МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
методическая разработка (старшая группа)

Горбачева Светлана Владимировна

ОПЫТ РАБОТЫ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЭКОЛОГИЯ102.54 КБ
Файл ekologiya.docx54.93 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Экспериментально-исследовательская деятельность в организации работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Так как именно исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования. Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

В соответствии с вышеизложенным я решила в процессе реализации задач экологического воспитания старших дошкольников взять на вооружение экспериментально-исследовательскую деятельность.

Основная цель моей работы:развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Первым делом я поставила перед собой следующие задачи:

Познавательные

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

На основе разработанного перспективного плана я стала все больше внимания уделять организации исследовательской деятельности детей. Для этого вместе организовала совместную деятельность с родителями по созданию условий для формирования активной познавательной позиции при ознакомлении с природой на участке детского сада и в группе. В процессе организации образовательного процесса и режимных моментов старалась, чтобы ребенок-исследователь нашел поддержку у педагогов и родителей, поощряла, подбадривала стремление найти ответы на все «почему? Как? Из чего?». Создавала такие проблемно-поисковые ситуации, которые будут способствовать развитию наблюдательности, умению самостоятельно сравнивать, делать выводы и логически мыслить.

Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся по воде круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого — по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой – то мусор… Видно, прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из под гуаши. На донышке — немного краски. Ну-ка пузырек отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?..

Примерно такую картину я наблюдала каждой весной и думала: Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. По мнению Н.Н. Поддъякова занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством – качеством, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека. Подобная деятельность называется «бескорыстным экспериментированием» и считается показателем умственной активности ребенка. Без нее невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. И я поняла, что чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. А лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитие и саморазвитие ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.

Изучив психолого-педагогичесскую и методическую литературу по данному направлению работы, я поняла, что вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент, который можно разделить на уровни:

  • физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
  • природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
  • социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
  • познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
  • лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
  • личностный: узнает свои личные возможности;
  • волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
  • поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Опыт работы с детьми показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Дети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики; пробуют делать пену и рисовать ею; превращают снег в воду; а воду-в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри.

В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки в муку превращаются? Как поймать воздух? Где живёт воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение пьёт? И т.п.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, существенно расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы жизни «Почему движутся предметы?» «Как распускаются цветы?».

На основе экспериментов, наблюдений, аналитической деятельности, организованных на основе ведущего вида деятельности дошкольников — игре, у дошкольника формируется первые мировоззренческие установки, которые определены Федеральными государственными требованиями, программой воспитания и обучения в детском саду как формирование целостной картины мира. Л.С. Выгодский определил это так: «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».

Сколько радости и счастья приносят нам дети. Мы взрослые ими любуемся, гордимся – ведь это наше счастье, наше будущее. Мы отдаем им все свободное и не свободное время, беседуем, учим размышлять, рассуждать, думать, каждый день открывать что-то новое, удивляться, мыслить, умело высказывать своё мнение, делиться своими чувствами, переживаниями.

На каждый вопрос ребенка Что? Как? Почему? Мы — взрослые вместе с ребенком должны найти ответ. Поэтому, большое внимание я уделяю организации познавательно-экспериментальной деятельности в процессе реализации задач экологического воспитания дошкольников.

Почему экологическое воспитание и эксперимент? Я считаю, что любая продуктивная деятельность с детьми не может обойтись без исследований и экспериментов. А педагогическая деятельность каждого педагога должна приносить ему уверенность в правильности выбранной технологии и удовлетворенность. И я была удовлетворена, когда вечером мама Насти Р. спросила: «А что вы сегодня открыли новое? А что вы сегодня исследовали?». Это было подтверждение тому, что мы с ребятами, родителями, членами нашего коллектива выбрали правильное направление в работе. Как гласит китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ведь практический опыт приходит только тогда, когда ребенок сделал это вместе со взрослым, совместно со сверстниками, самостоятельно, а потом применил в практической деятельности.

Свою работу с детьми я веду по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).

Например, на непосредственно–образовательной деятельности «Птицы», «Жизнь диких зверей», «Доктор леса», «Лес — наше богатство», дети познакомились с птицами, которые помогают сохранить лес от вредителей; получили представление о роли леса в жизни человека; о его разновидностях; о многообразии животного и растительного мира; учились наблюдать за жизнью природы.

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.) На непосредственно–образовательной деятельности по ознакомлению с явлениями неживой природы «Куда исчезла вода?», «Сыплем, лепим», «Как увидеть воздух?», «Какого цвета снег?», «Что вырастет из зёрнышка?», дети получили правильное представление об окружающем мире. Такая деятельность помогла детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе.

3. Человек и природа (функционирование организма; материалы и их свойства, преобразование предметов). Через непосредственно–образовательную деятельность «Природа учит человека», «Правила поведения в природе», «Растения под нашей защитой», «Человек и его добрые дела», в сознании детей формируется понимание того, что в окружающем мире всё взаимосвязано и взаимозависимо.

Работая по разделу «Живая природа», я пришла к выводу, что большую роль в экологическом воспитании занимает наблюдение. Я рассказываю детям, как трудно вырастить большое дерево, сколько опасностей подстерегает молодой росточек: и затоптать его могут, и сломать. Любуясь берёзой, дети отмечают, что ствол у неё необычный: белый, гладкий, листья мелкие, с зубчиками. И в конце, я обязательно читаю стихи о белоствольной красавице, а дети слушают, затаив дыхание. Убеждена, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу.

Рассматривая под микроскопом осенние листочки, мы с детьми начинаем размышлять, а почему листья изменили свой цвет, какой стал листочек (сухой, в нём нет влаги), почему он засох, на что он стал похож, почему он упал с дерева, почему осенью листья шуршат по ногами? Рассматриваем зеленый лист и сухой. Сравниваем, в чем сходство, в чем отличие этих листьев. Зажимаем листочки в руке, сравниваем, зеленый листочек влажный, а сухой листочек шуршит в ладони и ладошка сухая. Делаем вывод, в осеннем сухом листочке влаги нет. Провожу с детьми другой опыт, один листок ставим в стакан с водой, другой положили на блюдце. Наблюдаем, какой листочек сохранит свои живые качества дольше. Почему? Приходим к выводу, что растениям необходима вода.

Задумывались дети и над тем, зачем деревья сбрасывают листву: ведь они такие красивые летом, весной и осенью! Почему так природа не справедлива к деревьям, может, ветер обижает их? А вдруг дерево погибнет без листвы? Оказывается, нет: природа, наоборот, защищает дерево от гибели, и дереву совсем не больно. Сбрасывая листву, оно, как и все люди, звери, птицы готовится к зиме.

Наблюдали с детьми за «поведением» деревьев, мы удивлялись тому, что вот, например, с ольхи и сирени листва опадает зеленой, независимо от погоды. Может быть, это происходит потому, что в листьях этих растений, кроме зеленой, других красок нет.

Как-то на березе мы с детьми увидели одинокий листок. Привожу вопросы к беседе: почему листок остался один, весело ему или грустно, какой листок? Получаю ответы: листок печальный, одинокий, он не смог упасть, потому что его держит веточка березки, он смотрит на нас и радуется тому, что мы его заметили. Стихотворение «Я видела чудо»

Интересно детям было узнать, как вода поступает к листьям. Провели с детьми опыт: побег комнатного растения поместили в воду, подкрашенную соком свеклы. Через некоторое время, разрезаем стебель побега и видим, что стебель побега окрашен в розовый цвет. Пришли к выводу: вода поступает к листьям вверх по стеблю.

Выращивали мы с детьми клубень картофеля в прозрачной емкости, данный опыт позволил детям увидеть, как растут корни, и как они взаимодействуют с частичками почвы. Весной, мы с детьми замачивали семена огурцов, тыквы, фасоли и гороха в прозрачной емкости. Через двое суток дети увидели, что у семян появился зачаток корня, который направлен вниз. Было интересно наблюдать, как у растения появляется корневая система.

Использую игру «Что прячется в семени?». Дети рассматривают семена, определяют, съедобные они, не съедобные для человека (подсолнечник, орехи, бобовые), птиц, животных. Почему они съедобные? Для чего они нужны? Все ли семена прорастают? Почему? (многие будут склеваны птицами, съедены животными). Рассматриваем с детьми размножение моркови и одуванчика. Семя летит. Почему семена полетели? Падает в землю. Что появляется первым корень, или стебель? Почему? (растению необходимо закрепиться в земле)

Провожу опыты. В одном горшке почва, в другом – песок. Высаживаем растение. Наблюдаем, выясняем, растение в почве более устойчивей, чем в песке. Приходим к выводу, что у растений сначала прорастает корень, потом стебелек. После рассматривания семян моркови, выясняем последовательность размножения. В дальнейшем, дети рисуют размножение моркови, как они это понимают.

Наблюдаемые явления, я с детьми фиксирую в дневнике природы, для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент, так как во время наблюдений в основном функционирует зрительная память, а при фиксации учувствуют и другие виды памяти: двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, я с детьми стараюсь, проанализировать данное явление, выделить главное. Все эти действия стимулируют развитие основных мыслительных операций. После опытов и исследований, даю детям задание: нарисовать как прорастает растение, как происходит размножение растений (моркови, одуванчиков). Во время художественной деятельности я применяю индивидуальный подход к детям. Это помогает учитывать многие факторы: желание ребенка заниматься, умение выполнять данное задание, способность впоследствии расшифровать зарисованное.

Наблюдали весной за веточками тополя и березы поставленной в воду. Измеряли появление первых листочков, и каково же было удивление детей, когда веточка тополя сначала выбросила длинные сережки, а только потом стали появляться липкие листики. Сравнивали листочки, чем они отличаются друг от друга. Ведь измерение в природе происходит почти всегда. Такие приборы: как часы, весы, термометр, секундомер, линейки – являются предметами измерений. Кто-то наблюдает за ростом животных, растений, а кто-то за ростом человека. Об этом, конечно, я тоже рассказываю детям.

Измерение – это одно из интереснейших методов изучения природы, которое детям очень нравится, развивает усидчивость, внимание. Развивает мыслительную деятельность ребенка, а также прививает и воспитывает любовь и интерес к природе.

Раздел живая природа включает в себя не только растительный, но и животный мир.

Круглый год, ежедневно мы с детьми наблюдаем. В летнее время у нас проходила тематическая неделя: «Путешествие в мир насекомых», проводились беседы, что дети знают о насекомых? Наблюдали за их повадками. Выясняли, чем отличается пчела от осы, шмеля? При наблюдении за насекомыми, помогают игры, подвижная игра: «Медведь и пчелы», хороводная: «Хоровод насекомых», игра – перевоплощение: «Если бы ты был бабочкой, гусеницей, пчелой…», подвижная игра: «Поймай комара», наблюдение и знакомство с лягушкой. В ходе наблюдений, помогает и разучивание стихотворений по методике: «Расскажи стихи руками». Это такие стихи: «Трудолюбивая пчела», «Лягушки – хохотушки» — где развивается память, моторика, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма.

А как интересно детям знать, во что превращается гусеница? Поэтому дети с большим интересом наблюдают за гусеницей, чтобы увидеть чудо-превращение.

Конечно, наблюдение закрепляется рисованием. В работе помогают и игры – драматизации, по сказке: В. Бианки «Как муравьишка спешил домой».

Самые яркие наблюдения в природе мы записываем в дневник наблюдений. И каждое наблюдение закрепляется тем, что природу надо беречь. Что, бабочки полезные – они опыляют цветы, их надо охранять, без бабочек не будет цветов и ягод. Дети часто приводят примеры того, что родители в огороде травят букашку, убивают гусениц, ведь они поедают листья, травят мух, дети говорят: пчела плохая – она кусается. Поэтому, я объясняю детям, что гусеница вредна для растений, но гусеница – это стадия развития бабочки, значит, охраняя бабочек, невозможно в гусенице видеть вредное существо. Тараканы тоже вредны, они не только портят пищу, но и переносят возбудителей болезней. Но в природе, тараканы выполняют важную функцию – они уничтожают органические остатки. Кроме того, сами являются кормом для разных видов животных. Да, пчела кусается, больно, но какую пользу она приносит, ведь пчела вынужденно кусается, она защищает свое гнездо, детенышей. Поэтому, не трогай пчелу, и она тебя не укусит. Наблюдай за ней потихоньку, аккуратно, бесшумно, не мешай ей работать.

Во время наблюдений я объясняю детям, что человек вынужден брать на себя функцию регулирования численности некоторых видов, к которым относятся тараканы, колорадские жуки, моль, домовые мыши. И, конечно же, это только в той среде антропогенной, средой созданной человеком. А в естественной среде, вредных и полезных видов нет: они все необходимы для нормального функционирования любой экосистемы.

Экологическое воспитание дошкольников, основывается на систематических наблюдениях за объектами живой природы и их фиксации.

Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование, исследовательскую деятельность и подвижно-активную деятельность детей.

Результативность этих методов очень рациональна, способствует усвоению детьми конкретных сведениях о растениях, животных, позволяет успешно прививать им экологические навыки и удивительное отношение к окружающей среде, миру природы.

Вторым направлением моей работы по экспериментально – исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников, является «неживая природа».

Изменение агрегатных состояний воды – одна из самых увлекательных тем для дошкольников. Превращения льда в воду, воды – в пар и наоборот – очевидное чудо! Именно в понимании такого рода чудесных вещей и явлений происходит развитие мышления ребенка. Красота превращения воды в лед и пар не только в быстроте и видимости изменений, но и в том, что на глазах детей существенные характеристики объекта изменяются на противоположные: из холодного он становится горячим, из твердого – мягким, из непрозрачного – прозрачным.

На глобусе дети определяют: сколько воды на Земле? Где ее можно встретить? Для чего необходима вода? Есть ли вода в растениях и как это определить? (дольку яблока придавливают к белой полоске бумаги) Что мы видим? Есть ли в яблоке вода? (в картофеле, огурцах, помидорах и т.д.). делаем вывод, что вода есть в растениях.

А как определить, есть ли вода в человеке? Подносим зеркало ко рту. Выдох, и что мы видим – откуда взялся пар? Вода? Делаем вывод – вода есть в человеке, любом живом организме.

Дети сравнивают молоко и воду. Приходят к выводу, что молоко белое, а какой цвет имеет вода, затрудняются ответить. Проводим 2й опыт: опускаем в воду цветные линейки. Дети приходят к выводу, что вода прозрачная, что вода не имеет цвета.

Дети определяют запах воды, приходят к выводу, что природная вода не имеет запаха.

Проводим следующий опыт. А если добавить в воду варенье, или лимон? Вода приобретает запах. Вывод: значит, человек может изменить запах воды.

Имеет ли природная вода вкус? Дети пробуют воду. Вывод: природная вода не имеет вкуса. Дети пробуют воду с вареньем, лимоном. Определили, что вода приобрела вкус.

Природная вода не имеет формы. Но если ее налить в сосуд, то она приобретает форму сосуда. Опуская ложку в воду, дети определяют, что вода умеет течь, булькать, звенеть, капать и т.д.

Чтобы определить агрегатное состояние воды, я с детьми проводила опыты. Заранее подготовлено три стола с разным оборудованием.

Итак, первый опыт: садимся вокруг стола. На столе приготовлены пипетки, вода и волшебные карточки. По одной капельке капаю воду на карточки. Немного наклоняю карточку, что происходит? Капельки воды то соединяются, то опять растекаются. Спрашиваю детей: «А почему это происходит?» Вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Строим с детьми схему, где капельки соприкасаются друг с другом, как будто легонько взялись за руки. Дети за столом строят схему. Я выставляю свой образец на доску. Объясняю детям, что такое состояние воды называется жидким. Повторяем это все вместе.

Провожу следующий опыт.

Провожу детей ко второму столу. На столе стоит чайник. Я снимаю крышку. Что происходит? Дети определяют, что выделяется пар. Спрашиваю: «Почему из чайника выделяется пар?» Дети: Потому что в чайнике вскипятили воду. Я накрываю чайник стеклом, поднимаю стекло и на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? Что стало с паром, во что он превратился? Дети определяют, что пар превратился в воду. Приходим к выводу, что пар это тоже вода. Но в паре расстояние между капельками больше, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Строю схему, где капельки отдельно друг от друга, как будто убегают друг от друга. Дети за столом строят схему. Я выставляю свой образец на доску. Объясняю детям, что такое состояние воды называется газообразным. Повторяем это слово все вместе. Конечно же, при проведении опытов, соблюдаем правила безопасности.

Ну и, наконец, третий опыт. Я приглашаю детей к третьему столу, посмотрим, что за сюрприз нас ожидает там. На столе лежат кубики льда и перчатки. Дети делятся на пары. Один из них надевает перчатку, и берет кубик льда, а второй берет кубик льда в голые руки. Ребята определяют, у кого из них лед растает быстрее? Быстрее тает лед, что в голых руках. Спрашиваю, почему так происходит? Дети: лед соприкасается с теплом рук и тает быстрее, а перчатки разъединяют тепло рук и холод льда, поэтому он тает медленно. «Но во что превратился лед, когда растаял?» «Кто мне может объяснить, как мы получили лед?» Дети: Налили в форму воду и поставили в холодильник. При низкой температуре вода замерзла и превратилась в твердый лед. Я объясняю детям, что в твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу, и двигаются очень медленно. Я изображаю схему, где капельки соединены друг с другом, как будто крепко накрепко держатся за руки. Дети за столом строят схему. Выставляю свой образец на доску. «Такое состояние воды называется твердым». Повторяем это слово все вместе.

Для закрепления материала, мною была придумана игра «Твердое, жидкое, газообразное». Дети стоят в кругу. По сигналу «жидкое», дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу «твердое» — плотно сжимаются друг к другу. По сигналу «газообразное» — танцуют.

В ходе непосредственно образовательной деятельности, провожу физминутки, которые детям очень нравятся. Например, капля — раз, капля — два, очень медленно сперва. (Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом. (Бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (Соединить руки над головой).

Говоря о свойствах воды, нельзя не обратить внимание детей, на круговорот воды в природе. Дети часто задают вопрос: «Откуда берется дождь?» после беседы по данной теме, дети рисовали куруговорот воды в природе, как они это понимают. Стихотворение «Небо»

Чтобы привить детям любовь к природе, экономному использованию воды, я провожу игру – тренинг: показываю глобус и говорю. «Кажется, что воды на Земле много. Вон сколько голубой краски на глобусе! Сейчас воды столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете живет людей намного больше и воды используют больше». Обращаю внимание детей на вазу с камешками, наполненную водой. «Представьте, что это родник». Предлагаю взять каждому столько камней, сколько каждый хочет. Родник иссяк. Делаем вывод, мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех.

Опыты с водой очень интересны и многообразны. Они расширяют кругозор, а самое главное, детям они очень нравятся.

Интересны детям опыты с воздухом. С их помощью, дети определяют, имеет ли воздух вес? Имеет ли запах? Где он может находиться? Есть ли воздух в воде? Есть ли воздух в человеке?

Если воздух в пустых предметах? Например, в целлофановых пакетах, банках, бутылках?

С помощью опыта с полиэтиленовым пакетом, я учу детей «ловить», «запирать воздух». Итак, возьмем полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Я предлагаю детям сложить пакет в несколько раз. Дети набирают в пакет воздух и закручивают его, определяют, на что он похож. Пакет полон воздуха, он похож на подушку, на шарик, на мяч. Благодаря этому опыту, дети определяют цвет и вес воздуха.

Провожу с детьми следующий опыт. Предлагаю детям подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Задаю вопрос: Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки. Дети делают, вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Кроме того, обращаю внимание детей на то, что всему живому на Земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Провожу упражнение на дыхание:

«Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Грудная клетка поднялась, легкие наполнились воздухом. Выдох – грудная клетка опускается, легкие сжимаются» ( проделываем упражнения два-три раза).

С помощью веера дети определили, что воздух движется, что он способен разносить запахи. Предлагаю детям закрыть глаза, выдавливаю чеснок, спрашиваю «Что вы чувствуете?» (запах чеснока). Дети вспоминают, какие запахи они еще чувствовали в помещении, или на природе. Ответов получаю много: запах цветов, пирогов, духов и т.д.

Спрашиваю: «А что бы случилось, если бы на Земле не было бы ветра?» Показываю глобус: «Давайте представим, что на одной стороне Земли ярко светит солнце, а на другой идут дожди». И как в сказке, появилась волшебница, взмахнула своей волшебной палочкой и сказала: «Ветер, не дуй». И ветер послушался и перестал дуть. Что бы тогда случилось? Дети выдвигают свои гипотезы: жизнь на Земле могла бы погибнуть, ведь там, где ярко светит солнце, засохнут растения, высохнут реки, Земля превратится в пустыню. А там, где нависли темные тучи, льет дождь, Земля наполняется водой. Приходим с детьми к выводу, что ветер на Земле просто необходим, потому что он нагоняет и разгоняет тучи.

Опыты с воздухом детям очень интересны. С большим удовольствием они надувают шары, пакеты – «ловят» воздух, определяют, где еще можно встретить сжатый воздух. Проводя исследования, дети думают и рассуждают, спорят и восхищаются, удивляются и радуются своим достижениям, новым открытиям. С детьми мы обсуждаем, что можно сделать, чтобы воздух был чистым (садить деревья, наводить порядок в помещении, протирать пыль, не разбрасывать мусор на природе и т.д.).

На непосредственно-образовательной деятельности «Наша планета – Земля» дети с рассматривают глобус. Им очень интересно потрогать его руками, повертеть вокруг оси. Почему он крутится? Как это происходит? Почему нашу планету называют «голубой»? и т.д. Дети выясняют, почему суша обозначена разным цветом: желтым, зеленым, коричневым. Дети обводят глобус рукой, выясняют, что нашу планету окружает воздух. Стихотворение «Дом, в котором мы живем»

Любят дети отгадывать загадки. Вот например, звезда огромный горячий шар и не подлетишь к ней на ракете, и Землю освещает, как фонарь. Что же это? Ответьте дети. – Конечно, же, это солнце!

Из пластилина мы лепили солнечную систему: Земля – голубая, Марс – красная планете, Венера – коричневая, Меркурий – серая, и желтое огромное Солнце. Сделали с детьми макет солнечной системы: Солнце в середине, а остальные планеты вращаются вокруг солнца. В конце занятия дети водили хоровод планет.

Ну и, конечно, без путешествий не обошлось. Но, чтобы полететь на планету Марс, нужна ракета. Ребята конструировали из бумаги ракету, трудились все, а потом наши ракеты полетели к нашим планетам.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов — песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем — выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты, чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — ребята всё проделывают сами. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют дошкольников думать, сопоставлять и делать выводы.

В моей практике во время проведения опытов, дети задают много вопросов, я считаю, что любознательность у детей – это норма, даже, один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы и тревожно, когда не задает. Каждый вопрос ребенка – это прекрасная возможность, научить его самому находить ответ.

Следующее направление моей работы – это «человек и природа». Здесь, я большое внимание уделяю работе с родителями. Часто даю задание на дом: вместе с детьми увидеть в природе чудо, что нужно сделать, чтобы жизнь на земле была счастливой? (дети с родителями составляют рассказ), как я со своей семьей отдыхал на природе? Что значит быть добрым? Как бы вы поступили, если бы… (увидели незатушенный костер в лесу, мусор на улице и т.д)

В зимний период года детям было дано задание на дом. Увидеть чудо в природе и можно вместе с родителями исследовать это чудо. Дима Ц. увидел чудо-снег, который падал хлопьями с неба. Дима хотел принести комочек снега в д.сад и показать детям какой красивый белый снег, кокой он холодный, но снег стал таять в ладошке. Почему же он растаял? Из чего он состоит? И сразу становится ясно, что снег-это вода. Разве это не открытие для ребенка? Стихотворение «Тихо падает снежок» (Приложение).

Весной, родители с детьми наблюдали за маленьким чудом похожим на солнышко — за одуванчиками. Дети мне рассказывают, что на одуванчиках видели очень много насекомых, которые собирают нектар с цветка Илья Ц. рассказал, как одуванчики размножаются, и почему их столько много на поляне. Стихотворение «Поляна золотая»

Летом, дети мне рассказывали, как они наблюдали за бабочками: какие они красивые похожие на цветы, как хочется подержать их на ладошках. В ходе наблюдений и бесед мы пришли к выводу, что бабочек нельзя брать в руки, потому что на руках остаются следы, как бы кожица отслаивается, бабочка начинает болеть и может погибнуть. А ведь бабочки это живые цветы, красота природы, которую надо беречь! Стихотворение «Любят бабочки летать» (Приложение).

Никогда не забуду, как однажды летом, гуляя на участке, дети увидели на платье у Алины жука. Жук сидел на ярком платье и не собирался улетать. Дети аккуратно жука посадили на травку, пусть он посидит и посмотрит, как дети на участке водят хороводы. Жук смотрел, смотрел и потом улетел. Стихотворения «Что за платье у Алинки» , «Пчелка»(Приложение).

Проводила с детьми уроки доброты: «Что, значит, быть добрым по отношению к природе, людям?» «Кого мы называем солнышком?» «Что тычувствуешь, когда обнимаешь дерево?» А в ходе этих бесед я выяснила, что детям очень интересно познавать окружающий мир, что дети любопытны и любознательны. Особенно при наблюдениях, экспериментах. На прогулке, подставив ухо к стволу дерева, дети слышат, как оно говорит, поет песню. Такие беседы я стараюсь проводить с хороводными играми, с различными музыкальными движениями. Детям очень нравится имитировать, подражать, создавать пантомиму растения или животного, это хорошо демонстрируется в игре: «Царство природы – замри!» называю детям жителя из царства живой или не живой природы, дети должны придумать, изобразить пантомиму этого жителя. Например: царство цветов, раз, два, три – царство цветов замри! Ой, какие красивые цветы! Это какой цветок? Дети называют свой придуманный или задуманный цветок. Раз, два, три – царство цветов отомри. В игре можно упоминать диких животных и домашних, царство птиц и насекомых, царство рек, морей и т.д. Игра «живая и не живая природа» (дерево, цветок, животные, птицы и т.д.). Если природа живая мы по кругу бежим, а если не живая (камень, вода, воздух) мы замрем и молчим. Использую в своей работе игры и упражнения: «хорошо – плохо», «нравится – не нравится», «красиво – не красиво», «волшебные человечки». Игры – небылицы – чего на свете не бывает? Например: ходить деревья не могут им мешают корни, заставляет детей задумываться, развивает мысль, воображение и даже фантазию. А игра: «Угадай правило», закрепляет пройденный материал, где ставится задача – описать поведение человека по отношению к природе и уметь объяснять действия. Например, муравейник надо беречь, нельзя подходить к гнездам (почему?).

Любят дети тризовские игры и упражнения «Берегите природу», где подвожу детей к тому, что если человек исчезнет с Земли, природа не погибнет. А если другая часть природы исчезнет (рыбы, птицы, растения, животные), то природа может погибнуть. Поэтому, человек должен беречь природу.

Придумали мы с детьми хороводную игру «Берегите природу». Дети символизируют птиц, насекомых, животных. Я говорю: «Исчезли птицы!». Птицы выходят за круг. В след за птицами исчезают растения, за растениями – насекомые и т.д. дети приходят к выводу: нельзя допустить, чтобы исчезли птицы (насекомые, растения). Птицы, насекомые, растения снова заходят в круг. И так, очередь доходит до человека. Человек выходит из круга. За человеком не следует никто. Вывод: человек – это часть природы, который должен беречь и охранять жизнь на Земле.

Вся моя педагогическая работа нацелена на воспитание у детей добрых чувств, на то, чтобы научить их видеть в жизни прекрасное, сформировать любовь к природе, людям. Хочу, чтобы дети мои были добрыми, хочу передать им все то, хорошее, чем располагаю сама. Обновление методов и содержание обучения детей в детском саду, дает возможность организовать работу с дошкольниками так, чтобы им было интересно. Чтобы они с удовольствием занимались и стремились узнать больше. Конечно, ведущую роль в этом занимает игра и исследования. И ненужно, лишний раз повторять, что цель обучения может быть достигнута только тогда, когда ребенок стремится к познанию сам.

Говоря об исследовательской деятельности, можно сказать, что эта работа имеет важное значение в формировании личности и здоровья ребенка, узнавая и исследуя, делая открытия ребенок развивается. Проводя исследования, дети учатся правилам безопасности, заботясь о своем здоровье. Во время проведения опытов с водой в весенне-осенний период ребенок закрепляет правила безопасности: во время гололеда нужно быть осторожным, снег и сосульки в рот брать нельзя.

Привитие привычки к здоровому образу жизни – это еще одна из задач исследовательской деятельности. В ходе своей работы с детьми я провожу пальчиковые игры, дыхательные гимнастики, физические минутки, психогимнастики.

Воспитание трудолюбия – это тоже немаловажная задача: «Закончил работу – убери за собой», «Пролил воду – не беда, тряпка всегда под рукой» и т.д. У детей с раннего возраста должно воспитываться желание помогать взрослым.

Все эти качества, воспитываемые в ребенке, несомненно, способствуют гармоничному развитию личности и более успешной социализации.

Несомненно, природа оставляет глубокий след в душе ребенка, притягивая его своей яркостью и многообразием. Когда рядом с детьми воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит их не только смотреть, но и видеть красоту природы, ее богатство и разнообразие, который формирует культуру восприятия природы и культуру взаимодействия с природой и отношения к ней, тогда и дети смогут восторгаться, обогащаться духовно. Воспринимая природу, дети тянутся к ней, она возбуждает их любознательность, интерес к явлениям в природе.

Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

В своей работе, я стараюсь ставить перед ребенком проблему, намечаю стратегию и тактику ее решения, само же решение предстоит найти ребенку совместно со взрослым, исследуя и проводя наблюдения и эксперименты. Мною делается акцент на создание условий для экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Отправной точкой для исследовательской деятельности являются сведения, получаемые детьми на занятиях или совместной деятельности с воспитателем или родителями, которые «маленькие исследователи» «проверяют» в экспериментной деятельности.

Опыт показал, что познание мира неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе исследовательской деятельности и экспериментирования.

Говоря об исследовательской деятельности, можно сказать, что эта работа имеет важное значение в формировании личности и здоровья ребенка. Узнавая что то новое и делая открытия ребенок развивается. Проводя исследования дети учатся правилам безопасности, заботясь о своим здоровье, (пальчиковые игры, психогимнастики, дыхательные упражнения, физические минутки), трудолюбию. Все эти качества воспитываемые в ребенке способствуют всестороннему развитию личности более успешной социализации в обществе.

Я глубоко уверена в том, что изучение ребенком окружающего мира и эксперимент это основа экологического воспитания детей дошкольников.

Я стараюсь привить любовь к природе, ко всему живому, через призму собственного восприятия окружающего мира. Поскольку, я сама люблю природу и стараюсь жить в гармонии с ней. Я люблю свою Родину и всегда останусь преданной родному краю.

Список используемой литературы

#1040;ветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание,1988 №7

#1041;огданец Т. Экологическое воспитание – первое представление об игре// Дошкольное воспитание, 2003 №3

#1041;ондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж: ТЦ «Учитель»,2009

#1042;оронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005

#1044;ыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

6. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

7. Зенина Т., Туркина А. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2003 №7

8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду М: Творческий центр, 2008

9. Кочергина В. Наш дом — Земля // Дошкольное воспитание , 2004 №7

10. Поддьяков А. Н. Дети как исследователи // Магистр. 1999. № 1.

11. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., ф-т психологии МГУ, 2000.

12. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте. Дис. д-ра психол. наук. М.: Ф-т психологии МГУ, 2001. Электр. версия:

13. Рыжова Н. Песок, глина, камни // Дошкольное воспитание, 2004 №7

14. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экологическая деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс,2007

15. Черноиванова Н.Е. Культурно — экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора // Ребенок в мире культуры, Ставрополь, 1998

OdnoklassnikiVKTwitterTelegramWhatsAppFacebookBloggerРесурс

МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД ПОС. БИРА»ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА ДИМОВА

Навигация по записям

Предыдущая запись:Влияние предметно-развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста

Следующая запись:Стихотворения

Реклама




Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Введение. ………………………………………………….

3,4

Основная часть ………………………………………….

5-8

Заключение………………………………………………..

8

Список литературы………………………………………

10

Введение

В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» ( г.) признано «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья – детский сад – школа – вуз – производственная деятельность)». Ориентация на «природу как среду» получила наибольшее развитие в мире и поддержку на международном уровне. Мы должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре общения с растениями и животными.

Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

И кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления; анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Методическая разработка «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием форм партнерской и самостоятельной деятельности в исследовании вещей и явлений окружающего мира» преследует цель: становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, развитие его экологического сознания, экологического образования и воспитания, правильного поведения в природе и правильного отношения к ней.

В ходе ее реализации решаются следующие задачи:

  • Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
  • Расширять и углублять представления о взаимосвязях в природе;
  • Учить детей познавать объект в ходе практической деятельности с ним;
  • Развивать познавательную активность детей и инициативу в процессе экспериментирования, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе, формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
  • Развивать первоначальные географические представления;
  • Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;

Анализ некоторых программ, изучение «Концепции содержания непрерывного образования» и учет методических рекомендаций разных авторов позволил мне разработать систему опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и составить рабочие программы с использованием опытнической деятельности на каждом занятии в соответствии с изучаемой темой раздела программы. В планировании содержания нашли отражение ведущие теоретические идеи, которые были предложены Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, М.Д. Маханевой, О.А. Воронкевич и др. в своих программах («Детство», «Мы», в содержании педагогической технологии «Добро пожаловать в экологию» и в методическом пособии «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»). Отбор в методическую разработку осуществлялся на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы.

Методическая разработка используется на занятиях по разделу «Природный мир», на прогулках и в самостоятельной деятельности детей.

Новизна методической разработки заключается в том, что изучение программного материала по разделу «Ребенок познает мир природы» сопровождается обязательным включением эксперимента в занятие, который связан с изучаемой темой. Также в методической разработке предложены опыты, требующие длительного наблюдения. Этот тип исследования предполагает самостоятельную деятельность детей, где дети имеют возможность наблюдать, сравнивать, обобщать, зарисовывать, делать выводы.

Основная часть

Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В ряде образовательных программ делается акцент на развитие отдельных познавательных способностей детей, что уменьшает представления детей об окружающем мире, либо на изложении воспитателем систематизированных знаний в вопросах, направленных на закрепление этих знаний. В основу распределения содержания тем и задач занятий заложены ведущие концептуальные идеи авторов программы «Детство».

Чем старше становится ребенок, тем больше исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам и явлениям, не входящим в его непосредственный опыт. Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, которая развертывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Таким образом, расширяется кругозор детей в освоении представлений о природном мире и элементарных географических представлениях; развивается любознательность, словесный анализ-рассуждение в процессе активных действий по установлению связей вещей и явлений; ребенок осваивает причинно-следственные, классификационные, пространственные и временные отношения и переходит от практических действий на уровень символических действий (символизирует связи и отношения между предметами и явлениями, схематизирует). Система опытов в работе с детьми по темам о живой и неживой природе и некоторых основах географических представлений, используемых на занятиях и в свободной деятельности детей, дает больше шансов развить способы упорядочения опытов, способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинно-следственных связей.

Методическая разработка основана на принципах:

- принцип амплификации;

- принцип системности;

- принцип научности;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип доступности;

- принцип региональности.

Структура детского экспериментирования

Методы и приемы, обеспечивающие активную позицию ребенка при проведении эксперимента:

Для того, чтобы использовать активную позицию ребенка в опытно-экспериментальной деятельности рекомендуется использовать:

  • решение проблемных ситуаций (в цветочном городе – загрязнение водоемов,…);
  • постановку проблемных вопросов(как накормить целый город овощами?,…);
  • поисковую деятельность (сбор и составление гербария…),;
  • наблюдения;
  • работу с моделями (придумывание собственных знаков-символов);
  • систему игровых технологий;
  • чтение детской природоведческой литературы, выполнение заданий из рабочих тетрадей «Добро пожаловать в экологию!».

Совместная деятельность воспитателя и детей:

- диагностика детей (первичная, текущая, контрольная);

- наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;

- целевые прогулки и экскурсии на природе;

- игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);

- рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы;

- беседы и разговоры с детьми на экологические темы по их интересам;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, энциклопедий;

- сбор различных коллекций (семян, камней, осенних листьев…);

- опыты, поисковая деятельность;

- труд в уголке природы и на участке;

- работа с моделями;

- работа с календарями природы, дневниками наблюдений;

- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;

- создание книг-самоделок;

- экологические досуги и праздники.

Самостоятельная деятельность детей:

- задания для самостоятельных наблюдений в природе;

- создание проблемных ситуаций – познавательных и практических;

- разные виды игр;

- экспериментирование;

- уход за растениями и животными в уголке природы;

- рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий.

Практический и наглядный инструментарий для опытно-экспериментальной деятельности.

Для успешной реализации методической разработки необходимо создать практический и наглядный инструментарий, ведь овладеть знаниями о системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае, если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, видеть их, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание уголка для экспериментирования включает:

  • более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия, пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др)
  • огород, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный салат;
  • аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, роголистник,), улиток и рыб.

Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия, которые можно разделить на три группы:

  • натуральные объекты живой и неживой природы;
  • иллюстративные пособия;
  • вспомогательные приборы и оборудование.

В работе используются коллекции почв, полезных ископаемых (неживая природа), растения и животные, окружающие ребенка, разнообразные гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами.

Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии, таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т.д.). В детской лаборатории необходим природный материал, бросовый материал, технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое оборудование.

Заключение

В результате систематической работы по детскому экспериментированию происходит значительное повышение уровня экологической воспитанности детей, проявление их собственной исследовательской активности и расширение их кругозора.

Для отслеживания эффективности применения на практике методической разработки используется диагностический материал Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Рабочая тетрадь ч. #1057;Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 и методики Л.Н.Прохоровой и В.С.Юркевич по определению показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью («Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации под общей ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004) . Результаты педагогической диагностики позволяют определить уровень знаний детей по экологическому развитию и уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Эффективность отслеживается по пятиуровневой системе.

Уровни сформированности экологических представлений и овладения детьми экспериментальной деятельности:

Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает более пяти ошибок или не справляется с заданием. Он удовлетворяется односложной информацией не проявляет интерес к экспериментальной деятельности.

Уровень ниже среднего. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает 3-4 ошибки или не справляется с заданием. Частично проявляет интерес к экспериментальной деятельности, не анализирует, не делает выводы.

Средний уровень. Ребенок частично проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 2-3 ошибки. Потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Проявляет интерес к совместной экспериментальной деятельности, анализирует и делает выводы с помощью взрослого.

Не проявляет интерес к самостоятельной деятельности

Уровень выше среднего. Ребенок проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 1-2 ошибки. Проникает в причинно-следственные связи явлений, проявляет интерес к окружающему миру, рассуждает и аргументирует с помощью взрослого. Проявляет интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.

Высокий уровень. Ребенок с интересом, правильно выполняет задания, проявляет инициативу и самостоятельность, мотивирует свои действия. Устанавливает причинно-следственные связи, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Использование в работе с детьми по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста форм партнерской и самостоятельной деятельности в исследовании вещей и явлений окружающего мира позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи: развитие толерантности, нравственные качества, чувство сопереживания и ответственности. Таким образом, по результатам диагностики наблюдаются изменения в уровне воспитанности детей, развитии познавательной активности и любознательности, расширении кругозора.

Данная разработка может быть востребована во всех детских садах, решающих задачу экологически развитой личности ребенка и в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Список литературы

  1. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.- М.: АРКТИ, 2004, 320 с.
  2. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Н.Н.Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф.Терентьева; под.ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб.: «Детство-пресс», 2003. – 319
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ.ред. Л.Н.Прохоровой. -2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  5. Ознакомление с окружающим миром: Цикло-блочное планирование учебно-воспитательной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по национально-региональной программе «Парма»/ Под общей ред. Н.Б.Потолицыной; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2007.
  6. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288с.
  7. Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под.ред. К.Ю.Белой. – М: ТЦ Сфера, 2005 – 176 с.
  8. Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 144с.
  9. Тутушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. А.Е.Чистякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с.
  10. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, С.118-195.
  11. Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Подготовительный класс: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей. – Мн.: «Тесей», 1999. – 124 с.
  12. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет?.- СПб.: СОЮЗ, 1998. – 80 с.
  13. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2005. – 104 с.Наблюдения за объектами живой и неживой природы с детьми 3-7 лет (из опыта работы): Метод.пособие/ Сост. И ред. Т.В.Хабарова; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2006. – 86 с.
  14. Логинова В.И. Бабаева Т.И. Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб., «Акцидент», 2004.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Экологическое воспитание дошкольников 3 — 4 лет».

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: "Экологическое воспитание дошкольников 3 - 4 лет"....

Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска

Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме "Путешествие Великого Нехочухи"

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме "Путешествие Великого Нехочухи"...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Методическое пособие для специалистов по реабилитационной работе на тему: «Экологическое воспитание дошкольников».

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и ...