Педагогический проект «Уши, рот, нос, глаза – наши верные друзья, наши верные друзья, без которых нам нельзя»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushi_nos_proekt.docx | 72.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУЦРР детский сад №136 г.Калининград
Педагогический проект
«Уши, рот, нос, глаза – наши верные друзья, наши верные друзья, без которых нам нельзя»
Содержание
Содержание:
1.Введение
2. Этапы реализации проекта
3 . Этапы работы по ознакомлению детей с органами чувств.
4. Заключение
5. Литература
Приложения:
1 Анкетирование для родителей, опрос для детей по изучению знаний органов чувств.
2.Совместные сообщения детей и родителей по теме проекта
3.Стендовый материал для родителей
4. Перечень дидактических игр и упражнений на развитие органов чувств
5.Конспекты занятий
7.Творческие работы детей
8.Фоторепортаж с занятий
Введение
«Здoровье - это главное жизненное благо», - так гласит народная мудрость. Результатом освоения культуры здоровья ребенка дошкольного возраста, становится такое личностное качество, как готовность самостоятельно решать элементарные задачи здорового образа жизни, задачи сохранения и укрепления здоровья. Изучение органов чувства входит в систему знаний ребенка дошкольного возраста. Восприятие окружающего нас мира происходит при помощи органов чувств. Нельзя недооценивать охрану этих жизненно важных органов. Природа одаривает ими человека единожды и на всю жизнь. Поэтому важнейшая задача, которая должна решаться во всех образовательных учреждениях и родителями в условиях семейного воспитания – это научить ребенка рационально ими пользоваться. А чтобы рационально ими пользоваться, необходимо привить правила бережного к ним отношения, дать элементарные знания об их строении, функциях, значении, развивать их.
Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире. Это - одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.
Слух - важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше, чем зрение. А ведь с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения. Слух помогает нам определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. Более того при помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне.
Развитие чувства обоняния у детей имеет значение с точки зрения различения по запаху опасных для здоровья пищевых веществ (испорченное, подгнивающее мясо, рыба) и напитков. Развитие обоняния, особенно при систематическом его упражнении, может достигнуть значительного совершенства.
Чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, дает возможность определить не только наличие предмета, но и его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности (гладкая, шероховатая и т. д.). Всесторонне развитое чувство осязания делает человека способным познавать окружающую действительность во всех её деталях. Благодаря органу вкуса, человек способен оценить вкус пищи.
Развитие вкусовых ощущений у маленьких детей следует начинать как можно раньше и учитывать при назначении и приготовлении им пищи. Важно с детства приучать детей к приему здоровой и полезной пищи, распознавать пищу не только по внешнему виду, но по вкусовым качествам.
Зная значение и функции органов чувств, можно применять в работе с детьми специально подобранные игры, упражнения и занятия для их эффективного развития.
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровье подрастающего поколения. Роль ощущений в жизнедеятельности человека чрезвычайно велика. т.к. они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств.
Отсюда вытекает важная Проблема
У детей нет чёткого представления об органах чувств (рот, нос, глаза, уши), не имеют простейших представлений о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Цель проекта. При помощи специально подобранных игр, упражнений, занятий развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья; формировать знания о строении и функции органов чувств, их роли в жизни человека и животных.
Задачи проекта
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания об органах чувств человека и животных.
3. Научить детей элементарным способам сохранения здоровья органов чувств, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
4. Подвести детей к пониманию того, как нелегко живется людям с ограниченными возможностями, воспитывать толерантное отношение к инвалидам.
5. Развивать восприятие детей.
6. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями.
7. Привлечь родителей к поиску информации для детей об органах чувств человека и животных, активизировать их к совместной деятельности.
Объект исследования Органы чувств человека.
Предмет исследования Формирование знаний об органах чувств человека.
Гипотеза проекта В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств, т.к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. Элементарное ознакомление детей со строением своего организма, с органами является лишь средством для понимания и ощущения неразрывной связи человека и природы. Если сформировать у детей представления о роли органов чувства в жизнедеятельности человека, научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, используя при этом специальные игры, упражнения, занятия, то у ребенка:
- возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- воспитается привычка к ведению здорового образа жизни;
- разовьется восприятие.
- повысится познавательный уровень.
Детская гипотеза. Может быть, если ежедневно заботиться о своем организме, упражнять органы чувств, то будешь лучше видеть, слышать и различать звуки, узнавать запахи и вкус продуктов, поверхности предметов, их свойства и качество. Упражнения и игры помогут укрепить здоровье.
Гипотеза родителей. Возможно, если использовать специальные игры и упражнения для формирования знаний о своем теле, дети будут стремиться к ведению здорового образа жизни.
Вид проекта: информационно – познавательный.
Продолжительность: среднесрочный (2 недели)
Участники: дети старшей группы «Одуванчики», воспитатели группы и родители воспитанников.
По характеру контактов: в рамках МАДОУ № 136 и семьи.
Методы исследования.
- изучение литературы;
- анкетирование;
- рассматривание картин и рисунков с изображениями органов чувств ;
- беседы;
- дидактические игры и занятия;
- исследовательские эксперименты;
- зрительная, слуховая, тактильная гимнастика, игровые упражнения;
- художественное слово.
Основные определения.
Тема «Глаза»
Орган зрения, глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок, веки, ресницы, брови, зрительное восприятие.
Тема «Нос»
Орган обоняния, ноздри, носовой лабиринт, ворсинки, органы дыхания, бронхи, легкие.
Тема «Уши»
Орган слуха, ушная раковина, барабанная перепонка, козелок, слуховой нерв, молоточек, стремечко, наковальня, вестибулярный аппарат, улитка.
Тема «Язык»
Язык, орган вкуса, вкусовые сосочки, типун, органы пищеварения, желудок.
Тема «Кожа»
Орган осязания, эпидермис, дерма, жировой слой, нервные окончания, волосяные мешочки.
Предполагаемые продукты деятельности:
1. Разработка конспектов занятий «Ах, эти чудные глаза», «Для чего нужен нос», «Язык мой –друг мой», «Уши всякие нужны», «Кожа. Как за ней ухаживать».
2. Проведение выставки детских рисунков «Органы чувств» «Лицо человека»
3. Выпуск газеты для родителей « Уши , нос, язык, глаза- наши верные друзья» (полный отчёт по проекту)
4. Изготовление панно «Органы чувств».
5. Оформление презентаций, альбомов по органам чувств человека и животных.
6. Подбор упражнений зрительной, дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, упражнений на межполушарное взаимодействие.
7. Подбор стихов, загадок, поговорок, пословиц об органах чувств.
8. Обогащение предметно-развивающей среды:
«Меткие стрелки» на развитие глазомера, «Массажные точки», «Звуки природы».
Перспектива проекта.
- поделиться разработкой проекта с коллегами детского сада.
- продолжить работу по формированию здорового образа жизни с детьми старшего возраста.
- адаптировать собранный и полученный материал для детей разного дошкольного возраста.
Описание проделанной работы.
I этап: аналитический.
Постановка цели, задач. Обсуждение предстоящей работы с участниками проекта, подбор оборудования и материала
II этап: практический.
Проведение мероприятий, намеченных совместно с детьми и родителями, с использованием разных методов и приёмов в работе всех участников проекта.
Форма : Анкетирование родителей , опрос детей.
Оформление памяток для родителей: «Это следует знать».
Обогащение предметно-пространственной среды в группе.
III этап: заключительный
· Выставка рисунков «Рисуем лицо человека»
· Создание фотовыставки «Глазки, уши, рот, носы – быть здоровыми должны».
· Оформление проекта в виде презентации.
Здоровье - это счастье! Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
1. Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта | Деятельность участников проекта | |||
Педагоги | Дети | Родители | ||
1 этап - организационный (с 9.02.15 по 11.02.2015) | Выявить субъектный опыт детей - что мы знаем; что мы хотим узнать?; где найдём информацию; 2.Изучить педагогическую, научно- популярную литературу; 3. оформить в группах для родителей информационные уголки по теме проекта «Органы чувств» 4. Подбор дидактических игр по теме 5.подбор детских энциклопедий, книг для рассматривания детям на занятиях, во время бесед и в самостоятельной деятельности 6. подбор и систематизация иллюстрированного материала по теме. | 2.рассматривание энциклопедий, книг. | 1. помощь в подборе книг, энциклопедий, иллюстраций. 2. Распределение сообщений среди семей: Семья Подобедовых «О носе животных» Семья Рединых (О глазах животных) Семья Дедковых (об языке животных) | |
2этап-основной, практический срок-(с 12.02 по 19.02.2015) | Проведение бесед и занятий (НОД) « Глаза орган зрения» ; «Как нос помогает человеку», «Мои уши защищены»; « Язык- мой помошник» 2.Обсуждение пословиц и поговорок о здоровье («Чистота-залог здоровья», «Здоровье не купишь», «Береги здоровье с молоду»). 3. Развивающие игры «Определи на ощупь»; «Вредно-полезно», 1. Совместно с взрослыми собирают информацию из разных источников. 2.Готовят небольшие сообщения по теме проекта. Фиксируют идеи (схемы, зарисовки). 3. Украшают страницы проекта. 4. Участвуют в опытнической деятельности: с завязанными глазами распознать на ощупь несколько предметов с разной фактурой и температурой; Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников -библиотека, книги, энциклопедии, Интернет, интервью с родственниками. 5. Совместно с ребёнком оформляют информацию (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы). 6«Скажи наоборот», игра- разминка с колокольчиком «Что есть у каждого из нас?», Д/и «Что ты знаешь о глазах,носе,уша», «Золушка» - играна осязание, словесная игра «Что от меня зависит?», «Безопасность». 7.СРИ «Больница» (на приёме у врача –оторинголога); «Скорая помощь – «03» «Аптека». 8.Игра-драматизация по произведениям К.И.Чуковского «Доктор Айболит», «Мойдодыр». 3. Чтение К.Чуковского «Мойдодыр», Г.Остер «Вредные советы», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», «Не видали разве, на руках грязь вы?» итд. 9.художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) «Чистый носик-залог здоровья»; «Я расту, и вместе со мной меняется моя кожа» (этапы жизни); «Враги глаз- компьютер, телевизор», рисование себя с помощью зеркала (схемы-зарисовки), «Моё лицо» (лепка); «Мой нос , уши, язык». | 1. Совместно с взрослыми собирают информацию из разных источников. 2.Готовят небольшие сообщения по теме проекта. Фиксируют идеи (схемы, зарисовки). 3. Украшают страницы проекта. 4. Участвуют в опытнической деятельности: Игра «С закрытыми глазами», игра «Ау», «Отгадай чем пахнет?» Опыт «Удержи бумажку носом», «удержи пёрышко в воздухе», «Узнай кто позвал», « вкусно-невкусно» |
| |
3 этап - заключительный (срок 19.02 по20.02. 2015) | 1. анализ – обсуждение с детьми результатов продукта деятельности по проекту 2. организация презентации проекта участие в защите проекта. 3. организация выставки работ по теме проекта. 5. самоанализ воспитателя - рефлексия | 1. участие в защите и презентации проекта (например, сообщение на 3-4 минуты с иллюстрациями) 2. анализ, обсуждение, рефлексия 3. Выставка рисунков по теме проекта | 1. участие в защите и презентации группового проекта |
- Этапы работы по ознакомлению детей с органами чувств.
Знакомство с органами чувств, забота о них включена в систему формирования здорового образа жизни детей. Ведь с помощью органов чувств ребенок многое узнает об окружающем мире, о живой и неживой природе, о себе самом, а, узнав, будет заботиться о своем здоровье. Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами, и, значит, видами информации. В процессе включения всех органов чувства в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, умение воспринять окружающий мир полно, ярко, разнообразно.
При знакомстве детей с органами чувства ставились следующие задачи:
1. Формировать представления детей об элементарном строении, функциях и защите организма, органов чувств.
Дети дошкольного возраста с интересом относятся к познанию своего организма, к тому, как устроено наше тело, благодаря чему мы двигаемся, как дышим, куда девается съеденная пища, что помогает нам познавать окружающий мир. При ознакомлении детей с органами чувств выделила следующие подтемы:
- Глаза (как устроены глаза; определение зрением цвета, формы, размера предметов; для чего нужны брови, ресницы, веки, зрачок, слёзы; комплексы упражнений для отдыха глаз; какие витамины укрепляют зрение; почему люди носят очки, какие меры безопасности нужно соблюдать для сохранения хорошего зрения, эксперименты «Обман зрения», «»Светло-темно», «Разноцветные стеклышки») .
- Нос (как устроен нос; для чего волосы в носу; комплексы дыхательной гимнастики для нормального дыхания; запахи полезные и вредные; вредные привычки; как правильно ухаживать за носом).
- Уши (как мы слышим; для чего нужны уши; сколько ушей у человека; что такое барабанная перепонка, улитка, слуховой нерв; как правильно ухаживать за ушами; какие меры безопасности нужно соблюдать для сохранения хорошего слуха) .
- Язык (какую работу выполняет язык; для чего нужны вкусовые сосочки и как они определяют вкус пищи; какие пословицы и поговорки про язык придумал народ; как правильно ухаживать за ротовой полостью; какая пища полезная и вредная; для чего нужны витамины) .
- Кожа (для чего нужна кожа; какова чувствительность кожи на разных участках тела; какие упражнения развивают тактильное восприятие; как нужно ухаживать за кожей; зачем нужен витамин Д).
2. Углубить представления детей об общих признаках живых существ: чувствительности, дыхании, зрении, слухе, питании, росте. Вызывать у детей радость от осознания себя частью живой природы, единения с ней. Развивать и углублять интерес детей к природе - живой и неживой.
- При изучении каждого органа чувства проводились сравнение с органами чувств животных (отличие, сходство). Использовались презентации, также в работу были вовлечены родители, они проводят совместный поиск с ребенком картин, рисунков с выразительным изображением органом чувств животных. Родители дома знакомят своих детей с собранным материалом и ребенок в группе рассказывает по картине или рисунку перед другими детьми, делится полученными знаниями о животных. Другие дети дополняют рассказ своими данными.
3. Воспитывать толерантное отношение и уважение к физическим различиям между людьми, бережно относиться как к своим органам чувств, так и к органам чувств окружающих, основываясь на знаниях о строении, работе и гигиене органов чувств.
- В процессе игр «Узнай закрытыми глазами», «Пройди с закрытыми глазами», «Пойми меня», «Услышь меня» показываю, как нелегко живется слепым, глухонемым людям, чтобы дети с детства стремились оказывать людям с ограниченными возможностями свою помощь, воспитываю сострадание, принятие таких людей.
4. Формировать понятия о здоровом образе жизни, показать значимость здорового образа жизни для каждого из нас.
- Используется весь арсенал здоровьесберегающих технологий: утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия, физкультминутки, дыхательная, зрительная, пальчиковая, корригирующующая гимнастики, релаксация, прогулки, закаливающие процедуры. Стараемся воспитывать в детях желание быть здоровыми собственным примером, примерами героев из сказок, использованием в речи пословиц и поговорок. Для этого подобраны сказки, стихи, пословицы на ознакомление с организмом человека, на воспитание культурно-гигиенических навыков, на сохранение здоровья. Дети с большим удовольствием слушают и воспринимают сказки про Машу и Мишу «Как правильно мыть руки», «Как вести себя за столом», Десять дел перед сном, сказки про Стобеда, которые когда-то были напечатаны в журнале «Здоровье», «Сказка про пальцы», «Сказка о ватном шарике» на развитие дыхания, «Острое поросячье заболевание» и другие.
- Проводится гимнастика после сна с использованием упражнений детской йоги. Дети стремятся к качественному выполнению упражнений, которые развивают гибкость, пластичность и благотворно действуют на работу внутренних органов и всего организма в целом.
- Используем передачу детьми восприятий человека человеком в изображениях, акцентируя внимание на передачу эмоций, выделяя отличительные черты лица, выражая в рисунках понимание детьми здорового образа жизни. Темы могут быть разнообразными, например, «На прогулке», «Зимние развлечения», «Витаминные продукты», «Физкультурой занимаюсь» и др.
5. Использовать игры и упражнения для развития органов чувств, развития зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового восприятия.
- Используем дидактические игры и упражнения на развитие слухового восприятия «Определи, что слышится» - набор разных звуков живой и неживой природы, «Шумящие коробочки» - найти тихие и громкие шумы от различных материалов, «Далеко - близко» - узнавание голоса на расстоянии. «Что слышно» - прослушивание с закрытыми глазами шумов на улице, в помещении, «Повтори» - запоминание и повторение неречевых звуков (хлопки, притопы) и т. д.
- Дидактические игры и упражнения на развитие зрительного восприятия. «Что изменилось? », «Найди ошибку», «Найди отличия». Наложенные изображения» - определить контурные изображения 3-5 предметов. «Незаконченные изображения», «Точечные изображения», «Перевернутые изображения», «Разрезанные изображения», «Запомни и нарисуй». «Найди букву»- подчеркнуть в тексте какую-либо букву. «Сложи радугу», «Определи форму предмета», «Разложи по размеру» и т. д.
- Дидактические игры и упражнения на развитие обоняния.
«Определи предмет по запаху», «Вспомни, как они пахнут» (по картинкам, «Коробочки с запахами» и т. д.
- Дидактические игры и упражнения на развитие вкусовых ощущений. «Определи на вкус» - определить на вкус с завязанными глазами кончиком языка соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук и словом обозначить свои вкусовые ощущения. «Вкусовые банки» - определение сладкого, соленого, кислого и горького вкуса растворов с помощью пипетки, обозначить свои ощущения словом. Дети узнают различный вкус жидкости. Воспитатель должен показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.
- Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности. Игр достаточно много, выделю некоторые из них. «Поймай киску» - воспитатель касается мягкой игрушкой разных частей тела ребенка, ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. Для касания можно использовать другие предметы (мокрую рыбку, колючего ежика и др.) . «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь» - узнать на ощупь предмет и назвать его признаки. «Золушка» - дети садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.) . За ограниченное время следует разобрать семена на кучки. «Узнай фигуру» - показать любую парную геометрическую фигуру и попросить ребенка достать из мешочка такую же.
6. Информировать родителей о самочувствии детей.
- Выпускаем газеты о здоровье дошкольника, проводим беседы по формированию здорового образа жизни, воспитания ими в детях бережного отношения к своему организму, вовлекаем родителей в мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.
Вывод
Знакомство с органами чувства проводится на занятиях, в играх, во время режимных моментов, в повседневной деятельности детей. При систематических занятиях у детей возможно формировать знания о строении, функциях и значении органов чувств, закрепить правила бережного к ним отношения и ко всему организму в целом.
Заключение
Опираясь на данные анкетирования для родителей можно утверждать, что по мнению родителей, тема актуальна для познания детьми органов чувств. Воспитание здорового образа жизни – это сложный и длительный процесс, который нужно осуществлять целенаправленно, планомерно, систематично, во взаимосвязи с семьёй и педагогами ДОУ. Гипотеза получила своё подтверждение. Проект позволил углубить знания детей и родителей об органах чувств, сравнивая с органами чувств животных мы постарались пробудить у них любовь к своему телу и бережному отношению к своему здоровью. У детей сформировалась определённая система ценностей, представление об органах чувств, о зависимости своей жизни, своего здоровья от их состояния. Используя на занятиях специальные игры и упражнения, проводя занятия об органах чувств, подключив к этому исследованию родителей, у детей появился познавательный интерес, они чаще стали прислушиваться к своему здоровью, задавать много вопросов на эту тему.
Дети стали чаще высмаркиваться, умывать глаза, заботиться о защите своих ушей на прогулке , стали более бережно ухаживать за своим организмом.
Родительская гипотеза также нашла своё подтверждение в том, что при использовании специальных игр и упражнений для формирования знаний о своём теле, дети проявили интерес к здоровью своих органов чувств.
Детская гипотеза подтвердилась частично, в том, что действительно, игры и упражнения помогли укрепить здоровье ребят, но видеть, слышать они лучше не стали, а просто стали более внимательно прислушиваться к своему здоровью.
Знакомство с органами чувства проводится на занятиях, в играх, во время режимных моментов, в повседневной деятельности детей. При систематических занятиях у детей возможно формировать знания о строении, функциях и значении органов чувств, закрепить правила бережного к ним отношения и ко всему организму в целом.
Результаты опроса: В исследовании принимало участие 14 детей. В начале исследования у детей наблюдался низкий уровень конкретных знаний. Только двое детей имело знания высшего уровня. Это дети любознательные, с хорошей памятью, с ними и дома ведется работа по развитию детей. К концу исследования все дети успешно прошли низкий уровень. Значительно повысилось количество детей, преодолевших высокий уровень. Радует то, что дети с интересом относятся к изучению своего организма. Со всеми детьми дальше продолжается работа по формированию знаний об органах чувств, по развитию восприятия и сохранению и укреплению здоровья.
В результате проведенной работы разработан перспективный тематический план, создана картотека игр, альбом, панно «Органы чувств», оформлена газета для родителей с фото-отчётом этапов проекта, « Уши, нос, язык, глаза-наши верные друзья», разработаны конспекты занятий, проведена выставка рисунков «Верные помощники – органы чувств».
Дети проявляют интерес к изучению своего организма, задают познавательные вопросы, делятся своими познаниями дома.
Конспекты занятий.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Познакомить с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека;
Показать необходимость выполнения упражнений увеличивающих объем легких;
Показать отличие застоявшегося комнатного воздуха от свежего в хорошо проветриваемом помещении;
Учить различать запахи, узнавать знакомые, наслаждаться ароматом.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Воспитывать привычку к опрятности;
Создать определенный эмоциональный настрой во время занятия.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание картинок с изображением строения носа, бронхов, легких, беседа о функциях этих органов;
Обучение самомассажу, упражнениям на дыхание.
Беседа о правилах безопасности, охране своего организма от травм, простуд.
ОБОРУДОВАНИЕ: полиэтиленовые пакеты, шарики из бумаги, яблоко, апельсин, ваниль, эвкалипт, туалетное мыло.
Организационный момент.
Я – ребята, отгадайте загадку: «Между двух глаз я в середине один?» - правильно, это нос. А вы знаете, некоторые люди считают, что нос – это просто украшение на лице. А вы как думаете, для чего нам нужен нос? – Правильно, чтобы дышать. И хотя носы у всех разные – у птиц – у журавля и аиста длинные, у слона гибкий хобот, у свиньи маленький пятачок, но на самом деле, даже самый маленький нос очень важная часть тела – носом мы дышим.
Строение носа.
Давайте рассмотрим с вами схему носа, и вспомним его строение.
Мы вдыхаем через две дырочки – как они называются? – правильно, ноздри. А что это за извилины? Это носовые ходы.
Для чего они нужны? – Они как печка, проходя через них воздух согревается.
А что же это за волоски в носу?
Они задерживают пыль и микробы, чтобы они не попали в легкие.
- Совершенно верно. А что же еще есть у нас в носу? – слизь или липучки.
Для чего они нужны? – К ним пыль и микробы приклеиваются и погибают. - Молодцы, вы замечательно знаете, что у вас находится в носу.
А что же мы нашими замечательными носами вдыхаем? - воздух-
А в нашей группе воздух есть? (да, он есть везде)
Давайте с вами вдохнем – куда попал воздух? (в нос) А затем куда он опустился? (в горло) – Да, а дальше? (в легкие)
Как мы дышим.
Положите себе руки на грудь и подышите – чувствуете, как она поднимается на вдохе и опускается на выдохе? Вдыхаем мы хороший воздух – скажите мне, как он называется? (кислород), а выдыхаем плохой. Кто знает, как он называется? (углекислый газ)
Так мы с вами дышим всю жизнь. Воздух нужен нам для жизни.
А хотите узнать, много ли воздуха в ваших легких? (раздаю пакетики) – давайте представим, что это наши легкие, и посмотрим, как они работают. – Делаем вдох носом, а выдох ртом в пакет.
Наш нос, как насос, он сначала набирает воздух в легкие, а потом выдувает. Итак – вдохнули носом, ртом выдули воздух в пакет – зажали пакет в руках, и посмотрим сколько воздуха в пакете у каждого из вас (вот сколько!).
А теперь попробуйте закрыть нос и рот, и не дышать - что вы почувствовали? (трудно дышать, чуть не задохнулись)
Вызываю ребенка, прошу задержать дыхание (все остальные дети считают) - всего два - три ребенка. Кто сможет дольше задержать дыхание. Так может ли человек прожить без дыхания? (нет)
Ребята, сейчас мы узнаем, у кого из вас сильные легкие(раздаю комочки бумаги) – положите их к себе на ладошки. Давайте подуем на них, и посмотрим, чей улетит дальше (дуем).
Вот какие у вас сильные легкие! Молодцы.
Воздух для человека.
- А теперь давайте порассуждаем с вами: какой воздух нужен человеку, как вы думаете? (чистый, свежий как на улице). Да, в помещении где находится много людей долгое время, скапливается плохой воздух - как он называется? (углекислый газ) и людям становится трудно дышать. Как мы тогда говорим? (стало душно). А что нужно сделать, чтобы воздух в помещении стал снова свежим – как ты думаешь, Геля? (нужно проветривать, открыть окно) Сравните воздух в группе и в спальне - он отличается? – чем? (более свежий) Почему? (в спальне мы только спим, а в группе занимаемся, играем, дольше находимся) А каким воздухом приятнее дышать? (свежим) Вы совершенно правы, ребята. Для жизни человеку нужен чистый свежий воздух, в нем приятней находиться – спать, играть, им приятно дышать.
Физминутка.
Идите ко мне – мы с вами сейчас и подышим и поиграем – становитесь в круг: (физминутка)
Чтобы сильным стать и ловким приступаем к тренировке
Носом вдох, а выдох ртом – дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша – как погода хороша!
Не боимся мы пороши, ловим снег – хлопок в ладоши
Руки в стороны, по швам – хватит снега нам и вам
Мы теперь метатели бьем по неприятелю
Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок!
Обоняние.
- Ребята, а как вы думаете, для чего еще нужен нос? (различать запахи, нюхать). А как наш нос чувствует запахи? (воздух, который мы вдыхаем носом раздражает нервные окончания. И если воздух имеет какой – либо запах, мы его чувствуем).
-Есть запахи которые нам нравятся, а есть которые не нравятся. Назовите мне запахи которые вам нравятся (называем). А теперь те, которые не нравятся (называем, в том числе – дым). Да, ребята, дым особенно вреден для здоровья, поэтому нужно избегать помещений, где курят. Опасен и дым от пожара. Люди, которые не успели выбраться из горящего помещения, могут задохнуться от его едкого запаха.
-А ртом можно почувствовать запахи? Как ты, думаешь, Виталик? (нет). Правильно, запахи чувствует наш нос. Вот сейчас мы с вами и проверим, хорошо ли ваши носы работают.
- Давайте с вами поиграем в интересную игру. Вот здесь я разложу предметы, буду завязывать вам глаза, а вы должны будете угадать по запаху, что это такое (на столе апельсин, чеснок, яблоко, эвкалипт, туалетное мыло, укроп, ваниль).
Дети с завязанными глазами угадывают по запаху, что перед ними. Вот видите, какие у вас замечательные носы, даже с завязанными глазами угадали, что у меня в руках.
Правила ухода за носом.
А вы знаете, вместе с воздухом мы можем вдохнуть и микробы. Что же тогда с нами может произойти? (мы можем заболеть). А чтобы этого не произошло, мы должны дышать носом, особенно на улице. А как вы думаете, почему? (нос задерживает микробы, не пускает их дальше, зимой воздух в носу согревается).
Скажите, а мы сами можем помочь нашему носу? (можем). А чем? (можно сделать массаж). Давайте сделаем с вами сейчас такой массаж (провожу точечный массаж носа). Если мы будем делать это постоянно, то не будем болеть, Но кроме этого нужно закалять свой организм. Что мы еще с вами делаем? (пьем витамины, полощем горло, ходим по тропе здоровья, купаемся в бассейне и т. д.). Молодцы, я надеюсь, что вы вырастете сильными и здоровыми.
Организация окончания занятия.
А теперь давайте вспомним, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии. Я вам помогу – я приготовила вам маленькие подсказки-схемы, и сейчас буду их выставлять. А вы будете рассказывать, что умеет делать наш нос (дышать, различать запахи приятные и неприятные, не пускает микробы в наш организм). А чего делать нельзя? (совать в нос посторонние предметы).
Все правильно, вы сегодня молодцы, очень хорошо поработали. Я дарю вам стихотворение про наши замечательные носы:
Нос не должен быть простужен
Нос здоровый всем нам нужен,
чтобы сон, когда придет
Тихо спать, закрывши рот.
Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать,
День на солнце не сидеть –
Носик может обгореть!
А зимой в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Конспект НОД для старших дошкольников «Как беречь нос!»
Цель:
- продолжать закреплять знания детей о том, как беречь свой нос и правильно за ним ухаживать (продукты, побеждающие насморк);
- познакомить с новым стихотворением;
- тренировать навыки правильного носового дыхания;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Оборудование и материал: вертушки или воздушные шарики, стаканы с водой и соломинки.
Ход НОД
1.«Мой замечательный нос!»
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Э.Мошковской:
МОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ НОС!
Я ничего не знаю, Я ничего не знаю,
И вдруг мой нос говорит, Я в духоте сижу!
Что где-то и у кого-то Нос говорит: «Погуляем!
Что-то сейчас подгорит! Очень тебя прошу».
Я ничего не знаю. Ходишь с ним и гуляешь.
Это нос доложил: Он говорит со мной.
Кто-то купил апельсины Он говорит: «А знаешь,
И во-о-он туда положил. Пахнет уже весной!»
Беседа.
-О какой части лица это стихотворение?
-Покажите свой нос. Для чего он нужен?
-Я вам рассказывала, что нос – это очень важная часть тела. Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пёс.
-Наш нос не пропускает пылинки и микробы, нагревает проходящий по нему воздух и различает запахи.
-А сможем мы не дышать? Зажмите и рот, и нос.
-Вот видите, нам обязательно нужно вдохнуть, а потом выдохнуть. И какое это радостное ощущение, когда грудь наполнит свежий воздух.
-Поиграем.
Фонопедические упражнения «В осеннем лесу».
В осеннем лесу дует ветер. «Ф-ф-ф…» - продолжительный выдох.
Листья дрожат на ветру. «Ш-ш-ш…» - продолжительный выдох.
Листья опадают. «П! П! П!» - короткий активный выдох.
-А для чего надо всё время вдыхать и выдыхать воздух?
-Дело в том, что и люди, и животные, и деревья с цветами постоянно нуждаются в одном из газов, из которых состоит воздух. Это кислород. Всем маленьким клеткам нашего тела нужен кислород, он их питает. Они словно кричат: «Тотчас же пришлите нам кислород! Иначе мы все погибнем от голода!»
-Вот как важен нос для человека, через который поступает воздух с кислородом и питает всё наше тело!
2.Игра «Надуй шарик!»
Дети берутся за руки и вместе с воспитателем образуют небольшой круг.
Им нужно «надуть шарик».
Все вместе дуют и одновременно медленно отходят назад, произнося звук: «Фу-у-у-у», имитирующий надувание шара.
После слов «Лопнул шарик!» дети произносят звук: «Ш-ш-ш-ш», и медленно идут в центр круга.
Игра повторяется, дети вновь «надувают шар».
Примечание. Учите детей вдыхать через нос, а выдыхать плавно, длительно.
3. Гигиена дыхания.
- Для нормального дыхания в воздухе должно быть много кислорода. Для этого следует постоянно проветривать свою комнату или нашу группу. Когда вы гуляете или спите, я всегда открываю в группе (в спальне) окна.
- Для дыхания необходим чистый воздух. Когда он свеж и чист, дышится легко и прекрасное самочувствие. А значит, и вы будите меньше болеть.
- Вспомните, а как надо беречь свой нос? Как за ним ухаживать?
(Если дети забыли, воспитатель с помощью картинок подсказывает основные правила).
- А когда наш нос заболевает необходимо обратиться к специальному врачу – оторингологу, который лечит болезни носа, ушей и горла. Наверное, вы с мамой ходили к такому доктору, и он выписывал вам лекарство (капли). - Насморк можно лечить не только каплями, но и продуктами, помогающие победить его: это чеснок и лук.
- А есть ли у вас дома комнатные цветы?
- Цветы радуют нас, но не только для красоты они нужны. Цветы очень полезны для здоровья людей. Когда мы дышим, выделяется «плохой» газ (углекислый), воздух делается тяжёлым, спёртым, а цветы поглощают «плохой» газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания.
- Чем больше цветов, тем меньше пыли.
- Цветы обладают ещё одним чудесным свойством – они уничтожают микробов.
4. Игра «Король ветров»
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.
Воспитатель рассказывает: «Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех».
Затем дети парами дуют на вертушку (чья вертушка дальше крутится, тот и победил) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит выше, тот и победил). Каждому даётся по три попытки. По команде взрослого дуют, а взрослый показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Из каждой пары детей отбирают лучшего, и они соревнуются между собой. Победителю торжественно присваивается титул «Король ветров» и усаживают на «трон» (стул).
5. «Бульканье».
Цель: восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Перед каждым ребёнком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Воспитатель, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое. Воспитатель следит за правильностью выполнения. После того как каждый из детей попробовал, по команде взрослого все дети начинают вдыхать и затем булькать
Конспект занятия «Наши помощники»
Задачи:
- Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
- Учить воспринимать объекты разными органами чувств.
- Воспитывать опрятность, желание следить за своим внешним видом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Ребята, на прошлых занятиях мы с вами знакомились с предметами помощниками, которые были раньше и которые мы используем сейчас. Сейчас мы гладим электрическим утюгом, а скажите мне чем раньше гладили люди? (Дидактическая игра «Раньше и сейчас»).
Дети: Жаровым утюгом, а ещё раньше был такой инструмент рубель.
– Молодцы, помните. Сейчас мы мусор и пыль собираем пылесосом, а раньше чем?
Дети: Веником , метлой.
– Замечательно вы всё помните. Из этого следует, что предметы помощники у человека были не всегда одни и те же, с изменением жизни, развитием общества и конкретно человека, он придумывал и изобретал себе всё новых и более удобных помощников.
Но, давайте с вами подумаем, всегда ли это было так, и с чего всё началось (вывешивается иллюстрация с изображением первобытных людей). Ребята, посмотрите пожалуйста на этой картине изображены самые первые люди, которые жили на нашей земле, у не было ни пылесосов, ни стиральных машин, ни электрических утюгов, и многого другого , чем мы привыкли пользоваться в современной жизни. И жили они не в квартирах со всеми удобствами, а в пещере и грелись у костра, но всё-таки какие-то помощники у них уже были. Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы он выжил? (Ответы детей)
– Правильно, чтобы выжить живому существу необходимы еда, одежда, жилище. У первобытных людей первым развивалось осязание (чувствование кожей); они чувствовали прикосновение и боль, например, если наступали на острый предмет или пытались дотронуться до горящей ветки, т.е. узнавать и изучать окружающий мир им помогали помощники руки или точнее сказать орган осязания – кожа . У нас с вами есть эти помощники? Они нам помогают сегодня?
Дети: Да, чтобы определить мягкая или жёсткая ткань мы её должны потрогать (или как говорят, пощупать руками и т.д.). Чтобы определить, теплый ли чай, мы трогаем чашку рукой.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Дети, не заглядывая в мешочек, опускают в него руку и пытаются определить, что в нём лежит. В мешочке лежат камешки, карандаши, кисточка, мягкая, резиновая и пластмассовая игрушки. Дети должны определить материал, из которого сделаны вещи.
– Молодцы ребята, делаем вывод, что у нас,, как и у первобытных людей, тоже руки или кожа остаются помощниками. (На доске выставляется карточка с изображением руки).
– У первобытных людей было много разных врагов. Даже ночью, устав до изнеможения, они не могли спать спокойно, опасаясь быть застигнутыми врасплох дикими животными. Тогда незаменимыми помощниками стали уши, т.е. начал развиваться и обострятся слух. Скажите пожалуйста, зачем человеку слух?
Дети: чтобы слушать людей, музыку, телевизор, если видишь, но не слышишь, то не поймёшь, о чём мультфильм, или кино и т.д.
– Для улавливания и различения звуков у человека (и многих животных) существует специальный орган – уши.
– Сколько у вас ушей?
Дети: Два, правое и левое ухо.
– В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Представим себе такую ситуацию: вы сидите в парке на скамейке и читаете интересную книгу, а на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем бежит к вам.
– Какие помощники первыми сообщат вам об опасности?
Дети: Уши. Мы можем не видеть, так как смотрим в книгу, но услышим что где-то лает собака.
– Уши даже спящего человека различают достаточно тихие звуки: шорох листвы, шаги и т.п. Именно уши «сообщают» мозгу о том, что приближается опасность. Кстати, у древних людей уши были подвижными; они улавливали разные звуки, поворачиваясь, как локаторы, по направлению источника звука. У современного человека тоже есть такие мышцы за ушами, но теперь они очень слабые, т.к. у нас изменились условия жизни.
Подвижная игра «Ау»
Дети встают в круг , водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Все дети идут по кругу, держась за руки, и произносят слова: «Саша, ты сейчас в лесу мы кричим тебе: – ау!». Один из детей, на кого покажет воспитатель, тихим голосом произносит «Ау». Водящий должен по голосу определить, кто сказал «Ау» и где находится.
– Молодцы, ребята, хорошо играете, скажите пожалуйста, какие помощники помогали нам в этой игре?
Дети: Уши.
– Таким образом, уши в нашей современной жизни тоже являются помощниками человека. (Выставляется карточка с изображением уха).
– Всем нам знаком предмет-помощник, созданный человеком телефон. Скажите, могли бы люди пользоваться телефоном, если бы не было ушей, как органов слуха?
Дети: Нет. Человек просто не смог бы им пользоваться, или только бы писал СМС и ММС, если бы он умел читать и видеть, т.е. смотреть и рассматривать картинки.
Далее, если дети знакомы с сотовым телефоном, даже если не умеют читать, то от телефона можно перейти к другим помощникам – глазам, т.е. если бы у человека не было ушей, то он не смог бы разговаривать по телефону, но если у него есть помощники глаза – как орган зрения, тогда он может общаться по телефону с помощью картинок или букв, рассматривая их или читая. Если дети не знакомы с сотовым телефоном, тогда воспитатель говорит:
– Ребята, закройте пожалуйста глаза, я вам сейчас что-то покажу, все закрыли глаза? Вы видите, что я вам показываю? А почему вы не видите?
Дети: Мы не видим, потому что у нас закрыты глаза.
– Откройте глаза, и посмотрите. Теперь вы видите? (Ответы детей).
Открывают глаза и видят красивую картину с изображением улыбающихся детей.
– Как чудесно, что у нас есть такие помощники – глаза. Если бы их не было, мы бы не увидели и не смогли бы рассмотреть эту картину.
– Что вы чувствовали, когда закрыли глаза?
Дети: Было темно, хотелось открыть глаза, ничего не видно.
– А зачем человеку глаза? (Чтобы смотреть). Как бы мы жили, если у нас не было глаз?
Дети: Мы бы не смогли смотреть телевизор, читать книги, тяжело было бы идти по дороге, т.к. не видишь куда идёшь и т.д.
– Послушайте, я вам прочту стихотворение Н. Орловой «Ребятишкам про глаза»
Древним людям глаза тоже очень помогали, с помощью глаз люди сначала различали только свет и темноту, но постепенно научились различать многообразие красок окружающего мира. Значит у нас, как и у древних людей, есть помощники, глаза – органы зрения, которые помогают нам всё видеть. (Выставляется картинка с изображением глаза).
– Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)
– Для чего первобытным людям нужен был нос?
Дети: для того, чтобы нюхать, чувствовать запахи. Запах дыма, животного или какой-то пищи. Значит нос им помогал определять запахи. А у нас с вами есть нос? (Да)
– А для чего он нам?
Дети: Что бы чувствовать запахи, чтобы дышать.
Проводится опыт. Дети закрывают глаза, сидя на стульчиках, а воспитатель в это время чистит апельсин. Спрашивает детей: чувствуют ли они какой-нибудь запах? И какой? Чем пахнет?
Дети: Чувствую запах апельсина.
– Правильно, заметьте, вы не видели, что я делаю, и не слышно было ничего, руками вы тоже ничего не трогали, а сразу сказали, что пахнет апельсином. Кто вам в этом помог?
Дети: Нос.
– Нос – это орган обоняния, он помогает нам чувствовать запахи. (Выставляется четвёртая карточка с изображением носа).
Примечание: На занятии или в свободное время можно прочитать стихи Ю.Прокопович «зачем носик малышам», Э. Мошковская «Мой замечательный нос»
– Ребята, а вам хотелось бы узнать, какой апельсин – кислый или сладкий? (Да)
– А какой помощник нам в этом поможет?
Дети: Язык.
Воспитатель раздаёт всем по маленькому кусочку апельсина, дети пробуют. Какого вкуса апельсин?
Дети: Кисло-сладкий.
– И снова никто из вас не ошибся! Надо же как хорошо вам помогают ваши помощники. Язык помогает ощутить вкус пищи. Различают сладкий, кислый, солёный и горький вкус. Вкусовые ощущения и пристрастия у вех людей разные: одним нравится вкус банана, а другим – яблока. Некоторые любят кислое, а другие – солёное. (Выставляется картинка с изображением языка)
– Но не всё стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать грибы или незнакомые ягоды. (Ответы детей). Скажите, что ещё нельзя пробовать на вкус?
Дети: Нельзя без разрешения взрослых пробовать лекарства и незнакомые продукты.
– Молодцы! А теперь давайте посмотрим на наши карточки. Сколько их? Перечислим всех наших помощников: кожа рук – орган осязания, ухо – орган слуха, глаза – орган зрения, нос – орган обоняния и язык – орган вкуса. Вот мы с вами и познакомились с нашими первыми помощниками – а называются они органы чувств.
У первобытных людей не было ещё предметов помощников, которые могли бы облегчить им труд, но у них были замечательные помощники – органы чувств, которые помогали им выжить и жить. Чтобы наши помощники нам всегда помогали, мы должны беречь их, и ухаживать за ними. Кто может сказать, как нужно ухаживать за кожей? За ушами? За глазами ? за носом? За языком? (Ответы детей)
В заключение можно прочитать стихотворение С.Маршака.
Игры
Игра «Узнай по запаху»
Цель: уточнить знания детей о том, что некоторые предметы можно узнать только по запаху, даже не видя их. Для этого у человека есть орган чувств – Нос. Оборудование: пять коробочек (закрытых), в которых лежат: яблоки, чеснок, лук, огурец, лимон. В коробочках сделаны отверстия, через которые нужно нюхать то, что внутри. Карточки с изображением лука, яблока, лимона, чеснока, огурца. Ход игры. Педагог предлагает детям определить по запаху, что в какой коробочке лежит, и обозначить соответствующей карточкой. После выполнения задания дети открывают коробочки и проверяют правильность выполнения задания.
Игра «Узнай на вкус»
Цель: упражнять детей в различении вкусов, назвать 4 основные вкуса: сладкий, кислый, горький, соленый; отвечать на вопросы: Что бывает сладкое? Кислое? Соленое? Горькое? Оборудование: чашечки с водой разного вкуса по количеству детей. Ход игры. Педагог предлагает детям узнать на вкус, что в какой чашке. Определив, что находится в данной чашке, педагог предлагает детям назвать то, что они знают такого вкуса.
Игра «Чудесный мешочек
Цель игры: учить изображать образ предмета, полученный путем тактильно- двигательного восприятия. Оборудование: маленькие мешочки с различными предметами. В каждом мешочке по одному предмету. Листы бумаги, карандаши. Ход игры. Детям предлагается определить на ощупь предмет, лежащий в мешочке, и зарисовать его. После выполнения задания дети сравнивают рисунки с предметами.
Игра «Четыре стихии»
Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов. Ход игры. Дети стоят полукругом. По команде воспитателя выполняют то или иное движение. Команда Движения «Земля» Опускают руки вниз. «Вода» Вытягивают руки вперед. «Воздух» Поднимают руки вверх. «Огонь» Прячут руки за спину.
Игра «Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?»
Цель игры: закрепить у детей знания о функциях каждого из органов чувств. Оборудование: мяч, у педагога подборка слов: ГЛАЗА НОС РОТ УШИ КОЖА белый ароматный вкусный громко горячо светло запах сладкий тихо больно яркий кислый звенит острый черный и т. д. пищит и т. д. блестящий стучит музыка Ход игры. Педагог по очереди кидает детям мяч, называя слово. Ребенок называет соответствующий орган чувств и кидает мяч обратно. Например: острый – кожа, темно – глаза и т. д
содержание: 1. Познакомить детей с органами чувств человека. Материал: Демонстрационный: картинки с изображением органов чувств, ёмкости с веществами различного запаха, продукты питания различного вкуса (лимон, сахар, Предварительная работа: Беседа «Знакомимся со своим телом», игра « Дорисуй картинку», чтение стихотворения В. О. Свиридова « Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему. -А о чём пойдёт речь сейчас? А теперь проведем упражнение для языка Чтобы глазки не устали сделаем гимнастику для глаз -А теперь отгадайте следующую загадку. Зарядка для ушей -У вас на столе лежат карточки с изображением органов чувств. Обведите |
Приложение
Опрос детей по изучению знаний об органах чувств (направлен на определение уровня знаний детей об органах чувств
Орган зрения
1.Что такое орган зрения и для чего он нужен?
2.Что такое веки (показать) и для чего они нужны?
3.Что такое ресницы, брови и для чего они нужны?
4.Какие части глаза ты еще знаешь? (глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок).
5. Как уберечь зрение? (делать зрительную гимнастику; проводить массаж; нельзя долго смотреть телевизор и сидеть за компьютером; правильно сидеть за столом; не тыкать глаза острыми предметами, умываться каждый день; при попадании инородного тела промыть чистой водой, потереть к носу , при необходимости обратиться к врачу).
Орган слуха
1. Какой орган является органом слуха и для чего он нужен?
2. Какие части уха ты знаешь? (по атласу).
3. Для чего нужна барабанная перепонка?
4. Как нужно ухаживать за ушами?
5. Что вредно и полезно для ушей? (по картинкам).
- Нужно как можно громче включать музыку
- В холодную погоду надевать головной убор
- Слушать музыку через наушники
- Если музыка звучит громко, нужно уменьшить громкость
- Зимой нужно ходить без шапки
- Нужно мыть уши теплой водой с мылом каждый день
- Ковыряться в ушах любыми предметами
- Не допускать попадания воды в уши
- Не сморкаться сильно
- Если уши заболели, нужно обратиться к врачу
- Каждое утро разминать ушную раковину
Орган обоняния
1. Какой орган является органом обоняния? (нос).
2. Какую работу выполняет нос? (различает запахи; задерживает вирусы, микробы, пыль; согревает воздух; увлажняет воздух влагой из носовой слизи, помогает дышать).
3. Знаешь ли ты, как устроен нос? (ноздри, носовые лабиринты, ворсинки).
4. Для чего нужны ворсинки в носу?
5. Как нужно ухаживать за носом? (промывать каждый день и при необходимости чистой водой; пользоваться носовым платком; не совать в нос острые и мелкие предметы).
Орган вкуса
1. Какой орган является органом вкуса? (язык).
2. Знаешь ли ты, как язык воспринимает вкус? (вкусовые сосочки).
3. Какой вкус пищи ты знаешь? (сладкий, кислый, соленый, горький).
4. Какая пища вредная, а какая полезная? (по картинкам).
5. Как нужно ухаживать за языком и зубами? (чистить зубы и язык после завтрака и перед сном; полоскать рот после еды; не курить; не принимать горячую пищу; не брать в рот несъедобные и грязные предметы).
Орган осязания
1. Какой орган является органом осязания? (кожа).
2. Знаешь ли ты, как устроена кожа? (по атласу).
3. Как ты поступишь, если слегка поранишься?
4. В каком месте тела наша кожа самая чувствительная? (на кончиках пальцев).
5. Что надо делать, чтобы кожа была здоровой? (принимать водные процедуры; есть полезную и здоровую пищу; носить чистую одежду; не трогать бездомных кошек и собак).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческо-исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы "Наши верные друзья"
Проект в подготовительной к школе группе. dsc_8981.jpg dsc_8987.jpg dsc_8985.jpg dsc_8992.jpg dsc_8996.jpg dsc_9003.jpg dsc_9005.jpg dsc_9014.jpg dsc_9023.jpg dsc_9026.jpg dsc_9038.jpg dsc_9040.jpg...
Экологический проект "Деревья - наши верные друзья"
Экологический проект "Деревья- наши верные друзья"...
Презентация проекта "Наши верные друзья"
Проект о домашних питомцах детей...
Педагогический проект для детей средней группы «Наши верные друзья»
Пояснительная записка«Чем больше ребенок видел, слышал, пережилчем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, темзначительнее и продуктивнее при других рав...
Презентация проекта экологической напрвленности "Комнатные растения - наши верные друзья"
Долгосрочный проект экологической направленности в старшей группе. Цель проекта - способствовать развитию познавательного интереса к исследовательской деятельности детей....
Проект: «Уши, рот, нос, глаза – наши верные друзья».
Способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни. Продолжать формиро...
Консультация для родителе " Книги- наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!".
Приходит книга в дом любой.Коснись ее страниц,Заговорит она с тобой;Про жизнь зверей и птий..... (А. Марков)...