эксперементирование в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

гордиенко галина викторовна

Конспект открытого занятия по экспериментированию

 в подготовительной к школе  группе.

 

«Воздух невидимка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экспериментированию

 в подготовительной к школе  группе.

«Воздух невидимка»

Гордиенко Г.В.

2015год

Цель:

Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха – бесцветный, без запаха.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Проводить опытно – экспериментальную деятельность под руководством воспитателя, делать выводы;
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке, беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, исследовательская деятельность.

Материалы и оборудование: сундучок,  воздушный шарик,  мяч, плакат природы,  свеча, спички, блюдце, бутылочка, баночка, стакан, аквариум с водой. Банка с водой налитая заранее, шум леса, магнитофон.

Стаканы с водой, трубочки, губки, подносы, камни, веер, пакеты - на каждого ребенка.

Ход:

Организационный момент

Воспитатель:      /СТОИМ/ 

- Ребята, в нашей лаборатории уже всё готово для  исследований. А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем         /
Воздух./

Воспитатель: Как вы догадались, что эта загадка о воздухе?

                                /Достаю из сундучка воздушный шарик/

-Шарик хотел бы узнать о воздухе, давайте ему в этом поможем!/закрепляю на доске шарик/

Воспитатель: - Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?

Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как вы себя чувствуете?

Дети: Не хватает воздуха.

Воспитатель: - Для чего же нужен воздух?

Дети: Воздух нужен, чтобы дышать.

Воспитатель: - Он невидимка, а почему мы называем его невидимкой?

Дети: Воздух невидимка, потому что он прозрачный и его не видно.

Воспитатель: - А что еще прозрачным может быть?

Дети: Прозрачное - стекло, прозрачная - вода.

Воспитатель: - А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас?

-Возьмите веера и взмахните возле лица. От движения окружающий воздух качается, словно говорит нам: «Я есть! Я вокруг тебя!»

-А теперь попробуем поймать воздух. Возьмите пакетики раскройте его и захватите воздух возле себя, и закрутите выход.

-Какой был мешочек?

-А каким стал?

Дети: Был тоненьким, а теперь стал упругим, пухлым как подушка.

Воспитатель: - Мы поймали воздух в мешочек. Значит, воздух есть вокруг нас.

-Дети, хотите узнать, что находится в емкостях, стоящих на столе? Тогда подойдите ко мне и давайте вместе посмотрим, что в бутылочке, в банке, в стакане, в тазике?

Дети: Ничего нет.

Воспитатель: - А в стеклянной баночке что лежит?

Дети: Нет ничего, пусто.

Воспитатель: - А я думаю, что внутри этих предметов что-то есть.

Хотите узнать, что в них?

Дети: Хотим.

Опыт. На столе аквариум с водой, пустая пол-литровой банка. Вода подкрашена акварелью.

Воспитатель: -Еще раз уточните, что в банке?

Дети: Пусто. Ничего нет.

Воспитатель:- А что произойдет, если я возьму банку вниз горлышком и медленно опущу ее в емкость с водой? (Ответы детей).

/ Крепко держа баночку за дно осторожно горлышком вниз, опустить в подкрашенную воду./

Воспитатель:- Что происходит? Вода в баночку входит, не входит?

Дети: Не входит.

Воспитатель:- Что ей мешает? Ведь банка-то пустая? Или нет? А, может быть, здесь притаилась невидимка?

Дети: Её что-то не пускает.

Воспитатель:- Нельзя ли заставить его показаться – стать видимым? Попробуем?

Опыт с водой и банкой

Берем эту же баночку и опускаем ее вверх дном в емкость с водой. Давим на дно баночки, но какая-то сила мешает нам, выталкивает банку из воды. Прижимаем горло баночки ко дну тазика, а потом осторожно наклоняем ее.

Воспитатель: -Бульк! Бульк! Бульк! Невидимка подает голос. Большие пузырьки выскакивают из баночки, устремляются к поверхности воды и бульк - «исчезают».
-Так что же в банке?

Дети: Воздух.

Воспитатель:- Мы услышали воздух? Можно увидеть невидимку?

На столе стоит 3-х литровая банка с водой, приготовленная заранее. Внутри банки видно много мелких пузырей.
Воспитатель: - Что это?

Дети: Воздух.

Воспитатель: - Мы его увидели? (Да).

Вывод: В банке воздух, который не пускал воду внутрь.

               А воздух вышел – вода попала в банку.

               Банка не пустая, в ней воздух.

Воспитатель: - А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Дети: Есть в лёгких.

Воспитатель: - А давайте проверим! \Садитесь за столы.\

Возьмём стакан и тихо подуем в трубочку, опущенную в воду. И посмотрим, что произойдёт.
-Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель:- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
-А теперь давайте подуем сильно-сильно. И посмотрим, что произойдёт.

-Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. На что похоже, ребята?
-Точно, это похоже на бурю. Давайте встанем  и прогоним бурю.

Динамическая пауза «Ветер»

Ветер веточки качает

Влево - вправо наклоняет.

Ветер сильный налетает.

Вниз деревья наклоняет.

Ветер дует тише, тише

Деревья тянутся всё выше

Наклоны в стороны с поднятыми

Вверх руками.

Взмахи руками.

Наклоны.

Приседание.

Тянутся вверх на носочки

Садитесь за столы

Воспитатель: - Ребята, возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь?

Дети: Камень очень твердый.

Воспитатель: - Какие твердые тела вы еще знаете?

Дети: Дерево, железо…

Воспитатель: - А можно ли в руки взять воздух и сжать его? (Нет). 

Воспитатель: - Итак, что мы с вами выяснили про воздух?

Дети: Воздух нельзя сжать, воздух не твердое тело, воздух не жидкость.

Воспитатель:  - Воздух, ребята это - газ.

                             Он невидимый, прозрачный,                        

                             бесцветный и не имеет запаха.

- Как вы думаете,  в камне есть воздух? Проверим?!

-А теперь опустите камень в стакан. Что мы видим?

Дети: Мы видим, что камень утонул.

Воспитатель:- Прислушайтесь к стаканчику, как вы думаете , что происходит внутри?

Дети: Из камня выходят пузырьки, воздух.

Воспитатель:- возьмите ложку и извлеките камень на поднос.

-А в губке есть воздух?

-Возьмите губку и положите в стакан с водой. Что мы видим?

Дети: Мы видим , что губка плавает.

Воспитатель:- Попытайтесь ложкой придавить губку на дно стакана.

Что происходит?

Дети: Он не тонет, из губки выходят пузырьки воздуха.

Вывод: Воздух есть везде в каждом предмете,

               только его где-то больше, а где-то меньше.

Воспитатель:  - Как вы думаете, воздух, которым мы дышим, отличается от воздуха в лесу?

/плакат/

Дети: Да, воздух отличается.

Воспитатель:- Что же приводит к загрязнению воздуха? 

Дети:  В городе воздух загрязнен, пыльный, много машин, а в лесу воздух чистый.

Воспитатель: - А почему в лесу воздух чистый?

Дети: Потому, что деревья очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха.

Воспитатель: - Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит - каким воздухом.

-Проведём опыт: зажигаю свечу и сверху  над свечой держу блюдце. Посмотрите, что произошло с блюдцем. Показываю закопченную сторону.

Какой  сделаем вывод:  выхлопные газы от машин, костры загрязняют воздух.

А те люди, которые курят вредят не только своему здоровью, но и загрязняют воздух.

Воспитатель: /показываю детям мяч./ Ребята, как вы думаете, что внутри у мяча.

Дети: У мяча внутри воздух.

Воспитатель: - Правильно, и сейчас мы с воздухом поиграем. Вставайте в круг.

Воспитатель: - Я поочередно буду бросать мяч, а вы ловить мяч и называть свойства воздуха с помощью моих вопросов.

Вопросы:

1. Чем мы дышим?/ мы дышим воздухом/
2. Что такое воздух?/воздух это газ/
3. Воздух,  какой?/ прозрачный, бесцветный, невидимый/
4. Где есть воздух? /воздух есть внутри нас, вокруг нас, во всех предметах/
5. Можно ли жить без воздуха ?/ без воздуха нет жизни/
6. Где самый чистый воздух?/
самый чистый воздух в лесу/
7. Что загрязняет воздух?/
воздух загрязняют заводы, машины, костры, сигаретный дым/
8. Что очищает воздух?/
воздух очищают деревья, кустарники,/

Воспитатель.- Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы может сделать, чтобы воздух был чистым?
Дети: не сорить, в комнате делать влажную уборку, ухаживать за комнатными растениями. На участке высаживать деревья, кустарники, цветы. Не рвать и не ломать их.         Воспитатель.- Давайте посадим деревья и кустарники.                                                              Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляя силуэты кустарников и деревьев. /на доске/

Вывод: чем больше растений вокруг нас, тем чище воздух

               и полезнее для человека и его здоровья,

               поэтому необходимо беречь окружающие  нас растения,

               и гулять на свежем воздухе.

Ребёнок читает стихотворение:

Что мы сажаем,
сажая леса?
Чащу,
Где бродят
Барсук и лиса.
Лист,
На который
Ложится роса.
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень-
Вот что сажаем
В  сегодняшний день.

Воспитатель: - На этом наши исследования закончены. Воздушный шарик  многое узнал Спасибо!

Рефлексия - Мы с вами потрудились, посадили много деревьев и кустарников, а теперь давайте  представим себя в лесу, отдохнем в тени деревьев и подышим свежим воздухом.      

Релаксация на ковре под шум ветра и шелест листьев.


Мы хотим, чтобы птицы пели.    

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала.

Чтобы летний лил веселый дождь!

(Е.Карганова) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...

Конспект товарищеской встречи по футболу среди команд в подготовительной к школе группе №6 «Колобок» и подготовительной к школе группы №10 «Улыбка»

Материалы к муниципальному конкурсу«Лучшая разработка внеклассного мероприятия «Новые идеи», Почкалова Ирина Владимировна,инструктор по физической культуре Муниципального автономногодошколь...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»

.  Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему  легче высказывать свои мысли, тем шире  его возможности  в познании окружающей действительности, содержательнее и  полноценне...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...