Кружок "Мы - верный друзья природы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лариса Васильевна Копырзова

Актуальность     заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_druzya_prirody.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД  № 17 «ЛАДУШКИ»

Г ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Принято:                                                                           Утверждаю:

на педагогическом совете                                               Заведующий МДОУ «ЦРР-  

Протокол № ___от «__»____2015г                                 детский сад № 17 «Ладушки»

                  ______________ В.В. Чалова

                                                                                        Приказ №____от «____»_____2015г

 План работы

  кружка

«Мы - верные друзья природы »

 

                                                                    Составила:  воспитатель

  первой  квалификационной категории

                                                     Копырзова Лариса Васильевна                                                

2015г

Пояснительная записка

 Актуальность     заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна   заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.  Кружковой работой  предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории детского сада.

Данная  работа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в  кружковую работу, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

 

Создание условий для  кружковой работы:

Психологические и социально-педагогические условия организации работы

  • учитывать социальный опыт ребенка
  • учитывать его возможности, способности, интересы
  • строить педагогический процесс как диалоговый

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня.

 Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «  Мы - верные друзья природы  » призвана решать следующие задачи:

  1. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  2. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
  3. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  4. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
  5. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
  6. Воспитание правильного поведения в природе.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми на 3 года. Содержание  встреч с детьми  может варьироваться в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Каждая встреча предполагает интеграцию различных видов деятельности, в соответствии с ФГОС.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы:
  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • показ сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;
  • использование презентаций
  • просмотр видеороликов и видеокомпозиций
  • Словесные методы:
  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
  • сочинений загадок:
  • сочинение сказок:
  • составление рассказов;.
  • самопрезентация
  • Игровые методы:
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
  • Решение занимательных задач

  • Практические методы
  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • коллекционирование;
  • постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.
  • Экспериментирование.
  • Ритмопластика
  • Этюды

Требования к уровню подготовки детей 

Воспитанник должен

 

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему    миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

Обеспечивать уход за растениями цветников

  Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,    уборка мусора, изготовление природных знаков).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..

 

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

  • Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  • Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  • Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера…

Содержание занимательных встреч с детьми  5-6  лет.

(старший  дошкольный возраст)

№п/п

Тема встречи

цель

содержание

1

«Вот и лето прошло»

Обобщение и систематизация представлений о лете по существенным признакам

  1. Организационная игра «Собрались все дети в круг»
  2. Беседа о лете.
  3. Д/и «Не ошибись»
  4. Опыт «Вода нужна всем»
  5. Игра «Шляпки-ножки»
  6. «Упражнение «Тёплые лучи солнца»

2

«Лес - наше богатство, его береги»

Обеспечение развития понятия, что лес – это сообщество растений и животных

  1. Беседа о лесе
  2. Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат»
  3. Опыт «Здравствуй, ветер»
  4. Игра «Волшебные слова»
  5. Нахождение противоречий
  6. Настольная игра «Лес и его жители»
  7. Релаксация «Лес»

3

«Здравствуй, осень»

Углубление и конкретизация представлений об условиях жизни растений и животных осенью, особенностях поведения птиц.

  1. «Ходит осень, бродит осень»
  2. Видеокомпозиция «Гармония музыки и природы. Осень»
  3. «Найди, что опишу»
  4. Д\и «Загадай, мы отгадаем»
  5. «Собираем гербарий»
  6. Этюд «птицы»
  7. Д\и «С какого дерева лист»

4

«Что нам осень подарила»

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

  1. Видеокомпозиция «Осень»
  2. «Белкины запасы»
  3. Тестопластика «Изготовление даров осени»
  4. «Под осенним

 одеялом»

  1. Творческая мастерская «Урожай с грядки»
  2. Игра «Урожайная»

5

«Волшебница вода»

Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей

  1. Беседа о воде
  2. Игра «Ходят капельки по кругу»
  3. Моделирование маленькими человечками (ТРИЗ)
  4. Опыты с водой: «Сухой из воды»
  5. Фокус «Почему  вода не выливается?»
  6. Беседа «Что такое туман» с использованием презентации.
  7. Кляксография «Вода»
  8. Релаксация «Звуки воды. Речка»

6

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнение знаний детей о солнце осенью, формирование умения определять погоду по приметам.

  1. Чтение стихов «Четыре клада»
  2. Нахождение противоречий
  3. Эксперимент «Ладошки»
  4. Видеоролик «Солнце- большая звезда»
  5. Игра с зеркальцем «Здравствуй, солнечный лучик»
  6. Этюд «Солнечный зайчик»
  7. «Защитим себя от солнца» (изготовление шапочек из бумаги)

7

«Путешествие в грибное царство»

 Продолжение знакомства детей с грибами, уточнение условий, необходимых для роста и развития грибов.

  1. Видеоролик «Грибная прогулка для души»
  2. Игра «Тайны грибного царства»
  3. Загадки Лесовичка о грибах.
  4. Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций
  5. Презентация « Что  мы знаем о грибах?
  6. Творческая мастерская . Аппликация «Подарок для Белочки»

8

«Чудо-ягодка»

Расширение знаний детей о ягодах: лесных и садовых, о их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запахи)

  1. Д/и «Лесные и садовые ягоды»
  2. Презентация «В ягодном царстве»
  3. Д\и «угадай на вкус»
  4. Опыт «приготовление варенья»
  5. Творческая мастерская «Ягоды» (лепка, рисование по желанию детей)

9

«Воздух»

Выявление свойств воздуха, сравнение свойств воды и воздуха (воздух легче воды)

  1. Опыты с воздухом (вкус, запах, цвет)
  2. Игра с мыльными пузырями.
  3. «Подводная лодка»
  4. «Пузырьки – спасатели»
  5. Надувание шариков.
  6. Ветер в комнате «Живая змейка»
  7. Поиск воздуха
  8. «Упрямый воздух»
  9. Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растений)

10

«Мир растений»

Различение и называние садовых и дикорастущих растений, классификация по их окраске, запаху, строению.

  1. Презентация «Садовые и дикорастущие растения»
  2. Чтение рассказа «Зелёные странички»
  3. Беседа «Мой любимый цветок»
  4. Д/и «Собери букет»
  5. Опыт «Что любят растения»
  6. Творческая мастерская. Рисование «Поляна цветов» (трафарет)

11

«Овощи-фрукты»

Формирование обобщенных представлений об овощах. Уточнение представлений о многообразии овощей.

  1. Беседа об овощах.
  2. Моделирование маленькими человечками «Варим суп»
  3. Д\И «Вершки и корешки»
  4. Опыт «Тепло-холодно»
  5. Посадка чеснока на зиму.
  6. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
  7. Игра «Дорисуй овощ» (Аппликация с дорисовыванием)

12

«Волшебница вода»

Продолжение знакомства со свойствами и признаками воды.

  1. Чтение стихов Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде»
  2. Игра «Как сосулька превратилась в воду»
  3. Опыт «Изготовление цветных льдинок»
  4. Окрашивание воды
  5. Творческая мастерская. Рисование цветной водой (заливка)

13

«На бабушкином дворе»

Расширение представлений детей о домашних животных

  1. Отгадывание загадок о животных.
  2. Презентация «Животные-герои сказок»
  3. Д\И «Назови дитёнышей», «Кто где живёт»
  4. Чтение сказки «Как собака друга искала»
  5. Творческая мастерская « Как у бабушки Варварушки» (коллективное рисование)

14

«Лесные жители»

Установление зависимости изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

  1. Презентация «Угадай животное»
  2. Игровое упражнение «Придумай ласковые слова»
  3. М.Ш «Как звери в лесу зимовали» (сочинение коллективной сказки)
  4. Опыт «Как звери шубу меняют»
  5. Решение занимательных задач.
  6. Настольный театр «Снегурушка и лиса»
  7. Ритмопластика «Танец зверей»

15

«Белый снег пушистый»

Установление свойств и качеств снега и льда. Понимание детьми защитных свойств снега от температуры воздуха.

  1. Чтение стихов о зиме.
  2. Опыт со снегом.
  3. Беседа – рассуждение «Нужен ли зимой растениям снег»
  4. Эксперимент с ватой «Снежное покрывало»
  5. МФО «Снег-сахар»
  6. Мозаика из цветных льдинок.
  7. Творческая мастерская «Снежинки»

16

«В гостях у птиц»

Продолжение знакомства с зимующими и перелётными птицами. Расширение знаний детей о жизни птиц зимой.

  1. Кроссворд «Угадай, какая птица»
  2. Презентация «Угадай-ка»
  3. Пальчиковая гимнастика «Грачи»
  4.  Видеоролик «Перелётные птицы»
  5. Решение занимательных задач.
  6. Творческая мастерская «Нарисуй птицам дорожку в сказку»
  7. Чтение «Покормите птиц зимой»
  8. Устройство птичьей столовой.

17

«Плыли по небу тучки»

Расширение представлений о явлениях неживой природы.

  1. Презентация «Какие бывают облака»
  2. Эксперимент «Ветер дует -лодочка плывёт»
  3. Творческая мастерская, Кляксография «Облака»

18

«Мороз  -удивительный художник»

Развитие интереса к зимним явлениям природы, желания отразить увиденное в собственном творчестве.

  1. Презентация «Зимние забавы дедушки Мороза»
  2. Беседа «Кто рисует на окнах»
  3. Опыт «Рисунки на стекле» (пальчиком)
  4. Чтение А.Фет «Мама, глянь-ка на окошко»
  5. Творческая мастерская «Окно с узорами»

19

«Песок, глина, камни»

Узнавание и различение природных ископаемых: песка, глины, камней; выявление особенностей взаимодействия с водой. Влияние воды на свойства природных ископаемых.

  1. Исследование – рассматривание под микроскопом песка, глины, камней.
  2. Лаборатория. Опыты с водой, песком, глиной, (индивидуально)
  3. Конкурс «Почемучка»
  4. «Могут ли животные жить в земле?»
  5. Мастер-класс «Я рисую на песке»
  6. Самопрезентация своей работы.

20

«Выращиваем лук на окошке»

Развитие интереса к выращиванию овощей на окне. Создание ситуации опыта.

  1. Беседа о луке
  2. Загадки
  3. Индивидуальная посадка лука в прозрачные стаканчики
  4. Зарисовка «Как вода поступает в растение»
  5. Приготовление салата.

21

«Февральская лазурь»

Формирование представлений об изменениях в природе. Различение характерных признаков конца зимы (первая капель)

  1. Рассматривание картины И.Грабаря «Февральская лазурь»
  2. Д\И «Какое время года»
  3. Сочинение загадок о феврале.
  4. Игра «закончи предложение»
  5. П\И «Заморожу»
  6. Зарисовки «Февраль»

22

«Как много интересного бывает зимой»

Формирование представлений о способах познания окружающего мира. Воспитание позитивного отношения к зиме.

  1. Беседа  о природных явлениях (смерчи, ураганы, бури)с показом презентации.
  2. Опыты с водой и воздухом.
  3. Игра с ветром.
  4. Творческая мастерская «Я рисую вьюгу»

23

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Уточнение представлений об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развитие  элементарных навыков исследовательской деятельности.

  1. Презентация «Идёт весна - красна»
  2. Беседа –рассуждение «Где будут первые проталинки?», «Где снег не тает?», «Где быстрее наступит весна?»
  3. Опыт с водой и снегом.
  4. Эксперимент «Тёплое дыхание»
  5. Творческая мастерская «Весна- красна»

24

«Красная книга»

Знакомство с Красной книгой, редкими видами растений и животных. Вызвать чувство сопереживания, бережного отношения к природе.

  1. Видеоролик «Красная книга»
  2. Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли»Игра «Где живут животные»
  3. Игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его»
  4. Барельеф «Красивые цветы»
  5. Теневой театр «Как я ухаживаю за растениями»

25

«Эколого-психологический тренинг»

Расширение чувственного опыта, развитие воображения.

  1. Упражнение «Волшебные дощечки»
  2. Упражнение «Природный оркестр»
  3. Упражнение «Поздороваемся»
  4. Упражнение «Забавные танцы»
  5. Упражнение «Лесовичок»
  6. Упражнение «Экологический пост»

26

«Свет, цвет»

Знакомство со значением света, источниками света. (солнце, луна, звёзды, свеча, фонарик)

  1. Упражнение «Что в коробке?»
  2. «Волшебная кисточка»
  3. Опыт с растением (свет-тень)
  4.  «Световой луч» (Занимательный опыт)
  5. Д/и «Когда это бывает?»
  6. Упражнение «Свет вокруг нас».
  7. «Волшебные лучи»
  8. «Теневой театр – это интересно» (откуда берутся тени?)
  9. Изготовление солнечных часов

27

«Насекомые наши помощники»

Уточнение знаний о жуках (майский носорог, божья коровка, кузнечик, муравей)

  1. Презентация
  2. Отгадывание загадок.
  3. Д\И «Как спрятаться бабочкам»
  4. Чтение «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» М. Пришвина.
  5. Творческая мастерская. Изготовление насекомых из природного материала.
  6. Сочинение сказки

28

«Экскурсия в плодовый сад в период цветения»

Знакомство с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев

  1. Наблюдение за цветением деревьев.
  2. Сравнение различных периодов весны (по иллюстрациям)
  3. Д\и «Подбери цветок к дереву»
  4. Игра «Что где зреет»
  5. Творческая мастерская «Яблони в цвету»
  6. Рассматривание иллюстраций «Цветущий сад»

29

«Земля – мой дом»

Приветствовать стремление детей овладевать различными способами получения информации

  1. Беседа «Где я живу»
  2. Презентация «Сравнение речки, болота, моря»
  3. Д\И 2Рассели животных»

«Кто живёт на суше, а кто в воде?»

  1. Видеоролик «О звёздах»
  2. Творческая мастерская «Звёздное небо»

30

«Солнышко на травке»

Продолжать побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи.

  1. «Трава опять зазеленела и закудрявились леса»
  2. Игра «Кто что делает?»
  3. Творческая мастерская «Приметы весны»
  4. Игра «На что похоже солнышко?»
  5. Опыт «Ладошки»
  6. Игра «Что изменилось?»
  7. «Монотипия» -изодеятельность

31

«Экологическая тропинка»

Приблизить детей к природе, к общению с ней. Упражнять в практической помощи природе.

  1. Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу»
  2. Беседа»Что ты сделал доброе для природы?»
  3. Игра «Что будет, если…»
  4. Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы»
  5. Игра «Опиши, а мы отгадаем»
  6. «Люблю грозу в начале мая»
  7. Игра «Кто как раговаривает?» (голоса птиц)
  8. Игра «Весенняя песенка»

32

«Человек -живой организм»

Подвести к осознанию себя, как живого существа. Развитие сенсорных чувств при решении познавательных задач

  1. Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека.
  2. Д\и «Понюхай-отгадай»
  3. Беседа о потребностях человека.
  4. Игы: «Язычок-помощник», «Угадай на вкус»,»Что полезно для здоровья?»
  5. Презентация «О вкусной и здоровой пище»

33

«Бумага, древесина, ткань»

Расширение знаний детей о свойствах и качествах различных материалов.

  1. Видеоролик
  2. Опыт с бумагой, древесиной, опилками, тканью
  3. Оригами из бумаги
  4. Аппликация из ткани «Полянка цветов»

34

«Песочные фантазии»

Расширять  кругозор детей. Познакомить с современным направлением в искусстве, закрепить знания о свойствах песка

  1. Видеоролик «Песочные фантазии»
  2. Отгадывание загадок.
  3. Пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу»
  4. Эксперимент «Почему песок сыплется?»
  5. Мастер –класс «Я рисую на песке»
  6. Самопрезентация своей работы.

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
  4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
  5. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
  6. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
  7. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
  8. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О. 

      9.  Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы "Наши верные друзья"

Проект в подготовительной к школе группе. dsc_8981.jpg dsc_8987.jpg dsc_8985.jpg dsc_8992.jpg dsc_8996.jpg dsc_9003.jpg dsc_9005.jpg dsc_9014.jpg dsc_9023.jpg dsc_9026.jpg dsc_9038.jpg dsc_9040.jpg...

«НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ – ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Сценарий  литературно-музыкального праздника...

"Птицы наши верные друзья"

Закрепить знания детей о птицахЦели: Закрепить знания детей о птицах; учить выделять взаимосвязь в природе; воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызывать у детей ...

КВН для детей подготовительной группы дошкольного возраста «Природы верные друзья»

КВН для детей подготовительной группы дошкольного возраста  «Природы верные друзья»...

Педагогический проект «Уши, рот, нос, глаза – наши верные друзья, наши верные друзья, без которых нам нельзя»

Педагогический проект«Уши, рот, нос, глаза – наши верные друзья, наши верные друзья, без которых нам нельзя»...