Методическая разработка по теме «Толерантное воспитание дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Методическая разработка по теме «Толерантное воспитание дошкольников»
«Глухой к другим людям останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Сказка» г.Вуктыл
Составила: воспитатель Анисина О.А.
«Глухой к другим людям останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».
В.А. Сухомлинский
Методическая разработка по теме «Толерантное воспитание дошкольников»
Цель:1. формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста
2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к старшим, к младшим, к представителям других народов и ответственность за свои поступки и дела.
3. Учить осознавать неодинаковость людей и различия между людьми принимать как положительный факт.
Планирование работы по толерантности.
Толерантность - это готовность лояльно относиться и принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение и тому подобное, которые не совпадают с его собственными, а также не разделяются и не поддерживаются человеком. Другими словами, признание за другими людьми права на собственное мировоззрение.
Толерантность - это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций. Современная глобализация упрощает задачу толерантности, так как стирает границы между культурами различных народов.
Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим.
В течение последнего десятилетия в нашей стране резко осложнились национальные отношения между населяющими её народами. Межэтнические и межнациональные конфликты происходят в связи с ростом национального самосознания, усиливающимся вниманием к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований. Толерантность является ключевой проблемой не только в нашей стране, но и во всём мире. Поэтому, на мой взгляд, одной из важнейших задач в современном обществе является — формирование у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребёнка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать этот процесс целенаправленным, необходима организованная работа в детском саду. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в котором оказываются многие дети, способна заполнить работа педагогов дошкольного учреждения. Современный ребёнок должен правильно принимать и понимать взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Поэтому, работу по воспитанию у детей толерантности необходимо начинать уже в детском саду, с младшего дошкольного возраста.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребёнка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
В дошкольном возрасте мы начинаем знакомить детей с фольклором народов Мира. Фольклор — одна из наиболее важных составляющих истории культуры каждого народа. В сказках у разных народов мира часто встречаются общие идеи, темы, сюжеты и образы. Почти во всех странах Европы рассказывают сказки о Красной Шапочке, Спящей красавице, Золушке или падчерице, которую обижают злая мачеха и её дочери. Но, несмотря на общность идеи, сказки каждого народа национально своеобразны. В центре же сказки всегда стоит герой — смелый, добрый, хитрый или доверчивый. Сказки — это «душа народа». Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Чтение народных сказок даёт основу для организации с детьми различных видов деятельности. В познавательной деятельности происходит ознакомление с географическим местонахождением государства, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями разных народов. Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т. д. Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: оригами, рисование экзотических пейзажей, лепка животных и т. д.
Игра сопровождает ребёнка в течение всего времени нахождения в дошкольном учреждении. В процессе игр с куклами воспитанники могут знакомиться с национальными костюмами или их деталями (кимоно, сари, мокасины и т. д.), в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилищ разных народов, например, как стоят дома североамериканские эскимосы и пр. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре.
Воспитание толерантности принесёт плоды только в том случае, если оно происходит в эмоционально благополучной обстановке. Этому способствуют игры и беседы для сплочения детей, формирования у них доброжелательного отношения друг к другу, сочувствия, сопереживания, содействия. У детей появляется потребность в общении со сверстниками, они учатся применять полученные знания и навыки в игровых и жизненных ситуациях.
Я считаю, что в результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения могут быть достигнуты следующие результаты:
Ребёнок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим как каждый человек.
Ребёнок учится общаться с разными людьми.
Дошкольник понимает, что он может совершенствоваться и развиваться — завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.
Ребёнок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях — как успеха, так и неудач.
Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.
У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты,
сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
Педагоги помогают понять детям, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов и приёмов их самостоятельного разрешения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей. Необходимо тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей по данному вопросу, это помогает выработать единый стиль в работе.
Современный ребёнок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей . Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности.
Список литературы:
Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М.,1998.
Сенько Т. В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации. Л., 1991.
Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателей детского сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. М., 1993.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Сказка» г.Вуктыл
Составила: воспитатель Анисина О.А.
План к методической разработке по теме:
«Толерантное воспитание дошкольников»
Образовательная деятельность | Совместная деятельность с родителями | Оснащение педагогического процесса. | |
Январь. | Интеграция образовательных областей. Образовательная область. Познавательное развитие, Образовательная область. Социально – Коммуникативное развитие Тема: « Право на семью». Цели: -продолжать расширять знания о семье, ее членах, родственных отношениях в семье; -показать значение семьи в жизни ребенка; -воспитывать любовь и уважение к родным и близким. Игра « Путешествие на корабле» Цель: -развивать внимание к окружающим, умение общаться; -развивать умение выслушивать точку зрения другого; -показать связь культуры общения с толерантностью. | Консультация : «Азбука доброжелательности»; Памятка : «По созданию благоприятной семейной атмосферы» | Фотографии семейных альбомов; Символы, обозначающие права на семью, на отдых, на учёбу; мяч. Изображение корабля с названием; карта путешествия, изображение и названия всех материков; игрушка, которую ребята возьмут с собой в путешествие; карточки с ролями, маски. |
Февраль. | Интеграция Непосредственно образовательной деятельности : Тема: «Люди нашей планеты». Область «Познание» , область «Коммуникация», область «Социализация», область «Художественное творчество». Цели: Формировать понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны; - учить выделять характерные особенности внешности человека; - воспитывать уважение к различным расам на Земле; - учить правильно составлять и отвечать на вопросы, развивать связную речь; - учить передавать в рисунке свои мысли и взгляды. Образовательная область. Речевое развитие. Образовательная область Социально коммуникативное развитие. Тема: «Что такое милосердие?» Цели: - формировать представление о такой этической категории, как милосердие; - побуждать проявлять милосердие к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь и делать это доброжелательно, искренне. - учить правильно составлять предложение, высказывая своё мнение. | Консультация: «Понимаем ли мы друг друга?» Статья: «Что такое счастье» | Глобус; фланелеграф ; игрушка - самолетик; бумажные куклы — девочка негритянка и мальчик китаец; альбомные листы, карандаши, акварель, мелки. Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». |
Март апрель | Интеграция образовательных областей. Образовательная область. Познавательное развитие. Образовательная область. Художественно – эстетическое развитие. Тема: «Дружба – великая сила!» Цели: -Уточнить представления о том, что значит «уметь дружить»; - научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить их с существующими нормами; -учить слушать музыку, - познакомить с пословицами и поговорками о дружбе. -продолжать учить передавать в рисунке свои задумки и впечатления. | Статья «В семейном кругу» Семейная гостиная «В хорошей семье – хорошие дети растут» Цель: 1 Формирование любви и уважения к семье. 2 Вызвать у родителей интерес и желание посещать мероприятия в семейной гостиной. 3 Создать доброжелательную обстановку, положительные взаимоотношения между родителями и детьми. | Аудио запись детской песни В. Шаинского «Песня о дружбе», текст сказки С. Михалкова «Как друзья познаются», пословицы и поговорки о дружбе. Листы бумаги, цветные карандаши , мелки, фломастеры - оформление зала пословицами о семье; - беседа с детьми о членах семьи; - разучивание стихов; - музыкальное оформление: вальс Е. Дога «Мой ласковый и нежный зверь». - изготовление пригласительных билетов; - рисунки детей с изображением своей семьи; - бумага для рисования, карандаши, фломастеры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы с родителями на кустовом методическом объединении на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через изодеятельность».
Сообщение из опыта работы...
Методические разработки по теме "Правовое воспитание дошкольников"
Методические разработки по теме "Правовое воспитание дошкольников"...
Методические разработки по теме "Правовое воспитание дошкольников"
Методические разработки по теме "Правовое воспитание дошкольников"...
Методическая разработка на тему: «Экологическое воспитание дошкольников 3 — 4 лет».
Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: "Экологическое воспитание дошкольников 3 - 4 лет"....
«Толерантное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей....
Методическая разработка воспитателя Агарковой Ирины Михайловны на тему «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду»
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться ...