Проект Птицы – наши друзья
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Актуальность темы:
Забота, то есть внимание к другим, - это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.
Проблема: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, быть ответственным за него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_appo_2015_proekt_ptitsy_-_nashi_druzya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Проект
Птицы – наши друзья
по доминирующей деятельности: творческий, познавательный проект
по количеству участников: групповой проект
по характеру контактов: среди детей одной группы
по продолжительности долгосрочный проект
заявитель: дети средней группы
автор проекта: воспитатель ГБДОУ д/с №11
Петродворцового р-на
Санкт-Петербурга
Косихина Людмила Васильевна
Санкт-Петербург
2015 год
Проблема: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, быть ответственным за него.
Актуальность темы:
Цитата: Забота, то есть внимание к другим, - это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.
С приходом зимы, пища для птиц становится труднодоступной: насекомые на зимний период спрятались под кочки, снег надежно укрыл созревшие семена и сорняки, на некоторых деревьях сохранились еще плоды ягод, но и эта еда быстро закончится, поэтому птицы перебираются поближе к жилищам людей и очень нуждаются в их помощи.
Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
• учить планировать свою работу по теме проекта;
• побуждать детей и родителей к самостоятельному поиску интересующей информации по теме в различных источниках;
•уточнять представления детей о птицах, живущих в наших краях, условиях их обитания, роли человека в их жизни;
• уточнять представления об особенностях внешнего вида птиц, отличающих их от других животных;
• учить наблюдать за жизнью птиц, своего края;
•развивать познавательные способности;
• формировать предпосылки к исследовательской деятельности;
•формировать у детей средней группы желание заботиться о птицах в зимнее время года;
•развивать речь детей;
•воспитывать бережное отношение к природе;
• способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;
• учить оформлять приобретенные знания в виде презентации, творческой работы, устного сообщения;
• воспитывать чувство удовлетворения от проделанной работы;
• учить планировать дальнейшую работу над проектом.
Формы реализации проекта:
• непосредственно – образовательная деятельность;
• игры-ситуации;
• беседы;
• наблюдение и исследование;
• экскурсии;
• просмотр мультфильмов;
• просмотр обучающих видеофильмов о жизни птиц родного края;
• рассматривание иллюстраций, картин;
• чтение художественной литературы, заучивание стихов; отгадывание загадок;
• составление рассказов о жизни птиц нашего края;
• слушание голосов птиц на аудиокассете;
• прослушивание классической музыки;
• выставки рисунков и поделок;
Материалы и ресурсы:
- интернет;
- малые фольклорные формы;
- художественная литература;
- энциклопедия живой природы;
- рекламные плакаты: «Нам нужна ваша помощь», «Кормушка – это просто»;
- проспекты для родителей: «Столовая на подоконнике», «Помогая другим – помогаем себе»;
- материал для изготовления кормушек;
Этапы реализации проекта
1. Предварительная работа с родителями
Анкетирование родителей
Цель: выяснить степень заинтересованности родителей в работе над данной темой.
Оформление стенда: «Помогая другим – помогаем себе»
Цель: рассказать родителям о том, что воспитывая в ребенке чувство заботы о птицах, мы воспитываем в нем ценнейшие нравственные качества – ответственность, заботливость, сочувствие.
Проведя предварительную работу с родителями, рассказав им о важности реализации данного проекта, выяснив через анкетирование, насколько родители проявили интерес к реализации проекта, можно приступать к следующему этапу проекта, попутно спланировав индивидуальную работу с теми родителями, которые до конца не поняли важности данного мероприятия.
В помощь родителям.
Создание мини – библиотеки для родителей «Рассказы о зимующих птицах»
Цель: подобрать художественную и научную литературу для совместного прочтения родителей и детей в семейном кругу. Помочь родителям организовать прочтение и обсуждение прочитанной с ребенком детской литературы. Поддерживать у детей интерес к жизни птиц зимой.
Организация образовательных маршрутов выходного дня для детей и родителей: «Пернатые жители нашего города»
Цель: помочь родителям организовать совместные прогулки к местам обитания птиц в нашем городе.
Создание листовки «Покормите птиц зимой!»
Цель: рассказать детям и родителям о правильной организации подкорма птиц в зимний период.
Изготовление рекламного проспекта: «Столовая на подоконнике»
Цель: рассказать родителям, что помочь птицам зимой это не сложно и не занимает много времени и средств;
2. Создание проблемной ситуации. Целеполагагие.
Работа по теме проекта начинается с изготовления рекламного плаката от имени птиц нашего края: «Нам нужна ваша помощь».
Цель изготовления этого плаката: вызвать интерес у детей и родителей к предстоящей совместной деятельности по теме предлагаемого проекта.
Сформировав интерес детей к изучаемой теме, приступаем к реализации следующего этапа проекта.
3. Планирование работы над проектом
Беседа с детьми «Почему птицы обратились к нам за помощью?»
Планирование работы по реализации проекта начинается с ответов на три основных вопроса:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
С помощью чего узнаем?
- к кому обратиться за помощью?
- в каких источниках можно найти информацию
- какое оборудование, какие материалы использовать для получения ответов на поставленные вопросы?
Все ответы, которые дали дети записываются на отдельные листочки, подписываются именами детей, высказывавшихся по теме, и прикрепляются на информационную доску в группе.
В процессе работы над проектом могут возникать новые вопросы, которые также могут записываться и прикрепляться на информационную доску.
4. Реализация проекта
В группе, при участии родителей, оформляется мини – библиотека с детскими энциклопедиями, художественными книгами, журналами, наборами иллюстраций, открыток о птицах нашего края, набором аудиозаписей с голосами птиц, коллекцией видеофильмов о жизни птиц зимой.
Изготовление, совместно с родителями, «Нашей энциклопедии», о птицах нашего района.
План работы над созданием энциклопедии:
В выходной день дети совместно с родителями совершают прогулку к местам обитания птиц, фотографируют их и оформляют страничку для энциклопедии по заранее предложенному плану:
- внешний вид зимующей птицы;
- где ее можно встретить;
- чем питается птица;
- какие следы оставляет на снегу;
- как можем помочь ей зимой;
Каждый ребенок знакомит ребят группы с результатом своей работы.
После представления своих работ дети делают общую итоговую таблицу:
Кто чем питается?
Название птицы | Чем питается птица |
Во время прогулки на площадке дети внимательно рассматривают следы птиц на снегу. Делают отметки в дневнике наблюдений.
В группе по результатам наблюдений дети принимают решение об изготовлении кормушки и заготовке корма для тех птиц, которые прилетают на участок.
После установки кормушки на участке, дети ведут наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке, с фотографированием птиц, с записью их названий, количеством. Наблюдают за повадками птиц, манерой их передвижений, характером.
Полученные в результате наблюдений знания, дети применят в группе для показа пантомим: «Отгадай, какую птицу я покажу»; для игр – драматизаций: «Как синичка встретилась у кормушки с воробьем» и т. д.
В процессе совместной деятельности в групповой библиотеке дети находят ответы, на поставленные в процессе планирования работы вопросы и оформляют их в виде творческих работ. Результаты работы прикрепляются к листочку с вопросом. Эти творческие ответы могут дополняться и другими участниками проекта.
В уголке творчества, также при помощи родителей, оформляется накопительный альбом с фотографиями зимующих птиц, нашего города в разных позах, в разную погоду.
Оформляется альбом для самостоятельного творчества детей: «Как нарисовать воробья», «Как нарисовать ворону».
Оформляется набор перфокарт по изготовлению птиц в технике оригами.
В уголке творчества при помощи родителей собирается коллекция бросового материала для самостоятельного изготовления кормушек.
Дома дети совместно с родителями изготавливают кормушки и вешают их за окном или во дворе и по заданию воспитателя ведут наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке.
Результаты наблюдения оформляются в виде фотоотчета: «Наши гости!»
Фотоотчет дети представляют в группе, рассказывая о посетителях их кормушки. Сообщения оформляются в групповой альбом «Наши подопечные». В течении реализации проекта дети могут дополнять свои фотоотчеты.
В процессе непосредственно-образовательной деятельности проходит экскурсия в Колонистский парк к Ольгиному пруду: «Поможем птицам!»
Цель экскурсии:
5. Презентация проекта
В апреле в группе предполагается организация неформального совместного с родителями мероприятия: «А кто у вас?»
- Цель мероприятия:
- поделиться своими впечатлениями от участия в проекте.
- представить творческий отчет о проделанной работе за период реализации проекта;
- оформить коллективную творческую работу «Столовая под окошком»
6. Подведение итогов (рефлексия)
В результате проведенной работы дети должны ответить на вопросы:
- что нового мы узнали?
- какие знания вас удивили?
- что бы хотели повторить в следующем году?
- что бы вы хотели сделать нового в следующем году?
Должны быть сделан следующий вывод:
За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить в следующем году.
7. Планирование ожидаемых результатов:
• повышение активности и интереса каждого ребёнка в проектной деятельности;
• расширение кругозора детей о зимующих птицах;
• активное участие воспитанников и родителей в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях;
• проявление устойчивого интереса к природе у детей группы;
• развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
• воспитание сострадания и любви к тому, кто нуждается в помощи№
• обогащение предметно-развивающей среды группы по теме проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Птицы наши друзья"
Октябрь:Тема месяца: «Общее знакомство с миром птиц.»Разучивание стих-я с подгр. детей «Возвращаются певцы» Г.Ладонщикова.В книжном уголке книги о птицах, раскраски с изображением птиц для самос...
Проект "Птицы - наши друзья"
Проект долгосрочный...
проект " Птицы- наши друзья!"
в данном материале содержится планирование по проекту и методические разработки....
Проект "Птицы-наши друзья"
Непосредственая образовательная деятельность в старшей группе по проекту "Птицы-наши друзья" Образовательная область: Познание.Коммуникация. Проект долгосрочный,расчитан ...
Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.
Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...
Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)
quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...
Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"
Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...