Педсовет "КВН знатоки Осетии"
методическая разработка по окружающему миру на тему
1. Конкурс «Знатоки истории»
а) разминка « Кто первый даст правильный ответ?»
1.Что вы знаете о кобанской культуре?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_osetiya.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
КВН «Знатоки Осетии»
Команды под народную осетинскую музыку входят в зал, становятся у противоположных стен. Представление и приветствие команд.
1. Конкурс «Знатоки истории»
а) разминка « Кто первый даст правильный ответ?»
1.Что вы знаете о кобанской культуре?
Селение Кобан прославилось на весь мир бронзовыми находками. Это была неизвестная культура, никто не знает им народа жившего тогда на Кавказе, поэтому найденные вещи назвали кобанской культурой, а их создателей –кобанцами.
Кобанская бронза- это сплав меди и олова. Из нее делали украшения, оружие, орудия труда. Железом в это время еще пользоваться не умели.
2.Что вы знаете о скифах и сарматах?
Скифы кочевали в степях от Черного моря до Средней Азии и Сибири. Скифы- прекрасные воины. У них не было городов, которые могли бы грабить их или разрушать их враги.
Родина сарматов-степи между уральскими горами и Каспийским морем. Сарматы лучше были организованы, всадники защищались от стрел панцирем.
Со временем сарматы покорили скифов. Равнина Северного Кавказа стала частью скифов и сарматов.
3.Кто такие аланы? Алдары?
Более 2 тысяч лет назад сарматские племена Северного Кавказа, Волги и Дона объединились, и этот народ стал известен под названием алан. Племенные вожди превратились в князей – алдаров.
4. В каком году отправилось осетинское посольство в Петербург и с какой целью? Назовите первых посланников. Где отражена эта сцена в г.Владикавказе?
Первыми послами в Петербург были избраны в 1749г
Зураб Магкаев,
Елесей Кесаев,
Батырмирза Цопанов.
Эта сцена отражена при входе в Мемориал славы
5.В каком году произошло присоединение Осетии к России?
Турция и Иран были против сближения России с народами Кавказа. Во время турецкой войны осетины помогли русским войскам перейти в Закавказье. Одержав победу, Осетия присоединилась к России в 1774году. Переговоры о присоединении Осетии к России велись в городе Моздоке.
6.Назовите год основания города Владикавказа.
Год основания города Владикавказа считается 1784.
II.Конкурс «Знатоки культуры»
а) в области литературы и родного языка
1.Чья команда больше прочтет стихов, потешек, загадает загадок, используемых в работе с детьми?
Все участники читают их попеременно (по одному с каждой команды).
2.Узнай название произведения, автора прослушанного отрывка.
Для чтения предлагаются народные сказки «Старый волк», «Сто друзей, сто лошадей», произведения К.Хетагурова «Охота за турами», Куртатинский лгун и др
3.Расскажите содержание народного эпоса, изображенного на репродукциях М.Туганова.
а) Гибель нартов
б)Пир нартов
б) Последний поход Урызмага
г) Смерть Сослана
д) Смерть Яхсара и Ахартага
е) Чем небожители одарили Сослана
Участники по3 человека от каждой команды берут репродукции, лежащие на столе вниз рисунком. Чей рассказ правдивее и интереснее, тот получает больше баллов.
4.Конкурс капитанов
Кто больше запишет изображенных на картинке предметов, животных на родном языке?
Капитаны команд на листе бумаги в течение одной минуты должны записывать все увиденные предметы на картинке.
Пособие: «Русский язык» пособие для учащихся подготовительного-1классов национальных школ 1989г издания А.Ф.Бойцова и др. рисунок на стр. 37
5.Конкурс
1.«Назовите однородные слова к обобщающим словам»
Члены команды называют поочередно по одному слову.
Чья команда больше назовет однородных слов, та и больше наберет баллов.
а) человек и его строение
сар-голова
дзыккута –волосы
цастыта-глаза
фындз-нос
дзых- рот
ных- лоб
арфгуыта-брови
цасты-гагшуы-зрачок
хъуста-уши
дандагта-зубы
былта-губы
рихита-усы
загъета-борода
зарда-сердце
дзидзита-грудь
къахта-ноги
кухта-руки
б) еда и питье
хысса-тесто
антуан-закваска
гуыл-маленький пирожок
уалибах-пирог с сыром
цахараджин- пирог со свекольной ботвой
дзыкка-дзикка
хуырх-сыворотка
сир-
дзарна-кукуруза отварная
ахсыр-молоко
царв- топленое масло
фиу-жир
ахсыр фамбал-шашлык
сахар
цахх-соль
зад-солод
задын-лепешка с солодом
сан-вино
баганы-пиво
в) орудия труда
дзабуг-молоток
хырх-пила
фарат-топор
халамарзан-грабли
цаваг-коса
ахсырф-серп
тадзин-мотыга
сагой-вилы
дзывыр-соха
гутон-плуг
уардон-телега
дзоныгъ-сани
цапхыта-колесо
саргь-седло
куырой-мельница
г) одежда, украшения
худ-шапка
калмарзан-платок
нымат (урс)-войлок
уайлаг-нымат-бурка
карц-дубленка
риуы агънаджиьта-застежки ( нагрудные)
агънат-застежка
хадон-рубашка
халаф-брюки
барцыта-газыри
рон-ремень
хъусцаджыта-серьги
къухдаран-кольцо
армкъухта-перчатка
дзабырта-обувь
2) знатоки в области музыки
1.Назовите осетинские народные инструменты
2. «Угадай мелодию»
Дать послушать отрывок музыкального произведения или вступление к нему и назвать его и имя автора
3. Назовите известных деятелей культуры в области музыки и искусства.
Кокойты Татархъан – автор оперы «Азау»
Кокойты Аслан- писал симфоническую музыку
Мамулов Петр
Галаты Барис
Габараев Илья
Плиты Христофор
Хаханты Дудар
Макоев Ацамаз
Кабоев Николай
Дударты Вероника- дирижер
Гергиты Валерий – дирижер
Махарбек Туганов-художник
Джанаев
III Конкурс «Знатоки родной природы»
1.Подберите к лекарственному растению карточку с соответствующим словом:
Лъаппа-къуппа-одуванчик
Цавагое-зверобой
Дзындзалаг- пастушья сумка
Пысыра-крапива
Артасыфаг- клевер луговой
Битынна – мята
Футаг- лебеда
Мать-и-мачеха
Двум игрокам дать по 4 карточки со словами. Они должны разложить их на соответствующие картинки с изображением лекарственных растений.
2.Выполни задание
Каждой команде раздать листики бумаги с заданиями:
вписать на осетинском языке названия:
деревьев
птиц, в том числе и домашних
насекомых
гор
рек
ущелий.
а) назы – сосна
ангуз-орех
кардо-груша
ахсар-фундук
бал-вишня
санафсир-виноград
уагъылыта-шиповник
хъалардзы-крыжовник
дзерд- ежевика
хуымаллаг- хмель
чыркъо-желудь
баласы занг- ствол дерева
уидсата-корни
сыфтарта-листья
хъад-лес
б) зарватыкк – ласточка
сырддонцъиу – воробей
гаркъаргаг – сорока
уыг – сова
карк – курочка
карчыта – куры
цъиута – цыплята
уасаг – петух
хъсу – гусь
бабыз – утка
гогызх – индюк
в) урс хох
г) реки
3. Впишите 12месяцев и времена года на родном языке
На столе лежат картинки с изображением времен года.
Каждая команда берет по две карточки и к ним записывают месяцы (зимние, летние, осенние и весенние).
IVКонкурс
«Объясни слово и назови его на осетинском языке»
Представьте себя, что вы оказались в чужой стране, и не знаете языка народа этой страны.
Каждой команде раздать слова, написанные на полосках бумаги:
Зеркало-касан
Облако- аврагъта
Роса – артах
Всадник – бахылбадаг
Корень – уидаг
Копыта – сафтджыта
Брызги – пырхандаг
Скала – айнаг
Берег – быларон
Весы – баран, тараз
Участники одной команды жестами объясняют свое слово, участники другой команды дают ответ на осетинском языке.
V.Подведение итогов членами жюри.
«Эффективность воспитательно-образовательной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»- справка по итогам тематической проверки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей дошкольного возраста со знаменитостями Северной Осетии
В данной работе представлена методика и план по ознакомлению детей со знаменитостями.Мы живем в мире компьютеризации и электроники.Мимо нас проходят люди которых мы не знаем вовсе.Мы должны научить де...
Знакомство с Осетией» в подготовительной группе
Продолжать знакомство с культурой и ценностными ориентирами народа Республики Северная Осетия в процессе организации различных видов детской деятельности....
НОД в подготовительной группе по ознакомлению с искусством Осетии Тема: «Воспитание красотой»
Программное содержание:1. Познакомить и закрепить знания детей об особенностях осетинского искусства: народно-прикладного, скульптура, живопись, музыка. Умеет различать элемент...
Статья Мини-музей "Северная Осетия"
Создание мини -музея в ГБДОУ,в данной статье рассматривается вопрос организации мини-музея в группе детского сада, как одного из перспективных направлений организации развивающей предметно-пространств...
Веселые старты дошколят Осетии
Занятие в старшей грппе по физическому воспитанию с включением национального, регионального компонента...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — моя Осетия»
Закреплять знания детей об особенностях жизни и быта древних осетин. Расширять и уточнять знания о воспитании детей в осетинских семьях. Систематизировать знания о нартском эпосе и устном...
Природа Осетии вокруг нас
Природа Осетии(папка)...