Познавательно-исследовательский проект.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelno.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

«Чудеса в песочнице».

Авторы проекта: Салангина Т.Г., Вепрева М.С.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели 2 младшей группы «Колокольчики».

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: сезонно-циклический, долгосрочный.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Актуальность: наблюдая за играми детей с песком, мы видим, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Выяснить представления детей о разнообразных качествах песка  (сыпучий,           сухой-мокрый,  легкий-тяжелый,  речной-морской…), способах действия с ним в зависимости от состояния.

Задачи: создать условия для поисково-познавательной деятельности детей. Расширить представления об объектах неживой природы. Развивать у детей сообразительность, любознательность в процессе наблюдений и в практическом экспериментировании с объектами. Побуждать детей делать элементарные умозаключения. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; умение играть сообща.

Проблема: Что нужно для игры в песок                                                                            

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желание, доброта, чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола покрасим  голубою краской.

Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленький набор возьмём в игру…

Подобно Богу, мы создадим свой мир чудес,

Пройдя  ПОЗНАНИЯ дорогу!  (Т.Грабенко).

Гипотеза: если дети будут больше знать о свойствах песка, то они смогут использовать обогащенные знания в повседневной жизни, и в дальнейшем обогащать приобретенные навыки работы с песком и пополнять познавательный опыт.

Ожидаемый результат: на основе пробуждения познавательной активности расширить спектр использования песка.

Ресурсное обеспечение: совочки, формочки, ведра, лейки, печатки, разные по форме и объему емкости и другой материал для экспериментально-опытнической деятельности.

Этапы:

Подготовительный  (накопление знаний)

Определение цели и задач проекта

Изучение литературы, подбор материала

Привлечение родителей к изготовлению пособий для уголка экспериментирования и песочницы на детской площадке

Выявление знаний детей о предметах неживой природы        (о песке)

Основной  (практическое экспериментирование)

Свойства песка: сухой-мокрый, сыпется-лепится.

Строится: горки, пирожки, постройки, рисунки и т.д.

Взаимодействует: с водой, солнцем (при испарении)

Превращается: в мокрый песок, сухой песок.

Игры с песком.

Заключительный (продукты проекта)

Составление схемы по свойствам песка

НОД «Песочные фантазии»

Информация для родителей «Пусть не сердится родитель, что измажется строитель»

Презентация уголка «Экспериментирования» в группе, приобретение пособия «Живой песок», обновление песочницы на детской площадке.

Оформление фотоальбома  «Вот так мы знакомились с удивительным песком».

Пополнение групповой библиотеки подборкой загадок, пословиц, поговорок о песке.

Составление картотеки: познавательные забавы, беседы, дидактические игры, наблюдения.

Беседа по ОБЖ «Когда песок друг, а когда враг».

Практическое экспериментирование (по свойствам песка):

Какой  песок сыпется через воронку?

Каким  песок становится при взаимодействии с водой?

Из какого песка можно строить?

Определи качество песка с закрытыми глазами?

На каком песке остается четкий рисунок?

Игры с песком:

Цель: развивать  пространственные представления , тактильную чувствительность, зрительное восприятие, образное мышление, произвольность, обогащать словарный запас  детей.

«Песочные струйки»;

«Вулкан»;

«Определи  с закрытыми глазами»;

«Узнай на ощупь»;

«Песочные фантазии на доске»;

«Приведи мельницу в движение»;

«Игры с палкой-пескомером»;

«Такие разные печатки»;

«Следы на песке»;

«Песочная кулинария»;

«Рисуем на песке водой»;

«Волшебные трубочки»;

«Цветной песок»;

«Живой песок»;

«Песочные часы»;

«Когда песок друг, а когда враг»;

«Игры с формочками и воронками»;

Босохождение по разному песку.

Библиография:

Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, Издательство «Учитель», 2008, Последнее издание 2011.

Аджи А.В. «Открытые мероприятия для детей второй младшей группы», ООО «Метода», Воронеж, 2014.

Гризик  Т.И. «Познавательное развитие детей 3-4 лет», Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2010.

«Ребенок в мире поиска (Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста)», под редакцией Дыбиной О.В., Москва, Творческий Центр СФЕРА, 2007.

Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка (занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром)», Москва, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2006.

Карпухина Н.А. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж, 2009.

Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях», Волгоград, Издательство «Учитель», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"

Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...