Проект экологический с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Стриж"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Краткосрочный экологический проект о малоизученной птице, обитающей на территории Российской Федерации - стриже

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  общеобразовательное учреждение детский сад № 2 «Теремок»

Проект

экологический краткосрочный

с воспитанниками старшего дошкольного возраста на тему:

Разработала и реализовала воспитатель старшей группы «Непоседы» МБДОУ детский сад №2 «Теремок» Теселкина Екатерина Сергеевна

         

март 2014 года

г.Семенов

Классификация проекта

По методу: фронтальный.

По тематике: познавательно-информационный.

Участники проекта: дети старшей группы, семьи воспитанников, детская библиотека, музейно-туристический центр «Золотая хохлома», ВООП

По срокам реализации: краткосрочный         (2 недели марта)

Схема взаимодействия участников процесса по реализации проекта «Стриж – птица 2014 года»

Семьи воспитанников

Музейно-исторический центр «Хохломская роспись»

Детская библиотека

ВООП

Актуальность

Почему данный  проект  актуален?

  • Стриж выбран птицей 2014 года. Это значит, что ВООП были причины обратить внимание на эту птицу. И интересно узнать новое и интересное об этой птице, и по каким причинам эта птица выбрана птицей года.
  •  В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилась проблема,  что дети мало знают о птицах, в частности о стрижах. Дети зачастую их путали с другими птицами. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о стрижах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Стриж – птица 2014 года»! Это позволит расширить и углубить знания детей о них, послужит формированию бережного отношения к стрижам. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи стрижам, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
  • Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.
  • Проектная деятельность нашего ДОУ успешно реализуется не первый год и работа направлена не только на детей , но и на родителей и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов


Исходя из данной проблемы прослеживается необходимость более глубокой работы с детьми и семьями воспитанников по формированию компетентности по ознакомлению с такой птицей, как стриж.

Цели.

  1. Формировать у детей представления о птице года 2014 года -  стрижах  как живых существах, обитающих  в России.
  2. Способствовать развитию у родителей воспитанников осознанно – правильное отношение к стрижам, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия, т.е. экологическую компетентность и природоохранную деятельность в улучшении качества окружающей среды

Задачи:

  1. Уточнить внешние признаки стрижей, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
  2. Уточнить представления о стрижах, условиях их обитания, роли человека в их жизни.
  3. Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни стрижей.
  4. Приучать детей заботиться о стрижах .
  5. Расширять представления о перелетных птицах, в том числе о Чёрном стриже: кто он такой, условиях и местах обитания, гнездования. История его появления в нашей стране
  6. Развивать речевое умение составлять описательный рассказ с опорой на модель.
  7. Формировать интерес детей к художественным и музыкальным произведениям (стихам, скороговоркам, звукам живой природы, песням).
  8.  Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности детей, желание участвовать в подборе наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала для обогащения впечатлений детей и предметно-пространственной среды.

Предполагаемые результаты работы с детьми.

  • С уверенностью могут определить стрижа по внешнему виду и по устному описанию, знает места их обитания и о том, чем питаются эти птицы
  • Может рассказать интересные факты из жизни стрижей
  • Высказывает свое желание в лепке, рисовании, аппликации изобразить образ этой птицы
  • Активно включается в беседы по теме проекта, задает интересующие вопросы
  • В самостоятельной деятельности отражает полученную информацию, с интересом рассматривает альбомы, книги, фотографии с изображением стрижа
  • С интересом включаются в подвижные игры по данной теме проекта
  • Узнают у родителей дополнительную информацию по теме проекта.

Предполагаемые результаты работы с родителями.

  •  Сформированы компетенции в вопросах ознакомления старших дошкольников с птицей – стриж

Разработка проекта

  • Блок работы с детьми

  • Изучение методической литературы
  • Составление перспективного плана работы с детьми

Этапы проекта

Образовательная деятельность

Работа с родителями

Дата проведе

ния

Выбор цели проекта

1.Определение проблемы

03.03.2014

2.Определение задач проекта

Разработка проекта

1.Составление перспективного плана деятельности,

Анкетирование родителей

04.03.2014

2.Привлечение внимания родителей  к проекту.

Привлечение родителей к сбору иллюстративного материала о стрижах

05.03.2014

3.Подбор источников информации.  

Буклет «А знаете ли Вы, что..» (интересные факты из жизни черного стрижа

06.03.2014

4.Подбор материалов и оборудования для работы

Подбираем вместе с детьми литературу и фотоматериал  о  стрижах.

Памятка в родительский уголок «Как подкармливать стрижей»

07.03.2014

Выполнение проекта

Рассказ воспитателя по картинкам о птице Чёрный стриж. Когда он прилетает, её внешний вид, чем он питается, где строит своё гнездо, особенности перелета птиц, особенности пения, оперения, размер, сходство с ласточкой, места обитания.

Рассматривание альбома с фотоматериалами «Здравствуйте, стрижи»

10.03.2014

НООД по ручному труду «Стрижи» (оригами)

2.Чтение энциклопедической информации о стрижах и их образе жизни и особенностях строения.    (Энциклопедия дошкольника)

Знакомство с литературой, принесенной из дома

НООД по ручному труду «Стрижи» (оригами)

11.03.2014

3. Беседа на тему «Стрижи прилетели – весну принесли»

Оформление ширмы «О стрижах»

4. Просмотр развивающего мультфильма «Формула ума: Почему стриж не садится на землю»

5.Игра «Разрезные картинки. Стрижи»  

Подбираем вместе с детьми   фотоматериал  о стрижах.

НООД по лепке: «Стрижиная семейка»

6.Пальчиковая игра «Из гнезда торчат клювы маленьких стрижат»  

7. - Дидактические игры

- «Узнай стрижа по описанию»

- «Узнай стрижа среди других птиц»

- «Узнай стрижа по силуэту»

- «Узнай по голосу».

-  «Закончи предложение о стриже»

12.03.2014

8.Самостоятельная художественная деятельность: раскрасим стрижа

Вечер загадок о перелетных птицах.

Чтение стихов о стрижах.  

13.03.2014

9.Познавательная беседа на тему   "

10. Подвижные игры

- «Стриж и кот»

- «Поймай мошку»

- «Быстрый стриж»

- «Стриж»

- «Поймай корм»

- «Перенеси птенцов»

- «Научи птенцов летать»

Приготовление атрибутов для игры

11.  Чтение художественной литературы о стрижах

- рассказа Михалкова С. «Гнездо стрижей»

- басня Измайлова А. «Чиж и стриж».

Рассматривание вместе с детьми   иллюстраций из книг о  стрижах.

14.03.2014

12.Организованная деятельность в образовательной области «Речевое развитие » - рассказы детей из личного опыта «Мне нравятся стрижи»

НООД по познанию «Стриж – птица 2014 года

17.03.2014

 НООД по рисованию: «Прилет стрижей».  

18.03.2014

13.Организованная деятельность в образовательной области «Художественное творчество»: аппликация  «Стрижи»

Изготовление совместных с детьми поделок и рисунков «Домашние зарисовки о стрижах»

19.03.2014

Организованная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Слушание голосов птиц.

НООД по аппликации «Стрижи - жители воздуха» (обрывная)

14.Организованная деятельность в образовательной области «Художественное творчество»: лепка стрижа  (барельефа) из соленого теста

Изготовление совместных с детьми поделок и рисунков «Стрижи»  

20.03.2014

15.Беседа – обобщение  " Как мы можем помочь стрижам".        

Рассматривание вместе с детьми  фотоматериала о  стрижах

16.Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой  игры « Как мы стрижей встречали».

Приготовление атрибутов для игры

НООД по познанию «Стриж – птица 2014 года

17.Театральная игра «Как стриженок выпал из гнезда»

Приготовление костюмов

Подведение итогов

1.Участие в проекте  65 % семей

21.03.2014

Заинтересованность детей  темой о  стрижах, проявление их познавательной активности: вместе с  родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

Принесение детьми из дома своей литературы для чтения,  самостоятельно нарисованные рисунки о стрижах.

Организация рисунков и работ   детей:  « Стрижи весной», аппликация   «Стрижи. (обрывная)»

Организация выставки совместных с детьми поделок и рисунков  

 Экологическая викторина о стрижах (Приложение )

экскурсия в детскую библиотеку (беседа о стриже, просмотр презентации ,игровая программа

  • Подбор  фотоматериала  о стрижах
  • Разработка сценария итогового мероприятия
  • Составление перечня дидактических игр по данной теме
  • Создание картотеки речевых игр
  • Разработка НООД
  • Определение содержания тем для бесед с детьми
  • Составление перечня художественной литературы о стрижах, используемой в проекте
  • Изготовление дидактических игр по данной теме проекта
  • Создание картотеки подвижных игр с использованием образа стрижа
  • Составление перечня загадок о стрижах
  • Составление перечня стихотворений о стрижах

  • Разработка диагностической карты

Имя ребенка

Узнает по внешнему виду и описанию стрижа

Знает места обитания стрижей

Знаком с  тем ,чем питаются стрижи

Знает интересные факты из жизни стрижей

Может изобразить в рисовании, лепке, аппликации образ стрижа

Условные обозначения

3 балла  - соответствует предложенному критерию

2 балла  - средне соответствует предложенному критерию

1 балл – частично соответствует предложенному критерию

0 баллов  - не соответствует предложенному  критерию

Диагностическая карта на проекта

Узнает по внешнему виду и описанию стрижа

Знает места обитания стрижей

Знаком с  тем ,чем питаются стрижи

Знает интересные факты из жизни стрижей

Может изобразить в рисовании, лепке, аппликации образ стрижа

Итого: средний балл

Итого: в процентах

Маша А.

1

0

1

1

0

0,6

20

Дима Б.

0

0

0

0

0

0

0

Никита Б.

1

2

0

1

0

0,8

27

Алена Б.

2

1

0

0

1

0,8

27

Дима Бел.

0

0

0

0

0

0

0

Максим Б.

0

1

0

0

0

0,2

7

Влад Б.

0

0

0

0

0

0

0

Витя В.

0

0

0

0

0

0

0

Игорь Г.

0

1

1

0

0

0,4

13

Демьян Д.

2

0

1

1

1

1

30

Никита Ж.

0

0

0

0

0

0

0

Степа К.

0

0

0

0

0

0

0

Иван К.

1

0

0

0

1

0,4

13

Вика К.

1

0

2

1

1

1

30

Саша М.

1

1

0

1

2

1

30

Вика М.

1

0

0

0

0

0,2

7

Ксюша М.

0

0

0

1

1

0,4

13

Максим. Мур.

2

1

0

0

2

1

30

Максим Муш.

0

0

1

1

1

0,6

20

Даниил Н.

0

0

0

0

0

0

0

Юля С.

0

0

0

0

0

0

0

Даша С.

2

2

1

2

1

1,6

53

Алина Ч.

1

1

0

1

1

0,8

27

Герман Г.

2

0

0

1

0

0,6

20

Артур Г.

1

0

0

0

0

0,2

7

Диагностическая карта на конец проекта

Узнает по внешнему виду и описанию стрижа

Знает места обитания стрижей

Знаком с  тем ,чем питаются стрижи

Знает интересные факты из жизни стрижей

Может изобразить в рисовании, лепке, аппликации образ стрижа

Итого: средний балл

Итого: в процентах

Маша А.

3

2

3

2

2

2,4

80

Дима Б.

1

2

1

3

2

1,8

60

Никита Б.

3

3

3

3

3

3

100

Алена Б.

3

3

2

3

2

2,6

87

Дима Бел.

1

1

1

1

1

1

33

Максим Б.

2

2

3

2

2

2,2

73

Влад Б.

1

1

1

1

1

1

33

Витя В.

1

2

1

2

1

1,4

47

Игорь Г.

2

2

3

2

3

2,4

80

Демьян Д.

3

2

2

2

2

2,2

73

Никита Ж.

1

1

2

1

1

1,2

40

Степа К.

1

2

1

1

1

1,2

40

Иван К.

2

2

3

2

2

2,2

73

Вика К.

3

2

3

2

2

2,4

80

Саша М.

2

3

3

2

3

2,6

87

Вика М.

2

2

2

2

3

2,2

73

Ксюша М.

2

2

3

2

2

2,2

73

Максим. Мур.

3

2

3

2

3

2,6

87

Максим Муш.

3

2

3

2

2

2,4

80

Даниил Н.

0

0

0

0

0

0

0

Юля С.

1

1

1

1

1

1

33

Даша С.

3

3

3

3

3

3

100

Алина Ч.

2

3

2

2

2

2,2

73

Герман Г.

3

2

2

2

3

2,4

80

Артур Г.

2

2

2

2

2

2

67

Диаграмма усвоения детьми представлений о стрижах

1 – знания о стрижах  в начале  проекта

2 – знания о стрижах в конце проекта

Реализация проекта

Блок работы с детьми (по перспективному плану)

- Рассматривание альбома с фотоматериалами «Здравствуйте, стрижи»

- НООД по рисованию: «Прилет стрижей».  

- НООД по аппликации «Стрижи - жители воздуха» (обрывная)

- НООД по лепке: «Стрижиная семейка»

- НООД по ручному труду «Стрижи» (оригами)

- НООД по познанию «Стриж – птица 2014 года

- НООД по развитию речи «Составление рассказа по картине стрижи»

- НООД по чтению художественной литературы «Стриженок Скрип»

- НООД по ФЭМП «В гостях у стрижей»

- Организованная деятельность в образовательной области «Речевое развитие » - рассказы детей из личного опыта «Мне нравятся стрижи»

- Организованная деятельность в образовательной области «Познание»: Рассказ воспитателя по картинкам о птице Чёрный стриж. Когда он прилетает, её внешний вид, чем он питается, где строит своё гнездо, особенности перелета птиц, особенности пения, оперения, размер, сходство с ласточкой, места обитания. (Приложение ).

- Организованная деятельность в образовательной области «Художественное творчество»: аппликация   «Стрижатник»,

- Составление рассказа по схеме (Приложение).

- Организованная деятельность в образовательной области «Художественное творчество»: лепка стрижа  (барельефа) из соленого теста

- Самостоятельная деятельность детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: раскрасим стрижа

- Организованная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Слушание голосов птиц.

- Самостоятельная художественная деятельность рисование на тему  "Стрижи в гнездах".

-  Беседа на тему «Стрижи прилетели – весну принесли» (Приложение  ).

- Беседа – обобщение тему   " Как мы можем помочь стрижам".        

- Беседа на тему  «О чём поют птицы».

- Цикл наблюдений

- Особенности внешнего вида стрижей

- Повадки  стрижей

- Как добывают корм

- Гнездование стрижей

- Дидактические игры

- «Узнай стрижа по описанию»

- «Узнай стрижа среди других птиц»

- «Узнай стрижа по силуэту»

- «Узнай по голосу».

-  «Закончи предложение о стриже»

- «Найди пару»

- «Расположи правильно»

-  «Ассоциативный мешочек»

- «Игра с магнитами»

- «Что у нас на обед?».

- «На каком этаже поселится стриж?»

- «Кто спрятался в гнезде?»

-  «Сравни стрижа и ласточку»

- Игры малой подвижности

- «Экологический светофор»

        - Развивающие игры по развитию речи: кроссворды и ребусы

- Игра «Разрезанные картинки».

- Стихи о стрижах.( Приложение ).

- Загадки о птицах (Приложение ).

- Зрительная гимнастика «Стрижи»

- Подвижные игры

- «Стриж и кот»

- «Поймай мошку»

- «Быстрый стриж»

- «Стриж»

- «Поймай корм»

- «Перенеси птенцов»

- «Научи птенцов летать»

- Чтение художественной литературы о стрижах

- рассказа Михалкова С. «Гнездо стрижей»

- басня Измайлова А. «Чиж и стриж»

- отрывок из «Сочинений в двух томах» Б.Пастернака

- рассказов И.Соколова-Микитова «Гнездо

- Чтение энциклопедической информации, посвящённой  стрижам (Энциклопедия).

-  Просмотр развивающего мультфильма «Формула ума: Почему стриж не садится на землю»

- Пальчиковая игра «Из гнезда торчат клювы маленьких стрижат»  (Приложение ).

- Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой  игры « Как мы стрижей встречали».

- Театральная игра «Как стриженок выпал из гнезда»

- Экологические ситуации для детей:

 - Что нужно для того, чтобы стрижи прилетали к нам?

 - Почему исчезают стрижи?

– Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения стрижей?

- Слушание произведения про стрижей:

-

-

- Составление альбома иллюстраций, стихов, рассказов о птице Чёрный стриж.

- Составление папки кроссвордов, ребусов, головоломок их отгадывание

- Изготовление с детьми фигурок Чёрного стрижа в технике оригами

- создание семейной книжки – малышки «Черный стриж».

- экскурсия в детскую библиотеку (беседа о стриже, просмотр презентации ,игровая программа

Блок работы с родителями

- Подгрупповая консультации  с родителями «птица 2014 года - стриж», «Построим стрижатники»

        - Рекомендации «Понаблюдайте вместе с детьми вместе с детьми  за  стрижами».

- Конкурс на лучший рисунок «Домашние зарисовки  о стрижах».

- Конкурс поделок стрижей

- Изготовление вместе с детьми стрижатников (Приложение )

- Рекомендации родителям по чтению художественной литературы о стрижах

- Изготовление ширмы с фотоматериалами стрижей

- Статья «О стрижах»

- Папка-передвижка «Черный стриж. Вся жизнь на лету»

- Включение вопроса в родительское собрание  с целью ознакомления родителей с проектной деятельностью, с ее содержанием и  привлечения их к участию в проекте «Стриж – птица 2014 года».

- Выпуск экологической листовки «Черный стриж – 2014птица года

- Подготовка  буклета «А знаете ли вы, что...» (интересные факты из жизни черного стрижа).

Презентация проекта

  • Презентация проекта на педсовете в ДОУ
  • Презентация проекта как тиражирование опыта работы в рамках РМО (познавательно-речевое развитие)
  • Участие в окружном конкурсе профессионального мастерства по созданию проектной деятельности в ДОУ, посвященный вопросам экологии

Список используемой литературы.

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 1998 г.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2005г.
  3. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. – Калуга: Полиграфист, 1997
  4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М., Вако» ,2007
  5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. -  М.: 1981
  6. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. - М.: АРКТИ, 2005 г.
  7. Корзун А.В. ,Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – педагогики. – Мозырь, 2006 г.
  8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996 г.
  9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», М.: Мозайка – Синтез, 2005
  10. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2003 г.
  11. Программа воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой ,Т.С.Комаровой. М.: Мозайка – Синтез, 2005
  12. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1990 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект экологический с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Стриж"

Краткосрочный экологический проект о малоизученной птице, обитающей на территории Российской Федерации - стриже...

Проект экологический с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Стриж"

Краткосрочный экологический проект о малоизученной птице, обитающей на территории Российской Федерации - стриже...

Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....

проект "Почитайка"с детьми старшего дошкольного возраста

В проекте отражается работа с детьми и их родителями по привитию любви к литературе....

Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что неблагоприятная экологическая обстановка в районе (скученность промышленных предприятий), что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровь...

Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"

Систематизация исследований и практический опыт по вопросу формирования экологического воспитания посредством опытно - экспериментальной деятельности и выделения особенностей методики организаци...

Опыт работы по реализации проекта «ХитиноБиоФерма» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием робототехнического конструктора

Робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно реша...