"Значение живого уголка в воспитании детей"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему
Научно-исследовательская деятельность во второй младшей группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Научное исследование во второй младшей группе на тему: «Значение живого уголка в воспитании детей».
«Исследовательское обучение» — особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени:
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы в группе, где содержатся комнатные растения. Под руководством воспитателя, дети систематически наблюдают и ухаживают за растениями.
Во время работы в уголке природы у детей развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят, запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
При отборе растений для уголка природы учитываются требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место в уголке природы и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.
В ходе работы у детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу за растениями, помогают при их пересадке.
В процессе наблюдения, дети с помощью воспитателя, делают следующие выводы: комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам, что листья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит. Дети узнают, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво. Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществ в почве.
С помощью воспитателя дети учатся сравнительному анализу: сравнивая растения, находить сходство и различие между ними, замечать интересные особенности внешнего вида. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.
В процессе систематического ухода за растениями у детей формируются определенные трудовые навыки. Они учатся внимательно относиться к ним, заботиться. Планируя работу, мы учитываем конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.
Кроме постоянных растений в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например, миниогород на окне – лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. С приходом весны, мы с детьми выращиваем цветочную рассаду однолеток для участка, выращиваем лук на подоконнике. Такая работа вызывает не только познавательный интерес, но и желание наблюдать за изменениями происходящего.
Цель научного исследования: расширить и обобщить имеющиеся у детей знания о растениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Значение фольклора в патриотическом воспитании детей"
Курсовая работа "Значение фольклора в патриотическом воспитании детей"...
Значение игровой деятельности в воспитаний детей дошкольного воспитания в контексте в ФГОС ДО.
Презентация...
«Значение игровой деятельности в воспитаний детей дошкольного воспитания в контексте в ФГОС ДО.»
У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь. (А.С.Макаренко) Игра – это не только имитация жизни, это ещ...
Паспорт уголка "Патриотическое воспитание детей раннего возраста"
Паспорт содержит перечень наглядного и иллюстрированного материала по тематике уголка...
Консультация для педагогов "Значение психологического уголка в группе детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы: Мы живем в эпоху кризисов и стрессов. Экномическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Особое значение приобретает про...
Консультация для педагогов "Значение психологического уголка в группе детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы: Мы живем в эпоху кризисов и стрессов. Экномическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Особое значение приобретает про...
Рекомендации для педагогов по дидактическому обеспечению уголков экологического воспитания детей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29161938","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...