Проект экологический с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Стриж"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Краткосрочный экологический проект о малоизученной птице, обитающей на территории Российской Федерации - стриже
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_temu_strizh_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 56.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 2 «Теремок»
Проект
экологический краткосрочный
с воспитанниками старшего дошкольного возраста на тему:
Разработала и реализовала воспитатель старшей группы «Непоседы» МБДОУ детский сад №2 «Теремок» Теселкина Екатерина Сергеевна
март 2014 года
г.Семенов
Классификация проекта
По методу: фронтальный.
По тематике: познавательно-информационный.
Участники проекта: дети старшей группы, семьи воспитанников, детская библиотека, музейно-туристический центр «Золотая хохлома», ВООП
По срокам реализации: краткосрочный (2 недели марта)
Схема взаимодействия участников процесса по реализации проекта «Стриж – птица 2014 года»
Семьи воспитанников
Музейно-исторический центр «Хохломская роспись»
Детская библиотека
ВООП
Актуальность
Почему данный проект актуален?
- Стриж выбран птицей 2014 года. Это значит, что ВООП были причины обратить внимание на эту птицу. И интересно узнать новое и интересное об этой птице, и по каким причинам эта птица выбрана птицей года.
- В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилась проблема, что дети мало знают о птицах, в частности о стрижах. Дети зачастую их путали с другими птицами. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о стрижах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Стриж – птица 2014 года»! Это позволит расширить и углубить знания детей о них, послужит формированию бережного отношения к стрижам. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи стрижам, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
- Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.
- Проектная деятельность нашего ДОУ успешно реализуется не первый год и работа направлена не только на детей , но и на родителей и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов
Исходя из данной проблемы прослеживается необходимость более глубокой работы с детьми и семьями воспитанников по формированию компетентности по ознакомлению с такой птицей, как стриж.
Цели.
- Формировать у детей представления о птице года 2014 года - стрижах как живых существах, обитающих в России.
- Способствовать развитию у родителей воспитанников осознанно – правильное отношение к стрижам, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия, т.е. экологическую компетентность и природоохранную деятельность в улучшении качества окружающей среды
Задачи:
- Уточнить внешние признаки стрижей, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
- Уточнить представления о стрижах, условиях их обитания, роли человека в их жизни.
- Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни стрижей.
- Приучать детей заботиться о стрижах .
- Расширять представления о перелетных птицах, в том числе о Чёрном стриже: кто он такой, условиях и местах обитания, гнездования. История его появления в нашей стране
- Развивать речевое умение составлять описательный рассказ с опорой на модель.
- Формировать интерес детей к художественным и музыкальным произведениям (стихам, скороговоркам, звукам живой природы, песням).
- Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности детей, желание участвовать в подборе наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала для обогащения впечатлений детей и предметно-пространственной среды.
Предполагаемые результаты работы с детьми.
- С уверенностью могут определить стрижа по внешнему виду и по устному описанию, знает места их обитания и о том, чем питаются эти птицы
- Может рассказать интересные факты из жизни стрижей
- Высказывает свое желание в лепке, рисовании, аппликации изобразить образ этой птицы
- Активно включается в беседы по теме проекта, задает интересующие вопросы
- В самостоятельной деятельности отражает полученную информацию, с интересом рассматривает альбомы, книги, фотографии с изображением стрижа
- С интересом включаются в подвижные игры по данной теме проекта
- Узнают у родителей дополнительную информацию по теме проекта.
Предполагаемые результаты работы с родителями.
- Сформированы компетенции в вопросах ознакомления старших дошкольников с птицей – стриж
Разработка проекта
- Блок работы с детьми
- Изучение методической литературы
- Составление перспективного плана работы с детьми
Этапы проекта | Образовательная деятельность | Работа с родителями | Дата проведе ния |
Выбор цели проекта | 1.Определение проблемы | 03.03.2014 | |
2.Определение задач проекта | |||
Разработка проекта | 1.Составление перспективного плана деятельности, | Анкетирование родителей | 04.03.2014 |
2.Привлечение внимания родителей к проекту. | Привлечение родителей к сбору иллюстративного материала о стрижах | 05.03.2014 | |
3.Подбор источников информации. | Буклет «А знаете ли Вы, что..» (интересные факты из жизни черного стрижа | 06.03.2014 | |
4.Подбор материалов и оборудования для работы | Подбираем вместе с детьми литературу и фотоматериал о стрижах. Памятка в родительский уголок «Как подкармливать стрижей» | 07.03.2014 | |
Выполнение проекта | Рассказ воспитателя по картинкам о птице Чёрный стриж. Когда он прилетает, её внешний вид, чем он питается, где строит своё гнездо, особенности перелета птиц, особенности пения, оперения, размер, сходство с ласточкой, места обитания. | Рассматривание альбома с фотоматериалами «Здравствуйте, стрижи» | 10.03.2014 |
НООД по ручному труду «Стрижи» (оригами) | |||
2.Чтение энциклопедической информации о стрижах и их образе жизни и особенностях строения. (Энциклопедия дошкольника) | Знакомство с литературой, принесенной из дома | ||
НООД по ручному труду «Стрижи» (оригами) | 11.03.2014 | ||
3. Беседа на тему «Стрижи прилетели – весну принесли» | Оформление ширмы «О стрижах» | ||
4. Просмотр развивающего мультфильма «Формула ума: Почему стриж не садится на землю» | |||
5.Игра «Разрезные картинки. Стрижи» | Подбираем вместе с детьми фотоматериал о стрижах. | ||
НООД по лепке: «Стрижиная семейка» | |||
6.Пальчиковая игра «Из гнезда торчат клювы маленьких стрижат» | |||
7. - Дидактические игры - «Узнай стрижа по описанию» - «Узнай стрижа среди других птиц» - «Узнай стрижа по силуэту» - «Узнай по голосу». - «Закончи предложение о стриже» | 12.03.2014 | ||
8.Самостоятельная художественная деятельность: раскрасим стрижа | |||
Вечер загадок о перелетных птицах. | |||
Чтение стихов о стрижах. | 13.03.2014 | ||
9.Познавательная беседа на тему " | |||
10. Подвижные игры - «Стриж и кот» - «Поймай мошку» - «Быстрый стриж» - «Стриж» - «Поймай корм» - «Перенеси птенцов» - «Научи птенцов летать» | Приготовление атрибутов для игры | ||
11. Чтение художественной литературы о стрижах - рассказа Михалкова С. «Гнездо стрижей» - басня Измайлова А. «Чиж и стриж». | Рассматривание вместе с детьми иллюстраций из книг о стрижах. | 14.03.2014 | |
12.Организованная деятельность в образовательной области «Речевое развитие » - рассказы детей из личного опыта «Мне нравятся стрижи» | |||
НООД по познанию «Стриж – птица 2014 года | 17.03.2014 | ||
НООД по рисованию: «Прилет стрижей». | 18.03.2014 | ||
13.Организованная деятельность в образовательной области «Художественное творчество»: аппликация «Стрижи» | Изготовление совместных с детьми поделок и рисунков «Домашние зарисовки о стрижах» | 19.03.2014 | |
Организованная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Слушание голосов птиц. | |||
НООД по аппликации «Стрижи - жители воздуха» (обрывная) | |||
14.Организованная деятельность в образовательной области «Художественное творчество»: лепка стрижа (барельефа) из соленого теста | Изготовление совместных с детьми поделок и рисунков «Стрижи» | 20.03.2014 | |
15.Беседа – обобщение " Как мы можем помочь стрижам". | Рассматривание вместе с детьми фотоматериала о стрижах | ||
16.Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры « Как мы стрижей встречали». | Приготовление атрибутов для игры | ||
НООД по познанию «Стриж – птица 2014 года | |||
17.Театральная игра «Как стриженок выпал из гнезда» | Приготовление костюмов | ||
Подведение итогов | 1.Участие в проекте 65 % семей | 21.03.2014 | |
Заинтересованность детей темой о стрижах, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. | Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о стрижах. | ||
Организация рисунков и работ детей: « Стрижи весной», аппликация «Стрижи. (обрывная)» | Организация выставки совместных с детьми поделок и рисунков | ||
Экологическая викторина о стрижах (Приложение ) | экскурсия в детскую библиотеку (беседа о стриже, просмотр презентации ,игровая программа |
- Подбор фотоматериала о стрижах
- Разработка сценария итогового мероприятия
- Составление перечня дидактических игр по данной теме
- Создание картотеки речевых игр
- Разработка НООД
- Определение содержания тем для бесед с детьми
- Составление перечня художественной литературы о стрижах, используемой в проекте
- Изготовление дидактических игр по данной теме проекта
- Создание картотеки подвижных игр с использованием образа стрижа
- Составление перечня загадок о стрижах
- Составление перечня стихотворений о стрижах
- Разработка диагностической карты
Имя ребенка | Узнает по внешнему виду и описанию стрижа | Знает места обитания стрижей | Знаком с тем ,чем питаются стрижи | Знает интересные факты из жизни стрижей | Может изобразить в рисовании, лепке, аппликации образ стрижа |
Условные обозначения
3 балла - соответствует предложенному критерию
2 балла - средне соответствует предложенному критерию
1 балл – частично соответствует предложенному критерию
0 баллов - не соответствует предложенному критерию
Диагностическая карта на проекта
Узнает по внешнему виду и описанию стрижа | Знает места обитания стрижей | Знаком с тем ,чем питаются стрижи | Знает интересные факты из жизни стрижей | Может изобразить в рисовании, лепке, аппликации образ стрижа | Итого: средний балл | Итого: в процентах | |
Маша А. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0,6 | 20 |
Дима Б. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Никита Б. | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0,8 | 27 |
Алена Б. | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0,8 | 27 |
Дима Бел. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Максим Б. | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,2 | 7 |
Влад Б. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Витя В. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Игорь Г. | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0,4 | 13 |
Демьян Д. | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 30 |
Никита Ж. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Степа К. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Иван К. | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0,4 | 13 |
Вика К. | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 30 |
Саша М. | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 30 |
Вика М. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,2 | 7 |
Ксюша М. | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0,4 | 13 |
Максим. Мур. | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 30 |
Максим Муш. | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0,6 | 20 |
Даниил Н. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Юля С. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Даша С. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1,6 | 53 |
Алина Ч. | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0,8 | 27 |
Герман Г. | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0,6 | 20 |
Артур Г. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,2 | 7 |
Диагностическая карта на конец проекта
Узнает по внешнему виду и описанию стрижа | Знает места обитания стрижей | Знаком с тем ,чем питаются стрижи | Знает интересные факты из жизни стрижей | Может изобразить в рисовании, лепке, аппликации образ стрижа | Итого: средний балл | Итого: в процентах | |
Маша А. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,4 | 80 |
Дима Б. | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1,8 | 60 |
Никита Б. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 100 |
Алена Б. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,6 | 87 |
Дима Бел. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 33 |
Максим Б. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 | 73 |
Влад Б. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 33 |
Витя В. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1,4 | 47 |
Игорь Г. | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2,4 | 80 |
Демьян Д. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,2 | 73 |
Никита Ж. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1,2 | 40 |
Степа К. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,2 | 40 |
Иван К. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 | 73 |
Вика К. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,4 | 80 |
Саша М. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,6 | 87 |
Вика М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,2 | 73 |
Ксюша М. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,2 | 73 |
Максим. Мур. | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2,6 | 87 |
Максим Муш. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,4 | 80 |
Даниил Н. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Юля С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 33 |
Даша С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 100 |
Алина Ч. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,2 | 73 |
Герман Г. | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,4 | 80 |
Артур Г. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 67 |
Диаграмма усвоения детьми представлений о стрижах
1 – знания о стрижах в начале проекта
2 – знания о стрижах в конце проекта
Реализация проекта
Блок работы с детьми (по перспективному плану)
- Рассматривание альбома с фотоматериалами «Здравствуйте, стрижи»
- НООД по рисованию: «Прилет стрижей».
- НООД по аппликации «Стрижи - жители воздуха» (обрывная)
- НООД по лепке: «Стрижиная семейка»
- НООД по ручному труду «Стрижи» (оригами)
- НООД по познанию «Стриж – птица 2014 года
- НООД по развитию речи «Составление рассказа по картине стрижи»
- НООД по чтению художественной литературы «Стриженок Скрип»
- НООД по ФЭМП «В гостях у стрижей»
- Организованная деятельность в образовательной области «Речевое развитие » - рассказы детей из личного опыта «Мне нравятся стрижи»
- Организованная деятельность в образовательной области «Познание»: Рассказ воспитателя по картинкам о птице Чёрный стриж. Когда он прилетает, её внешний вид, чем он питается, где строит своё гнездо, особенности перелета птиц, особенности пения, оперения, размер, сходство с ласточкой, места обитания. (Приложение ).
- Организованная деятельность в образовательной области «Художественное творчество»: аппликация «Стрижатник»,
- Составление рассказа по схеме (Приложение).
- Организованная деятельность в образовательной области «Художественное творчество»: лепка стрижа (барельефа) из соленого теста
- Самостоятельная деятельность детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: раскрасим стрижа
- Организованная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Слушание голосов птиц.
- Самостоятельная художественная деятельность рисование на тему "Стрижи в гнездах".
- Беседа на тему «Стрижи прилетели – весну принесли» (Приложение ).
- Беседа – обобщение тему " Как мы можем помочь стрижам".
- Беседа на тему «О чём поют птицы».
- Цикл наблюдений
- Особенности внешнего вида стрижей
- Повадки стрижей
- Как добывают корм
- Гнездование стрижей
- Дидактические игры
- «Узнай стрижа по описанию»
- «Узнай стрижа среди других птиц»
- «Узнай стрижа по силуэту»
- «Узнай по голосу».
- «Закончи предложение о стриже»
- «Найди пару»
- «Расположи правильно»
- «Ассоциативный мешочек»
- «Игра с магнитами»
- «Что у нас на обед?».
- «На каком этаже поселится стриж?»
- «Кто спрятался в гнезде?»
- «Сравни стрижа и ласточку»
- Игры малой подвижности
- «Экологический светофор»
- Развивающие игры по развитию речи: кроссворды и ребусы
- Игра «Разрезанные картинки».
- Стихи о стрижах.( Приложение ).
- Загадки о птицах (Приложение ).
- Зрительная гимнастика «Стрижи»
- Подвижные игры
- «Стриж и кот»
- «Поймай мошку»
- «Быстрый стриж»
- «Стриж»
- «Поймай корм»
- «Перенеси птенцов»
- «Научи птенцов летать»
- Чтение художественной литературы о стрижах
- рассказа Михалкова С. «Гнездо стрижей»
- басня Измайлова А. «Чиж и стриж»
- отрывок из «Сочинений в двух томах» Б.Пастернака
- рассказов И.Соколова-Микитова «Гнездо
- Чтение энциклопедической информации, посвящённой стрижам (Энциклопедия).
- Просмотр развивающего мультфильма «Формула ума: Почему стриж не садится на землю»
- Пальчиковая игра «Из гнезда торчат клювы маленьких стрижат» (Приложение ).
- Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры « Как мы стрижей встречали».
- Театральная игра «Как стриженок выпал из гнезда»
- Экологические ситуации для детей:
- Что нужно для того, чтобы стрижи прилетали к нам?
- Почему исчезают стрижи?
– Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения стрижей?
- Слушание произведения про стрижей:
-
-
- Составление альбома иллюстраций, стихов, рассказов о птице Чёрный стриж.
- Составление папки кроссвордов, ребусов, головоломок их отгадывание
- Изготовление с детьми фигурок Чёрного стрижа в технике оригами
- создание семейной книжки – малышки «Черный стриж».
- экскурсия в детскую библиотеку (беседа о стриже, просмотр презентации ,игровая программа
Блок работы с родителями
- Подгрупповая консультации с родителями «птица 2014 года - стриж», «Построим стрижатники»
- Рекомендации «Понаблюдайте вместе с детьми вместе с детьми за стрижами».
- Конкурс на лучший рисунок «Домашние зарисовки о стрижах».
- Конкурс поделок стрижей
- Изготовление вместе с детьми стрижатников (Приложение )
- Рекомендации родителям по чтению художественной литературы о стрижах
- Изготовление ширмы с фотоматериалами стрижей
- Статья «О стрижах»
- Папка-передвижка «Черный стриж. Вся жизнь на лету»
- Включение вопроса в родительское собрание с целью ознакомления родителей с проектной деятельностью, с ее содержанием и привлечения их к участию в проекте «Стриж – птица 2014 года».
- Выпуск экологической листовки «Черный стриж – 2014птица года
- Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (интересные факты из жизни черного стрижа).
Презентация проекта
- Презентация проекта на педсовете в ДОУ
- Презентация проекта как тиражирование опыта работы в рамках РМО (познавательно-речевое развитие)
- Участие в окружном конкурсе профессионального мастерства по созданию проектной деятельности в ДОУ, посвященный вопросам экологии
Список используемой литературы.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 1998 г.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2005г.
- Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. – Калуга: Полиграфист, 1997
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М., Вако» ,2007
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М.: 1981
- Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. - М.: АРКТИ, 2005 г.
- Корзун А.В. ,Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – педагогики. – Мозырь, 2006 г.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996 г.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», М.: Мозайка – Синтез, 2005
- Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2003 г.
- Программа воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой ,Т.С.Комаровой. М.: Мозайка – Синтез, 2005
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1990 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект экологический с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Стриж"
Краткосрочный экологический проект о малоизученной птице, обитающей на территории Российской Федерации - стриже...
Проект экологический с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Стриж"
Краткосрочный экологический проект о малоизученной птице, обитающей на территории Российской Федерации - стриже...
Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»
«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....
проект "Почитайка"с детьми старшего дошкольного возраста
В проекте отражается работа с детьми и их родителями по привитию любви к литературе....
Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что неблагоприятная экологическая обстановка в районе (скученность промышленных предприятий), что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровь...
Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"
Систематизация исследований и практический опыт по вопросу формирования экологического воспитания посредством опытно - экспериментальной деятельности и выделения особенностей методики организаци...
Опыт работы по реализации проекта «ХитиноБиоФерма» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием робототехнического конструктора
Робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно реша...