Конспект образовательной деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
КОНСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: "Живая и не живая природа".
образовательная область : познавательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА:
ЖИВАЯ И НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 -4 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 5-8 |
III. | Список литературы | 9 |
Пояснительная записка
По новым Федеральным Стандартам познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, представлений о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы. Поэтому образовательная область « Экология » является для меня актуальной на протяжении многих лет. Термин «Экология» предложен в 1866 году Геккелем для обозначения общей науки об отношениях организмов к окружающей среды. Экология (от греческого «эко» - жилище, место пребывания ) – биологическая наука, изучающая организацию и функционирование систем различных уровней. Экологию определяют так же как науку о взаимоотношениях, организмов между собой и окружающей средой. В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, чтобы взять у нее все богатства, а человек считал себя победителем, покорителем природы.
У современного подрастающего поколения можно и должно сформировано новое – экологическое сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций - позиций биоцентризма, означающих : человек – особое, разумное, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука о мировоззрении! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен до конца понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
Поэтому я хочу научить детей воспринимать окружающий мир, научить их понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней со стороны человека. Познавательное развитие, образовательная область экология, является для меня актуальной на протяжении многих лет. Работа ведется планомерно с младшей группы. Сейчас дети посещают подготовительную группу. В течение двух лет ведется кружковая работа – «Юный эколог», с детьми моей группы.
Вся работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями группы. Вместе с родителями проводились собрания, конференции, деловые игры, дискуссии, КВН. Родители принимали активное участие, т.к. знают, что являются примером для детей.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
| Примечание (дополнительная информация к конспекту) | |||||
1.1 | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | ||||
1.2 | Вид деятельности детей | Игровая, коммуникативная, самообслуживание, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы , творческая активность | ||||
| ||||||
1. | Тема образовательной деятельности | Живая и неживая природа | ||||
2. | Прилет Лунтика – игрушки, Беседа на заданную тему « Наша планета – Земля » показ слайдов с изображением живой и неживой природы , дидактическая игра « Разложи правильно », экспериментирование – с объектами неживой природы, работа с карточками - пиктограммами (свойства неживых объектов ) | |||||
3. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие | ||||
4. | Возрастная группа: | Старшая | ||||
5. | Цель: | Расширение и уточнение представлений детей о живой и неживой природе в процессе познавательной беседы и экспериментальной деятельности | ||||
6. | Задачи: | |||||
6.1 | Формировать представления о системе знакового обозначения природных условий и объектов природы в процессе освоения особенностей глобуса | |||||
6.2 | Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментального изучения свойств объектов неживой природы | |||||
6.3 | Формировать интерес к изучению и потребность поделиться знаниями о причинно-следственных связях в природе в процессе общения со сверстниками и взрослыми | |||||
7. | Планируемые результаты: | |||||
7.1 | Самостоятельно находит в энциклопедиях (по закладкам педагога) интересующий познавательный материал, задает вопросы по содержанию иллюстраций | |||||
7.2 | Отображает представления о живом и неживом природном мире в речевом и изобразительном творчестве. | |||||
7.3 | Испытывает потребность в экспериментальной деятельности, охотно пользуется «картой эксперимента» в самостоятельной деятельности, стремится познакомить окружающих с результатами эксперимента | |||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Лунтика (игрушка) Слайды с изображением океана, лесов, полей, рек, гор (проектор, доска интерактивная) Карточки- пиктограммы с изображением свойств объектов неживой природы Изображения силуэтов гор Гуашь коричневого, желтого, зеленого цвета Салфетки , листочки бумаги ( для рисования ) Вода в чашках, лупы 12 шт. Камни – щебень, песок, мел Глобус- макет Земли Атлас дошкольника Дорожки для корригирующей ходьбы Д/ игра « Разложи правильно » | ||||
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Беседы с детьми о планетах солнечной системы Чтение стихов: Я. Акима «Есть одна планета сад», С. Шанина «Мой край», М. Дубина «Как яблоко на блюдце » Наблюдение на участке за объектами живой ( деревья, животные, кустарники, птицы ) и неживой природы ( камни, небо, вода, солнце и др. ) Заучивание стихотворения « Наши горы » |
| |||
Конспект занятия (образовательной деятельности) | ||||||
I. | Вводная часть | 4 мин. | ||||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Внезапное появление Лунтика, который сообщает, что он «упал с Луны» и не знает, как туда вернуться. Дети предлагают ему остаться у нас на Земле. | ||||
1.2 | Мотивация деятельности детей | В лапке у Лунтика камень, дети рассматривают его и относят его к неживой природе, делают вывод, что у него на планете такие же камни, значит на планете нет ничего живого. Дети рассказывают Лунтику, что наша планета красивая, богатая и чего на ней только нет. | ||||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Изучить связи живой и неживой природы, нарисовать для Лунтика природные объекты и явления, показать ему красоту нашей планеты. | ||||
II. | Основная часть: | 18 мин. | ||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Предложить детям рассказать о Солнечной системе, месте Земли в системе, о спутнике Земли. Рассмотреть с детьми глобус, определить по цвету на глобусе обозначение живой и неживой природы. Дидактическая игра «» | ||||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Беседа о планете Земля . Соотнесение макета Земли (глобус) с картой полушарий (Атлас для дошкольников). Изучение контура России (знаковое обозначение живой и неживой природы). Экспериментирование:
Наблюдение за свойствами объектов: песка, мела, камня через лупу. | ||||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Составление пиктограммы: зависимость состояния объекта от среды, в которую он помещен, выводы детей о результатах экспериментов (сыпучесть, твердость, водонепроницаемость, растворимость, изменение цвета) Отображение в рисунке (нетрадиционные способы рисования) природных объектов и явлений, на память Лунтику | ||||
III. | Заключительная часть | 3 мин. | ||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Обследовали глобус, соотнесли его с картой полушария Дети узнали об атласе С помощью опытов узнали о свойствах объектов неживой природы Лунтику понравилась наша планета, он остается с детьми на Земле. | ||||
IV. | Дальнейшая разработка темы | |||||
4.1 | Экспериментальная деятельность на прогулке | Карта эксперимента и материалы. Предлагается детям продолжить экспериментирование во время прогулки на участке с водой, песком, камнями.
| ||||
4.2 | Энциклопедии | Дети во время рассматривания энциклопедий делают закладки для последующего изучения. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. – Творческий центр. 2003 г.
- Рыжова Н. И. Необходимость отказа от сложившихся стереотипов в экологическом воспитании дошкольников / Н. И. Рыжова //Обруч. – 1997. - №2. С. 76- 77.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников : пособие для специалистов дошкольного воспитания / С.Н.Николаева. – М. : ООО Фирма « Издательство АСТ »,1998. – 244 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...