Организация краеведческих экскурсий
консультация по окружающему миру на тему
Консультация для воспитателей с рекомендациями по организации экскурсий по родному городу и его историческим местам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_kraevedcheskih_ekskursiy.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Подготовила:
Терешева О.В.,
зам. зав. по ВМР
МАДОУ д/с № 68
г. Калининграда
2014 – 2015 уч. год
Организация краеведческих экскурсий для детей дошкольного возраста.
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца”.
К.Паустовский
Главная цель дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.
Главными героями в истории ребенка оказываются близкие люди. Именно они становятся его проводниками в сложном и неоднозначном сложном мире, от них зависит избираемый путь. Поэтому в детском саду задача воспитателей в сотрудничестве с родителями создать все необходимые предпосылки для полноценного развития каждого ребенка, заложить фундамент уверенности в себе, своих силах и возможностях, умения бороться с трудностями.
Организация краеведческой работы как эффективное средство коммуникативного развития дошкольников наиболее актуальна, т. к. развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста направлено на подготовку к обучению, успешную адаптацию детей в школе, что невозможно без формирования основ коммуникативной компетентности дошкольников, развития их социальных навыков.
Цель организации краеведческой работы: развитие коммуникативных способностей дошкольников через коллективную деятельность в процессе подготовки и проведения краеведческих экскурсий.
В процессе работы решаются следующие задачи:
- привитие детям коммуникативных навыков в процессе коллективного труда и творчества;
- знакомство с окружающей природой и закономерностями её развития; формирование бережного отношения к природе;
- развитие продуктивной и репродуктивной речи детей в процессе составления описательных рассказов, монологической и диалогической речи;
- знакомство с памятными местами нашего города и предоставление возможности детям узнать много нового о сегодняшнем дне родного края;
- знакомство с известными историческими событиями, научить детей понимать их взаимосвязь.
Взаимодействие с родителями – предоставить информацию:
• о необходимости развития потребности детей общаться вне сада;
• о психологических особенностях детей дошкольного возраста;
• о важности развития коммуникативной культуры самих родителей;
• о некоторых приемах и подходах в работе с детьми по данному направлению.
Одним из основных условий коммуникативного развития является создание такой образовательной сферы, которая позволит осуществить полноценное развитие личности ребенка:
- достаточно высокая коммуникативная культура взрослых;
- предметно развивающая среда, создающая благоприятную атмосферу сотрудничества и общения (содержание учебных занятий и мероприятий, позволяющая детям свободно общаться).
Колоссальную роль в жизни наших детей играют краеведческие экскурсии. Краеведение — изучение определенного края, местности, её истории, археологии, биологии. Это познавательная для детей любого возраста область. Новые впечатления, новый багаж знаний, новые исследования наталкивают ребёнка на какие-то свои детские умозаключения, которые остаются в памяти надолго.
Экскурсия — посещение достопримечательностей, музеев — помогает закрепить пройденный материал и уже никогда его не забыть, ведь впечатления остаются на всю жизнь. Но прежде чем отправиться на такую экскурсию следует провести подготовительную работу (1 этап): дать ребятам представление о различных объектах— памятниках истории и культуры, зданиях, природных объектах, местах знаменитых событий и т.д. Дети с большим интересом слушают рассказ воспитателя, и с ещё большим нетерпением ждут краеведческую экскурсию. Сама экскурсия — это 2 этап.
Во время экскурсии необходимо удерживать внимание детей, чтобы после её окончания провести беседу (3 этап): это будут детские непосредственные впечатления от экскурсии, какие-то наблюдения. После беседы для закрепления материала (4 этап) с детьми можно заняться творчеством - создавать игры, рисунки, аппликации, лепку, поделки из природного материала, рассказ о путешествии, либо экологическую сказку с картинками. Фантазии нет предела.
Чем старше дети, тем дольше может длиться экскурсия:
средняя группа — тематические прогулки в соседний лесопарк, музей «Королевские ворота» в пределах улицы;
старшая группа — посещение музеев с выездом в центр города;
подготовительная группа — посещение музеев и памятников природы в других районах города.
Краеведческие экскурсии закладывают основы патриотического воспитания. Дети получают нравственные уроки поведения в социальном обществе. Прямой контакт с достопримечательностями города формирует в детях личность с собственным мнением, уважение к памятникам истории, археологии, архитектуры, природы. Дети начинают осознавать понятие «уникальности» своего родного края. Ребята, любуясь красотой природы, пополняют лексический запас слов, развивают чувство вкуса, обогащают эмоциональную сферу. У дошкольников расширяется кругозор, развивается воображение, фантазия. Дети придумывают больше творческих игр, которые воплощают в саду и дома.
Творческие работы свидетельствуют о первых ростках любви к малой Родине, о постепенном укреплении нравственно-патриотических основ, таких важных для взросления ребёнка! Краеведческие экскурсии помогают правильно воспитывать детей, и дают надежду на то, что следующие поколения будут бережно относиться не только к своему краю, но и ко всему окружающему миру. Каждый воспитатель в силе привить любовь к родному краю детским сердечкам, и помогут начать это нелегкое дело дидактические игры по краеведению.
Дидактические игры:
Как избежать неприятностей на природе.
Дидактическая задача: закрепить правила поведения в лесу, на водоёмах, на море.
Материалы: картинки с изображением опасных ситуаций на природе.
Ход игры: Воспитатель раздает картинки изображением опасных ситуаций на природе, а дети поочередно объясняют ситуацию, чего нельзя делать, и как надо было поступить.
Знакомьтесь, родной край.
Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о родном крае.
Материалы: фотографии с видами города, знаковыми историческими местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.
Ход игры: Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.
Назови памятники архитектуры.
Дидактическая задача: закрепить знания о памятниках, имеющих культурную и историческую ценность, созданных человеком (памятники писателям, врачам, выдающимся людям, музеи, вокзалы, библиотеки и др.).
Материалы: изображения памятников архитектуры, карта с районами города.
Ход игры: Дети выбирают памятники, созданные человеком, из всего многообразия достопримечательностей, и распределяют по районам города (Центральный, Ленинградский, Московский).
Красный огонек.
Дидактическая задача: закрепить знания о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.
Материалы: Красные книги растений и животных.
Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира Калининградской области те растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.
Конспекты занятий по краеведению
Тема «Мой детский сад»
Цели
- Систематизировать имеющиеся у детей знания о детском саде, о тех, кто работает в нем, какую работу выполняет.
- Развивать желание быть в детском саду.
- Развивать у детей элементарные навыки труда, используя алгоритм действий.
- Совершенствовать диалогическую речь.
- Воспитывать у детей внимательность и предупредительность друг к другу.
Лексика
- лесопарк,
- путешествие,
- карта,
- детский сад – любимый, родной.
Материал и оборудование
- Дидактическая кукла , технологические карты на каждого ребенка, фотографии помещений и территории детского сада.
- Дидактическая игра «Кто, что делает», оборудование хозяйственно-бытового труда.
- Карта «Страны Детсадии».
Структура и методические приемы
- Игровая ситуация «У нас в гостях кукла»;
- Слушание стихотворения Нодара Думбадзе «Сад».
Я думала и в правду,
Что сад – это сад.
Где бабочек ловят,
Едят виноград . . .
Ой, мамочка – мама,
Куда я пришла?!
Сажают детей
За обеденный стол!
Котлеты несут
И молочный кисель!
А после, как дома,
Уложат в постель!
Ой, мамочка,
Лучше вернемся назад, –
Я сама покажу,
Где находится сад!
Вопросы к детям
- Про какой сад рассказала кукла? (Детский)
- Вы можете рассказать кукле, где находится ваш детский сад?
- Как называется это место? Почему?
Дидактическая игра «Угадай и назови»
Дети, рассматривая фотографии участков и групп разных дошкольных учреждений, находят те, на которых изображен родной детский сад.
Воспитатель читает стихотворение:
Хорошо у нас в саду
Не дождусь, когда пойду.
– Мама, раньше разбуди,
Раньше в садик отведи!
Игровая ситуация: Путешествие по карте «Страны Детсадии» (Дети, используя кубик, продвигаются по карте от пункта к пункту, которыми обозначены интересные места в дошкольном учреждении. О том, в каком пункте находятся карты, дети сообщают: пантомимой, описанием, загадкой.)
Последний пункт на карте – «Загадочный ларец»
Детская игра «Все работы хороши»
В ларце находятся картинки с изображением предметов, орудий труда работников детского сада.
Дети отбирают картинки и называют кому это нужно для работы (кастрюли, ножи, чайник – повару; и т.д.)
Проблемный вопрос:
- Что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше и красивее?
Совместный хозяйственно-бытовой труд детей по технологическим картам.
Совместная деятельность:
- Беседа «Что такое детский сад?»
- Творческие игры в игровых центрах группы.
- Экскурсия по детскому саду.
- Труд на участках детского сада.
- Кормление животных в зооуголке.
- Встреча с поваром.
- Экскурсия на прачечную, в медицинский кабинет.
- Чтение.
- Концерт для малышей.
- Рисование «Наш любимый детский сад».
Взаимодействие с семьей:
- Беседа «Что ты знаешь о своем детском саде?»
- Совместное изготовление интерьерной игрушки для украшения группы.
- Совместный труд на участке детского сада.
- Совместное украшение группы к празднику.
Тема «Любимый город»
Цели
- Расширять представление детей об архитектурных достопримечательностях города;
- Закрепить понятие адреса.
- Формировать элементарные умения пользоваться планом.
- Вызвать желание делиться впечатлениями о своем городе.
- Находить красивые слова и определения для яркой его характеристики.
- Воспитывать «маленьких граждан», которые ценят красоту малой Родины.
Лексика
- район,
- улица,
- план,
- адрес,
- новостройки,
- жилой дом,
- архитектурное сооружение.
Материал к занятию
- конверт с рисунками детей,
- план района (на каждого ребенка),
Структура, методические приемы
- Игровая ситуация «Построй главную улицу» (из детских рисунков, изображающих впечатления от экскурсии по улице);
- Беседа «Мой адрес»;
- Видео экскурсия «Красивые постройки моего города»;
- Творческие рассказы-описания гидов;
- Проблемная ситуация «Почему про Калининград можно сказать: «Любимый город»?»;
Совместная деятельность
- Знакомство с планом города;
- Просмотр иллюстраций «Калининград»;
- Д/игра «Красивые слова – тебе, любимый город»;
- Рисование «Главная улица города»;
- Составление творческих рассказов, описаний о достопримечательностях города.
Взаимодействие с семьей
- Прогулки по городу;
- Фотовыставка «Мой город»;
- Беседы с детьми «Твои маршруты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности
Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....
Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности
Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Организация краеведческой работы с дошкольниками».
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край...
Консультация для воспитателей "Организация краеведческих экскурсий для детей старшего дошкольного возраста"
Материал для воспитателей...
Консультация «Организация краеведческих экскурсий для детей дошкольного возраста» Чернова Е.С.
Главная цель дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край....