Организация краеведческих экскурсий
консультация по окружающему миру на тему

Терешева Ольга Владимировна

Консультация для воспитателей с рекомендациями по организации экскурсий по родному городу и его историческим местам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_kraevedcheskih_ekskursiy.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Подготовила:

Терешева О.В.,

зам. зав. по ВМР

МАДОУ д/с № 68

г. Калининграда

2014 – 2015 уч. год

Организация краеведческих экскурсий для детей дошкольного возраста.

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца”.
 К.Паустовский 

     Главная цель дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.

     Главными героями в истории ребенка оказываются близкие люди. Именно они становятся его проводниками в сложном и неоднозначном сложном мире, от них зависит избираемый путь. Поэтому в детском саду задача воспитателей в сотрудничестве с родителями создать все необходимые предпосылки для полноценного развития каждого ребенка, заложить фундамент уверенности в себе, своих силах и возможностях, умения бороться с трудностями.

     Организация краеведческой работы как эффективное средство коммуникативного развития дошкольников наиболее актуальна, т. к. развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста направлено на подготовку к обучению, успешную адаптацию детей в школе, что невозможно без формирования основ коммуникативной компетентности дошкольников, развития их социальных навыков.

Цель организации краеведческой работы: развитие коммуникативных способностей дошкольников через коллективную деятельность в процессе подготовки и проведения краеведческих экскурсий.

В процессе работы решаются следующие задачи:

- привитие детям коммуникативных навыков в процессе коллективного труда и творчества;

- знакомство с окружающей природой и закономерностями её развития; формирование бережного отношения к природе;

- развитие продуктивной и репродуктивной речи детей в процессе составления описательных рассказов, монологической и диалогической речи;

- знакомство с памятными местами нашего города и предоставление возможности детям узнать много нового о сегодняшнем дне родного края;

- знакомство с известными историческими событиями, научить детей понимать их взаимосвязь.

Взаимодействие с родителями – предоставить информацию:

• о необходимости развития потребности детей общаться вне сада;

• о психологических особенностях детей дошкольного возраста;

• о важности развития коммуникативной культуры самих родителей;

• о некоторых приемах и подходах в работе с детьми по данному направлению.

     Одним из основных условий коммуникативного развития является создание такой образовательной сферы, которая позволит осуществить полноценное развитие личности ребенка:

- достаточно высокая коммуникативная культура взрослых;

- предметно развивающая среда, создающая благоприятную атмосферу сотрудничества и общения (содержание учебных занятий и мероприятий, позволяющая детям свободно общаться).

     Колоссальную роль в жизни наших детей играют краеведческие экскурсии. Краеведение — изучение определенного края, местности, её истории, археологии, биологии. Это познавательная для детей любого возраста область. Новые впечатления, новый багаж знаний, новые исследования наталкивают ребёнка на какие-то свои детские умозаключения, которые остаются в памяти надолго.

     Экскурсия — посещение достопримечательностей, музеев — помогает закрепить пройденный материал и уже никогда его не забыть, ведь впечатления остаются на всю жизнь. Но прежде чем отправиться на такую экскурсию следует провести подготовительную работу (1 этап): дать ребятам представление о различных объектах— памятниках истории и культуры, зданиях, природных объектах, местах знаменитых событий и т.д. Дети с большим интересом слушают рассказ воспитателя, и с ещё большим нетерпением ждут краеведческую экскурсию. Сама экскурсия — это 2 этап.

     Во время экскурсии необходимо удерживать внимание детей, чтобы после её окончания провести беседу (3 этап): это будут детские непосредственные впечатления от экскурсии, какие-то наблюдения. После беседы для закрепления материала (4 этап) с детьми можно заняться творчеством - создавать игры, рисунки, аппликации, лепку, поделки из природного материала, рассказ о путешествии, либо экологическую сказку с картинками. Фантазии нет предела.

Чем старше дети, тем дольше может длиться экскурсия:

средняя группа — тематические прогулки в соседний лесопарк, музей «Королевские ворота» в пределах улицы;

старшая группа — посещение музеев с выездом в центр города;

подготовительная группа — посещение музеев и памятников природы в других районах города.

     Краеведческие экскурсии закладывают основы патриотического воспитания. Дети получают нравственные уроки поведения в социальном обществе. Прямой контакт с достопримечательностями города формирует в детях личность с собственным мнением, уважение к памятникам истории, археологии, архитектуры, природы. Дети начинают осознавать понятие «уникальности» своего родного края. Ребята, любуясь красотой природы, пополняют лексический запас слов, развивают чувство вкуса, обогащают эмоциональную сферу. У дошкольников расширяется кругозор, развивается воображение, фантазия. Дети придумывают больше творческих игр, которые воплощают в саду и дома.

     Творческие работы свидетельствуют о первых ростках любви к малой Родине, о постепенном укреплении нравственно-патриотических основ, таких важных для взросления ребёнка! Краеведческие экскурсии помогают правильно воспитывать детей, и дают надежду на то, что следующие поколения будут бережно относиться не только к своему краю, но и ко всему окружающему миру. Каждый воспитатель в силе привить любовь к родному краю детским сердечкам, и помогут начать это нелегкое дело дидактические игры по краеведению.

Дидактические игры:

Как избежать неприятностей на природе.

Дидактическая задача: закрепить правила поведения в лесу, на водоёмах, на море.

Материалы: картинки с изображением опасных ситуаций на природе.

Ход игры: Воспитатель раздает картинки изображением опасных ситуаций на природе, а дети поочередно объясняют ситуацию, чего нельзя делать, и как надо было поступить.

 

Знакомьтесь, родной край.

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о родном крае.

Материалы: фотографии с видами города, знаковыми историческими местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.

Ход игры: Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.

 

Назови памятники архитектуры.

Дидактическая задача: закрепить знания о памятниках, имеющих культурную и историческую ценность, созданных человеком (памятники писателям, врачам, выдающимся людям, музеи, вокзалы, библиотеки и др.).

Материалы: изображения памятников архитектуры, карта с районами города.

Ход игры: Дети выбирают памятники, созданные человеком, из всего многообразия достопримечательностей, и распределяют по районам города (Центральный, Ленинградский, Московский).

 

Красный огонек.

Дидактическая задача: закрепить знания о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.

Материалы: Красные книги растений и животных.

Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира Калининградской области те растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.

Конспекты занятий по краеведению 

Тема «Мой детский сад»
Цели

  • Систематизировать имеющиеся у детей знания о детском саде, о тех, кто работает в нем, какую работу выполняет.
  • Развивать желание быть в детском саду.
  • Развивать у детей элементарные навыки труда, используя алгоритм действий.
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Воспитывать у детей внимательность и предупредительность друг к другу.

Лексика

  • лесопарк,
  • путешествие,
  • карта,
  • детский сад – любимый, родной.

Материал и оборудование

  • Дидактическая кукла , технологические карты на каждого ребенка, фотографии помещений и территории детского сада.
  • Дидактическая игра «Кто, что делает», оборудование хозяйственно-бытового труда.
  • Карта «Страны Детсадии».

Структура и методические приемы

  • Игровая ситуация «У нас в гостях кукла»;
  • Слушание стихотворения Нодара Думбадзе «Сад».

Я думала и в правду,
Что сад – это сад.
Где бабочек ловят,
Едят виноград . . .
Ой, мамочка – мама,
Куда я пришла?!
Сажают детей
За обеденный стол!
Котлеты несут
И молочный кисель!
А после, как дома,
Уложат в постель!
Ой, мамочка,
Лучше вернемся назад, –
Я сама покажу,
Где находится сад!

Вопросы к детям

  • Про какой сад рассказала кукла? (Детский)
  • Вы можете рассказать кукле, где находится ваш детский сад?
  • Как называется это место? Почему?  

Дидактическая  игра «Угадай и назови» 
Дети, рассматривая фотографии участков и групп разных дошкольных учреждений, находят те, на которых изображен родной детский сад.
Воспитатель  читает стихотворение: 
Хорошо у нас в саду
Не дождусь, когда пойду.
– Мама, раньше разбуди,
Раньше в садик отведи!
Игровая ситуация: Путешествие по карте «Страны Детсадии» (Дети, используя кубик, продвигаются по карте от пункта к пункту, которыми обозначены интересные места в дошкольном учреждении. О том, в каком пункте находятся карты, дети сообщают: пантомимой, описанием, загадкой.)
Последний пункт на карте – «Загадочный ларец»
Детская игра «Все работы хороши» 
В ларце находятся картинки с изображением предметов, орудий труда работников детского сада.
Дети отбирают картинки и называют кому это нужно для работы (кастрюли, ножи, чайник – повару; и т.д.)
Проблемный вопрос:

  • Что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше и красивее?

Совместный хозяйственно-бытовой труд детей по технологическим картам.
Совместная деятельность:

  • Беседа «Что такое детский сад?»
  • Творческие игры в игровых центрах группы.
  • Экскурсия по детскому саду.
  • Труд на участках детского сада.
  • Кормление животных в зооуголке.
  • Встреча с поваром.
  • Экскурсия на прачечную, в медицинский кабинет.
  • Чтение.
  • Концерт для малышей.
  • Рисование «Наш любимый детский сад».

Взаимодействие с семьей:

  • Беседа «Что ты знаешь о своем детском саде?»
  • Совместное изготовление интерьерной игрушки для украшения группы.
  • Совместный труд на участке детского сада.
  • Совместное украшение группы к празднику.

Тема «Любимый город»
Цели

  • Расширять представление детей об архитектурных достопримечательностях города;
  • Закрепить понятие адреса.
  • Формировать элементарные умения пользоваться планом.
  • Вызвать желание делиться впечатлениями о своем городе.
  • Находить красивые слова и определения для яркой его характеристики.
  • Воспитывать «маленьких граждан», которые ценят красоту малой Родины.

Лексика

  • район,
  • улица,
  • план,
  • адрес,
  • новостройки,
  • жилой дом,
  • архитектурное сооружение.

Материал к занятию

  • конверт с рисунками детей,
  • план района (на каждого ребенка),

Структура, методические приемы

  • Игровая ситуация «Построй главную улицу» (из детских рисунков, изображающих впечатления от экскурсии по улице);
  • Беседа «Мой адрес»;
  • Видео экскурсия «Красивые постройки моего города»;
  • Творческие рассказы-описания гидов;
  • Проблемная ситуация «Почему про Калининград можно сказать: «Любимый город»?»;

Совместная деятельность

  • Знакомство с планом города;
  • Просмотр иллюстраций «Калининград»;
  • Д/игра «Красивые слова – тебе, любимый город»;
  • Рисование «Главная улица города»;
  • Составление творческих рассказов, описаний о достопримечательностях города.

Взаимодействие с семьей

  • Прогулки по городу;
  • Фотовыставка «Мой город»;
  • Беседы с детьми «Твои маршруты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Организация краеведческой работы с дошкольниками».

Изучение краеведения воспитывает  стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край...

Консультация «Организация краеведческих экскурсий для детей дошкольного возраста» Чернова Е.С.

Главная цель дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край....