Конспект организации непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в мир музеев» (для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: формирование представлений о назначении и видах основных музеев Саратовской области.
Задачи:
Образовательные: учить воспитанников выделять разные виды музеев, пополнять словарный запас детей (музей, коллекция, археолог).
Развивающие: развивать воображение, зрительную память; навык в создании оттиска монеты, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к прошлому и желание хранить и беречь старинные ценности, расширять представления о правилах поведения в музее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzei.docx | 39.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организации непосредственной образовательной деятельности
«Путешествие в мир музеев»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: формирование представлений о назначении и видах основных музеев Саратовской области.
Задачи:
Образовательные: учить воспитанников выделять разные виды музеев, пополнять словарный запас детей (музей, коллекция, археолог).
Развивающие: развивать воображение, зрительную память; навык в создании оттиска монеты, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к прошлому и желание хранить и беречь старинные ценности, расширять представления о правилах поведения в музее.
Оборудование: презентация с изображением различных музейных экспонатов; иллюстрации и фотографии, на которых отражено, как работают археологи и каким оборудованием они пользуются, мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал: простые карандаши, мелки, пастель, фломастеры, цветные карандаши, старинные монеты, бумажные листы, ножницы.
Предварительная работа: беседа о музеях, о работе археологов, просмотр видеороликов.
Словарная работа: коллекция, музей, исторический, краеведческий, художественный, археолог.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС: познавательное, социально - коммуникативное, речевое, физическое, художественно – эстетическое.
Этапы | Деятельность педагога | Интеграция областей | Деятельность детей |
Мотивационно- ориентировочный этап | Воспитатель: - Скажите, ребята, у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните? Воспитатель: - У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем – то приятном. Людям всегда хотелось сохранить что – то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям и внукам. Другие собирали книги, посуду, игрушки и т. д. Воспитатель:- Кто-нибудь знает, как называется большое количество каких-то определенных предметов? Правильно это коллекция. Повторите это слово все вместе. Показ коллекций на слайдах Воспитатель:- Есть коллекции марок, игрушечных автомобилей, бабочек. Есть коллекции картин, монет и др.Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции. Воспитатель: - Ребята, а как называется помещение, где можно посмотреть различные древние предметы, картины? Верно, это музей. Повторите это слово. Воспитатель: -Ребята, я вас приглашаю в увлекательное путешествие в мир музеев. | Познавательное Речевое Познавательное Речевое | Варианты ответов детей Варианты ответов детей. Дети повторяют слово хором и индивидуально. Дети рассматривают, обсуждают. Варианты ответов детей. Дети повторяют слово хором и индивидуально. |
Основной этап | Воспитатель: -Ребята, сейчас мы прогуляемся с вами по музеям нашей Саратовской области. Но перед этим я хочу узнать у вас, какие правила нужно соблюдать в музее? Воспитатель: - Нельзя трогать музейные экспонаты руками. Как вы думаете почему? Воспитатель: Перед тем как мы отправимся в путешествие, я вам предлагаю немного набраться сил. Вставайте все в круг. Физминутка Дружно встали - раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце - руки в боки. Наклонившись влево, вправо, Влево, вправо, Влево, вправо. Получается на славу! А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели - вновь за дело. Виртуальная экскурсия по музеям (презентация) Воспитатель: Сейчас существует много разных музеев. Рассмотрим некоторые виды музеев. Музеи бывают исторические. - Расскажите, а что интересного можно узнать в Историческом музее? Можно узнать об истории страны, города, народа, о том, как создавали и заселяли города. - Какой материал может храниться в таком музее? Материалы и фотографии предметов, найденных во время археологических раскопок, военная техника. В городе Саратове находится Музей боевой и трудовой славы, он расположен в одном из живописных уголков города Саратова в Парке Победы на Соколовой горе. В этом музее хранятся знамена, награды, вооружение и техника, коллекции о саратовцах, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Можно увидеть выставку «Поезд милосердия». Выставка размещена в военно-санитарном вагоне, на ней представлены медицинские инструменты, предметы быта военного времени. Экспонаты выставки рассказывают о самоотверженном труде работников железнодорожного транспорта и медицины в годы Великой Отечественной войны. Также в этом историческом музее работает выставка «Парк Победы - символ славы, нам вечно о героях говорит» - это выставка военной и гражданской техники под открытым небом. Это макет бронепоезда, вагон военно-санитарного поезда. аптека-перевязочная, полевая кухня, полевые и противотанковые пушки и др. Воспитатель: - Бывают краеведческие музеи. - О чем можно узнать в Краеведческом музее? Можно узнать о каком-нибудь крае, о его жителях, как они живут, что едят, какими орудиями пользуются, что носят, какие животные и полезные ископаемые есть в этой местности. Воспитатель: Саратовский областной музей краеведения – один из старейших музеев России. В этом музее можно увидеть интересные выставки исторических находок, археологических коллекций, коллекций монет и предметов быта. Выставка «Дорога в космос». В основу выставки «Дорога в космос» положена коллекция, которая начала формироваться буквально на следующий день после полёта первого космонавта. Посетители могут увидеть телефон, по которому герой космоса докладывал о своем благополучном приземлении правительству, первые автографы, кусочки шёлка от его парашюта, газеты, вышедшие в день полёта. Главным экспонатом выставки является самолёт ЯК-18, на котором Юрий Гагарин учился летать. Воспитатель: Также в этом музее представлена выставка «Природные раритеты». Выставка посвящена редким и исчезающим видам животных и растений, занесенным в Красную книгу Саратовской области. Здесь представлено около 200 экспонатов. Здесь можно увидеть, какие животные и растения не так давно были распространены в нашей области, а теперь встречаются крайне редко или существуют только в виде музейных чучел, гербариев и коллекций. Воспитатель: - Бывают художественные музеи. - Что можно увидеть в художественном музее? Можно увидеть произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Воспитатель: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева принадлежит к числу старейших музеев России. Музей располагает коллекцией древнерусского искусства, в которую входят иконы, скульптуры и предметы церковной утвари, старопечатные книги, коллекцией картин знаменитых художников. Также здесь представлены коллекции глиняных игрушек, народных промыслов – хохлома, гжель, городец и др. | Социально - коммуникативное Речевое Речевое Физическое Познавательное Речевое Познавательное Речевое Познавательное Познавательное Речевое Познавательное | Варианты ответов детей: В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям. В музее следует внимательно слушать экскурсовода: тогда ты узнаешь много интересного. Варианты ответов детей. Дети выполняют движения за воспитателем. Варианты ответов детей. Дети рассматривают, обсуждают, задают вопросы. Варианты ответов детей: Варианты ответов детей. Дети рассматривают, обсуждают, задают вопросы. Дети рассматривают, обсуждают, задают вопросы. Варианты ответов детей. Дети рассматривают, обсуждают, задают вопросы. |
Рефлексивно- оценочный этап | Воспитатель: -А сейчас, я вам предлагаю стать всем археологами. Кто такие археологи? Люди, которые добывают различные экспонаты для музея, называются археологами. Воспитатель: -Скажите, пожалуйста, а как работают археологи и какое оборудование они используют в своей работе? Давайте составим небольшой рассказ по картинам. (Археолог занимается раскопками построек, оружий, украшений, посуды и всего того, чем пользовались древние люди. Работа у археолога важная и тяжелая) Воспитатель: Мы будем создавать оттиск монет для нашего музея, для того чтобы их рисунок сохранился на долгие века. (На столе лежат заранее приготовленные на каждого воспитанника материалы: монеты, листок бумаги, ножницы, карандаши, фломастеры, ластик, мелки, пастель. Воспитатель показывает, как следует выполнить оттиск монет. - Ребята, вы самостоятельно выбираете материал, из которого хотите сделать оттиск. Подведение итога. Оценка деятельности детей. | Речевое Речевое Познавательное Художественно - эстетическое | Варианты ответов детей Варианты ответов детей Дети составляют небольшой рассказ по картинам. Дети слушают объяснение воспитателя. Дети выполняют задание, вырезают получившиеся монеты, кладут в шкатулку, в которой они будут храниться. |
Список используемой литературы:
1. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник - 4-е изд. - М. : Советский спорт, 2003.
2. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. - М. :ЦРИБ «Турист».
3. Музей и школа: Пособие для учителя. \Е. Г. Ванслова, А. К. Ламунова, Э. А. Павлюченко; Под ред. Т. А. Кудриной - М. :1985.
4. Музейные термины. /Сб. трудов Центрального музея Революции СССР: Терминологические проблемы музееведения. - М. :1986.
5. Российская музейная энциклопедия: В 2-х томах. - М. :2001.
6. http://www.comk.ru/ Сайт Саратовского областного музея краеведения.
7. http://radmuseumart.ru/ Сайт Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.
8. http://www.sargmbs.ru/ Сайт Саратовского государственного музея боевой и трудовой славы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности ""Путешествие в цветочную страну" для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе импровизации во всех видах музыкальной деятельности. К конспекту п...
«Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.»
В материале предлагаются формы работы по организации деятельности по ФЭМП...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Путешествие в мир времени»
Данный материал предназначен для закрепления у детей временных представлений....
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний сад» (с использованием проектной технологии)
Образовательное событие,которое направлено по познавательно-речевому развитию...
Организация непосредственно-образовательной деятельности по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира. Задачи приоритетной образовательной области: способствовать добровольному прис...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Путешествие в страну ПДДейку».
Конспект непосредственно образовательной деятельности...
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности на тему: «Казачий курень» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности на тему: «Казачий курень» для детей старшего дошкольного возраста.Цель:- приобщение дошкольников...