Реализация ФГОС ДО посредством НОД "Волшебные свойства воды" в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Направление образования и развития - познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о свойствах воды, используя метод экспериментирования, нетрадиционный способ рисования: кляксография; основ экологического сознания; обогащения лексики детей по заданной теме,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_volshebnye_svoystva_vody_raspechatat.docx | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Возрастная группа: старшая логопедическая
Тема НОД: «Волшебные свойства воды».
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование)
Цель: создание условий для формирования представлений о свойствах воды, используя метод экспериментирования, нетрадиционный способ рисования: кляксография (выдувание изображения через коктейльную трубочку).
Задачи:
-формировать представления о свойствах воды, основы экологического сознания; умение устанавливать причинно-следственные связи;
-развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и инициативу, воображение, коммуникативные и творческие способности детей; умение строить высказывание, делать выводы на основе практической деятельности;
-приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
-прививать интерес к использованию нестандартных способов изобразительной деятельности;
-воспитывать бережное отношение к воде; уверенность в своих силах, способствовать позитивной социализации детей с ОНР;
-соблюдать двигательный режим, следить за осанкой; развивать дыхательный аппарат у детей с ОНР.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (рисование с использованием приёма кляксографии), дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.
Оборудование:
Для педагога: мультимедийный проектор; видеоролик «Путешествие капельки или что нам рассказал компьютер», аудиозапись «Песня Капитошки»; прозрачные пластиковые стаканы, стеклянная тарелка, пластиковые блюдца, чайные ложки, молоко, соль, песок, подсолнечное масло, сок, чистая вода, кофе, духи, ледяные фигурки в контейнере; мяч.
Для детей: прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки, салфетки сухие и влажные, пластмассовые одноразовые стаканчики, коктейльные трубочки, пластиковые ложечки, альбомные листы формата А4 на каждого ребёнка; жидко разведенные в мисочке гуашевые краски, краски для дорисовывания в палитре, ватные палочки.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
I. Вводная часть | ||
Звучит аудиозапись «Звуки природы: дождь» Сначала издалека, затем громкость постепенно увеличивается. | Дети прислушиваются, подходят к источнику звука по приглашению воспитателя. | |
Воспитатель: ребята, вы слышите, что это? Дидактическая игра с мячом «Хорошо или плохо?» - А дождь - это плохо или хорошо? - Вот, например, для меня дождь - это хорошо, воздух очищается, дышать легче становится. А как для вас, дождь плохо или хорошо? - Я бросаю мяч, кто поймает - тот и отвечает. - Действительно, однозначно здесь не скажешь. В одной ситуации дождь - хорошо, в другой – не очень. - Ребята, а что такое дождь? - Правильно, это капли воды. Что такое вода, какими волшебными свойствами обладает она, предлагаю выяснить сегодня. Для этого отправимся с вами в наш экспериментаниум. И немного поэкспериментируем. Согласны? | Ответы детей Ответы детей полными распространёнными предложениями. Ответы детей. Ответы детей. | |
- Давайте это фразу мы дружно повторим (потренируем свой язычок). Гимнастика для язычка: «Идём экспериментировать в экспериментаниум» (произносить медленно чётко по слогам) | Дети маршируют и проговаривают предложенную фразу. (2-3 раза) | |
II. Основная часть | ||
Воспитатель: отправляемся в мир открытий. Будем вместе наблюдать, обсуждать и изучать. Воспитатель: так какая она, вода? Давайте поближе познакомимся с её волшебными свойствами.
Воспитатель: перед нами один стаканчик с водой, а второй - с молоком. - Какое свойство воды мы можем увидеть, сравнивая воду с молоком? Опустите в воду и в молоко ложечки. В каком из стаканчиков видна ложечка, а в каком нет? Почему?
- О каком свойстве воды мы можем сказать? (Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.) - Что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? - Какая вода нужна обитателям водоёмов и нам, людям? (прозрачная, чистая) | Дети садятся за столы. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика дети по указанию воспитателя кладут ложечки. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. | |
Воспитатель: дети, а вода вкусная? Иногда мы слышим такую фразу: «Какая вкусная вода!» - Давайте выясним. (Предлагает детям попробовать воду, сок, молоко, сравнить по вкусу.) - Запах у воды есть? Как это определить? (надо её понюхать) - Давайте для сравнения понюхаем воду, в которую я добавила духи (в другой стаканчик кофе). Пахнет? Чем? (Тем, что в воду добавили) -Как вы думаете, почему иногда вода из водопровода имеет запах? (Воду очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.) -Какой вывод можно сделать по проделанному опыту? | Дети подходят к столу, пробуют через соломинку на вкус воду, сок, молоко. Сравнивают вкус. Выясняют, что у чистой воды нет вкуса. Ответы детей. Дети нюхают воду в разных стаканчиках (чистую и с добавками) и выясняют, что запаха у чистой воды тоже нет. Ответы детей. Ответы детей. | |
Воспитатель: ребята, а как показать, что вода - это жидкость? (Показать, что вода течет) - Для сравнения высыпаем из стакана песок в одно блюдце, а в другое блюдце выливаем воду. - Ребята, что происходит с песком, он растекается или стоит горкой? (Песок остается стоять горкой.) - А что произошло с водой? - Как вы думаете, почему вода растеклась? Как учёные сделайте вывод (вода – это жидкость, поэтому растеклась.) - Вот и в реках, озёрах, морях и океанах вода течёт. Течёт она и из водопроводного крана. -Почему кран называется водопроводный? (проводит воду, показывает, куда ей течь) - А как же вода превращается в дождик, предлагаю посмотреть в видеоролике «Путешествие капельки». Воспитатель вместе с детьми комментируют увиденное. Воспитатель: ребята, о чем нам рассказал профессор-компьютер? - Какие превращения воды мы с вами сейчас наблюдали? - Вода это всегда жидкость? - В каком ещё состоянии мы видели воду? Когда это происходит? Вывод: вода может быть жидкостью, может быть паром (когда нагревается), и вновь жидкостью, когда остывает. Воспитатель: ребята, вы заметили, что происходит с капельками воды, когда они поднимаются вверх? -Почему так происходит? - Посмотрите на картинку. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. А солнышко вновь их нагревает, и вода испаряется-поднимается вверх. И всё происходит по кругу. -Как называется это явление в природе? - Давайте дружно повторим это слово: кру-го-во-рот. -Что же это слово означает? Это летняя картина, - А что же происходит зимой? Как вы думаете? (Вместо капелек – дождинок, появляются льдинки и снежинки.) Воспитатель выкладывает на клеёнку замороженные фигурки. - Дети, а это вода? - Ребята, возьмите фигурки подержите их в руках - что происходит? Почему так происходит? (В тёплых ладошках лёд превращается в воду). Воспитатель, ребята, какой вывод о состоянии воды мы с вами можем сделать? - Вода может быть в твёрдом состоянии? - При каких условиях? (Когда холодно, замерзает) | Ответы детей Дети выполняют опыт. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Дети садятся на стульчики в ряд. Ответы детей Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Дети повторяют. Дети объясняют. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Вывод делают дети полными распространёнными предложениями. | |
Воспитатель: а сейчас капелька дождя по имени Капитошка (слайд «Капитошка») приглашает вас потанцевать под весёлую песенку. Физминутка «Потанцуем с Капитошкой». | Дети танцуют под музыку из мультфильма
| |
Воспитатель: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране Как сосулька замерзает На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без неё вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить Без воды нам не прожить! Вода – чудо природы. Почему? - Ни одно существо не обходится без воды. (Слайд с изображением зверей на водопое) Воды на Земле много, но не всю можно пить. (слайд с изображение Земли) -В океанах и морях вода солёная, а людям, растениям и животным необходима пресная вода, вот её как раз не много. Что же делать? - Как мы с вами можем беречь воду? (слайд с изображением загрязнённой воды в речке, с мусором) -Не бросать мусор в водоёмы; (слайд с включённым краном) – вовремя выключать воду, не лить её просто так. -А ещё что бы вы могли предложить по решению этой проблемы? | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. | |
Воспитатель: Ребята, а я знаю ещё один секрет о воде. Вам интересно узнать? Демонстрирует рисунок, выполненный способом выдувания из трубочки (кляксографии). - Как вы думаете, при чем здесь вода? (Когда мы рисуем, нам необходима вода, чтобы разводить краски, промывать кисточки от краски и т.п ) - Все дети любят рисовать красками, кляксы тоже многие умеют делать. -Как можно получить кляксу на бумаге? - А вот получить из капельки, например, солнышко или тучку, наверное, вряд ли кто пробовал. Давайте я вам покажу. Это весело и интересно. Для этого нам понадобится вода, гуашь, ложечка и трубочка для коктейля. | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. | |
Рисование «Превращение капельки» 1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой сильно разведённую в воде гуашь, капнуть её на лист бумаги, делая капельку - кляксу. 2. Коктейльной трубочкой выдуваем капельку сверху вниз в разные направления так, чтобы конец трубочки не касался ни пятна, ни бумаги 3. А затем для получения нужного вам изображения (образа) продолжаем выдувать капельку дальше по всему листу. 4. Если хотите, можете дорисовать детали при помощи ватных палочек и гуаши из палитры. - Что у вас получится, в кого превратится ваша капелька? Может быть в салютики, или цветы, а, может быть, ещё во что-нибудь фантастическое и волшебное, придумайте сами. Потом устроим выставку «Превращение капельки». Договорились? | Дети подходят к демонстрационному столу, следят за показом способа рисования с помощью воздушной струи. (Особое указание детям: трубочка не касается ни листа, ни краски!) Затем выбирают цвет готового водного раствора гуаши, садятся на свои места. У каждого ребёнка трубочки, альбомный лист, салфетки, пластиковые ложечки (Звучит музыка). По окончанию работы свои рисунки дети выкладывают на выставку. | |
III. Заключительная часть | ||
- Ребята, понравилось вам в экспериментаниуме проводить эксперименты? - С какими свойствами воды вы сегодня познакомились? -Ребята, какое свойство воды вас больше всего удивило? - Как мы можем беречь воду, сохранять запас пресной воды? - Во что (кого) превратилась ваша капелька? - Какое настроение (впечатление) вы отразили своим рисунком? | Ответы детей. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель реализации образовательной области «Познание» и «Художественное творчество» в старшей логопедической группе - «Обитатели водоемов».
Образовательная ситуация: Рассматривание рака и изготовление рыбки.Группа: старшая группа.Дидактическая цель: Познакомить детей с живым раком и с новым способом аппликации при помощи салфеток.Задачи: ...
Методическая разработка занятия по ФЭМП "Волшебные снежинки" в старшей логопедической группе
Методическая разработка занятия по ФЭМП "Волшебные снежинки" в старшей логопедической группе.Ориентировка фигур на плоскости....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема: «Волшебные свойства воды»Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы....
Конспект организованной образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей логопедической группы «Котенок» (лепка).
Цель: создавать в лепке образ животного;Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание пластилина между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединен...
Фотоотчет о работе кружка «Волшебный пластилин» в старшей логопедической группе «Пчелка»
Пластилинография — нетрадиционная техника рисования. Она привлекает к себе внимание и детей, и взрослых. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается...
Конспект образовательной деятельности на тему " Весна. Путешествие за волшебным цветком" в старшей логопедической группе для родителей .
Занятие на тему " Весна. Путешествие за волшенбным цветком" было проведено , как итоговое. Цель: обобщить знания детей по лексическим темам "Весна", "Насекомые" ; р...
Творческий отчет по кружку изонити «Волшебная иголочка» в старшей логопедической группе за 2023 уч. год.
Творческий отчет по кружку изонити «Волшебная иголочка» в старшей логопедической группе за 2023 уч. год....