"Невидимка-воздух"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Пунина Светлана Александровна

Конспект НОД в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nevidimka-vozduh.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Невидимка – воздух».

Программное содержание.

Область познавательного развития:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

Область социально-коммуникативного развития:

-учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Область речевого развития:

- развивать активную речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, опыты.

Предварительная работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами;

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);

- мыльные пузыри;

- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);

- 2 подноса;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

- апельсин, чеснок, чеснокодавилка;

- воздушные шары (по количеству детей);

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. (подходят к лаборатории)

Раздается стук, заходит Ириска: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ириска! А что это вы собираетесь тут делать?

Дети: Мы хотим поговорить о воздухе.

Ириска: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Нет его, это все выдумки! Вот какого он цвета?

Дети: У него нет цвета!

Ириска: Ну вот, значит он какой?

Дети: Бесцветный.

Ириска: А кто-нибудь видел его?

Дети: Нет, не видели.

Ириска: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, невидимый.

Ириска: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Ириска! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Ириска: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Ириске, что воздух всё-таки есть! Давайте подойдем к нашей лаборатории. Как можно доказать, что воздух есть?

Дети: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.

Ириска: Как? С помощью чего?

Дети: С помощью мешочков.

Садятся за стол, вместе с детьми садится Ириска.

Опыт с полиэтиленовыми мешочками.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый мешочек. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А как же поймать воздух?

Дети показывают и рассказывают Ириске: Теперь мы набираем в мешочек воздух и закручиваем его, он стал похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.

Ириска: Ой, что это там, в мешочке?

Дети: Мы поймали и закрыли воздух.

Ириска: Теперь развяжем мешочек и выпустим из него воздух.  Мешочек опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Ириска! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Ириска: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух!

 На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё у меня есть спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

(Достает их из сумки, рассматривает с детьми, сравнивают с мешочками)

Воспитатель: Конечно, Ириска! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Ириска: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет?

Игра «Где спрятался воздух?»

 (дети поочерёдно достают из Ирискиной сумки игрушки, которые плавают и которые тонут и раскладывают на 2 подноса)

Ириска не верит, что дети разложили игрушки правильно. Задает им вопросы-ловушки, а дети ей объясняют, что предметы, внутри которых есть воздух, плавают.

Воспитатель: Ребята, а давайте Ириске докажем, что вы разложили предметы правильно. Посмотрите на нашу лабораторию и

 скажите, что нам в этом поможет. 

Дети вместе с Ириской опускают предметы в таз с водой.

Ириска: Спасибо, ребята! Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, прячется воздух и не дает предметам утонуть.

Как же у вас интересно! В лаборатории чего только нет! А это что такое? (находит мыльные пузыри, надувает большой пузырь)

Воспитатель: Ириска, а как ты думаешь, что внутри мыльного пузыря?

Ириска: Мыло!

 Дети объясняют Ириске, что внутри – воздух (Если дети затрудняются- воспитатель помогает ответить с помощью вопросов).

Физкультминутка с мыльными пузырями (под музыку).

Ириска: Ребята, получается, я надувала пузыри воздухом? Значит воздух есть и внутри меня!

Дети: Да.

Ириска: А внутри вас есть воздух? 

Дети: Да, есть!

Ириска: Ой, а я не верю вам!

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем Ириске, что и у вас внутри тоже есть воздух. Пройдите к лаборатории. Что нужно для этого взять?

Дети: Трубочки с водой.

Опыт с трубочками.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.

Ириска: Ладно, вижу, что и у вас внутри есть воздух, только я не пойму как он туда попадает…

Дети: Через нос.

Воспитатель: Сейчас ребята покажут тебе, Ириска как это происходит, как дышат наши носики.

Опыт с салфеткой.

Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Ириска, ты заметила, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится.

 Дети вместе с Ириской наблюдают за движением салфетки и объясняют Ириске, что это воздух двигает салфетку.

Воспитатель: Ириска, а ты знаешь что носом мы не только дышим , но еще и нюхаем? Ребята, а давайте поиграем с Ириской.

Игра «Угадай, чем пахнет»

(с апельсином и чесноком).

Ириска: Ребята, так это воздух пахнет апельсином?

Дети: Нет, это воздух движется и доносит этот запах до наших носов, сам воздух запаха не имеет (Если дети затрудняются с ответом, им помогает воспитатель с помощью вопросов)

Ириска: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Ириска! Без воздуха нельзя жить, почему, ребята?

  Дети отвечают, что можно задохнуться. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт «Не дышу»

(дети с Ириской пытаются не дышать).

Воспитатель: Вот видите, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Ириска, если тебе не нравится запах, можно просто открыть форточку или выйти на улицу, на свежий воздух.

Ириска: Спасибо за совет! Ой, ребята, а мне пора возвращаться домой! Вот расскажу, как у вас интересно тут было! Только что-то у меня в голове все перепуталось…

Воспитатель: Ребята, а давайте напомним Ириске о чем мы сегодня говорили.

Дети: О воздухе.

Ириска: А где он находится?

Дети: Везде - вокруг и внутри нас.

Ириска: Можно ли увидеть воздух?

Дети: Нет, он- невидимый.

Ириска: А ещё какой?

Дети: Прозрачный и бесцветный.

Ириска: Точно, а ещё я вспомнила, что воздух запаха не имеет, правильно, ребята?

Дети: Да.

Ириска: Мне пора уходить, а на прощание я хочу вам подарить воздушные шары, можете их надуть воздухом и поиграть!

До свидания!

  Ириска уходит, дети надувают шары и играют с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

«Невидимка воздух».

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Невидимка воздух

Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста....

"НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ"

Задачи:1. Формировать представления детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.2. Продолжать   развивать   познавательную   активность   в...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...