Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности на тему: «Казачий курень» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности на тему: «Казачий курень» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
- приобщение дошкольников к культуре донского края; расширение представления детей о быте казаков в далеком прошлом; ознакомление детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов; закрепление знаний о казачьей кухне, правильном рациональном питании;
- развитие и обогащение словарного запаса и пополнение его новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта; активизирование в речи детей таких слов как : курень, казаки, станица;
- прививание уважение к традициям родного народа; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
1. Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма к Родине;
- воспитание любви к своей малой Родине;
- воспитание чувства гордости за свой народ.
2. Образовательные:
- формирование знания об истории возникновения казачества;
- обобщение и систематизирование знания о культуре и быте казаков.
2. Развивающие:
- развитие внимания, памяти;
- прививание бережного отношения к традициям родного края;
- развитие и обогащение словарного запаса.
Словарная работа: курень, казаки, икона, прялка, лампасы, чугунок.
Предварительная работа с детьми: изучение карты Ростовской области; выставка детских рисунков; изготовление макета казачьего куреня; разучивание игры «Передай нагайку»; рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков; беседа о том, как жили казаки в старину; разучивание пословиц о доме и семье, стихотворений о казаках и родном крае.
Методические приемы: показ, объяснение, беседа, игра.
Ход:
Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Дети: Здравствуйте
Воспитатель: А как казаки отвечали на приветствие: «Здорово дневали, казачата?»
Дети: Слава Богу
Воспитатель начнем нашу беседу с просмотра видеоматериала о реке Дон и чтения стихотворения «Весна в степи на Дону» Евгения Крыщенко
Тихий Дон разливается тихо.
И ничем по весне не сдержать.
По-казачьи, задорно и лихо,
Предъявляя могучую стать.
Берега, что в верховьях крутые,
Заросли вековым камышом.
Пейзажи донские родные
Входят в душу прекрасным стихом.
Растянулись вдоль Дона станицы,
Белизною блестят курени.
Чернобровы донские девицы,
И отважны донцы-молодцы.
Знайте: дороже золота Мне батюшки Дона вода. Милая моя Родина, Как я люблю тебя!
Воспитатель: - Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: - О Родине. О нашей реке Дон.
Воспитатель: - А мы с вами где живем? Где наша Родина? Дети: - Наша Родина Донской край, Ростовская область.
Слайд №2, №3
Воспитатель: - А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Дети: - Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.
Воспитатель: - Река Дон - одна из крупнейших рек на юге России. - А как назывались люди, которые в далеком прошлом завоевали этот край и селились на берегу Дона? -
Дети - казаками.
Воспитатель: А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?
Дети: Казаки свободные, вольные люди. Они были воинами, защитниками Родины. Они освободили Донской карай от татарского нашествия.
Воспитатель: Ребята как вы понимаете эту пословицу? Мой дом – моя крепость.
Дети: Дом – это защита, там тепло, уютно, живут родные люди
Воспитатель: Дети, а кто знает, как называется казачий дом?
Курень - по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. В давние времена казаки строили землянки : рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей. Потом дома стали строить из дерева и камня.
Казаки народ дружный и каждый из них спешит на помощь друг к другу, так и при строительстве дома собирается вся станица и за помощь никаких денег не берут, а помогают от чистого сердца. Я вам сейчас покажу предметы, которые обязательно должны были присутствовать при строительстве дома. А вы попробуйте определить их назначение. Воспитатель достает из сундучка (Перья, монеты, куски шерсти, полотенце, крест). Как вы думаете, для чего нужны перья и шерсть?
Дети (Чтобы хозяйство водилось)
- Правильно, молодцы! При закладке фундамента в него бросали перья и шерсть.
Для чего нужны монеты?
Дети (Чтобы деньги водились)
Верно. Монетки закладывались под матицу. Матица это несущее бревно для крыши. Бревно поднимали не руками, а на полотенце. Почему они так делали?
Дети (Чтобы в доме не было пусто)
В переднем углу дома вмуровывали крест. Кто подскажет? Зачем?
Дети (Чтобы Бог помогал)
Ребята, какие же материалы использовали казаки для строительства дома?
Дети (Солома, бревна, камыш)
Казаки строили себе жилье из самана. Саман это кирпич из глины с примесью соломы).Для строительства дома выбирали сухую, теплую солнечную погоду. Как вы думаете, почему?
Дети (Дом крепче будет)
Вы совершенно правы. На строительство дома собиралась вся станица мужчины, женщины и дети. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали из нее кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены. Кладку обмазывали глиной. Внутри и снаружи обязательно белили. Потому что белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крышу крыли камышом или соломой. Пол в доме делали глинобитным. Позже дома стали строить из дерева и камня. И назывался такой дом - Курень. «Курень» по-монгольски означает – круглый. Комнаты строили со смежными комнатами, так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Затем дома стали строить из двух этажей. (Первый этаж - полуподвальное помещение – низы, второй – верхи). Окна от жары закрывались ставнями – деревянными дверцами. У дома еще были балясы. Это деревянный мостик вокруг дома, по нему можно было пройти и закрыть или открыть ставни.
У куреня находился палисадник, где казачки выращивали цветы. В конце двора был баз, где жил скот. Обязательно был огород, где выращивали овощи и фрукты.
Каждый казак строил свой дом, где хотел. Станица представляла из себя множество домов, рассеянных по балке, берегу реки, степи.
- Молодцы! Много вы узнали из казачьей жизни мужчин и женщин! С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Физминутка:
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри.
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки. (Ходьба.)
Кто за казаком идет,
В поводу, в поводу.
То коня казак ведет
Под узду, под узду. (На носочках.)
Скачет резво конь лихой
С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком. (Скачут.)
Будем мы с моим конем на границе стоять,
Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Молодцы, ребята!
Воспитатель: - Ребята, а Вы хотите побывать в казачьей хате и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. (Выслушивает ответы детей). Если Вы готовы, то сейчас мы с вами побываем в казачьей курене.
Воспитатель обращает внимание детей на первую комнату. Зала, парадная. Здесь собиралась вся семья, встречали гостей, пили чай из «гостевой» посуды. Посмотрите, в этой комнате все стены увешаны оружием, круглый стол с красивой, вязаной скатертью стоит.
ВТОРАЯ КОМНАТА Кунацкая
А эта комната называется спальня, казаки её называли домушка.
Здесь стоит большая кровать с горой перин и подушек. А еще сундук стоит, люлька возле кровати висит. Прялка стоит у кровати и долгими зимними вечерами казачка пряла пряжу.
Воспитатель: Давайте перейдём с вами в следующую комнату. эта комната, которую мы сейчас называем «кухня», у казаков носила совсем другое название - «стряпка».
Без печки курень - не курень
В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке-каменке. А еще каменка обогревала дом, на ней сушили одежду, и обувь, грибы и ягоды. На печке-каменке можно было спать.
Для того, чтобы вы лучше узнали об этой комнате и правильно смогли её обустроить, я предлагаю вам отправиться в настоящую казачью стряпку.
Воспитатель: Здесь казачка стряпала - готовила еду. А готовую еду называли словом «СТРЯПНЯ». Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить. Не зря на Дону казаки говорят : «Как ложкой, так и шашкой».
Воспитатель: - Казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курени в углу всегда висела икона. Казаки по праздникам и воскресеньям всегда ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Казачья еда была очень полезной.
Дети: - В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили и запекали рыбу. А еще варили холодец, различные каши, студень, лапшу, пекли кулебяки, пироги, хлеб, варили компот из сухофруктов.
Воспитатель: - Компот из сухофруктов называли узвар. И у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов. В наше время казачья кухня очень популярна и очень полезна. Воду казачки носили с утра, каждый раз по два ведра.
Воспитатель: - А еще ребята в каждой семье посредине хаты стоял стол. Вокруг стола стояли лавки. На столе всегда стоял самовар, казачки любили заваривать чай из трав. Давайте и мы с вами заварим чай из трав и угостим гостей.
Воспитатель: - Еду готовили на печке в чугунках. А ставили чугунки в печь ухватом. Посуда была из глины, ложки были деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами.
Воспитатель: - А что это за ящик у Вас стоит?
Дети: - Это не ящик, а сундук, в котором казаки хранили свои вещи (открывают сундук, достают наряды, показывают гостям.) Воспитатель: - Что стало украшением в курене?
Дети: - Кровать стала украшением дома. Ее застилали покрывалами – лоскутным одеялом. На кровати возвышалась гора из подушек под накидками. В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи.
Воспитатель: - Ребята кто из Вас знает, что считалось главным украшением у казаков?
Дети: - Главным украшением считалось оружие: шашки, сабли, винтовки.
Воспитатель: - Правильно. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно. Порядок в доме соблюдали все члены семьи.
Воспитатель: - Красиво было в казачьем курене, все вещи сделаны с большой любовью и своими руками.
Воспитатель: - А какая одежда была у казаков и казачек! Дети: - Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. Казаки носили широкие штаны - шаровары и кафтан, на голове носили шапку, фуражку, на ногах сапоги. Шашку, кинжал и вешались казаку на пояс.
Дети: - Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшались оборками и кружевом, а кофты тесьмой, вышивкой и бисером. Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы.
Воспитатель:- Казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища. Давайте и мы с вами поиграем в игру!
Игра «Передай нагайку».
Воспитатель: - Посмотрите, что это за казачий экспонат?
Дети: - Нагайка.
Воспитатель: - Для чего служила нагайка казакам?
Дети: - Нагайка - короткая плеть, служила оружием.
Воспитатель: - Я предлагаю поиграть в игру «Передай нагайку».
Дети стоят в кругу по цепочке, передают нагайку под музыку. По команде воспитателя: «стоп!» у кого в руках к этому времени оказалась нагайка, тот отвечает на вопрос.
Вопросы:
- Как называли предводителя войска казаков? (Атаман).
- Как назывался казачий населенный пункт? (Станица).
- Как называется казачья шапка? (Папаха, фуражка)
- Какое оружие было у казаков? (Шашка).
- Как называется казачий дом? (Хата, курень)
- Лучший друг казака? (Конь) - Как у казаков назывался рыбий суп? (Уха).
- В чем готовили казачки еду? (Чугунках)
- Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей? (Печь).
-Любимое угощенье казачат? (Пряник).
Воспитатель: - Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие законы должны соблюдать казаки с детства?
Дети: - Любить и защищать Родину, с уважением относиться к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. К отцу и матери обращались только на Вы. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Не разрешалось в присутствии старших сидеть, разговаривать, курить. Старшим и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях.
Воспитатель: - А теперь давайте вспомним какие Вы знаете пословицы о казаках.
Дети: - Казак и в беде не плачет.
- Атамана из плохого казака не получиться.
- Где враг, там и казак.
- Казак без службы - не казак. - Коли казак - так с Дону. - Казака и под рогожкой видать. Казак -Воспитатель : - А как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки?
Дети: - На службе, в боях, в походах.
Воспитатель: - А на чем ездили казаки?
Дети: - На конях. У казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были самыми верными их друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде.
Итак, ребята, мы сегодня с вами частично соприкоснулись к жизни донских казаков, я вам желаю быть настоящими казачатами – детьми своего края, Донской земли! Любить, уважать, защищать свой край.
Спасибо за урок, за вашу работу, внимание. (Поощрения).
глиняном горшке. Ну а чай пили из самовара. - Запомните названия посуды
казаков.
Дети повторяют.
Казачка. А по вечерам песни пели. Звучит казачья песня.
Воспитатель вносит куклу Федотку.
В. Ребята, расскажите Федотке как называется казачий дом? В чем казачки
готовили еду? Чем вынимали горшок из печки?
Казачка. Молодцы, ребята. Приходите еще.
глиняном горшке. Ну а чай пили из самовара. - Запомните названия посуды
казаков.
Дети повторяют.
Казачка. А по вечерам песни пели. Звучит казачья песня.
Воспитатель вносит куклу Федотку.
В. Ребята, расскажите Федотке как называется казачий дом? В чем казачки
готовили еду? Чем вынимали горшок из печки?
Казачка. Молодцы, ребята. Приходите еще.
Ребята, расскажите Федотке как называется казачий дом? В чем казачки
готовили еду? Чем вынимали горшок из печки?
Казачка. Молодцы, ребята. Приходите еще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspek5.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности на тему: «Казачий курень» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
- приобщение дошкольников к культуре донского края; расширение представления детей о быте казаков в далеком прошлом; ознакомление детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов; закрепление знаний о казачьей кухне, правильном рациональном питании;
- развитие и обогащение словарного запаса и пополнение его новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта; активизирование в речи детей таких слов как : курень, казаки, станица;
- прививание уважение к традициям родного народа; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
1. Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма к Родине;
- воспитание любви к своей малой Родине;
- воспитание чувства гордости за свой народ.
2. Образовательные:
- формирование знания об истории возникновения казачества;
- обобщение и систематизирование знания о культуре и быте казаков.
2. Развивающие:
- развитие внимания, памяти;
- прививание бережного отношения к традициям родного края;
- развитие и обогащение словарного запаса.
Словарная работа: курень, казаки, икона, прялка, лампасы, чугунок.
Предварительная работа с детьми: изучение карты Ростовской области; выставка детских рисунков; изготовление макета казачьего куреня; разучивание игры «Передай нагайку»; рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков; беседа о том, как жили казаки в старину; разучивание пословиц о доме и семье, стихотворений о казаках и родном крае.
Методические приемы: показ, объяснение, беседа, игра.
Ход:
Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Дети: Здравствуйте
Воспитатель: А как казаки отвечали на приветствие: «Здорово дневали, казачата?»
Дети: Слава Богу
Воспитатель начнем нашу беседу с просмотра видеоматериала о реке Дон и чтения стихотворения «Весна в степи на Дону» Евгения Крыщенко
Тихий Дон разливается тихо.
И ничем по весне не сдержать.
По-казачьи, задорно и лихо,
Предъявляя могучую стать.
Берега, что в верховьях крутые,
Заросли вековым камышом.
Пейзажи донские родные
Входят в душу прекрасным стихом.
Растянулись вдоль Дона станицы,
Белизною блестят курени.
Чернобровы донские девицы,
И отважны донцы-молодцы.
Знайте: дороже золота Мне батюшки Дона вода. Милая моя Родина, Как я люблю тебя!
Воспитатель: - Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: - О Родине. О нашей реке Дон.
Воспитатель: - А мы с вами где живем? Где наша Родина? Дети: - Наша Родина Донской край, Ростовская область.
Слайд №2, №3
Воспитатель: - А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Дети: - Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.
Воспитатель: - Река Дон - одна из крупнейших рек на юге России. - А как назывались люди, которые в далеком прошлом завоевали этот край и селились на берегу Дона? -
Дети - казаками.
Воспитатель: А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?
Дети: Казаки свободные, вольные люди. Они были воинами, защитниками Родины. Они освободили Донской карай от татарского нашествия.
Воспитатель: Ребята как вы понимаете эту пословицу? Мой дом – моя крепость.
Дети: Дом – это защита, там тепло, уютно, живут родные люди
Воспитатель: Дети, а кто знает, как называется казачий дом?
Курень - по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. В давние времена казаки строили землянки : рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей. Потом дома стали строить из дерева и камня.
Казаки народ дружный и каждый из них спешит на помощь друг к другу, так и при строительстве дома собирается вся станица и за помощь никаких денег не берут, а помогают от чистого сердца. Я вам сейчас покажу предметы, которые обязательно должны были присутствовать при строительстве дома. А вы попробуйте определить их назначение. Воспитатель достает из сундучка (Перья, монеты, куски шерсти, полотенце, крест). Как вы думаете, для чего нужны перья и шерсть?
Дети (Чтобы хозяйство водилось)
- Правильно, молодцы! При закладке фундамента в него бросали перья и шерсть.
Для чего нужны монеты?
Дети (Чтобы деньги водились)
Верно. Монетки закладывались под матицу. Матица это несущее бревно для крыши. Бревно поднимали не руками, а на полотенце. Почему они так делали?
Дети (Чтобы в доме не было пусто)
В переднем углу дома вмуровывали крест. Кто подскажет? Зачем?
Дети (Чтобы Бог помогал)
Ребята, какие же материалы использовали казаки для строительства дома?
Дети (Солома, бревна, камыш)
Казаки строили себе жилье из самана. Саман это кирпич из глины с примесью соломы).Для строительства дома выбирали сухую, теплую солнечную погоду. Как вы думаете, почему?
Дети (Дом крепче будет)
Вы совершенно правы. На строительство дома собиралась вся станица мужчины, женщины и дети. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали из нее кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены. Кладку обмазывали глиной. Внутри и снаружи обязательно белили. Потому что белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крышу крыли камышом или соломой. Пол в доме делали глинобитным. Позже дома стали строить из дерева и камня. И назывался такой дом - Курень. «Курень» по-монгольски означает – круглый. Комнаты строили со смежными комнатами, так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Затем дома стали строить из двух этажей. (Первый этаж - полуподвальное помещение – низы, второй – верхи). Окна от жары закрывались ставнями – деревянными дверцами. У дома еще были балясы. Это деревянный мостик вокруг дома, по нему можно было пройти и закрыть или открыть ставни.
У куреня находился палисадник, где казачки выращивали цветы. В конце двора был баз, где жил скот. Обязательно был огород, где выращивали овощи и фрукты.
Каждый казак строил свой дом, где хотел. Станица представляла из себя множество домов, рассеянных по балке, берегу реки, степи.
- Молодцы! Много вы узнали из казачьей жизни мужчин и женщин! С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Физминутка:
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри.
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки. (Ходьба.)
Кто за казаком идет,
В поводу, в поводу.
То коня казак ведет
Под узду, под узду. (На носочках.)
Скачет резво конь лихой
С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком. (Скачут.)
Будем мы с моим конем на границе стоять,
Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Молодцы, ребята!
Воспитатель: - Ребята, а Вы хотите побывать в казачьей хате и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. (Выслушивает ответы детей). Если Вы готовы, то сейчас мы с вами побываем в казачьей курене.
Воспитатель обращает внимание детей на первую комнату. Зала, парадная. Здесь собиралась вся семья, встречали гостей, пили чай из «гостевой» посуды. Посмотрите, в этой комнате все стены увешаны оружием, круглый стол с красивой, вязаной скатертью стоит.
ВТОРАЯ КОМНАТА Кунацкая
А эта комната называется спальня, казаки её называли домушка.
Здесь стоит большая кровать с горой перин и подушек. А еще сундук стоит, люлька возле кровати висит. Прялка стоит у кровати и долгими зимними вечерами казачка пряла пряжу.
Воспитатель: Давайте перейдём с вами в следующую комнату. эта комната, которую мы сейчас называем «кухня», у казаков носила совсем другое название - «стряпка».
Без печки курень - не курень
В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке-каменке. А еще каменка обогревала дом, на ней сушили одежду, и обувь, грибы и ягоды. На печке-каменке можно было спать.
Для того, чтобы вы лучше узнали об этой комнате и правильно смогли её обустроить, я предлагаю вам отправиться в настоящую казачью стряпку.
Воспитатель: Здесь казачка стряпала - готовила еду. А готовую еду называли словом «СТРЯПНЯ». Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить. Не зря на Дону казаки говорят : «Как ложкой, так и шашкой».
Воспитатель: - Казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курени в углу всегда висела икона. Казаки по праздникам и воскресеньям всегда ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Казачья еда была очень полезной.
Дети: - В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили и запекали рыбу. А еще варили холодец, различные каши, студень, лапшу, пекли кулебяки, пироги, хлеб, варили компот из сухофруктов.
Воспитатель: - Компот из сухофруктов называли узвар. И у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов. В наше время казачья кухня очень популярна и очень полезна. Воду казачки носили с утра, каждый раз по два ведра.
Воспитатель: - А еще ребята в каждой семье посредине хаты стоял стол. Вокруг стола стояли лавки. На столе всегда стоял самовар, казачки любили заваривать чай из трав. Давайте и мы с вами заварим чай из трав и угостим гостей.
Воспитатель: - Еду готовили на печке в чугунках. А ставили чугунки в печь ухватом. Посуда была из глины, ложки были деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами.
Воспитатель: - А что это за ящик у Вас стоит?
Дети: - Это не ящик, а сундук, в котором казаки хранили свои вещи (открывают сундук, достают наряды, показывают гостям.) Воспитатель: - Что стало украшением в курене?
Дети: - Кровать стала украшением дома. Ее застилали покрывалами – лоскутным одеялом. На кровати возвышалась гора из подушек под накидками. В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи.
Воспитатель: - Ребята кто из Вас знает, что считалось главным украшением у казаков?
Дети: - Главным украшением считалось оружие: шашки, сабли, винтовки.
Воспитатель: - Правильно. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно. Порядок в доме соблюдали все члены семьи.
Воспитатель: - Красиво было в казачьем курене, все вещи сделаны с большой любовью и своими руками.
Воспитатель: - А какая одежда была у казаков и казачек! Дети: - Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. Казаки носили широкие штаны - шаровары и кафтан, на голове носили шапку, фуражку, на ногах сапоги. Шашку, кинжал и вешались казаку на пояс.
Дети: - Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшались оборками и кружевом, а кофты тесьмой, вышивкой и бисером. Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы.
Воспитатель:- Казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища. Давайте и мы с вами поиграем в игру!
Игра «Передай нагайку».
Воспитатель: - Посмотрите, что это за казачий экспонат?
Дети: - Нагайка.
Воспитатель: - Для чего служила нагайка казакам?
Дети: - Нагайка - короткая плеть, служила оружием.
Воспитатель: - Я предлагаю поиграть в игру «Передай нагайку».
Дети стоят в кругу по цепочке, передают нагайку под музыку. По команде воспитателя: «стоп!» у кого в руках к этому времени оказалась нагайка, тот отвечает на вопрос.
Вопросы:
- Как называли предводителя войска казаков? (Атаман).
- Как назывался казачий населенный пункт? (Станица).
- Как называется казачья шапка? (Папаха, фуражка)
- Какое оружие было у казаков? (Шашка).
- Как называется казачий дом? (Хата, курень)
- Лучший друг казака? (Конь) - Как у казаков назывался рыбий суп? (Уха).
- В чем готовили казачки еду? (Чугунках)
- Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей? (Печь).
-Любимое угощенье казачат? (Пряник).
Воспитатель: - Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие законы должны соблюдать казаки с детства?
Дети: - Любить и защищать Родину, с уважением относиться к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. К отцу и матери обращались только на Вы. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Не разрешалось в присутствии старших сидеть, разговаривать, курить. Старшим и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях.
Воспитатель: - А теперь давайте вспомним какие Вы знаете пословицы о казаках.
Дети: - Казак и в беде не плачет.
- Атамана из плохого казака не получиться.
- Где враг, там и казак.
- Казак без службы - не казак. - Коли казак - так с Дону. - Казака и под рогожкой видать. Казак -Воспитатель : - А как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки?
Дети: - На службе, в боях, в походах.
Воспитатель: - А на чем ездили казаки?
Дети: - На конях. У казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были самыми верными их друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде.
Итак, ребята, мы сегодня с вами частично соприкоснулись к жизни донских казаков, я вам желаю быть настоящими казачатами – детьми своего края, Донской земли! Любить, уважать, защищать свой край.
Спасибо за урок, за вашу работу, внимание. (Поощрения).
глиняном горшке. Ну а чай пили из самовара. - Запомните названия посуды
казаков.
Дети повторяют.
Казачка. А по вечерам песни пели. Звучит казачья песня.
Воспитатель вносит куклу Федотку.
В. Ребята, расскажите Федотке как называется казачий дом? В чем казачки
готовили еду? Чем вынимали горшок из печки?
Казачка. Молодцы, ребята. Приходите еще.
глиняном горшке. Ну а чай пили из самовара. - Запомните названия посуды
казаков.
Дети повторяют.
Казачка. А по вечерам песни пели. Звучит казачья песня.
Воспитатель вносит куклу Федотку.
В. Ребята, расскажите Федотке как называется казачий дом? В чем казачки
готовили еду? Чем вынимали горшок из печки?
Казачка. Молодцы, ребята. Приходите еще.
Ребята, расскажите Федотке как называется казачий дом? В чем казачки
готовили еду? Чем вынимали горшок из печки?
Казачка. Молодцы, ребята. Приходите еще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Зимующие птицы»Цели:формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знание детей о з...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»( для детей старшего дошкольного возраста) Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)
Цели: формирование экологической культуры у детей. Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Праздник красок» для детей старшего дошкольного возраста.
Познакомить детей с процессом приготовления красок из овощей, ягод, мела и угля; содействовать развитию у детей наблюдательности, любознательности, внимания, памяти, мышления, а так же ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)
Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Финансовая грамотность» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Финансовая грамотность» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Финансовая грамотность» для детей старшего дошкольного возраста
Формировать представления детей об основах финансовой грамотности через сюжетно-ролевую игру «Магазин». Уточнить понятие «дороже», «дешевле». Совершенствовать умени...