Юные исследователи
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Талабаева Мария Петровна

Использование экспериментов для развития диалогической речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование экспериментов для развития диалогической речи дошкольников

 «Юные исследователи»

Цель: расширить представление о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей со свойствами дерева.

Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.

Развивающие: Развивать умения определять существенные признаки и свойства материала (не тонет, легкое, не пропускает свет, горит).

Воспитательные: Стимулировать желание  для самостоятельного эстетического преображения предметов.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Интерактивная доска, схема спила дерева, спилы деревьев, лупа на каждого ребенка, деревянные пластинки, кораблики с парусами, емкости с водой, сюжет изготовления древесины, посылка, пластмассовый кубик, резиновый мячик, книжка, железный гвоздь, стеклянный стакан, деревянная чашка, белые халаты для детей и воспитателя.

- Ребята  нам сегодня принесли  посылку.

На посылке написано:  Детский сад  «Сказка» детям  группы №8

У нас, ребята, номер группы какой?

У нас номер группы  восьмой.

Значит посылка для нас, я не открывала  ее  без  вас, давайте вместе откроем и посмотрим что там.

(открываем посылку)

- Ребята, здесь очень много предметов и сделаны они из разных материалов я буду показывать вам  предметы, а вы говорите что это и из какого материала сделано, согласны?

- Аня, что это, из чего она сделана?

- Это книга, она сделана из бумаги.

- Если она сделана из бумаги, значит она какая?

- Книга бумажная.

- Правильно.  Миша, а это что?

- Это кубик.

- Из чего сделан этот кубик?

- Этот кубик сделан из пластмассы.

- Правильно, а если он сделан из пластмассы, значит он какой?

- Этот кубик пластмассовый.

- Молодец, Миша, правильно, этот кубик пластмассовый.

- Ярослав, это что за предмет?

- Это стакан он сделан из стекла, он стеклянный.

- Очень хорошо.

- В нашей посылке еще есть предметы:  Варя,  что это такое?

- Это мячик.

- Из чего сделан мячик, какой он?

- Мячик сделан  из резины, он резиновый.

- Дима, а этот предмет как называется?

- Это гвоздь.

- Из чего сделан гвоздь?

- Гвоздь сделан из металла.

- Если гвоздь сделан из металла, значит он какой?

- Гвоздь металлический.

- А сейчас я достану из посылки предмет, который вам всем очень хорошо знаком, поэтому все вместе скажете что это, из чего сделана и какая она.

(показываю линейку, дети отвечают хором)

- Это линейка,  сделана из дерева, она деревянная.

- Молодцы!  А теперь, посмотрите вокруг  и найдите  в группе предметы, которые  сделанные из дерева.

(ответы детей)

- Ребята, чтобы сделать эти предметы надо вложить много труда. Сначала надо заготовить древесину.

Скажите, где растут деревья?

(ответы детей)

- Давайте с вами посмотрим не большой сюжет о том, что сначала делают, что потом, при изготовлении древесины.

(сюжет на  экране)

- Ну вот, все внимательно смотрели? А сейчас давайте вместе расскажем что сначала, что потом делают при изготовлении древесины.

 (ответы детей)

- Сначала деревья пилят. Потом грузят на большие машины и вывозят из леса. Потом везут на пилораму, там из бревен получают доски. Потом из облагороженных досок делают  мебель и развозят ее по магазинам.

Ребята, если все деревья срубить что произойдет?

(ответы  детей)

- У лесных зверей и птичек не будет дома, они могут погибнуть. Появится много насекомых, которые нанесут вред культурным растениям домашним животным и людям. А еще листочки на деревьях  дают кислород, который помогает нам дышать.

Ребята, а как надо деревья беречь?

(ответы детей)

- Надо сажать новые деревья, не разводить в лесу костров, не ломать молодые деревца и ветки деревьев.

 Молодцы, ребята!

А теперь все вставайте и  давайте представим, что мы с вами пошли в лес.

Как хорошо в лесу, дышим свежим воздухом, давайте пройдем по лесной тропинке.

                                   

Физкультминутка.

Мы по лесу шли, шли

Толстый дуб в лесу нашли.

Дальше мы по лесу шли,

К пышной елочке пришли.

Мы руки к елке поднимаем,

Мы руки дружно опускаем,

Мы ей киваем головой

И возвращаемся домой.

- Ребята мы много сегодня говорили о деревьях, но не все узнали о них.

Давайте сейчас  отправимся  в лабораторию, где будем исследовать дерево.

Все лаборанты  исследователи носят белые халаты. Ребята, наденьте все белые халаты, помогите друг другу застегнуть пуговички и проходите за свои рабочие места. Скажите, ребята, вам сейчас по сколько лет?

(ответы детей)

- Откуда вы узнали, сколько вам лет?

(Ответы детей)

- Мама сказала?

 А вы не скажете, как узнать, сколько лет дереву.

 Нет?

Я вам сейчас расскажу

(Показ схемы спила дерева)

- Ребята, если распилить дерево, то получится    спил, его мы изобразим кружочком. В серединке точка, это семечку посадили, чтобы дерево росло.

Через год около точки появляется первое кольцо, это значит дереву один год.

Через два года появляется второе кольцо,  дереву два года и так из года в год появляются все новые и новые колечки.

- А сейчас посмотрите на спилы, которые у вас на столе, посчитайте на спилах колечки и узнаем чье дерево старше.

(ответы детей)

- Правильно, чем больше колец  у спила, тем старше было дерево.

(Зажигаю деревянную пластинку)

- Ребята, что происходит с деревянной пластинкой?

(ответы детей)

- Правильно, она горит,  нельзя  дома играть со спичками и в лесу разводить костры.

А сейчас возьмите деревянную пластинку и посмотрите через нее.

Сквозь деревянную  пластинку что-то видно?

- Нет.

- Значит дерево не пропускает свет. Ребята, я сейчас налью в деревянную чашку воду, скажите, пропускает чашка воду?

- Нет.

- Если дерево не пропускает воду, можно из дерева делать посуду?

- Можно.

- Давайте вспомним, как можно узнать, сколько лет  дереву?

(Ответы детей)

- Сколько лет дереву можно узнать по спилу.

- Дерево свет пропускает или нет?

(ответы детей)

- Дерево свет не пропускает.

- Дерево тонет или нет?

(ответы детей)

- Дерево не тонет, не пропускает воду, легкое.

- Можно ли в лесу жечь костры?

(ответы детей)

- Молодцы, ребята, а сейчас снимите все белые халаты, возвращаемся из лаборатории.

- Ребята, в посылке есть еще кое-что для вас, это деревянные  кораблики их вам прислали защитники природы. Они вам написали записку:  «Юным исследователям!»

Возьмите кораблики и поиграйте с ними.

(дети опускают кораблики в емкости с водой,  играют с ними.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.

Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...