проект " Птицы- наши друзья!"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

грабошникова надежда александровна

в данном материале содержится планирование по проекту и методические разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx17.05 КБ
Файл nablyudeniya.docx569.27 КБ
Файл ptichya_stolovaya_kartinka.docx367.17 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

Как узнать птиц

  1. Чтение рассказов В.Бианки « Чей нос лучше», « Кто как поёт»
  2. Интерактивное занятие « Птицы нашего края», рассматривание картин, иллюстраций.
  3. Слушание голосов птиц
  4. Сбор ягод для корма птиц зимой( совместно с родителями)
  5. Художественное творчество. Лепка « Птицы на ветке»

Октябрь

Какие разные птицы

  1. Познание, коммуникация. Составление сравнительных и описательных рассказов о птицах.
  2. Чтение рассказов Сладкова о птицах « Дятел», « Стрижиная тайна», « Фазаний букет».
  3. Вечер загадок « Что за птица!?»
  4. Художественное творчество аппликация « Крик журавлей»
  5. Слушание « Прощальная песня лета»( голоса улетающих птиц)
  6. Сбор семян.

Ноябрь

Серая шейка.

  1. Чтение рассказа Мамина-Сибиряка « Серая шейка»
  2. Художественная деятельность рисование иллюстраций к рассказу.
  3. Беседа о перелётных, зимующих и кочующих птицах.
  4. д/и « Кто как кричит!?»
  5. п/и « Воробушки и кот»

Декабрь

Птичья столовая

  1. рассматривание картины « Снегири».
  2. Привлечение родителей созданию « Птичьей столовой».
  3. Оформление фотовыставки « Мы-друзья птиц»
  4. Художественная деятельность. Аппликация « Покормите птиц зимой».
  5. п/и « Гуси, гуси»

Январь

Здравствуй, Зинька.

  1. Чтение рассказа В.Бианки « Синичкин календарь».
  2. Ежедневная работа в птичьей столовой, наблюдение за её посетителями.
  3. Рисование « Снегирь».
  4. д/и « Летает-не летает»
  5. п/и « Голуби»

Февраль

« Покормите птиц зимой»

  1. рассматривание картины « Птичья столовая»
  2. викторина « Кто зимует вместе с нами»
  3. д/и « Синичкины друзья»
  4. оригами « Снегирь»
  5. п/и « Ворон»
  6. работа в птичьей столовой.
  7. Участие в акции « Покормите птиц зимой». Разработка и утверждение положения.

Март

Грачи прилетели

  1. Рассматривание картин.
  2. Слушание пения скворца, грача и воробьёв.
  3. Аппликация « Скворцы»
  4. Изготовление скворечников совместно с родителями.
  5. Чтение « Как скворец себе дом выбирал»
  6. Хороводная игра « Скворушки».
  7. Развлечение « Сороки».

Апрель

Птицы весны

  1. Праздник « Прилетели журавли и соловушки мои»
  2. Непосредственно образовательная деятельность « Птицы весны»
  3. Слушание пения птиц.
  4. п/и « Жаворонок», « Ласточки».



Предварительный просмотр:

ПТИЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ
(обобщающая беседа)

 

З а д а ч и: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах (грачи, трясогузки, журавли и др.), прилет, добывание ими корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них; развитию представлений о заботе человека о птицах; воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.

Ход занятия

1. С л у ш а н и е   с т и х о т в о р е н и я.

Воспитатель читает стихотворение «Весна»:

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» –

Звенят пичужек голоса.

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут –

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки –

Их желторотые птенцы.

2. Б е с е д а.

– Что понравилось в стихотворении?

– О каких птицах идет речь? (Перелетных.)

– Чем заняты птицы весной?

– Зачем птицам гнезда?

Воспитатель. Скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенцы. Прожорливые птенчики широко раскрывают ярко-желтые или красные рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей.

Воспитатель. Представьте, что вы очутились в весеннем лесу, как вы себя будете вести?

Ч и т а е т стихотворение «Гнездо»:

Нашла я гнездо лесное

Маленькой пестрой птички,

Свитое ранней весною,

В гнезде лежали яички.

Как же она испугалась,

Прикинулась птичка больною,

Крыло волочила, металась

В густой траве предо мною,

Давалась мне прямо в руки,

Меня от гнезда уводила.

И сколько в ней было муки,

И сколько в ней было силы!

– Почему птичка так себя вела?

Дети высказывают свое мнение.

3. Т в о р ч е с к а я   р а б о т а.

Дети рисуют запрещающие и природоохранительные знаки о птицах (не бегать, не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов, не брать с собой собаку и др.; слушать пение птиц, любоваться красотой весеннего леса, развешивать домики в садах и парках).

– Отгадайте загадку.

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка. (Скворечник.)

4. И г р а  «Где чей домик».

Дети берут домики-гнезда, в которые им необходимо расселить птиц, рассказывают, кого, куда и почему поселили (дятел выдалбливает большим клювом дупло, трясогузки вьют гнезда из прутиков и травинок в кустах, у сороки гнездо большое и удобное, внутри из глины и устланное шерстью и пухом, ласточки лепят гнезда из глины, скворцы живут в деревянных домиках, журавли и утки устраивают гнезда на земле возле воды, в зарослях, а кукушка вообще не вьет гнезда).

5. И г р а - и м и т а ц и я «Птицы строят гнезда».

Воспитатель. Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь?

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание энциклопедии «Птицы» (гнезда, яйца, птенцы).

– Наблюдение на прогулке за прилетом и поведением птиц.

– Работа в дневнике наблюдения и фенологическом календаре.

Обобщающая беседа.

        

Наблюдение за сорокой

Цели:

— пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке;

— учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает;

— обогащать словарный запас художественным словом;

—       воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит бесе ду-

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (Сорока.)

Всюду я летаю,

 Все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это

И зовут «лесной газетой»?

♦ Что это за птица, как она выглядит?

♦ Вьет ли сорока гнезда, зачем?

♦ Какие заботы у птицы весною?

♦ Как они берегут свое потомство?

♦ Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)

        

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели:

—  учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;

—  развивать наблюдательность, память;

—  воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Трава опять зазеленела,

 И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!»

 — Звенят уж птичек голоса.

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут

— Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки

— Их желторотые птенцы.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?

♦ Как вы им помогаете?

♦ Какого они размера?

♦ Какую пользу приносят птицы?

♦ Какая у них окраска?

♦ Чем питаются?

♦ Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

♦ Как птицы заботятся о своем потомстве?

♦ Каких птиц вы еще знаете?

Трудовая деятельность

Посыпание песком дорожек на участке.

Цели:

— воспитывать положительное отношение к труду;

— учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры

«Лови — бросай».

Цели:

— учить ловить мяч, не прижимая его к груди;

—      бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

«Салки».

Цель: учить двигаться приставными шагами в разные сто роны, действовать по сигналу.

Наблюдение за воробьем

Цели:

—  продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье;

—  обогащать словарный запас художественным словом о воробье;

—  активизировать внимание и память;

—  учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.

Ход наблюдения

В канаве с водою талой

Плещется воробей,

У темной ольхи я встала,

 Смотрю из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть...

Задорный, лихой воробьишка

— Боюсь я его спугнуть.

Забыл он и голод, и стужу,

Забыл, как поземка мела.

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие изменения произошли в жизни воробья с прихо дом весны?

♦ Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему?

♦ Кого боятся воробьи?

♦ Чем они питаются весной?

♦         Как люди должны заботиться о птицах?

Трудовая деятельность

Расчистка грядок на огороде от старых сорняков.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижные игры

«Перелет птиц».

Цели:

—  учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, вле зать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая;

—  развивать ловкость, внимательность.

«Мыши в кладовой».

Цель: тренировать в пролезании под дугу или веревку.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произ вольном направлении.

Наблюдение за синичкой

Цели:

—      формировать представления о зимующих птицах, о за боте человека о них;

—      учить узнавать их по внешнему виду.

Ход наблюдения

Зерен хочется синице, Но в кормушку сесть боится. «Будь смелее, не робей!» — Приглашает воробей.

Г. Ладонщиков

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как выглядит синичка?

♦ Как передвигается и чем питается?

♦ Где зимует синичка?

♦ Как она кричит?

♦ Как человек заботится о ней?

♦ Почему синичка осталась на зимовку?

♦ Как люди отмечают «Синичкин день»?

Трудовая деятельность

Строительство горки на участке.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

Подвижные игры

«Кто лучше прыгнет», «Хитрая лиса».

Наблюдение за снегирем

Цели:

—     формировать представления о зимующих птицах, забо те человека о них;

___ знакомить с характерными особенностями снегиря.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать за гадку.

♦ Как выглядит снегирь?

♦ Чем питается?

♦ Где зимует?

♦ Как человек заботится о нем?

♦ Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

Каждый год я к вам лечу —

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

Есть примета: если снегирь под окном чирикает — это к оттепели.

Трудовая деятельность

Подкормка птиц на участке детского сада.

Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отно шение к зимующим птицам.

Подвижные игры

«Ловишки», «Бездомный заяц».

Цели:

—     упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;

—      воспитывать ловкость и выносливость.

Индивидуальная работа

«Сбей флажок».

Цели:

—  учить метать снежки в цель;

—  развивать меткость, внимание.

 Наблюдение за зимующими птицами

Цели:

— закреплять знания о зимующих птицах;

— формировать представление о добывании пищи зимую щими птицами;

—      воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Ход наблюдения

Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Каких птиц называют зимующими?

♦ Чем они питаются?

♦ Каких зимующих птиц вы знаете?

♦ Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

♦ Как человек может помочь зимующим птицам?

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семена ми и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыс кивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — си ничкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки зимнего городка.

Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение рабо тать сообща.

Подвижные игры

«Кто быстрей по дорожке?».

Цель: учить выполнять подскоки сериями, прыжки бо ком.

«Прыгуны».

Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением впе ред на 2—3 м.

Индивидуальная работа

Улучшение техники бега (естественность, легкость, энер гичное отталкивание).

Цель: вырабатывать координацию движений.

Наблюдение за перелетными птицами

Цели:

—  закреплять знания о перелетных птицах;

—  воспитывать интерес и любовь к пернатым;

—  уметь выделять признаки живого организма.

Ход наблюдения

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго кружат они над лесами,                                                       

Над крутыми речными обрывами.                                                 

Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскарм ливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьша ется. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают ра стения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сна чала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, ко торые кормятся плодами и семенами растений. Все эти пти цы перелетные.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Каких птиц называют перелетными?

♦ Почему птицы выводят птенцов летом?

♦      Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые стра ны?

♦       Каких перелетных птиц вы знаете?

ПТИЦЫ
(беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири)

З а д а ч и: способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.

Ход занятия

1. О т г а д ы в а н и е   з а г а д о к:

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее… (ворона.)

Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень, тень!» (Синица.)

Грудка ярче, чем заря

У кого… (у снегиря.)

Дети отгадывают загадки, находят картинки птиц и выставляют на мольберт.

2. Б е с е д а  «Что знаем о птицах».

В о п р о с ы:

– Как называется птица?

– Опишите внешний вид. (Дети с помощью воспитателя отвечают на вопросы.)

– Ворона – крупная птица, голова, клюв, горлышко, крылья, хвост и лапы – черные, а все остальное – серое; синица – оперение яркое и красивое: кажется, что птичка нарядилась в желтую кофточку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой; сорока – по бокам  перышки совсем белые, голова и крылья – черные, хвост тоже черный с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела; снегирь – спинка синевато-серая, хвост и крылья – черные, а грудка – ярко-красная.

– Где проводят зиму?

– Чем питаются? (Описывают птиц по очереди.)

3. И г р а «Птичка и кот».

Дети-птички ищут корм, находят, клюют, кот притаился за деревом. По сигналу «Кот» дети разбегаются, а кот пытается их поймать.

4. И г р а - з в у к о п о д р а ж а н и е «Кто как кричит?».

– Угадайте, какая птица произносит такие звуки, и повторите их:

кар-кар (ворона);

ча-ча-ча (сорока);

рюм-рюм-рюм (снегирь);

синь-синь-синь (синица).

5. Ч т е н и е   с т и х о в   о  п т и ц а х.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.

– Изготовление кормушек и вынос их на участок.

– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

– Рассматривание модели «Птицы».

– Заучивание стихов.

Воспитатели: Грабошникова Н.А.

Клавденкова Е.А.

        



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Птицы наши друзья"

Октябрь:Тема месяца: «Общее знакомство с миром птиц.»Разучивание стих-я с подгр. детей «Возвращаются певцы» Г.Ладонщикова.В книжном уголке книги о птицах, раскраски с изображением птиц для самос...

Проект "Птицы - наши друзья"

Проект долгосрочный...

Проект "Птицы-наши друзья"

Непосредственая образовательная деятельность в  старшей группе  по  проекту  "Птицы-наши друзья"  Образовательная область: Познание.Коммуникация. Проект долгосрочный,расчитан ...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"

Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...

Проект «Птицы-наши друзья, наши добрые дела»

Проект «Птицы-наши друзья, наши добрые дела» ( подготовительная группа)...