" Осенняя сказка "
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Осенняя сказка Тип: Интегрированное занятие. Вид : Ознакомление с окружающим, изодеятельность. Тема: Осенняя сказка. Возраст: Старшая логопедическая группа. Программное содержание: 1. Совершенствовать умение и навыки свободным экспериментированием с материалами, необходимыми для изображения листьев нетрадиционными способами рисования. 2. Использовать фольклор для повышения творческой активности детей и для обогащения словарного запаса. 3. Закрепить умение использовать выразительные свойства художественных материалах (акварель, гуашь, пластилин,). 4. Развивать творческие способности детей (использовать полученные представления, изобразительные и технические умения для самостоятельного выбора содержание рисунка в пределах предложенной темы). 5. Вызвать эмоциональный отклик на произведение художников и поэтов. 6. Воспитывать эстетическое отношение к осенней природе и изображению в пейзаже. Словарная работа: рябинник, грязник, предзимник, батюшка, слякоть, пороша, зарделись, в пурпуре. Оборудование и материалы.Кисти жесткие, гуашь, акварель, листы с изображением кроны деревьев, осенние картины, осенние листья, аудиозапись, письмо, конверт, пластилин, тряпочки. Предварительная работа. 1. Экскурсия в осенний лес, парк, сквер. 2. Рассматривание картин: «Золотая осень» (И. Левитан); «Золотая осень» (В.Поленов); «Октябрь» (Е. Волкова). 3. Знакомство с народными поговорками и предметами об осени. 4. Заучивание стихотворений З. Федоровской «Осень», Плещеева «Осень наступила». Предшествующая работа воспитателя. – оформление группы; – изготовление иллюстрационного раздаточного материала; – составление конспекта интегрированного занятия. Методы и приемы. Словесные (вопросы, индивидуальные ответы детей, загадки, пословицы и поговорки, художественное слово). Игровые (загадки, сюрпризные моменты). Наглядные (осенние листочки, картины осеннего пейзажа). Практические (игра «Волшебное превращение», отгадывание загадок, рассказы детей об осени, пальчиковая гимнастика и работа детей по изодеятельности). Структура досуга: 1. Сюрпризный момент. Встреча с золотой осенью. 2. Дидактическое упражнение «С какого дерева лист?». 3. Игра «Волшебное превращение» (с листочками). 4. Сюрпризный момент «Выставка картин». 5. Беседа об осени с использованием элементов народного фольклора (народных пословиц и поговорок об осени). 6. Чтение стихотворение «Осень» З.Федоровской.7. Рисование кроны деревьев нетрадиционным способом. Организация детей. 1. Встреча с золотой осенью. 2. Игра «Волшебное превращение». 3. Сюрпризный момент «Выставка картин». 4. Рисование кроны деревьев за столами. 5. Выставка работ. (Под музыку дети заходят в группу). Воспитатель. Дети посмотрите сколько у нас сегодня много гостей, но к нам сегодня должна прийти еще одна гостья. А вот кто это будет, вы узнаете если отгадаете загадку: Дни стали короче, Длиннее стали ночи. Кто скажет, кто знает Когда это бывает? Дети. Осенью. Воспитатель. Правильно в гости к нам придет золотая осень. (раздается стук в дверь, под музыку входит золотая осень). Золотая осень. Здравствуйте ребята! Я рада что вы смогли отгадать мою загадку. Недалеко от вашего детского сада есть парк, который совсем недавно был одет в свой самый красивый наряд: березы и клены выделялись лимонной желтизной, а листья осинок были похожи на спелые яблоки. Дубы- богатыри были одеты в медную кованную броню. Все деревья и кустарники были наряжены по осеннему-ярко. Только сосны и ели оставались темно- зелеными. Но потом все изменилось. Все листья облетели и очень скоро все деревья заснут спокойным сном.И вот у меня к вам просьба. Если вы нарисуете золотую осень тогда деревьям всю зиму будут сниться красивые, сказочные сны. Помогите, пожалуйста деревьям. Воспитатель. Ребята вы хотите помочь? Дети. Да. Золотая осень. Я знала что вы согласитесь и поможете мне. Я пришла не с пустыми руками. Вот вам в подарок осенние листочки. Но что же, ребята, я надеюсь на вас. А теперь мне пора уходить, до свидания. Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим подарки золотой осени (берет конверт и вынимает из него по одному листочку). Волшебница осень раскрасила каждый листик в свой цвет. Это с какого дерева лист? Дети. С березы. Воспитатель. Как он называется? Дети. Березовый. Воспитатель. Какого он стал цвета? Дети. Желтого. Воспитатель. Вот тебе подарок Галя (отдает листочек девочке). А это с какого дерева лист? Дети. С клена. Воспитатель. Какого он стал цвета? Дети. Оранжевого. Воспитатель. Вот тебе подарок от осени Леня (отдает листок мальчику) А это с какого дерева лист? Дети. С Рябины. Воспитатель. Как он называется? Дети. Рябиновый. Воспитатель. Какого он стал цвета? Дети. Темно-красного..Воспитатель. Вот тебе подарок от осени Диана (отдает листок девочке.) А это с какого дерева лист? Дети. С дуба. Воспитатель. Как он называется? Дети. Дубовый. Воспитатель. Какого он стал цвета? Дети. Коричневого. Воспитатель. Вот тебе подарок от осени Карина (отдает листок девочке.). Дети а вы знаете игру с листьями? Дети. Да. Воспитатель. Давайте поиграем. Игра «Волшебное превращение». Мы -листочки. Мы –листочки. Дети стоят свободно руки в верху. Мы -осенние листочки. Мы -осенние листочки. Мы на веточке сидели. Покачиваются. Ветер дунул полетели. Разбегаются. Мы летали, мы летали, А потом летать устали. Бегают, кружатся. Перестал дуть ветерок, Мы присели все в кружок. Приседают на корточки Ветер снова вдруг подулИ листочки быстро сдул. Все листочки полетели Воспитатель. И на выставку картин прилетели. Дети. Как вы думаете кто их написал? Дети. Художник. Воспитатель. Какое время года изображено на картинах? Дети. Осень. Воспитатель. Как вы догадались? Дети. Осенью идут холодные дожди, а иногда и снег. Осенью птицы улетают на юг. Осенью вянет и жухнет трава. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. Осенью люди одеваются тепло потому, что холодно. Осенью на полях, огородах и садах собирают люди урожай. Воспитатель. А какие месяца осени вы знаете? Дети. Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. Воспитатель. А вот знаете дети в старину, в народе Сентябрь называли рябинником, птичьей стаей. Как вы думаете, почему? Дети. В Сентябре много ягод рябины. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. Воспитатель. А какие вы знаете народные приметы и поговорки о Сентябре? Дети. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина. В сентябре синица просит осень в гости. Батюшка сентябрь не любит баловать. Журавли летят высоко, не спеша «и разговаривают» - будет стоять хорошая погода. Паутина стелется по растениям, тепло. Воспитатель. Октябрь в народе называли – грязник и листопад. Как вы думаете дети почему?Дети. В Октябре идут холодные дожди, листья желтеют и опадают с деревьев. Воспитатель. А какие вы знаемее народные приметы и поговорки об Октябре? Дети. Октябрь грязник, ни колеса, ни полоза не любит. Плачет Октябрь холодными слезами. Если много орехов, а грибов мало, зима будет снежная и суровая. Воспитатель. Дети, а Ноябрь в народе называли – предзимник, ворота зимы. Как вы думаете, почему? Дети. В ноябре бывают морозы, идет снег. Воспитатель. Назовите народные приметы и поговорки о Ноябре. Дети. Ноябрь ворота зимы. В ноябре зима с осенью борется. В Ноябре расцвет с сумерками среди дня встречаются. В Ноябре снега надует – хлеба прибудет. Ноябрь месяц слякоть и пороша. Воспитатель. Молодцы дети. Красота осеннего пейзажа вдохновляла не только художников и музыкантов, но и поэтов и писателей. Глядя на эти картины так и хочется послушать стихотворение. Леня я знаю стихотворение об осени. З. Федоровской «Осень». Осень на опушке краски разводила По листве тихонько кистью проводила Пожелтел орешник и зарделись клены В пурпуре осеннем, только дуб зеленый Утешает осень: «не жалейте лето!» Посмотрите – роща золотом одета Воспитатель. Спасибо Леня. Какие замечательные строчки!. Дети, а вы не забыли что обещали осени нарисовать на память осенний лес. Дети. Нет. Воспитатель. Чем можно нарисовать осенний лес.Дети. Красками, карандашами, гуашью, пальчиками, бумагой сжатой, кисточкой, мелками, пластилином. Воспитатель. Вот сейчас я вам предлагаю вернуться в наш детский сад (играет музыка, дети подходят к столам). Вот наша группа. Предлагаю вам дети самостоятельно выбрать материал для работы (дети готовят свои места для работы). Воспитатель. Дети вы готовы. Дети. Да. Воспитатель. С начало поиграем пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Осень». Ветер по лесу летал (дети делают кистями плавные движения вперед к груди). Ветер листики считал (поочередно загибают пальцы на руке). Вот дубовый. Вот кленовый. Вот рябиновый резной. Вот с березы – золотой. Вот последний лист с осинки. Ветер бросил на тропинку (встряхивают кистями рук). А сейчас, приступаем к работе. (играем музыка, дети рисуют акварелью, пластилином и нетрадиционными способами изображают листья на деревьях). Воспитатель. У вас получились очень интересные работы. Встаньте покажите гостям. А вам они нравятся. Дети. Да. Воспитатель. Ваш осенний лес Словно терем расписной Лиловый, золотой, багряный. Ребята как же мы передадим рисунки золотой осени?Дети. Мы отправим рисунки по почте в большом конверте, и тогда деревья увидят красивые и сказочные сны. Воспитатель. Правильно, молодцы. Список использованной литературы 1. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: 1981 г. 2. Степанова В.А., Королева И.А. Программа «Детство». «Листок на ладони» С.-П. 2004г. 3. Щербакова И.В. . Дошкольная педагогика / План углубленной работы по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной к школе группах. №5. 2007 г. 4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми». – М., 2008 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osennyaya_skazka_tatyana_ivanovna.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Осенняя сказка

 

Тип:  Интегрированное занятие.

Вид  : Ознакомление с окружающим, изодеятельность.

Тема: Осенняя сказка.

Возраст: Старшая логопедическая группа.

Программное содержание:

  1. Совершенствовать умение и навыки свободным экспериментированием с материалами, необходимыми для изображения  листьев нетрадиционными способами рисования.
  2. Использовать фольклор для повышения творческой активности детей и для обогащения словарного запаса.
  3. Закрепить умение использовать выразительные свойства художественных материалах (акварель, гуашь, пластилин,).
  4. Развивать творческие способности детей (использовать полученные представления, изобразительные и технические умения для самостоятельного выбора содержание рисунка в пределах предложенной темы).
  5. Вызвать эмоциональный отклик на произведение художников и поэтов.
  6. Воспитывать эстетическое отношение к осенней природе и изображению в пейзаже.

Словарная работа: рябинник, грязник, предзимник, батюшка, слякоть, пороша, зарделись, в пурпуре.

Оборудование и материалы.

Кисти жесткие, гуашь, акварель, листы с изображением кроны деревьев, осенние картины, осенние листья, аудиозапись, письмо, конверт, пластилин, тряпочки.

Предварительная работа.

  1. Экскурсия в осенний лес, парк, сквер.
  2. Рассматривание картин: «Золотая осень» (И. Левитан); «Золотая осень» (В.Поленов); «Октябрь» (Е. Волкова).
  3. Знакомство с народными поговорками и предметами об осени.
  4. Заучивание стихотворений З. Федоровской «Осень», Плещеева «Осень наступила».

Предшествующая работа воспитателя.

– оформление группы;

– изготовление иллюстрационного раздаточного материала;

– составление конспекта интегрированного занятия.

   Методы и приемы.

Словесные (вопросы, индивидуальные ответы детей, загадки, пословицы и поговорки,  художественное слово).

Игровые (загадки, сюрпризные моменты).

Наглядные (осенние листочки, картины осеннего пейзажа).

Практические (игра «Волшебное превращение», отгадывание загадок, рассказы детей об осени, пальчиковая гимнастика и работа детей по изодеятельности).

 Структура досуга:

  1. Сюрпризный момент. Встреча с золотой осенью.
  2. Дидактическое упражнение «С какого дерева лист?».
  3. Игра «Волшебное превращение» (с листочками).
  4. Сюрпризный момент «Выставка картин».
  5. Беседа об осени с использованием элементов народного фольклора (народных пословиц и поговорок об осени).
  6. Чтение стихотворение «Осень» З.Федоровской.
  7. Рисование кроны деревьев нетрадиционным способом.

Организация детей.

  1. Встреча с золотой осенью.
  2. Игра «Волшебное превращение».
  3. Сюрпризный момент «Выставка картин».
  4. Рисование кроны деревьев за столами.
  5.  Выставка работ.

(Под музыку дети заходят в группу). Воспитатель. Дети посмотрите сколько у нас сегодня много гостей, но к нам сегодня должна прийти еще одна гостья. А вот кто это будет, вы узнаете если отгадаете загадку:

                                  Дни стали короче,

                                 Длиннее стали ночи.

                                Кто скажет, кто знает

                                 Когда это бывает?

Дети. Осенью.

Воспитатель. Правильно в гости к нам придет золотая осень. (раздается стук в дверь, под музыку входит золотая осень).

Золотая осень. Здравствуйте ребята! Я рада что вы смогли отгадать мою загадку. Недалеко от вашего детского сада есть парк, который совсем недавно был одет в свой самый красивый наряд: березы и клены выделялись лимонной желтизной, а листья осинок были похожи на спелые яблоки. Дубы-богатыри были одеты в медную кованную броню. Все деревья и кустарники были наряжены по осеннему-ярко. Только сосны и ели оставались темно-зелеными. Но потом все изменилось. Все листья облетели и  очень скоро все деревья заснут спокойным сном.

И вот у меня к вам просьба. Если вы нарисуете золотую осень тогда деревьям всю зиму будут сниться красивые, сказочные сны.

Помогите, пожалуйста деревьям.

Воспитатель. Ребята вы хотите помочь?

Дети. Да.

Золотая осень. Я знала что вы согласитесь и поможете мне. Я пришла не с пустыми руками. Вот вам в подарок осенние листочки. Но что же, ребята, я надеюсь на вас. А теперь мне пора уходить, до свидания.

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим подарки золотой осени (берет конверт и вынимает из него по одному листочку). Волшебница осень раскрасила каждый листик в свой цвет.

Это с какого дерева  лист?

Дети. С березы.

Воспитатель. Как он называется?

Дети. Березовый.

Воспитатель. Какого он стал цвета?

Дети. Желтого.

Воспитатель. Вот тебе подарок Галя (отдает листочек девочке).

А это с какого дерева лист?

Дети. С клена.

Воспитатель. Какого он стал цвета?

Дети. Оранжевого.

Воспитатель. Вот тебе подарок от осени Леня (отдает листок мальчику)

А это с какого дерева лист?

Дети. С Рябины.

Воспитатель. Как он называется?

Дети. Рябиновый.

Воспитатель. Какого он стал цвета?

Дети. Темно-красного..

Воспитатель. Вот тебе подарок от осени Диана (отдает листок девочке.)

А это с какого дерева лист?

Дети. С дуба.

Воспитатель. Как он называется?

Дети. Дубовый.

Воспитатель. Какого он стал цвета?

Дети. Коричневого.

Воспитатель. Вот тебе подарок от осени Карина (отдает листок девочке.).

Дети а вы знаете игру с листьями?

Дети. Да.

Воспитатель. Давайте поиграем.

Игра «Волшебное превращение».

Мы -листочки.

Мы –листочки.

Дети стоят свободно руки в верху.

Мы -осенние листочки.

Мы -осенние листочки.

Мы на веточке сидели.

Покачиваются.

Ветер дунул полетели.

Разбегаются.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Бегают, кружатся.

Перестал дуть ветерок,

Мы присели все в кружок.

Приседают на корточки

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

Воспитатель. И на выставку картин прилетели.

Дети. Как вы думаете кто их написал?

Дети. Художник.

Воспитатель. Какое время года изображено на картинах?

Дети. Осень.

Воспитатель. Как вы догадались?

Дети. Осенью идут холодные дожди, а иногда и снег.

          Осенью птицы улетают на юг.

          Осенью вянет и жухнет трава.

          Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

          Осенью люди одеваются тепло потому, что холодно.

          Осенью на полях, огородах и садах собирают люди урожай.

Воспитатель. А какие месяца осени вы знаете?

Дети. Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Воспитатель. А вот знаете дети в старину, в народе Сентябрь называли рябинником, птичьей стаей. Как вы думаете, почему?

Дети. В Сентябре много ягод рябины. Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Воспитатель. А какие вы знаете народные приметы и поговорки о Сентябре?

Дети. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

В сентябре синица просит осень в гости.

Батюшка сентябрь не любит баловать.

Журавли летят высоко, не спеша «и разговаривают» - будет стоять хорошая погода.

Паутина стелется по растениям, тепло.

Воспитатель. Октябрь в народе называли – грязник и листопад. Как вы думаете дети почему?

Дети. В Октябре идут холодные дожди, листья желтеют и опадают с деревьев.

Воспитатель. А какие вы знаемее народные приметы и поговорки об Октябре?

Дети. Октябрь грязник, ни колеса, ни полоза не любит.

Плачет Октябрь холодными слезами.

Если много орехов, а грибов мало, зима будет снежная и суровая.

Воспитатель. Дети, а Ноябрь в народе называли – предзимник, ворота зимы. Как вы думаете, почему?

Дети. В ноябре бывают морозы, идет снег.

Воспитатель. Назовите народные приметы и поговорки о Ноябре.

Дети. Ноябрь ворота зимы. В ноябре зима с осенью борется.

В Ноябре расцвет с сумерками среди дня встречаются.

В Ноябре снега надует – хлеба прибудет.

Ноябрь месяц  слякоть и пороша.

Воспитатель. Молодцы дети. Красота осеннего пейзажа вдохновляла не только художников и музыкантов, но и поэтов и писателей.

Глядя на эти картины так и хочется послушать стихотворение. Леня я знаю стихотворение об осени.

З. Федоровской «Осень».

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила

Пожелтел орешник и зарделись клены

В пурпуре осеннем, только дуб зеленый

Утешает осень: «не жалейте лето!»

Посмотрите – роща золотом одета

Воспитатель. Спасибо Леня. Какие замечательные строчки!.

Дети, а вы не забыли что обещали осени нарисовать на память осенний лес.

Дети. Нет.

Воспитатель. Чем можно нарисовать осенний лес.

Дети. Красками, карандашами, гуашью, пальчиками, бумагой сжатой, кисточкой, мелками, пластилином.

Воспитатель. Вот сейчас я вам предлагаю вернуться в наш детский сад (играет музыка, дети подходят к столам).

Вот наша группа. Предлагаю вам дети самостоятельно выбрать материал для работы (дети готовят свои места для работы).

Воспитатель. Дети вы готовы.

Дети. Да.

Воспитатель. С начало поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Ветер по лесу летал (дети делают кистями плавные движения вперед к груди).

Ветер листики считал (поочередно загибают пальцы на руке).

Вот дубовый.

Вот кленовый.

Вот рябиновый резной.

Вот с березы – золотой.

Вот последний лист с осинки.

Ветер бросил на тропинку (встряхивают кистями рук).

А сейчас, приступаем к работе. (играем музыка, дети рисуют акварелью, пластилином и нетрадиционными способами изображают листья на деревьях).

Воспитатель. У вас получились очень интересные работы.

Встаньте покажите гостям. А вам они нравятся.

Дети. Да.

Воспитатель.

Ваш осенний лес

Словно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Ребята как же мы передадим рисунки золотой осени?

Дети. Мы отправим рисунки по почте в большом конверте, и тогда деревья увидят красивые и сказочные сны.

Воспитатель. Правильно, молодцы.

Список использованной литературы

1.  Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: 1981 г.

2.  Степанова В.А., Королева И.А. Программа «Детство». «Листок на ладони» С.-П. 2004г.

3. Щербакова И.В. . Дошкольная педагогика / План углубленной работы по изобразительной деятельности в старшей и  подготовительной  к школе группах. №5. 2007 г.

4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми». – М., 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника "Осенняя сказка Петербурга"

Праздник "Осенняя сказка Петербурга" с использованием МИМИО был проведён в 2011 году. Детям очень интересно управлять изображением на доске, отгадывать загадки и решать задачки....

Сценарий осеннего праздника "Осенняя сказка"

Очень интересный сценарий осеннего праздника...

Праздник Осени в старшей группе "Осенняя сказка"

Праздник Осени в старшей группе "Осенняя сказка" - праздник с участием Осени, Старичка-Лесовичка (взрослые), мухоморов (дети подготовительной группы). Включает в себя песни, танец, хоровод, частушки, ...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе "Осенняя сказка"

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе по мотивам сказки "Репка"...

Сценарий осеннего праздника "Осенняя сказка"

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе "Осенняя сказка"...

Осеннее развлечение "Осенняя сказка" для старших групп.

Содержание - Осень волшебной кистью разукрасила наряд природы, но Баба Яга похитила волшебную кисточку. Дети помогают уговорить Бабу Ягу вернуть волшебную кисточку Осени.  Сценарий взят из интерн...