Конспект образовательной деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Копанева Ирина Юрьевна

КОНСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА:  "Живая и не живая природа".

образовательная область : познавательное развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rf.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА:

ЖИВАЯ И НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3 -4

II.

Конспект образовательной деятельности

5-8

III.

Список литературы

9


Пояснительная записка

По новым Федеральным Стандартам познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, представлений о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы. Поэтому образовательная область « Экология » является для меня актуальной на протяжении многих лет.  Термин «Экология» предложен в 1866 году Геккелем для обозначения общей науки об отношениях организмов к окружающей среды. Экология  (от греческого  «эко» - жилище, место пребывания ) – биологическая наука, изучающая организацию и функционирование систем различных уровней. Экологию определяют так же как науку о взаимоотношениях, организмов между собой и окружающей средой. В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, чтобы взять у нее все богатства, а человек считал себя победителем, покорителем природы.

 У современного подрастающего поколения  можно и должно сформировано  новое – экологическое сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций - позиций биоцентризма, означающих :  человек – особое, разумное, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука о мировоззрении! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен до конца понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

Поэтому я хочу научить детей воспринимать окружающий мир, научить их понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней со стороны человека. Познавательное развитие, образовательная область экология, является для меня актуальной на протяжении многих лет. Работа ведется планомерно с младшей группы. Сейчас дети посещают подготовительную группу. В течение двух лет ведется кружковая работа – «Юный эколог», с детьми моей группы.  

Вся работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями группы. Вместе с родителями проводились собрания, конференции, деловые игры, дискуссии, КВН. Родители принимали активное участие, т.к. знают, что являются примером для детей.


Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

1.2

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная, самообслуживание, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная,  восприятие художественной литературы , творческая активность

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Живая и неживая природа

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Прилет Лунтика – игрушки,

Беседа на заданную тему « Наша планета – Земля »

показ слайдов с изображением живой и неживой природы ,

дидактическая игра « Разложи правильно »,

экспериментирование – с объектами неживой природы,

работа с карточками - пиктограммами  (свойства неживых объектов )

3.

Интеграция образовательных областей

 Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

4.

Возрастная группа:

Старшая

5.

Цель:

Расширение и уточнение  представлений  детей о живой и неживой природе в процессе познавательной беседы и экспериментальной деятельности

6.

Задачи:

6.1

Формировать  представления о системе знакового обозначения природных условий и объектов природы в процессе освоения  особенностей  глобуса

6.2

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментального изучения свойств объектов неживой природы

6.3

Формировать интерес к изучению и потребность поделиться знаниями о причинно-следственных связях в природе в процессе общения со сверстниками и взрослыми  

7.

Планируемые результаты:

7.1

Самостоятельно находит в энциклопедиях (по закладкам педагога) интересующий познавательный материал, задает вопросы по содержанию иллюстраций

7.2

Отображает представления о живом и неживом природном мире в речевом и изобразительном творчестве.  

7.3

Испытывает  потребность в экспериментальной деятельности, охотно пользуется «картой эксперимента» в самостоятельной деятельности, стремится познакомить окружающих с результатами эксперимента

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Лунтика  (игрушка)

Слайды с изображением океана, лесов, полей, рек, гор (проектор, доска интерактивная)

Карточки- пиктограммы  с изображением свойств объектов неживой природы

Изображения силуэтов гор

Гуашь коричневого, желтого, зеленого  цвета

Салфетки , листочки бумаги ( для рисования )

Вода в чашках, лупы 12 шт.

Камни – щебень, песок, мел

Глобус- макет Земли

Атлас дошкольника

Дорожки для корригирующей ходьбы

Д/ игра « Разложи правильно »

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Беседы с детьми о планетах солнечной системы

Чтение стихов: Я. Акима «Есть одна планета сад», С. Шанина «Мой край»,  М. Дубина «Как яблоко на блюдце »

Наблюдение на участке за объектами живой ( деревья, животные, кустарники, птицы )  и неживой природы ( камни, небо, вода, солнце и др. )

Заучивание стихотворения « Наши горы »

 

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

4 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Внезапное появление Лунтика, который сообщает, что он «упал с Луны» и не знает, как туда вернуться.  Дети предлагают ему остаться у нас на Земле.

1.2

Мотивация деятельности детей

В лапке у Лунтика камень, дети рассматривают его и относят его к неживой природе, делают вывод, что у него на планете такие же камни, значит на планете нет ничего живого. Дети рассказывают Лунтику, что наша планета красивая, богатая и чего на ней только нет.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Изучить связи живой и неживой природы, нарисовать для  Лунтика природные объекты и явления, показать ему красоту нашей планеты.

II.

Основная часть:

18 мин.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Предложить детям рассказать о Солнечной системе, месте Земли  в системе, о спутнике Земли.

Рассмотреть с детьми глобус,  определить по цвету на глобусе обозначение живой и неживой природы.

Дидактическая игра «»

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Беседа о планете Земля . Соотнесение макета Земли (глобус) с картой полушарий (Атлас для дошкольников). Изучение контура России (знаковое обозначение живой и неживой природы).

Экспериментирование:

  1. изучение свойств песка  посредством погружения в воду (водонепроницаемость, растворимость в воде )
  2. изучение свойств  мела посредством погружения в воду ( водонепроницаемость, растворимость в воде )
  3. изучение свойств камня посредством погружения в воду ( водонепроницаемость, растворимость в воде )

Наблюдение за свойствами объектов: песка, мела, камня через лупу.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Составление пиктограммы: зависимость состояния объекта от среды, в которую он помещен, выводы детей о результатах экспериментов (сыпучесть, твердость, водонепроницаемость, растворимость, изменение цвета)

Отображение в рисунке (нетрадиционные способы рисования) природных объектов и явлений, на память Лунтику

III.

Заключительная часть

3 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Обследовали глобус, соотнесли его с картой полушария

Дети узнали об атласе

С помощью опытов узнали о свойствах объектов неживой природы

 Лунтику понравилась наша планета, он остается с детьми на Земле.

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Экспериментальная деятельность на прогулке

Карта эксперимента и материалы.  Предлагается детям продолжить экспериментирование во время прогулки на участке с водой, песком, камнями.

 

4.2

Энциклопедии

Дети во время рассматривания энциклопедий делают закладки для последующего изучения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный  Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
  2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. – Творческий центр. 2003 г.
  3. Рыжова Н. И. Необходимость отказа от сложившихся стереотипов в экологическом воспитании дошкольников / Н. И. Рыжова //Обруч. – 1997. - №2. С. 76- 77.
  4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников : пособие для специалистов дошкольного воспитания / С.Н.Николаева. – М. : ООО Фирма « Издательство АСТ »,1998. – 244 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...