакомить дошкольников с природой» - М.: «Просвещение», 1983г.
  7. Каменева Л.А.:«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М.: «Просвещение», 1991г.
  8. Лучич М.В.: «Прогулки с детьми в природу» - М.: «Просвещение», 1969г.
  9. Мазурина А.Ф.:«Наблюдения и труд детей в природе» - М.: «Просвещение», 1976г.
  10. Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» - М.,«Просвещение», 1986г.
  11. Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» - М.,«Просвещение», 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников

Тема: «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г.Алексеевки  Белгородской обл....

Содержание работы в экологическом центре группы. Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое...

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопрос...

Работа с родителями. Беседа «Экскурсия в природу – важнейший фактор экологического воспитания у детей»

Роль родителей в  воспитании у детей любови к природе, расширение представлений об окружающем мире,  бережном отношении и умении ценить красоту и богатство родного края....