Конспект образовательной деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
КОНСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: "Живая и не живая природа".
образовательная область : познавательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rf.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА:
ЖИВАЯ И НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 -4 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 5-8 |
III. | Список литературы | 9 |
Пояснительная записка
По новым Федеральным Стандартам познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, представлений о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы. Поэтому образовательная область « Экология » является для меня актуальной на протяжении многих лет. Термин «Экология» предложен в 1866 году Геккелем для обозначения общей науки об отношениях организмов к окружающей среды. Экология (от греческого «эко» - жилище, место пребывания ) – биологическая наука, изучающая организацию и функционирование систем различных уровней. Экологию определяют так же как науку о взаимоотношениях, организмов между собой и окружающей средой. В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, чтобы взять у нее все богатства, а человек считал себя победителем, покорителем природы.
У современного подрастающего поколения можно и должно сформировано новое – экологическое сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций - позиций биоцентризма, означающих : человек – особое, разумное, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука о мировоззрении! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен до конца понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
Поэтому я хочу научить детей воспринимать окружающий мир, научить их понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней со стороны человека. Познавательное развитие, образовательная область экология, является для меня актуальной на протяжении многих лет. Работа ведется планомерно с младшей группы. Сейчас дети посещают подготовительную группу. В течение двух лет ведется кружковая работа – «Юный эколог», с детьми моей группы.
Вся работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями группы. Вместе с родителями проводились собрания, конференции, деловые игры, дискуссии, КВН. Родители принимали активное участие, т.к. знают, что являются примером для детей.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
| Примечание (дополнительная информация к конспекту) | |||||
1.1 | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | ||||
1.2 | Вид деятельности детей | Игровая, коммуникативная, самообслуживание, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы , творческая активность | ||||
| ||||||
1. | Тема образовательной деятельности | Живая и неживая природа | ||||
2. | Прилет Лунтика – игрушки, Беседа на заданную тему « Наша планета – Земля » показ слайдов с изображением живой и неживой природы , дидактическая игра « Разложи правильно », экспериментирование – с объектами неживой природы, работа с карточками - пиктограммами (свойства неживых объектов ) | |||||
3. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие | ||||
4. | Возрастная группа: | Старшая | ||||
5. | Цель: | Расширение и уточнение представлений детей о живой и неживой природе в процессе познавательной беседы и экспериментальной деятельности | ||||
6. | Задачи: | |||||
6.1 | Формировать представления о системе знакового обозначения природных условий и объектов природы в процессе освоения особенностей глобуса | |||||
6.2 | Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментального изучения свойств объектов неживой природы | |||||
6.3 | Формировать интерес к изучению и потребность поделиться знаниями о причинно-следственных связях в природе в процессе общения со сверстниками и взрослыми | |||||
7. | Планируемые результаты: | |||||
7.1 | Самостоятельно находит в энциклопедиях (по закладкам педагога) интересующий познавательный материал, задает вопросы по содержанию иллюстраций | |||||
7.2 | Отображает представления о живом и неживом природном мире в речевом и изобразительном творчестве. | |||||
7.3 | Испытывает потребность в экспериментальной деятельности, охотно пользуется «картой эксперимента» в самостоятельной деятельности, стремится познакомить окружающих с результатами эксперимента | |||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Лунтика (игрушка) Слайды с изображением океана, лесов, полей, рек, гор (проектор, доска интерактивная) Карточки- пиктограммы с изображением свойств объектов неживой природы Изображения силуэтов гор Гуашь коричневого, желтого, зеленого цвета Салфетки , листочки бумаги ( для рисования ) Вода в чашках, лупы 12 шт. Камни – щебень, песок, мел Глобус- макет Земли Атлас дошкольника Дорожки для корригирующей ходьбы Д/ игра « Разложи правильно » | ||||
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Беседы с детьми о планетах солнечной системы Чтение стихов: Я. Акима «Есть одна планета сад», С. Шанина «Мой край», М. Дубина «Как яблоко на блюдце » Наблюдение на участке за объектами живой ( деревья, животные, кустарники, птицы ) и неживой природы ( камни, небо, вода, солнце и др. ) Заучивание стихотворения « Наши горы » |
| |||
Конспект занятия (образовательной деятельности) | ||||||
I. | Вводная часть | 4 мин. | ||||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Внезапное появление Лунтика, который сообщает, что он «упал с Луны» и не знает, как туда вернуться. Дети предлагают ему остаться у нас на Земле. | ||||
1.2 | Мотивация деятельности детей | В лапке у Лунтика камень, дети рассматривают его и относят его к неживой природе, делают вывод, что у него на планете такие же камни, значит на планете нет ничего живого. Дети рассказывают Лунтику, что наша планета красивая, богатая и чего на ней только нет. | ||||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Изучить связи живой и неживой природы, нарисовать для Лунтика природные объекты и явления, показать ему красоту нашей планеты. | ||||
II. | Основная часть: | 18 мин. | ||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Предложить детям рассказать о Солнечной системе, месте Земли в системе, о спутнике Земли. Рассмотреть с детьми глобус, определить по цвету на глобусе обозначение живой и неживой природы. Дидактическая игра «» | ||||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Беседа о планете Земля . Соотнесение макета Земли (глобус) с картой полушарий (Атлас для дошкольников). Изучение контура России (знаковое обозначение живой и неживой природы). Экспериментирование:
Наблюдение за свойствами объектов: песка, мела, камня через лупу. | ||||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Составление пиктограммы: зависимость состояния объекта от среды, в которую он помещен, выводы детей о результатах экспериментов (сыпучесть, твердость, водонепроницаемость, растворимость, изменение цвета) Отображение в рисунке (нетрадиционные способы рисования) природных объектов и явлений, на память Лунтику | ||||
III. | Заключительная часть | 3 мин. | ||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Обследовали глобус, соотнесли его с картой полушария Дети узнали об атласе С помощью опытов узнали о свойствах объектов неживой природы Лунтику понравилась наша планета, он остается с детьми на Земле. | ||||
IV. | Дальнейшая разработка темы | |||||
4.1 | Экспериментальная деятельность на прогулке | Карта эксперимента и материалы. Предлагается детям продолжить экспериментирование во время прогулки на участке с водой, песком, камнями.
| ||||
4.2 | Энциклопедии | Дети во время рассматривания энциклопедий делают закладки для последующего изучения. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. – Творческий центр. 2003 г.
- Рыжова Н. И. Необходимость отказа от сложившихся стереотипов в экологическом воспитании дошкольников / Н. И. Рыжова //Обруч. – 1997. - №2. С. 76- 77.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников : пособие для специалистов дошкольного воспитания / С.Н.Николаева. – М. : ООО Фирма « Издательство АСТ »,1998. – 244 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"
«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...