КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: ЗИМА
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема: «Идет волшебница зима…»
Программные задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; (образовательная область «Познание»);
- продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; (образовательная область «Познание»);
- учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе; (образовательная область «Познание»);
- учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга; (образовательная область «Познание»);
- приобщать детей к русской национальной культуре, опираясь на пословицы, поговорки и народные сказки; (образовательная область «Чтение художественной литературы»);
- продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности; (образовательная область «Познание»);
- продолжать учить самостоятельно работать с ножницами, бумагой и клеем; (образовательная область «Художественное творчество»).
Развивающие:
- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы; (образовательная область «Познание»);
- развивать воображение и мимику; (образовательная область «Социализация»);
- развивать способность детей двигаться, сочетая движения и музыку; (образовательная область «Музыка»).
Воспитательные:
-воспитывать чувства культуры правильного поведения на занятиях; (образовательная область «Социализация»);
- воспитывать чувство эпатии к родной природе (образовательная область «Социализация»).
Оздоровительные:
- регулировать смену деятельности; (образовательная область «Здоровье»);
- чередовать активные и статические позы; (образовательная область «Здоровье»);
- снять мышечный тонус с помощью физкультминутки; (образовательная область «Здоровье»).
Оборудование:
- магнитофон;
- аудиозапись фрагмента из песни «Три белых коня»;
- иллюстрации с изображением зимней природы: Л.И. Бродская «Морозное утро», И.Э. Грабарь «Иней»;
- аудиозапись;
- магнитная доска;
- мольберт;
- картинки с изображением месяцев: декабрь, январь, февраль;
- ножницы;
- бумага;
- клей;
- подушки 8 шт.;
- синтепон;
- декоративная трава;
- стеклянные банки 2 шт.;
- снег;
- шарф;
- снежки.
Предварительная работа:
- разучивание подвижной игры для физкультминутки;
- обучение вырезанию снежинок из бумаги.
Ход занятия
- Доброе утро! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший день!
- мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах.
- Где мы были в прошлый раз?
Ответы детей: в прошлый раз мы были в смешанном лесу.
- Какие деревья встречаются в смешанном лесу?
Ответы детей: в смешанном лесу встречаются лиственные и хвойные деревья.
- Ребята, а что изображено на картине (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса).
Ответы детей:
На картине изображена зима,
На картине изображен зимний лес.
- Послушайте стихотворение о зиме и зимних месяцах:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
- А теперь, давайте поскачем под музыку как белые скакуны и вспомним все зимние месяцы. (Дети встают по трое и скачут на стульчики).
- Ребята, отгадайте загадку:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год!
Ответы детей: декабрь.
Воспитатель показывает картинку с изображением декабря.
- Декабрь – первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».
- Как вы думаете, почему люди так говорили?
Ответы детей: в декабре снег только начинает землю покрывать, а мороз землю морозит на всю зиму.
- Скажите, а в какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз?
Ответы детей: в безветренный день мороз переносится легче.
- С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году.
- В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».
- Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей: в декабре все реки покрываются льдом, выпадает много снега и т.д.
Воспитатель ответы детей показывает на картинке.
- Послушайте загадку про следующий месяц:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это?
Ответы детей: январь.
Воспитатель показывает картинку с изображением января.
- Январь – второй месяц зимы. В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». И ещё: «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес».
- Что бы это значило?
Ответы детей: в январе день прибавляется очень медленно, но все равно дни становятся длиннее, чем в декабре.
- А греет ли январское солнце?
Ответы детей: январское солнце светит очень ярко, но не греет.
- Январь считается самым холодным месяцем года.
- В народе говорят: «В зимний холод всякий молод».
- В какой сказке мужик мороза не испугался?
Ответы детей: в сказке «Два мороза».
- Почему он даже разделся в сильный мороз?
Ответы детей:
- Зима - время веселых детских игр. Давайте и мы с вами поиграем в одну из них (дети встают на физкультминутку).
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
Потом в лес все побежали
И в снежки играть мы стали.
(Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом играют в снежки).
(После физкультминутки дети садятся на свои места).
- Ребята, вот еще одна картинка (воспитатель показывает картинку с изображением февраля). Послушайте загадку:
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
Ответы детей: февраль.
- В феврале зима с весной встречается. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга».
- Люди приметили, что 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям.
- В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга.
- Как вы думаете, что такое метель?
Ответы детей: ветер со снегом.
- Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала.
- Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг.
Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.
- Скажите, как можно описать каждый месяц?
Ответы детей:
Декабрь – это самый темный месяц года.
Январь – это самый холодный месяц года.
Февраль – это самый ветреный месяц года. В этом месяце очень часто бывают метель, вьюга, пурга.
- Ребята, а из чего получается метель, вьюга, пурга?
Ответы детей: из снега, снежинок.
- Давайте сейчас мы как снежинки полетим за столы и там их сделаем из бумаги:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
(Дети под музыку кружатся, проговаривают слова, делают плавные движения руками и идут садиться на стульчики за столы вырезать снежинки).
- Какие красивые у вас получились снежинки, давайте из ваших снежинок сделаем одеяло (дети свои снежинки прикрепляют на лист ватмана).
- Посмотрите, какое красивое у нас получилось снежное одеяло.
- А вот у нас есть снежный сугроб, давайте посмотрим, что под ним находится? (воспитатель обращает внимание детей на сугроб, который сделан из подушек).
- Давайте присядем на подушечки (дети разбирают подушки и находят под ними зеленую травку).
- Ребята, а что это такое?
Ответы детей: это зеленая трава.
- Как же она могла сохраниться под снегом?
Ответы детей: слой снега не пропускает холод.
- Правильно и поэтому снег называют снежным одеялом, а в какой сказке травка под снегом отдыхала?
Ответы детей: в сказке «Рукодельница и ленивица».
- Помните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить?
Ответы детей: девочка стала грустить весной.
- Почему?
Ответы детей: солнце стало пригревать, и она начала таять.
- Представьте себе, что снегурочка надела шубу, шапку, шарф, как вы думаете, она быстрее растает или нет?
Ответы детей:
Снегурочка растает от жары быстро. (Ответ неверный).
Снегурочка будет таять долго, потому что одежда не даст пробраться жаре.
- Теперь давайте узнаем кто из вас прав. Помните, перед занятием мы с вами наполнили две баночки снегом, а одну из них завернули в теплый шарф. Сейчас мы посмотрим, что с ними стало. (Воспитатель берет две баночки, наполненные снегом).
- Что мы видим? Снег, который лежал в баночке без шарфа, растаял, а снег, который лежал в баночке, завернутой в шарф, не растаял.
- Почему, как вы думаете?
Ответы детей: шарф не пропустил комнатное тепло к снегу.
- Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали?
Ответы детей: сегодня мы разговаривали о зиме.
- Какие зимние месяцы мы вспомнили?
Ответы детей: декабрь, январь, февраль.
- Какие природные явления мы научились различать?
Ответы детей: мы научились различать метель, вьюгу, пургу.
- Для чего нам это пригодится?
Ответы детей: одеваться соответственно сезонным изменениям в природе.
- Мы узнали много народных пословиц, вспомнили народные сказки. А в следующий раз мы с вами познакомимся с изделиями, которые люди делают своими руками.
- Дети, желаю вам оставаться всегда здоровыми и уметь наблюдать за красотой родной природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по окружающему миру в старшей группе на тему: «В гости к нам пришла Зима!»
Цели занятия:1. Закрепить и обобщить знания детей о зиме.2. Познакомить детей с произведениями о зиме русских художников и поэтов.3 .Развивать познавательный интерес.4. Формировать способность видеть ...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Знакомим детей с зимующими птицами....
Конспект Занятия по Окружающему миру в старшей группе, на тему: Зимушка-зима.
Конспект на тему "Зимушка-зима"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: "Поможем птицам зимой"
Окружающий мир...
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе на тему «Зима и зимние забавы».
Цель: уточнение представления детей о зиме, зимних играх и забавах. Образовательные задачи:закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;Развивающие задачи:расширять и активизировать слова...
Занятие по окружающему миру в старшей группе на тему "Зима"
Задачи:• Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;• Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия;• Развиват...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему "Зима".
Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания детей о зиме, как времени года.Задачи:Образовательные:- Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;- Обобщить и расширить знания дет...